Теоретические аспекты правового регулирования легализации результатов орд для их использования в уголовном процессе
Анисимов О.Е., старший оперуполномоченный по ОВД Ульяновской таможни, адъюнкт кафедры СД ИПД РТА.
Для решения своих профессиональных задач оперработнику необходимо прежде всего понимать роль и значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Наличие правового регулирования необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке прав и свободы человека и гражданина в обществе. Правовое регулирование легализации оперативной информации для целей уголовного процесса - это явление, необходимость которого возникает для решения задач, стоящих перед оперативно-розыскными подразделениями правоохранительных органов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Четкость и эффективность механизма правового регулирования легализации оперативной информации зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования - оперативных работников, следователей и дознавателей. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.
В теории государства и права под правовым регулированием в узком смысле подразумевается целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств <1>. С.А. Комаров отмечал, что под правовым регулированием понимается одна из форм воздействия права на общественные отношения - воздействие при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации <2>. А по мнению С.С. Алексеева, правовое регулирование - это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, индивидуальных предписаний, правоотношений и др.) результативное, нормативно организационное воздействие на общественные отношения <3>. Деятельность уполномоченных субъектов по легализации оперативной информации в целях уголовного процесса является разновидностью общественных отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование тех или иных общественных отношений (в том числе и общественных отношений по легализации оперативной информации) осуществляется через механизм правового регулирования. Механизм правового регулирования непосредственно выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений <4>, являясь как бы технологической схемой правового регулирования. Зная механизм правового регулирования, оперработник может представить себе, какие звенья пройдет процесс воплощения нормы права в жизнь, какие остановки и сбои могут произойти в этом процессе. А значит, он в состоянии предложить научно обоснованный план эффективности правового регулирования за счет укрепления его основных звеньев.
<1> Теория государства и права: Учебник для юр. вузов. М., 1999; Малько А.В. Механизм правового регулирования // Известия высших учебных заведений. 1996. N 3.<2> Комаров С.А. Механизм правового регулирования // Общая теория государства и права (Академический курс: в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко). Т. 2. М.: Зерцало, 1998. С. 436.
<3> Алексеев С.С. Правовое регулирование в советском обществе // Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 226.
<4> Общая теория государства и права (Академический курс: в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко). Т. 2. М.: Зерцало, 1998. С. 439.
В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование <5>. Более развернутое определение дает В.Б. Исаков: "Понятие механизма правового регулирования охватывает взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, - норм права, юридических фактов и актов применения права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей" <6>. Механизм правового регулирования по своей сути является стержнем процесса правового регулирования. Среди основных элементов механизма правового регулирования выделяют:
<5> Теория государства и права: Учебник для юр. вузов. М., 1999.<6> Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 246.
- нормы права;
- юридические факты;
- акты применения права;
- правоотношения;
- акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей <7>.
Некоторые ученые расширяют систему механизма правового регулирования, и она включает в себя следующие элементы:
- нормы права;
- нормативно-правовые акты;
- акты официального толкования;
- юридические факты;
- правоотношения;
- акты реализации права;
- правоприменительные акты;
- правосознание;
- режим законности <8>.
По нашему мнению, для описания механизма правового регулирования легализации оперативной информации достаточным является первый из приведенных элементных составов механизма правового регулирования. Поскольку нет необходимости, например, выделять элементы "нормативно-правовые акты" и "акты официального толкования", так как "норма права" всегда содержится как в первых, так и во вторых и не существует изолированно сама по себе.
Деятельность оперработника по легализации оперативной информации для целей уголовного процесса основана на действующей нормативной базе, включающей в себя Конституцию Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, в том числе Инструкцию о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - Инструкция), утвержденную Приказом ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 <9>. Кроме того, при осуществлении мероприятий по легализации оперативной информации учитываются постановления, определения и решения Конституционного и Верховного Судов России.
<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23.В нормах указанных нормативных актов отсутствует термин "легализация", и, как правило, процесс применения оперативных данных в уголовном процессе обозначается как "использование" (ст. 11 Федерального закона об ОРД) или "интерпретация" <10>. Е.С. Дубоносов отмечает, что процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по своей сущности состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму и любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных форм <11>.
<10> Громов Н., Гущин А. Проблемы интерпретации оперативно-розыскных данных в качестве доказательств // Научно-правовой альманах МВД России "Профессионал". 1999. N 2 - 3, 5; Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности (курс лекций). М.: Книжный мир, 2002. С. 138.<11> Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности (курс лекций). М.: Книжный мир, 2002. С. 138.
Легализация оперативной информации - процесс оформления и официального использования сведений, полученных оперативно-розыскным путем, с обязательной зашифровкой ее источников <12>.
<12> Оперативно-розыскная деятельность. Словарь-справочник. ВНИИ МВД РФ. СПб., 2001. С. 74.Основываясь на разработанном теорией государства и права учении о механизме правового регулирования, опишем непосредственно сам механизм правового регулирования легализации оперативной информации для целей уголовного процесса.
Нормой права, регламентирующей использование результатов ОРД в уголовном процессе, является ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в соответствии с которой результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы:
- для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
- для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
А также они могут:
- служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
- представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело;
- использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Изложенная норма по своему характеру является бланкетной, поскольку все ее предписания отсылают к уголовно-процессуальному законодательству. Кроме того, в целях ее реализации изданы межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты.
Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений <13>. Юридическими фактами, с возникновением которых наступают юридические последствия, связанные с необходимостью легализации оперативной информации, являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
<13> Общая теория государства и права (Академический курс: в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко). Т. 2. М.: Зерцало, 1998. С. 281.- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- фактах, имеющих значение для возбужденного уголовного дела.
Правоотношение определяется как возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности <14>. Правоотношение имеет сложную по составу структуру: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. В рассматриваемом вопросе индивидуальными субъектами правоотношений по легализации оперативной информации являются оперработник, с одной стороны, и дознаватель (следователь, судья) - с другой. А коллективными субъектами, с одной стороны, являются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и с другой - органы предварительного следствия (дознания) либо суд. Объектом правоотношений являются общественные отношения между указанными субъектами по поводу легализации и использования оперативной информации в уголовном процессе.
<14> Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 269.Субъективное право оперработника заключается в представлении результатов ОРД для целей уголовного процесса по своей инициативе либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (п. 2 Инструкции). А юридическая обязанность - выполнять требования, предъявляемые Инструкцией к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, порядку их оформления и представления (ч. 3 введения Инструкции).
Актом применения права в механизме правового регулирования легализации оперативной информации является непосредственно постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Под актом реализации субъективных прав и юридических обязанностей понимается правомерное социально полезное поведение субъектов. То есть их действия, направленные на воплощение в жизнь предписаний норм права, регулирующих использование данных, полученных при проведении ОРМ, в уголовном процессе.
Таким образом, механизм правового регулирования легализации оперативной информации - это специфическое правовое воздействие, осуществляемое правовыми средствами как нормативными, общеобязательными регуляторами. Рассматриваемый механизм нацелен на достижение определенного социального результата в форме использования данных, полученных оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, в уголовном процессе.