Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования выпуска акций при учреждении российских банков

Мякенькая М.А., соискатель кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Правовой статус банка определяется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности": "Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц" <1>.

<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

В свою очередь, кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Таким образом, банк, являясь кредитной организацией, наделен правом осуществлять такие операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, которые не вправе совершать другие юридические лица. При этом необходимо отметить, что фирменное наименование любой кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Поэтому "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций" <2>.

<2> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

Особенностью банков является также то, что в своей деятельности банки руководствуются не только законодательством, регулирующим деятельность хозяйственных обществ, но, помимо этого, еще и специальными нормативными актами, право на издание которых принадлежит Банку России. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <3> Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

<3> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Хотелось бы отметить еще одну особенность банков: в соответствии с положениями Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также Инструкцией от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" <4> банки создаются на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Таким образом, банки могут создаваться в форме акционерного общества (закрытого, открытого), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. В свою очередь, создание банков в других организационно-правовых формах, предусмотренных для коммерческих организаций, исключается.

<4> Вестник Банка России. 2004. N 15.

Значительное количество банков в настоящее время в России создано в форме акционерных обществ. Данная форма дает банкам возможность оптимально сформировать собственный капитал еще на этапе создания. Выпуская собственные акции, банки выступают эмитентами ценных бумаг. Они несут от своего имени обязательства по выпускаемым ценным бумагам перед владельцами этих бумаг. Выпуск банком акций осуществляется при его учреждении (или реорганизации), а также при увеличении уставного капитала банка путем выпуска дополнительных акций.

Процесс регистрации выпуска банками акций очень сложен и требует знания соответствующей законодательной базы. При выпуске собственных акций банки руководствуются требованиями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <5>, Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <6>, Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н <7>. Однако помимо требований, установленных для всех акционерных обществ, деятельность банков по выпуску акций дополнительно регулируется нормативными актами Банка России: Инструкцией от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", Инструкцией от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" <8>, Положением Банка России от 19 марта 2003 г. N 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций" <9> и т.д.

<5> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<6> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<7> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 18.
<8> Вестник Банка России. 2006. N 25.
<9> Вестник Банка России. 2003. N 24.

В соответствии с положениями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, в том числе акций, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам, которая регистрирует выпуски акций всех акционерных обществ, за исключением тех, регистрация которых отнесена к компетенции иных регистрирующих органов <10>.

<10> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" (СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780) федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, который осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, за исключением выпусков эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых федеральными законами отнесена к компетенции иных регистрирующих органов, является Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР РФ).

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Инструкцией Банка России от 10 мая 2006 г. N 128-И выпуски ценных бумаг кредитных организаций подлежат государственной регистрации в Банке России (Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и территориальных учреждениях Банка России). В Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России регистрируются выпуски акций кредитных организаций с уставным капиталом 1000 млн. рублей и более (включая в расчет предполагаемые итоги выпуска) или с долей иностранного участия (в том числе физических и юридических лиц из стран СНГ) свыше 50%. Остальные выпуски акций кредитных организаций регистрируются в территориальных учреждениях Банка России.

Уставный капитал любого акционерного общества делится на доли определенного размера, права на которые удостоверяются акциями, имеющими номинальную стоимость. Размер уставного капитала, следовательно, совпадает с суммарной номинальной стоимостью акций, приобретенных акционерами.

Под размещением акций понимается отчуждение акций их первым владельцам. Первыми акционерами коммерческой организации - банка становятся учредители. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации". Открытая подписка на акции не допускается до полной оплаты уставного капитала и возможна только в рамках процедуры увеличения уставного капитала. Другими словами, в момент учреждения банка не должно быть акций, предполагаемых к размещению путем открытой подписки. Таким образом, размещение акций при учреждении банков, созданных в форме акционерного общества, осуществляется в общем порядке, установленном для всех акционерных обществ Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах".

В отличие от остальных акционерных обществ, для которых в соответствии Федеральным законом "Об акционерных обществах" минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества, норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций установлен в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро. При этом Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" устанавливает ответственность за снижение этого минимального размера. Однако банки, имеющие на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 млн. евро, вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер их собственных средств (капитала) не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на эту дату <11>.

<11> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

В свою очередь, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала, устанавливает Банк России.

Норма Федерального закона "О банках и банковской деятельности", устанавливающая размер минимального уставного капитала, была введена в действие Федеральным законом от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <12>, вступившим в силу с 1 января 2007 г.

<12> Российская газета. 2006. 6 мая.

Указанный Закон внес изменения в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части, регулирующей формирование уставного капитала банков. Так, Закон изменил положения ст. 62 и 63 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", отменив право Банка России устанавливать размер собственных средств (капитала) для кредитных организаций.

До вступления в силу Федерального закона от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ Банк России на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также решения Совета директоров Банка России (Протокол от 14 ноября 2003 г. N 26) был уполномочен устанавливать требования к минимальному размеру уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размеру собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, размеру собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, а также размеру собственных средств для кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса дочернего банка иностранного банка. Так, в указании Банка России от 1 декабря 2003 г. N 1346-У "О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка" <13> был установлен минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков, который также составлял сумму, эквивалентную 5 млн. евро.

<13> Вестник Банка России. 2003. N 71.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала устанавливается Банком России ежеквартально, на текущий квартал на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России. Рублевые эквиваленты, установленные на текущий квартал, действуют до даты установления Банком России соответствующих показателей на следующий квартал.

Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде: денежных средств в валюте Российской Федерации; денежных средств в иностранной валюте; принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация; иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России. При этом для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства.

Учредителями кредитной организации, созданной в форме акционерного общества, как и любого акционерного общества, могут быть юридические или физические лица.

Отличительной особенностью при формировании банком своего уставного капитала является требование, установленное Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", а также Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И, в соответствии с положениями которых учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. Данный запрет также распространяется на случаи передачи участниками части доли в уставном капитале другим юридическим лицам. Так, Банк России отказался регистрировать изменения, вносимые в устав банка, в связи со сменой его участников. Удовлетворяя иск банка и обосновывая вывод о том, что является недействительным отказ ЦБ РФ произвести регистрацию, арбитражный суд указал, что согласно ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" учредители банка не имеют права на выход из состава участников-учредителей в течение первых трех лет его существования, но Закон не ограничивает права участника-учредителя на передачу своих прав на долю в уставном капитале другим лицам. По мнению суда, вступление в состав участников банка новых лиц не влечет изъятие денежных средств у этого банка и не влечет уменьшение его уставного капитала.

Однако с такими выводами суда первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции не согласился. В обоснование своей позиции суд указал на то, что в ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" содержится запрет для учредителей банка на выход из состава его участников в течение первых трех лет существования банка. Данной нормой также регламентируются условия образования уставного капитала кредитной организации и устанавливаются требования, предъявляемые к учредителям банка. Из данной нормы следует, что законодателем выражено особое внимание к финансовой стабильности и к благополучию учредителя, определены требования и к источникам денежных средств, которые могут быть использованы в качестве взноса в уставный капитал. Определены также особые правила проверки соответствия учредителей кредитной организации предъявляемым Законом требованиям. Законом установлено право Банка России отказать в даче согласия при определенных условиях на совершение сделки купли-продажи долей кредитной организации, финансовое положение которой является неудовлетворительным. Системный анализ данной нормы позволил суду кассационной инстанции сделать вывод о том, что ограничения учредителя в вопросах распоряжения его имуществом в виде доли в уставном капитале кредитной организации служит целям обеспечения финансовых гарантий ее кредиторам, и этим же целям служит предусмотренный Законом комплекс мер по оценке финансового состояния каждого учредителя и обеспечения стабилизации вновь создаваемого банка не только через запрет на изменение размера его активов путем изъятия выбывающим участником-учредителем доли до истечения трех лет работы банка, но и запрет на замену этих лиц на какие-либо иные путем уменьшения доли учредителя банка в первые три года работы <14>.

<14> Постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2002 г. N КА-А40/1767-02.

Таким образом, учредитель путем заключения договоров купли-продажи его доли с юридическими лицами, не входившими в момент регистрации банка при его создании в состав учредителей, совершил действия, ослабляющие предусмотренные Законом гарантии.

Помимо вышеизложенного Банк России также устанавливает следующие требования к учредителям кредитной организации: юридическое лицо должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. При этом если учредителем кредитной организации является другая кредитная организация, то такой учредитель должен быть финансово устойчив. В этом случае достаточность средств кредитной организации - учредителя определяется, исходя из показателей собственных средств (капитала). При этом территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации запрашивает информацию о финансовом положении кредитной организации - учредителя у территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за ее деятельностью.

В свою очередь, порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются Положением Банка России от 19 марта 2003 г. N 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей кредитной организации" <15>. При этом в целях оценки финансового положения юридических лиц Банк России вправе запрашивать у учредителей кредитной организации любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации.

<15> Вестник Банка России. 2003. N 24.

Порядок и критерии определения финансового положения учредителей кредитной организации - физических лиц устанавливаются Положением Банка России от 19 апреля 2005 г. N 268-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" <16>.

<16> Вестник Банка России. 2005. N 29.

Оценка финансового положения юридического или физического лица, которое единолично или в составе группы лиц является или становится учредителем кредитной организации в результате приобретения акций банка, осуществляется в целях установления: а) достаточности собственных средств (имущества) / чистых активов приобретателя для приобретения акций кредитной организации в целях контроля за отсутствием фактов приобретения акций кредитной организации за счет привлеченных средств; б) отсутствия оснований для отказа в приобретении акций кредитной организации в связи с неудовлетворительным финансовым положением приобретателя.

Таким образом, неудовлетворение финансового положения будущего акционера требованиям, установленным Банком России, является одним из оснований отказа в государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

Так, Банк России отказал в государственной регистрации кредитной организации, указав в качестве причины отказа на тот факт, что на момент рассмотрения представленных учредителями кредитной организации документов, подтверждающих их финансовое положение, у Банка России имелись письма налоговых органов, из которых следует, что имеются разночтения между документами, имеющимися в налоговых органах, и документами, представленными в Банк России, что является подтверждением неудовлетворительного финансового состояния учредителей кредитной организации. Отказывая в регистрации кредитной организации, Банк России сослался на п. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которыми отказ в государственной регистрации кредитной организации имеет место в случае неудовлетворительного финансового состояния учредителей кредитной организации или неисполнения ими своих обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также в случае несоответствия документов, поданных в Банк России для регистрации, требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России.

Однако суд, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Банком России не доказано неудовлетворительное финансовое состояние учредителей. Суд постановил, что наличие расхождений между представленными документами и документами налоговых органов не может быть расценено как обстоятельство, которое может быть положено в основу отказа в государственной регистрации по мотиву неудовлетворительного финансового положения учредителей, поскольку норма ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предполагает, что в момент принятия решения об отказе в государственной регистрации кредитной организации Банк России должен иметь неопровержимые доказательства неудовлетворительного финансового состояния учредителей, а не сомнения по поводу этого вследствие имеющихся расхождений в документах, из-за чего невозможно было оценить финансовое состояние.

В свою очередь, невозможность оценить финансовое состояние учредителей из-за расхождений в документах может служить основанием для того, чтобы истребовать дополнительные документы и устранить имеющиеся противоречия либо, если эти противоречия неустранимы и документы однозначно свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом состоянии, принять решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации <17>.

<17> Постановление ФАС Московского округа от 7 февраля 2003 г. N КГ-А40/147-03.

Таким образом, суд признал незаконным отказ Банка России в государственной регистрации кредитной организации, так как отсутствуют доказательства, подтверждающие неудовлетворительное финансовое состояние учредителей кредитной организации.

Анализируя подобного рода требования Банка России к акционерам вновь создаваемых банков, можно прийти к выводу о противоречии норм, содержащихся в нормативных актах Банка России, положениям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "Об акционерных обществах". ГК РФ и Федеральный закон "Об акционерных обществах" содержат лишь следующие ограничения на участие в акционерных обществах: акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица; "законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в акционерных обществах, за исключением открытых акционерных обществ" <18>. Однако, проводя правовой анализ нормативных актов Банка России, можно говорить о том, что требования Банка России, предъявляемые к учредителям кредитных организаций, направлены главным образом на обеспечение гарантий интересов клиентов банка и выполнения банками требований, предъявляемых к участию в системе страхования вкладов.

<18> Статья 66 Гражданского кодекса РФ.

В одном из своих интервью заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков указал, что "создание системы страхования вкладов, жесткий отбор в нее банков, повышение требований к корпоративному управлению и финансовая "прозрачность" деятельности были лейтмотивом всех изменений в банковском секторе за последние два года. Принятие Закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" обеспечило необходимую правовую базу для государственной защиты интересов вкладчиков. Тем самым сегодня создаются условия как для увеличения притоков вкладов в банковский сектор, так и для развития конкуренции между банками за привлечение вкладов" <19>.

<19> Смирнов Е.Е. Актуальные проблемы банковского законодательства (интервью с А.Г. Аксаковым, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам) // Банковский ритейл. I квартал 2006. N 1.

В соответствии с положениями Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <20> банк признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им ряду условий, в том числе признанию Банком России финансовой устойчивости банка достаточной. Для оценки финансовой устойчивости банка применяется группа показателей оценки уставного капитала акционерного общества. Банк России проводит оценку экономической обоснованности формирования источников собственных средств (капитала) кредитной организации. При выявлении в ходе такой оценки фактов экономически необоснованного формирования источников собственных средств Банк России применяет предусмотренные Законом меры.

<20> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

Таким образом, Банк России, устанавливая жесткие требования при формировании уставного капитала кредитной организации, еще на этапе создания банка, защищает интересы его клиентов. Уставный капитал, сформированный таким образом, позволяет судить о финансовой устойчивости и надежности банка, его способности расплатиться с долгами.

В свою очередь, Ю.И. Кормаш в своих работах отмечает, что акции, составляющие уставный капитал кредитных организаций, отличаются повышенным финансовым риском для их держателей, так как банки в отличие от других эмитентов работают в большей степени не с собственными средствами, а с заемными и привлеченными <21>.

<21> Кормаш Ю.И. Банки на фондовом рынке. Правовое регулирование. М.: Издательство "Дело", 2002. С. 103.

В соответствии с положениями Инструкции ЦБ РФ от 10 марта 2006 г. N 128-И кредитные организации - эмитенты вправе выпускать только именные акции. При этом данное положение было впервые введено в 2003 г. в текст раннее действовавшей Инструкции ЦБ РФ от 22 июля 2002 г. N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ" <22>, несмотря на то что само понятие акции, в том числе указание на то, что акция является именной ценной бумагой, уже содержалось в положениях Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

<22> Вестник Банка России. 2002. N 55.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с установленными законом требованиями, не подлежит размещению. Однако абз. 3 п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также положения Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг <23> устанавливают, что при учреждении (реорганизации) акционерного общества размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества, до государственной регистрации их выпуска. Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании решения об учреждении этого акционерного общества и в случае его учреждения двумя и более лицами в соответствии с договором о его создании. При этом документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

<23> Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 18.

В отличие от государственной регистрации первых выпусков акций всех иных эмитентов выпуски акций кредитных организаций при учреждении в форме акционерного общества сопровождаются регистрацией банка и получением банком лицензии на осуществление банковских операций. Таким образом, соглашаясь с мнением Е.В. Павлодского, можно отметить, что при первом выпуске акций регистрационные документы выпуска акций представляются кредитной организацией в Банк России одновременно с документами на регистрацию кредитной организации <24>. Так, учредители банков направляют в Банк России в составе определенного Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И, Инструкцией ЦБ РФ от 10 марта 2006 г. N 128-И пакета документов: заявление о государственной регистрации кредитной организации, а также ходатайство о выдаче лицензии на осуществление банковских операций; копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации; копии учредительных документов учредителей кредитной организации; аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации; документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации.

<24> Кредитные организации в России: правовой аспект / Отв. ред. Е.В. Павлодский. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Перечисленные документы представляются в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации не позднее чем через один месяц после заключения договора о создании (или утверждения решения об учреждении кредитной организации) и утверждения устава кредитной организации.

Следует отметить, что понятие "решение о размещении ценных бумаг" содержится только в Инструкции ЦБ РФ от 10 марта 2006 г. N 128-И. В соответствии с указанной Инструкцией под решением о размещении ценных бумаг, в частности акций, понимается одно из следующих решений: решение о создании кредитной организации путем учреждения или реорганизации; решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и др. В свою очередь, Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг не дают четкого определения понятия решения о размещении. В соответствии со Стандартами решением о размещении ценных бумаг признается "решение, являющееся основанием для размещения ценных бумаг".

Инструкция ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И устанавливает, что в числе документов, направляемых на регистрацию выпуска своих акций, кредитная организация представляет уведомление о приобретении более 5% акций кредитной организации, а также документы, необходимые для получения предварительного согласия Банка России на приобретение учредителями более 20% акций кредитной организации. Уведомление о приобретении более 5% акций кредитной организации направляется в Банк России в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения. Указанное уведомление направляется приобретателем. В свою очередь, сделка, в результате которой приобретено более 20% акций кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, является ничтожной. Следует отметить, что юридическое лицо вправе приобрести более 20% акций кредитной организации в том лишь случае, если оно имеет устойчивое финансовое положение и осуществляет деятельность в течение не менее трех лет. При этом кредитная организация - приобретатель должна выполнять обязательные резервные требования Банка России. Обязанность получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций кредитной организации также лежит на приобретателе. Банк России в течение установленного срока принимает решение и сообщает о нем лицу, направившему соответствующее ходатайство. Указанный документ действителен в течение 12 месяцев с момента его выдачи и является разрешением на приобретение более 20% акций кредитной организации в пределах указанной в нем суммы. Такие требования, установленные Банком России, также можно считать обеспечительной мерой, направленной на защиту интересов клиентов Банка.

Так, ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю отказало в даче согласия на совершение сделки купли-продажи более 20% акций кредитной организации обществом-учредителем, обосновывая свою позицию тем, что на момент подачи ходатайства общество действует менее трех лет. Суд сослался на то, что Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки купли-продажи более 20% акций кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций. Для оценки финансового положения Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации акционеров кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций кредитной организации.

Суд указал на то, что одним из фактов, обеспечивающих стабильность кредитных организаций, является финансовая стабильность учредителей кредитной организации или лиц, владеющих пакетами акций, достаточными для влияния на деятельность кредитных организаций.

В связи с этим федеральным законодательством закреплен ряд требований, которым должен отвечать учредитель кредитной организации или ее крупный акционер, в том числе требований об их надлежащем финансовом положении. Поэтому при учреждении кредитной организации учредители обязаны представить в Банк России помимо прочих документов аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года. Закрепление трехлетнего срока деятельности организации-учредителя имеет целью точное установление факта ее финансовой стабильности <25>.

<25> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2002 г. N А33-2243/02-С3А-Ф02-2060/02-С1.

Следует отметить, что регистрация первого выпуска акций при учреждении кредитной организации должна производиться одновременно с выдачей кредитной организации свидетельства о государственной регистрации <26>. Данное положение также является одной из особенностей, отличающей регистрацию первого выпуска акций кредитными организациями от других акционерных обществ. Как уже отмечалось выше, государственная регистрация выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должна быть произведена после государственной регистрации акционерного общества с одновременной регистрацией отчета об итогах выпуска акций.

<26> Инструкция ЦБ РФ от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 2006. N 25.

При отсутствии замечаний по представленным банком документам территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) положительное заключение, к которому прилагаются документы, представленные учредителями кредитной организации.

Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба РФ) документы, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <27>.

<27> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

В свою очередь, территориальное учреждение Банка России после получения от Федеральной налоговой службы сообщения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) уведомление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации.

Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) в соответствии с положениями Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации от территориального учреждения Банка России, а также при отсутствии претензий к регистрационным документам осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России по ее местонахождению (если государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации осуществляет Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России).

Территориальное учреждение Банка России после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации и получения свидетельства о государственной регистрации кредитной организации направляет учредителям кредитной организации уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее уставного капитала. В случае если происходит размещение акций дополнительного выпуска и оплата акции производится в валюте Российской Федерации в безналичном порядке, эти средства должны зачисляться непосредственно на накопительный счет кредитной организации в Банке России. Регистрирующий орган вместе с зарегистрированными документами о выпуске выдает кредитной организации письмо в адрес расчетно-кассового центра Банка России по месту ведения корреспондентского счета кредитной организации - эмитента об открытии ей накопительного счета для сбора средств в валюте Российской Федерации, поступающих в оплату акций. При этом кредитная организация - эмитент не вправе использовать в своем обороте средства, находящиеся на накопительном счете. С накопительного счета денежные средства после регистрации итогов выпуска перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России. Режим накопительного счета в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России".

В соответствии с положениями Инструкции ЦБР от 10 марта 2006 г. N 128-И, а также Инструкции ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И учредители кредитной организации должны оплатить 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в уставе кредитной организации, в течение 30 дней с момента выдачи уведомления о государственной регистрации кредитной организации и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации. Указанный порядок оплаты уставного капитала, установленный Банком России, совпадает с общим порядком, установленным законодательством для всех акционерных обществ.

Банк России установил, что оплата акций в валюте Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (резидентами и нерезидентами), производится только в безналичном порядке. Оплата акций в валюте Российской Федерации физическими лицами - резидентами производится как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Оплата акций в валюте Российской Федерации физическими лицами - нерезидентами производится только в безналичном порядке.

Нерезиденты вправе оплачивать акции кредитной организации - эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. При этом оплата резидентами акций в иностранной валюте не допускается. Нерезиденты (юридические и физические лица) оплачивают акции кредитной организации - эмитента иностранной валютой только со своих банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Кредитная организация для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала в срок, не превышающий одного месяца с даты его полной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России соответствующие документы. При этом в указанный срок кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска ее акций. Отчет о первом выпуске акций при учреждении кредитной организации - эмитента представляется в регистрирующий орган одновременно с представлением документов на получение лицензии на осуществление банковских операций.

Регистрирующий орган перед регистрацией отчета рассматривает информацию, содержащуюся в отчете, на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации. При этом регистрирующий орган вправе оценивать информацию, содержащуюся в отчете, на предмет ее достоверности.

Проверка правомерности оплаты уставного капитала кредитной организации осуществляется территориальным учреждением Банка России (его структурным подразделением, к компетенции которого относится подготовка заключений по вопросам выдачи лицензий на осуществление банковских операций) по ее местонахождению. Указанное структурное подразделение территориального учреждения Банка России выносит заключение об оплате уставного капитала кредитной организации.

Таким образом, после получения заключения, подтверждающего правомерность оплаты уставного капитала кредитной организации, и при отсутствии претензий, связанных с выпуском ценных бумаг кредитной организацией, соответствующий регистрирующий орган регистрирует отчет об итогах выпуска.

После регистрации отчета об итогах выпуска акций снимаются все ограничения и запреты, установленные на использование денежных средств, внесенных в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации, а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций. При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также при регистрации отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества) Банк России принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций <28>.

<28> Инструкция ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // Вестник Банка России. 2004. N 15.

Таким образом, эмиссия акций при учреждении банков представляет собой достаточно сложную процедуру, отличную от процедуры регистрации акций других акционерных обществ, включающую одновременную регистрацию банка в качестве юридического лица, а также получение банком лицензии на осуществление банковских операций.

Подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что, по статистическим данным, за период с 1 января 1988 г. по 1 января 2006 г. было создано 3092 кредитных организаций. Периодом, за который было создано наибольшее количество банков, можно считать этап с 1 января 1990 г. по 1 января 1995 г. Именно в указанный период было создано 2706 банков. В период с 2005 г. по настоящий момент было зарегистрировано шесть кредитных организаций, из них только две были созданы в качестве акционерных обществ <29>. Такое снижение количества создаваемых кредитных организаций, и в частности банков, обусловлено рядом причин. Одной из них является существующий жесткий контроль со стороны Банка России, а также других государственных органов: Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др. Также банкам приходится постоянно публиковать результаты своей деятельности, балансы и отчитываться перед Банком России по ряду показателей. Однако такие меры со стороны органов государственной власти обеспечивают надежность банков и гарантию интересов клиентов банков.

<29> По материалам сайта: http://banks.rsoft.ru.

Поэтому в последние годы наметилась тенденция не к созданию новых кредитных организаций, в том числе банков, а к укреплению инвесторами (акционерами) уже сложившегося банковского сектора путем увеличения уставного капитала банков. Уставный капитал банка представляет особую форму банковских ресурсов. Он в отличие от других источников носит постоянный безвозвратный характер, является обязательным условием образования и функционирования любого банка, т.е. служит "стержнем", на который опирается вся деятельность банка с первого дня его существования. Таким образом, благодаря постоянному характеру уставный капитал выступает в качестве "главного средства защиты" интересов вкладчиков и кредиторов. В банковской практике уставный капитал рассматривается как величина, в пределах которой банк гарантирует ответственность по своим обязательствам <30>. В свою очередь, следует отметить, что величина собственного капитала является одним из способов упрочнения банком своих позиций на рынке, а также расширения сферы своего влияния и привлечения новых клиентов.

<30> Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. М.: Юрист, 2002. С. 107.