Мудрый Юрист

Информация об осенней сессии конгресса местных и региональных властей европы (Москва, 13 - 15 ноября 2006 г.)

Осенняя сессия Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) стала заключительным этапом председательства Российской Федерации в Комитете Министров Совета Европы. На ней обсуждались вопросы укрепления местного самоуправления и децентрализации власти в России.

Открыли пленарное заседание Председатель Конгресса Хальвдан Скард и Председатель верхней палаты российского парламента Сергей Миронов. В дискуссии также приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев и Председатель Комитета Министров Совета Европы, Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.

Говоря об особенностях разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, Хальвдан Скард отметил существенный прогресс, которого достигла Россия в этом направлении за последние годы. Вместе с тем он выразил озабоченность в связи с законопроектом о передаче полномочий региональным властям. Речь идет о законопроекте, в котором мэров городов предлагается назначать. "Этот закон может стать откатом назад, при этом противоречить Хартии местного самоуправления", - заявил Председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

В своем выступлении Сергей Миронов отметил, что Конгресс заметно активизировал свою деятельность по развитию местной и региональной демократии в Европе и поиску новых подходов и распространению передового опыта в сфере укрепления межрегионального и трансграничного сотрудничества.

"Как и для всех государств Совета Европы, парламентаризм и местная демократия являются для России базовыми ценностями, основой для реализации устойчивых парламентских традиций, культуры парламентской демократии", - подчеркнул он. По мнению главы верхней палаты российского парламента, органы местной власти являются одной из главных основ любого демократического строя.

По словам Сергея Миронова, в нашей стране самое большое количество субъектов Федерации - на сегодняшний день их 88; на территории страны проживают около 200 народов и народностей, мирно сосуществуют крупнейшие мировые религии. "Уникальность России проявляется еще и в том, что в стране была предпринята смена всей общественно-политической и экономической формации, существовавшей более 70 лет. Одновременно реализованы крупномасштабные преобразования административной, федеративной и муниципальной структур, реформа государственной службы. Все это сопровождается также глубочайшей реформой экономики России", - подчеркнул Сергей Миронов. По его словам, основной целью административной реформы стала ликвидация избыточных функций исполнительной власти.

Федеративная реформа в России проходила в несколько этапов. На первом этапе региональное законодательство было приведено в соответствие с федеральным законодательством. Второй этап реформы решал вопрос оптимального разграничения полномочий между разными органами публичной власти, а также финансового обеспечения передаваемых полномочий. "Здесь мы, законодатели, особенно Совет Федерации как палата регионов, видим еще очень много недоработок. К сожалению, практика, когда на места передаются полномочия, но не передаются в достаточной степени необходимые финансовые ресурсы, - это реалии сегодняшнего дня", - сказал Сергей Миронов. На третьем этапе реформы решалась задача укрепления единства системы исполнительной власти при одновременном повышении роли законодательных органов власти, отметил Председатель Совета Федерации.

"Процесс перераспределения полномочий в России осуществляется через механизм реализации принципов субсидиарности, это фундаментальный принцип по взаимодействию органов публичной власти в современной Европе", - отметил глава Совета Федерации.

Реформа местного самоуправления, по его мнению, направлена на повышение управляемости территорий в целях оперативного и качественного решения повседневных задач для населения. Муниципальный и поселенческий уровни местного самоуправления позволяют сочетать решения общих и частных вопросов предоставления услуг и их финансирования в наиболее сбалансированной форме.

В общем контексте реформ большое значение имеет законодательное введение отдельного вида государственной службы - государственной гражданской службы, подчеркнул Сергей Миронов. Предусмотрена система мер, позволяющих сделать государственную гражданскую службу более прозрачной для граждан. Одновременно повышаются требования к государственному гражданскому служащему и его уровень ответственности за исполнение должностных обязанностей.

Председатель Совета Федерации напомнил, что для повышения качества жизни населения недавно был принят Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Тем не менее большинство граждан России не знают о том, что данный Закон уже вступил в силу.

"Должен сказать, что все упомянутые мной реформы, и главное - ключевая, с моей точки зрения, реформа, которая проводилась на протяжении пятнадцати лет, - реформа местного самоуправления, - находят все большее понимание и поддержку у граждан нашей страны", - сказал спикер верхней палаты российского парламента.

Отвечая на вопросы журналистов, касающиеся отношения к закону о назначении мэров, Сергей Миронов подчеркнул, что он против принятия данного закона. "Мэры городов должны избираться - это суть местного самоуправления", - заявил глава Совета Федерации.

Что касается вопроса о запрете госслужащим критиковать власть, то Сергей Миронов пояснил, что речь идет о дополнениях в Закон о гражданской службе, которые бы запрещали негативные высказывания должностных лиц в адрес своей страны. "Меня удивило, что в Законе есть четкий запрет на оценочные высказывания в адрес государственных структур, но нет запрета на оценочные высказывания в адрес государства, которое оплачивает работу госслужащего", - отметил он. По мнению Сергея Миронова, в Законе было бы логичным ввести ограничения на должностных лиц, касающиеся негативных высказываний в адрес своей страны как на ее территории, так и за ее пределами во время служебных командировок.

Говоря о снятии ограничения минимального порога явки избирателей на выборах, Сергей Миронов подчеркнул, что отсутствие минимального порога явки - общепринятая мировая практика, но в конкретных российских условиях отмена порога явки преждевременна. "Думаю, что в ближайшем будущем, может быть, уже где-то через год, в России появится реальная многопартийность и политическая конкуренция, у людей появится право выбора, и выборы станут в прямом смысле слова интересными и значимыми. В этих условиях можно будет думать об отмене порога явки", - считает Сергей Миронов.

Выступая на заседании, Дмитрий Медведев рассказал о ходе реализации приоритетных национальных проектов. Первый вице-премьер сообщил, что в следующем году на них будет израсходовано порядка 10 миллиардов евро.

"Наши граждане должны привыкнуть к тому, что власть начинается не в Москве, в Кремле, а внизу. Но она имеет особую форму - местное самоуправление. Это должны быть менеджеры, которые могут работать на самом низовом уровне. Умеют общаться с людьми, с одной стороны, с другой - имеют навыки бюджетирования, могут управлять деньгами. Это очень непросто, особенно когда этих денег немного, мы все это прекрасно понимаем. Их нужно распределить между отдельными элементами всей системы местного самоуправления, даже в отдельно взятом муниципалитете", - сказал Дмитрий Медведев.

14 ноября 2006 г. на заседании Палаты регионов, в котором приняли участие члены Постоянного и Институционного комитетов КМРВЕ, был организован телемост с пятью регионами Российской Федерации. Главы законодательных и исполнительных органов власти Республик Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, а также Алтайского и Пермского краев рассказали европейским гостям о достижениях и проблемах, с которыми сталкиваются эти территории России, ответили на их вопросы.

В дискуссии принял участие помощник Президента РФ Игорь Шувалов. Он обсудил с европейскими и российскими региональными представителями вопрос о проблемах местного самоуправления на местах.

И. Шувалов коснулся, в частности, инициативы некоторых депутатов Госдумы об отмене выборности мэров столичных городов. По словам помощника Президента России, этот вопрос нуждается в обсуждении на разных уровнях, поскольку отказ от выборности глав администраций может нанести вред формирующейся системе местного самоуправления в регионах. "Исполнительной и муниципальной властям необходимо конструктивно сотрудничать друг с другом. Эта власть должна быть сбалансирована", - сказал И. Шувалов.

Его поддержала Светлана Орлова, которая добавила, что в обсуждении этой инициативы должно участвовать и население регионов.

На заседании обсуждались проблемы, схожие как для России, так и для Европы: сложности кадровой политики местного самоуправления, налоговой политики, проблемы градостроительства и обеспечения пресной водой. Как подчеркнула С. Орлова, этот вопрос коснется и нашей страны, несмотря на то что Россия обладает 20% мировых запасов питьевой воды.