Мудрый Юрист

Правовая природа достоинства личности

Сергеев А.Л., соискатель научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний.

Права человека неотделимы от людей, от их общественных отношений, способов бытия индивида. Они органично вплетены в общественные отношения, являются формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию частной жизни, информацию и др., являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством <1>.

<1> См.: Ерохин В.И. Теоретические основы обеспечения неприкосновенности частной жизни при реализации юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 40.

В связи с этим возникает вопрос: что понимать под основными правами и возможно ли их отождествлять с конституционными правами? Отсутствие строгости формулировок в законодательстве несколько затрудняет ответ на него.

При обозначении указанных прав нередко наряду с термином "естественные" используются определения "неотчуждаемые", "универсальные", "фундаментальные", "элементарные", "основные", что дополнительно запутывает проблему <2>. Здесь же отметим, что в международно-правовых документах по правам человека также нет ясности в том, какие из указанных в них прав считать основными <3>.

<2> Так, в ст. 17 Конституции РФ говорится о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, только не уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь. Совершенно очевидно, что не все права, зафиксированные во второй главе Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми, например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст. 47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др. Ряд прав, например право собственности (ст. 35), право на жилище (ст. 40), при определенных обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу неотчуждаемых.
<3> См. об этом: Бахтин С.В. О классификации прав человека в международных соглашениях // Правоведение. 1991. N 2.

Вопрос о признаках отнесения тех или иных субъективных прав к числу естественных решается в основном в пользу того, что естественное право появляется у человека с момента рождения. Такой точки зрения о возникновении у человека ряда прав в момент его рождения придерживаются такие авторы, как С.Е. Вицин, М.Н. Малеина, Н.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, Ц.Я. Ямпольская, К.Б. Ярошенко и ряд других <4>.

<4> См.: Права человека накануне XXI века. М., 1994; Права человека / Под ред. Е.А. Лукашовой. М., 2001; Головкин Р.Б. Морально-правовое регулирование частной жизни в современной России. Владимир, 2004. С. 116.

О принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения говорится и в Конституции РФ (ст. 17), и в Гражданском кодексе РФ (ст. 152). Следовательно, можно констатировать, что здесь важен не факт осознания права на достоинство, хотя осознание достоинства как такового имеет немалое значение, а "сам факт существования человека".

Отсюда первый сущностный признак принадлежности достоинства как субъективного права к естественным правам, а именно: возникновение его с момента рождения человека и обусловленность его биосоциальной природой.

Вторым признаком "естественности" права на достоинство является его неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека. Неотчуждаемыми права являются потому, что представляют собой коренные качества, "которые имманентны человеку как жизнедеятельному существу и которые нельзя отделить от него без явной угрозы потерять в нем "члена общественного союза" <5>. Думается, без достоинства вряд ли возможно было бы развитие человека в принципе и его участие в социальных взаимосвязях.

<5> Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 года - веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989. С. 30.

Изложенное, на наш взгляд, позволяет подчеркнуть еще две особенности естественного права человека на достоинство. Во-первых, оно реализуется непосредственно, т.е. без какого бы то ни было правоприменительного акта. Данным правом обладают все без исключения (другое дело, что при определенных обстоятельствах его объем может быть уменьшен, например, при проведении следственных действий, в случае изоляции в местах лишения свободы и др.).

Во-вторых, реализация естественных прав в целом и права на достоинство в частности осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, время и место рождения, пол - это все он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов. Организм развивается по определенным биологическим законам, которые человек также не в состоянии изменить <6>. В процессе социализации человек участвует в общественных взаимосвязях, в ходе чего формируется его самооценка и создается его авторитет как непременная характеристика достоинства личности. Человек не в силах безболезненно по своему желанию изменить общественное мнение о себе или то отношение, которое к нему сложилось, не может в один момент сформировать в себе какие-то новые моральные качества или отказаться от старых, изменить свое сознание, которое неразрывно связано с жизненным опытом и уровнем знаний, следовательно, право на достоинство реализуется объективно. Изложенное свидетельствует, что конституционно закрепленное право на достоинство является естественным, относится к категории основных.

<6> См. подробнее об этом: Гуревич П.С. Уникальное творение вселенной? // О человеческом в человеке. М., 1991; Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. N 2.

Право на достоинство проявляется в правовом институте в той же мере, в которой соответствующая отрасль обособляется внутри правовой системы в целом.

Обширный комплекс методов и средств юридического воздействия, дающий возможность эффективно и целостно регулировать специфические нравственные ценности и отношения, представляет собой довольно сложный по своей структуре комплексный межотраслевой институт достоинства.

Взгляд на сущность достоинства как на предмет воздействия многоуровневого юридического инструментария позволяет сделать вывод о том, что ценности достоинства занимают ведущее положение в гуманизации и демократизации общества, в правовом совершенствовании его государственности, выражают фундаментальную закономерность права, закрепляющую социальную ценность личности, субъекта и носителя чести и достоинства.

Понимание необходимости многопланового использования средств отраслевого правового регулирования отношений достоинства наиболее четко проявилось после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., в ряде статей которой морально-правовое понятие достоинства получило конкретизированное и детальное закрепление. А следовательно, в общетеоретическом и отраслевом правоведении укрепилась точка зрения комплексного межотраслевого подхода к исследованию методов юридического воздействия на отношения достоинства, а также правовых механизмов регулирования этих морально-ценностных отношений.

Правовая защищенность достоинства личности, уважение этих ценностей обществом и государством составляют базисную основу нового гуманизма, то есть ведущего, стержневого принципа демократического права <7>. Правовые методы и юридические средства регламентации и регулирования отношений достоинства занимают основное место в системе мер социального воздействия, направленного на совершенствование и развитие этих моральных ценностей. Можно сказать, что социальные отношения и ценности, выражающие достоинство личности (или социальной общности, группы), стали общими и сквозными для предметов правового регулирования всех отраслей права, а также для теоретического правоведения в целом.

<7> См.: Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983. С. 7.