Мудрый Юрист

Соотношение политико-правовой активности личности и функционирования гражданского общества

Орлова Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.

Реальное гражданское общество - это определенное состояние общественных отношений, при которых создается возможность для участия всего народа и каждого человека в государственном управлении. При этом гражданское общество является вероятностно-статистическим. В нем проявляются статистические закономерности, отличающиеся неопределенностью, наличием случайностей. В то же время его сложная структура обеспечивает достаточную стабильность, повторяемость, упорядоченность общественных отношений. В известной степени происходит постоянное воспроизводство системной организации общества в действиях человека, и, следовательно, речь идет о том, насколько социально-политическая активность влияет на функционирование гражданского общества в целом и его институтов в частности. Иными словами, гражданин не спрашивает, что могут сделать для него другие (например, государство), он спрашивает, что он сам может сделать для самого себя и для других.

И поскольку общество нуждается в самосохранении, оно действует на основе социальных норм, посредством которых достигается возможность для человека жить среди других людей, в обществе. Поэтому стабильность в обществе отнюдь не означает отсутствия напряженности и конфликтов. Она предполагает определенный баланс интересов индивидуальных и коллективных субъектов, который ведет к преодолению противоречий в обществе, а в конечном счете к обеспечению прав и свобод граждан, т.е. делает общество гомогенным.

Отсюда следует согласиться с утверждением Э. Фромма, который писал: "Присущее человеку стремление к единению с другими коренится в специфических условиях рода человеческого и является одной из самых сильных мотиваций поведения человека..." <1>. Из этих слов, на наш взгляд, вытекает, что человеку свойственно, с одной стороны, нацеливание на активные социально-политические действия в обществе совместно с другими индивидами в той или иной форме, а с другой - имеется в виду, что личность должна быть свободна в реализации своих возможностей и способностей, но соизмеряя свои потенции "быть" с возможностями и разумностью. Иными словами, в гражданском обществе "главное для свободы человека - собственное самоограничение и собственный самоконтроль" <2>. Воспитательное в этом плане значение как раз и имеют те или иные социальные нормы, в частности мораль, право и т.д.

<1> Фромм Э. Иметь или быть? М., 1996. С. 111.
<2> Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. N 9. С. 33.

При этом одна из важнейших особенностей современного гражданского общества - что интересы человека, его свобода - важнейшая цель такого общества. Свобода человека может проявляться и в сфере экономики (экономическая свобода), и в сфере политики (политическая свобода), и в духовной сфере (нравственная свобода). Причем перед личностью не стоит вопрос об обязательном их использовании. Личность обладает правом "быть или не быть", т.е. свободой воли, свободой самостоятельно принимать те или иные решения, выбирать тот или иной вариант поведения (юридическая свобода).

И как справедливо подчеркивается в юридической литературе, "все виды свободы, в большей или меньшей мере, полностью или частично выступают в правовом опосредовании, т.е. принимают форму юридической свободы" <3>.

<3> Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. N 10. С. 85.

По мере усложнения социально-экономической и духовной жизни общества и государства усложняется и механизм регуляции общественных отношений. С одной стороны, происходит расширение консолидирующей роли права, ибо оно выстраивает определенное межличностное общение, наделяя человека равными правами и обязанностями, с другой - само гражданское общество в силу саморегуляции и самоорганизации готово противостоять деструкции, смягчить (или даже устранить) социальное напряжение в обществе и тем самым способствовать стабильности и упорядоченности общественных отношений.

Участие индивида в политике предопределяется, во-первых, социальным статусом личности, во-вторых, объективными факторами и общественными потребностями.

Социальный статус личности - собирательное понятие, ибо охватывает как правовой статус гражданина, так и статус члена общественного или иного объединения (общности). Более того, он содержит атрибутивные, функциональные, оценочные и нормативные признаки <4>. Атрибутивные признаки предполагают принадлежность к определенной социальной общности, функциональные - определяют ту роль, которую личность играет, в частности, в политическом процессе. Оценочные признаки определяют "качество" этой роли, с одной стороны, с точки зрения оценки (престижа) самой личностью, а с другой - с точки зрения оценки со стороны общества. Нормативные же критерии говорят о нормативном, в том числе правовом, регулировании положения человека в обществе, об определении его поведения с позиций права, морали, корпоративности и иных социальных норм.

<4> См.: Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 313.

Помимо социального статуса каждый человек является обладателем личного статуса, который определяет положение личности с точки зрения его оценки и восприятия со стороны родных, знакомых и т.п., т.е. довольно незначительного числа людей, непосредственно его окружающих. При этом для определения положения человека в гражданском обществе с точки зрения межличностных отношений важно то, что личный статус "приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека" <5>, а не дан ему от рождения. Более того, личный статус всегда предопределяет тот или иной интерес, ради которого человек поступает так или иначе, проявляя всю свою разносторонность и индивидуальность.

<5> Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. М., 2001. С. 146 - 147.

Отсюда в основе политико-правового поведения личности лежит принцип личной инициативы, проявляемой не выходя за рамки социальных и прежде всего правовых норм, и опора на осознание личностью собственной ценности и ценности социально-правового статуса.

В сфере политики это проявляется в том, что индивид осознает общую социально значимую цель своей деятельности, идентифицируя себя с другими людьми в процессе совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об отождествлении личности с конкретной политической партией, а также о приверженности тому или иному лидеру.

При этом политическая социализация во многом предполагает политическую успешность индивида как на личностном уровне, так и в общественном мнении (уровне той или иной группы, организации, территориального образования или общества в целом). Успешность политической (политико-правовой) социализации проявляется в результативности политико-правового поведения в том или ином обществе и признании таких результатов в окружающей индивида среде или социуме, как соответствующих нормам и ценностям (политическим, правовым, моральным) конкретной социальной группы или общества.

Факторы, влияющие на участие личности в политической деятельности - важнейшей стороне функционирования гражданского общества, носят как "естественный", так и "искусственный" характер. К первым относятся биосоциальные факторы, связанные с природой человека и соединяющие в себе как врожденные, так и приобретенные в процессе социализации факторы, т.е. представляющие собой "личностную траекторию развития человека" <6>. Что касается вторых, то имеется в виду сфера свободной самореализации личности, ибо свобода - это уже культурное, "искусственное" явление, возникшее одновременно с самой культурой <7>. На протяжении всего развития человечества происходит перманентный процесс, когда именно культура, расширяя рамки свободы, в то же время одновременно их ограничивает посредством норм (в том числе правовых), ценностей, традиций и т.д., защищающих свободу другого человека <8>.

<6> Гражданское общество: Истоки и современность. СПб., 2002. С. 152.
<7> См.: Там же. С. 159.
<8> См.: Там же. С. 159.

Среди факторов, влияющих на социальный статус и активность личности в гражданском обществе, следует назвать следующие: 1. Экономический фактор - стабильность экономики, развитие производства, рост материального благополучия населения, увеличение рядов среднего класса и т.д.; 2. Политический фактор включает в себя эффективную деятельность государственного аппарата, политических партий и других субъектов политической системы общества; 3. Культурно-нравственный фактор подразумевает уровень развития культуры, науки, усиление нравственного климата в обществе, признание и защиту духовных ценностей, особенности национального менталитета; 4. Информационный фактор охватывает сферу получения и распространения разнообразной информации о государстве, политике, в том числе правовой. 5. Организационный фактор зависит от уровня развития и эффективности институциональных форм общественной активности индивидов.

Безусловно, определенное влияние на политико-правовую активность индивида оказывает менталитет (национальный, личностный), который обладает устойчивостью во времени и стабильностью структуры. Это приводит к тому, что, во-первых, личностный менталитет обладает способностью сопротивляться нововведениям, во-вторых, пассивностью поведения, в-третьих, нередко ведет к психологическому кризису из-за неприятия изменяющихся политических и иных условий повседневной жизни.

В результате для российского общества, как совершенно справедливо отмечается в юридической литературе, характерны: "нигилизм (пронизывающий все общество и проявляющейся в отношении правовых норм, политических отношений); утопизм (коммунистического, либерального или иного толка); архаизм (укоренившиеся обычай, традиции, порой противоречащие российскому законодательству, - кровная месть, самосуд и т.п.) <9>.

<9> Смоленский М.Б. Гражданское общество в условиях конституционализма: аспекты правовой культуры. М.: Ростов н/Д, 2005. С. 99 - 100.

Для современного общества, безусловно, характерно стремление человека ко всему новому, плюрализм мнений, многовариантность культурного и политического развития и в то же время во многом тяга к существующим традициям, повседневности <10>. Отсюда степень политического участия то усиливается, то, наоборот, снижается либо приобретает весьма формальный характер (вспомним недалекие советские годы, когда один и тот же гражданин являлся членом не одного десятка общественных формирований). Кроме того, одним из ярких проявлений демократии, а следовательно, и свободы служит "право гражданина не только на участие, но и на неучастие" <11>.

<10> См.: Гражданское общество: Истоки и современность. С. 162.
<11> Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998. С. 36.

Наконец, сама сфера политики, ее цели и средства не всегда оказывают положительное воздействие на политическое участие личности, например, забастовки, вооруженные действия, запугивание людей, митинги ради достижения интересов лидеров политических партий, неконструктивная критика политических оппонентов, популизм, направленный на формирование общественного мнения и настроения, манипулирование людьми и т.п.

Почему же так происходит? На наш взгляд, прежде всего потому, что человек долгое время рассматривался в нашей стране как средство, с помощью которого государство достигает своих целей, и практически он утратил свое гражданское достоинство, растворившись в государстве.

Радикальная и быстрая смена социальных ориентаций российского государства и общества, т.е. попытка перейти от системоцентристской к персоноцентристской модели общества, сопровождается расстройством экономики, существенным падением уровня жизни основной массы населения, резкой социальной дифференциацией, возникновением религиозного и национального противостояния. Это породило "безнормативную личность" в двух ее ипостасях - либо как саморазрушаемую (например, уход в себя), либо как "агрессивно стремящуюся выжить" ценой попрания всех социальных, моральных и правовых норм, что является, в частности, причиной роста криминогенности нашего общества <12>.

<12> См.: Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. С. 335.

Участие индивида в политических процессах зависит: во-первых, от объема информации о предмете; во-вторых, от социально-психологической установки индивида, а также группы, в которую он входит; в-третьих, от личностных качеств субъекта принятия решения и, если решение принимается коллективным субъектом, от характера межличностных отношений (в партиях и иных общественных объединениях). Особое место среди субъективных факторов участия личности в политике занимает политическая и правовая культура.

Все это в одних случаях оказывает позитивное влияние на формирование деятельного начала в человеке, на выработку как индивидуальной, так и групповой (и иной коллективной) ценностно-ориентированной установки на участие в политике. В других случаях - негативное влияние, ведущее к отказу индивида осуществлять политические права и свободы.

Для гражданского общества характерно наличие состязательных потоков политической социализации, суть которых заключается в том, что на человека оказывает влияние семья, коллектив работников, уровень образования, возраст, религиозные верования, политические институты, средства массовой информации, политическая идеология, политические и иные условия жизни, личный или групповой опыт. Например, существенно различается характер и результаты политической социализации жителей крупных мегаполисов, небольших городов и сельской местности.

Отсюда социализация сегодня включает в себя прежде всего формирование способностей, желания, навыков политического участия, усиление социально-политической активности, преодоление повседневных иллюзий. Достигается это путем усвоения политических ценностей и традиций, замещения личностью социальных ролей в системе политических отношений, а также развития механизма включенности индивида в систему политической самореализации личности с целью как выработать свои собственные политико-правовые ориентации и установки, так и способствовать развитию самого гражданского общества. В противном случае проводимая сверху демократизация общества осуществляется без включения в нее самих людей, не затрагивает их интересы. Более того, чрезмерная активность государства в этом процессе ведет к прямо противоположным результатам - "к инертности индивидов, ко все меньшей способности граждан действовать, к их непониманию собственных интересов, к отсутствию привычки заботиться о них" <13>, вместо того чтобы "убедить людей в том, что они сами должны заниматься собственными делами" <14>.

<13> Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. N 7. С. 15.
<14> Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 86.

Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов роль государства в формировании политико-правовой активности личности. Во-первых, именно государство создает правовые нормы (в частности, речь идет о поощрительных нормах), которые стимулируют инициативу и активность индивида в решении государственных и общественных вопросов. Во-вторых, именно государство предусматривает формы контроля гражданского общества в сфере осуществления государственной власти, в том числе путем привлечения представителем "общественности" к экспертно-консультативной деятельности государственных органов, например, именно с этой целью в первую очередь была создана Общественная палата. В-третьих, нельзя забывать, что "общество - естественная форма существования человека, а также существования государства" <15>. Признание высшей ценностью человека и его прав и свобод - это принцип не только существования гражданского общества, но и государства согласно конституционному законодательству.

<15> Затонский В.Л. Доклад на научно-методическом семинаре "Сильное государство и активная личность как потребность времени" // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 3. С. 183.

Применительно к гражданскому обществу подходит выдвинутое С.А. Комаровым научное понятие "политико-правовое состояние", так как эта категория раскрывает все стороны закрепленного в праве состояния личности и ее отношения с государством и иными политическими институтами <16>, в том числе принципы и гарантии функционирования личности в гражданском обществе. Суть этих принципов состоит в одновременном взаимодействии государства и личности и разграничении сфер деятельности, обеспечивающих автономию личности.

<16> См.: Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. М., 1998. С. 16.

Немаловажное значение имеют и межличностные отношения, возникающие в политическом процессе. Проблема преодоления политического нигилизма и инертности во многом связана с тем, что нередки случаи, когда в основе участия в общественной жизни лежат корыстные интересы, приобретение каких-либо благ во вред другим людям. Это накладывает определенный отпечаток на психологию людей, на их желание участвовать в государственном и общественном управлении и часто порождает абсолютную внутреннюю апатию или внешнюю деструктивную активность. Происходит принятие или непринятие личностью внешних и внутренних условий его существования. В последнем варианте это ведет к разрыву связи между человеком и обществом, к убеждению (чисто детскому), что только поведение, идущее вразрез с общепринятым или одобряемым, способно улучшить социальный, в том числе политический, статус личности и достичь поставленной цели. Кроме того, процесс отчуждения в политике во многом связан с уверенностью в невозможности влияния личности на процесс принятия политических решений.

При этом надо иметь в виду, что политическое отчуждение личности (равно как и народа) - явление, сопутствующее человеческому обществу всегда. "Отчуждение - факт и фактор бытия человека. Политическое отчуждение объективно присутствует в жизни человека. Оно имеет разные уровни, формы выражения. В таком аспекте оно вечно, неотторжимо от бытия и сознания индивида. Ни одна форма политической организации общества не избавляет тотально от факта политического отчуждения" <17>. Безусловно, это так. Но именно гражданское общество способно минимизировать этот процесс.

<17> Рыбаков О.Ю. Политическое отчуждение человека. Саратов, 1997. С. 3; Он же. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003. С. 67.

Однако не менее опасен и другой сценарий политического поведения - когда происходит полное слияние индивидуальной и политической жизни человека в обществе, оправдание своих поступков поведением других и высокими целями и идеалами.

Гражданское общество изначально предполагает ответственное отношение индивида к политическому участию. Поэтому важно выработать внутреннее стремление личности изменить жизнь свою и общества, усилить активность в желаемом направлении.

Вместе с тем мерилом политической и правовой активности является: 1) способность брать на себя наиболее важные дела (как с личной, так и общественной точки зрения); 2) эффективность использования политико-правовых возможностей и средств; 3) результативность политического участия, т.е. участия в принятии управленческих решений, в том числе с духовно-нравственных и гуманистических позиций. Если такое положение достигнуто (хотя бы минимально), то можно с уверенностью утверждать, что у общества и государства есть будущее, т.е. продвижение вперед в своем развитии.

Поэтому гражданское общество заинтересовано в активной личности. И не просто заинтересовано, а само способно ее формировать.

Социально-психологические качества и свойства людей, такие как убеждение, знания, чувство личной ответственности, самодисциплина, чувство сострадания и милосердия и т.п., что делает человека личностью, оказывают существенное влияние на политическую активность индивида. На политическое участие личности влияют и такие признаки, как пол, возраст, национальная и социальная принадлежность, членство в партиях, религиозные верования, человеческие инстинкты и многое другое.

Что касается человеческих инстинктов, то, безусловно, они лежат в основе политического поведения, хотя подчас сам человек этого и не осознает. Одни из них с точки зрения развития гражданского общества можно приветствовать, другие несут в себе заряд деструктивности (насилия, агрессии).

Политико-психологический компонент механизма реализации политического плюрализма предполагает сопоставление реального статуса личности с ее потребностями и интересами. Он может оказывать как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на весь механизм, вызывая позитивный настрой, когда процесс осуществления прав, интересов и исполнения обязанностей основан на уважении права и является жизненной необходимостью (потребностью), или, наоборот, нигилистическое отношение к своим правам, обязанностям, а следовательно, и к праву вообще. Нельзя упускать из виду, что в общественном сознании право нередко представляется исключительно как ограничитель свободы, т.е. воли.

Между тем, будучи социокультурной категорией, право присутствует в повседневной жизни, направлено на правовую социализацию личности. Правовая социализация - многогранное понятие. Оно включает в себя целенаправленный процесс воспитания "правовых чувств", процесс формирования идеалов правового поведения, процесс освоения правовых ценностей. В конечном счете она направлена на формирование жизненной позиции путем предоставления возможности и запрета определенных действий, установления прав и обязанностей. Важное значение для социализации личности имеет и институт негативной юридической (классической) ответственности, четко определяющий, что такое зло, каковы пределы вмешательства государства в личную жизнь каждого человека.

В ходе правовой социализации личности происходит ее приобщение к социально-правовой среде, выбор индивидом варианта своего поведения, усвоение накопленного человечеством социально-политического опыта, приобретение личных качеств, необходимых для самореализации личности в гражданском обществе. При этом право воздействует на сознание и волю человека независимо от его желания или нежелания, ибо реальное воплощение правовых предписаний в деятельности всех институтов гражданского общества находит отражение в индивидуальном сознании, получает адекватную или неадекватную оценку.

Право к тому же создает благоприятные юридические условия для реализации политического (равно как и любого другого) интереса, т.е. объективно стимулирует повышение политико-правовой активности.

Возникает вопрос: как следует расценивать такие формы активности, как диссидентское движение в прошлом (советские годы) или гражданское неповиновение в настоящем? С точки зрения права это нарушение уголовного законодательства. С точки зрения морали "это поведение высоконравственных людей, идеалистов, альтруистов, приносящих свои личные интересы в жертву общему благу и справедливости" <18>. И, собственно говоря, именно с деструктивных действий начиналось формирование гражданского общества.

<18> Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. N 4. С. 11 - 12.

Однако в современном обществе имеются вполне законные формы выражения гражданского неповиновения, например демонстрации, митинги, использование средств массовой информации и т.п. Сегодня можно утверждать, что модель становления гражданского общества в России закреплена в праве, и в первую очередь в конституционном законодательстве. Но, к сожалению, между должным и сущим - целая "пропасть".

Правовая социализация предполагает, что запреты, устанавливаемые правом, принимаются к сведению, становятся привычными рамками ограничения личной свободы. Более того, постепенно вырабатывается определенный стереотип поведения, направленный на соизмерение своей свободы со свободой других. Можно сказать, что человек как бы сам себя контролирует (внутренний контроль) путем освоения социальных норм (подчас и не задумываясь), бытующих в определенной среде, и поступает именно так, как это принято в том или ином обществе. Такой контроль позволяет преодолеть разрыв между личными и общественными потребностями, между нормативной системой регулирования и реальным поведением человека. "Каждый человек лучший судья тому, что касается его самого, и поэтому он лучше, чем кто-либо другой, способен позаботиться об удовлетворении своих потребностей" <19>.

<19> Токвиль А. Указ. соч. С. 80.

Но помимо процесса саморегулирования "помощь" индивиду как участнику политического процесса оказывают юридические институты и процедуры, защищающие нарушенные права вообще и политические в частности. И здесь важное значение имеет развитость самих политических институтов, в том числе парламентаризма.

Правовая социализация способствует формированию политико-правовых установок и ориентаций, процесса нормативно-ценностной перестройки мотивационной системы личности <20>.

<20> См.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С. 142 - 143.

Эта система предполагает, с одной стороны, познание правовых норм и ценностей, в том числе прав и свобод, с другой - их оценку. Только познав и оценив нормы права, человек вырабатывает определенные политико-правовые убеждения - один из факторов политико-правовой активности личности в гражданском обществе.

В то же время нельзя не отметить тот факт, что люди по-разному оценивают правила, в том числе правовые, действующие в конкретном обществе. Более того, человеку присуще удовлетворение своих интересов (экономических, духовных, политических и т.п.) различными способами, не всегда рациональными и не всегда одобряемыми обществом.

Мотивация поведения человека в обществе весьма разнообразна: признание полезности того или иного действия, профессионализм, принципиальность, стереотип, боязнь ответственности, конформизм, личная выгода и др.

Реализация свободы, а значит, и проявление активности требуют повседневных, подчас титанических усилий. И в первую очередь это касается неброских дел, затрагивающих интересы небольших социальных групп, и именно такая "рутинная" деятельность является полем, на котором происходит постоянная социализация человека, формируются его качества как политической личности.

Политические качества личности достаточно устойчивы, что позволяет с большой долей уверенности прогнозировать поведение человека, причем не только индивидуальное, но нередко и групповое поведение. Каждый человек знает свое предназначение, свою роль (и не одну) в обществе, постоянно стремится к совершенствованию и удовлетворению всевозрастающих интересов и потребностей. Процесс политической социализации практически продолжается всю взрослую жизнь. И для человека в любом возрасте очень важна не только собственная самооценка, но и как его оценивают члены тех или иных социальных групп и организаций, в которых он участвует, так и общества в целом.

Так постепенно происходит переход от теоретического к практическому сознанию, которое, по словам Гегеля, "является деятельным, оно не оставляет того, что есть таким же, а совершает в нем изменения" <21>. Поэтому такого рода активность служит средством развития как самой личности, так и общества.

<21> Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 16.

Становление гражданского общества также предполагает в известной мере участие государства в процессе политической социализации личности. Особенность такого участия состоит в том, что государство должно действовать в рамках права, т.е. оно само связано правом. И именно от государства личность, гражданское общество в целом вправе требовать защиты и обеспечения прав и свобод, защиты жизни, здоровья, безопасности, а также предоставления юридической возможности проявлять свою социально-политическую активность, в том числе в сфере государственного управления. Эффективность государственной власти как раз и заключается во всестороннем обеспечении правопорядка, основанном на либерально-демократическом понимании ценности личности <22>. Кроме того, участие в политическом процессе непосредственно связано с деятельностью государственных органов.

<22> См.: Киселев Г.С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества) // Вопросы философии. 2004. N 9. С. 15.

Между гражданским обществом и личностью существует прямая и обратная связь. Проявляется это в том, что на активность личности влияет постоянная и разнообразная активность самого общества. Поэтому личность - объект воздействия общества. И в то же время личность выступает источником активности институциональных структур общества. И отсюда личность - субъект активности гражданского общества.

И в то же время личность "источник собственной политической активности, обладающий неповторимым своеобразием, неустранимой личностной содержательностью" <23>, т.е. "личность в своем отношении к обществу и общественно активна, и самоактивна. Она и производное от активности общества, и собственный источник политической активности" <24>. При этом политическая активность, с одной стороны, направлена на совершенствование общественных отношений, а с другой - является источником разностороннего развития, самореализации, самовыражения и самоудовлетворенности самого человека. Иными словами, политическая активность "есть экзистенция человека, входящая в бытие" <25>.

<23> Просвирин В.В. Политическая активность личности в бытии культуры: философско-онтологический анализ. Саратов, 2001. С. 101.
<24> Там же. С. 101.
<25> Кочнев И.В. Парадигма человека активного: историко-философский анализ. Саратов, 2001. С. 23.

Личность не остается в стороне от демократических преобразований. Как пойдет становление гражданского общества в нашей стране, зависит от личных усилий каждого индивида. Но пока приходится с горечью констатировать, что свобода человека, его права в массовом сознании отнюдь не приобрели того значения, которое отводится им в Конституции РФ, провозгласившей свободу и права человека высшей ценностью. Гражданское общество весьма индивидуалистично. Оно тем и отличается, что индивидуумы являются порождением определенного социума, в основе которого лежат не собственные ценности той или иной социальной группы и культуры, а осуществление конкретными людьми своего выбора ценностей "в рамках закона, который не только защищает личную свободу, но и устанавливает четкие границы такой свободы, исходя из концепции "равной свободы" <26>. Таким образом происходит процесс интернализации, т.е. включение политических ценностей во внутренний мир индивида.

<26> Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001. С. 250.

Поэтому только в гражданском обществе человек "получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, "влияние которой ... зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса" <27>.

<27> Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. N 2. С. 11 - 12.

Таким образом, говоря о формах социально-политической активности личности, надо иметь в виду, что гражданская инициатива, активность граждан в самых разных сферах и формах деятельности не может служить ни поддержкой государству, ни его оппозицией, а является средством демократизации общества, заслоном на пути его тоталитаризации.

Интерес к политике, если он реальный, а не для того, чтобы, например, интересоваться только негативной информацией, способствует формированию у человека установки на политическое участие, политической самоидентификации путем участия в разного рода общественно-организационных формах, через которые индивид может влиять (пусть и минимально) на процесс принятия управленческого решения.

Более того, решение этой задачи предполагает переход от демократии участия к демократии непосредственного решения тех или иных вопросов, а также ориентацию индивидуального и общественного сознания на повышение ценности гражданских инициатив и формирование активной жизненной позиции личности.