Мудрый Юрист

Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов: законодательство и практика

Петров А.Г., кандидат исторических наук, доцент, начальник Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России.

Наша страна вступила в новое тысячелетие, сделав существенные шаги в совершенствовании правового государства. Создана система институтов защиты прав человека. Впервые в отечественной истории в соответствии с Конституцией Российской Федерации образован Конституционный Суд Российской Федерации, избран Уполномоченный по правам человека. Важное место в разрешении вопросов по защите прав человека занимает Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации. Этой Комиссией разработан проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека, который явился важным шагом на пути к решению многих правовых проблем. Специальные разделы концепции посвящены таким вопросам, как развитие политических и гражданских прав человека, российского законодательства, совершенствование системы и процедур обеспечения прав человека, защита социально-экономических интересов населения, обеспечение единых государственных стандартов прав человека на всей территории Российской Федерации <1>. Проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека напрямую связан с реабилитацией репрессированных народов.

<1> Карташкин В.А. Защита прав человека и гражданина - дело государства и всего общества // Возмещение вреда, причиненного гражданину или организации официальными органами или их должностными лицами. Законодательные и другие нормативные акты: Образцы документов. Правовые комментарии. М., 2001. Вып. 4. С. 4.

26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (далее - Закон о реабилитации репрессированных народов) <2>.

<2> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР И Верховного Совета РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.

В целях реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" выходит Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР" <3>, 21 февраля 1992 г. Президент Российской Федерации издает Указ N 231 "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев" <4>. Однако реабилитация осуществлялась неэффективно и несистемно.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР" // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск, 1999. Ч. 1. С. 158 - 160.
<4> Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 231 "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 11. Ст. 548.

Так, в Постановлении Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1992 г. N 2955-1 "О работе Правительства Российской Федерации по реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" было сказано, что реализация данного Закона осуществляется Правительством Российской Федерации неудовлетворительно, механизм его реализации не проработан. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 17 мая 1991 г. N 648-Р по реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" осталось фактически не выполненным. Образованные Правительством Российской Федерации комиссии для рассмотрения вопросов и выработки предложений по практическому восстановлению законных прав реабилитированных народов не решили поставленных задач. Задержка в принятии решений правительственными комиссиями после подписания Федеративного договора привела в ряде случаев к ухудшению межнациональных отношений на местах. Президенту Российской Федерации от председателей комиссий, образованных Правительством Российской Федерации (В.Ф. Ерин, И.Н. Лазарев, С.В. Анисимов, Н.В. Федоров, В.А. Тишков), было предложено потребовать активизации их работы; ускорить разработку конкретных механизмов реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" с учетом специфики каждого конкретного региона; организовать работу по согласованию интересов различных сторон, обеспечивая решение спорных вопросов только в рамках закона. Правительству Российской Федерации также рекомендовалось образовать комиссию по проблемам финно-ингерманландцев, российских корейцев, турок-месхетинцев, крымских татар, курдов и греков; отменить правовые акты, на основании которых применялись репрессии, ускорить разработку нормативного акта о реабилитации насильственно переселенных народов <5>.

<5> Постановление Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1992 г. N 2955-1 "О работе Правительства Российской Федерации по реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 25. Ст. 1396.

1 июля 1993 г. были внесены изменения в Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Он был дополнен ст. 3.1, в которой говорилось: "На граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" <6>. После принятия этого документа выходят постановления Верховного Совета РФ и указы Президента РФ об адресной юридической реабилитации репрессированных народов - Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О реабилитации российских корейцев" (от 1 апреля 1993 г. N 4721-1) <7>, "О реабилитации российских финнов" (от 29 июня 1993 г. N 5291-1) <8> и Указы Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации карачаевского народа и государственной поддержке его возрождения и развития" (от 30 мая 1994 г. N 1107) <9>; "О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития" (25 декабря 1993 г. N 2290) <10>; "О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития" (от 3 марта 1994 г. N 448) <11>; "О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 20 - 30-е годы представителей якутского народа" (26 апреля 1994 г. N 834) <12>. Кроме того, Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление "О реабилитации казачества" (16 июля 1992 г. N 3321-1) <13>.

<6> См.: Закон РФ от 1 июля 1993 г. N 5303-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск, 1999. Ч. 1. С. 156.
<7> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 5. Ст. 559.
<8> Там же. N 29. Ст. 1119.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 6. Ст. 586.
<10> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 1. Ст. 8.
<11> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 10. Ст. 776.
<12> Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск, 1999. Ч. 1. С. 166 - 167.
<13> Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3321-1 "О реабилитации казачества" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1805.

Принятие вышеперечисленных нормативных актов позволило приступить к практической работе по реабилитации огромного числа граждан, репрессированных по национальному признаку (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о количестве поступивших заявлений граждан, репрессированных по национальному признаку <14>

<14> Обзор деятельности подразделений по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации за 1993 г. М., 1994. С. 2; за 1994 г. М., 1995. С. 4; за 1995 г. М., 1996. С. 4; за 1996 г. М., 1997. С. 4; за 1997 г. М., 1998. С. 4; за 1998 г. М., 1999. С. 5; за 1999 г. М., 2000. С. 6; за 2000 г. М., 2001. С. 6; за 2001 г. М., 2002. С. 5; за 2002 г. М., 2003. С. 5; за 2003 г. М., 2004. С. 5; за 2004 г. М., 2005. С. 5; за 2005 г. М., 2006. С. 5.
Годы 
 Количество  
поступивших
заявлений
 Процент от  
общего
количества
поступивших
заявлений
1993 
   164892    
    43,0     
1994 
   321900    
    47,4     
1995 
   265757    
    40,6     
1996 
   225622    
    34,0     
1997 
   107306    
    27,0     
1998 
   111366    
    34,0     
1999 
    70812    
    36,0     
2000 
    73838    
    43,0     
2001 
   148888    
    61,8     
2002 
    98803    
    52,4     
2003 
    62873    
    44,4     
2004 
    57947    
    48       
2005 
    59106    
    52,2     
Итого
  1769110    

31 января 2001 г. Министерством внутренних дел Чувашской Республики была реабилитирована Х.И. Эндерс, 1882 г. рождения, уроженка с. Розенфельд Мариентальского района Саратовской области. В сентябре 1941 г. органами НКВД Саратовской области на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. по национальному признаку в административном порядке она была выселена с семьей из места постоянного проживания в Новосибирскую область на спецпоселение. В апреле 1954 г. была переведена на спецпоселение в Чувашскую АССР. Снята с учета спецпоселения 7 января 1956 г. <15>.

<15> Архив МВД Чувашской Республики, ф. 102, оп. 1, д. 236, л. 9, 9 об., 10, 10 об.

Отделения по реабилитации жертв политических репрессий в своей практической работе по реабилитации лиц данной категории столкнулись с определенными трудностями. Возникало множество вопросов по реабилитации граждан, проживающих в России, которые подверглись репрессиям в административном порядке по национальному признаку на территории республик бывшего Союза ССР. Так, например, в 1944 г. на территории Марийской АССР из Крыма по национальному признаку было выселено и состояло на учете спецпоселения под надзором органов внутренних дел до 1956 г. более 6,5 тыс. семей. Многие дела на указанную категорию лиц оформлялись в 1949 г., поэтому все прибывшие на спецпоселение с июня 1944 г. были охвачены не полностью: кто умер, кто поменял местожительство, кто освободился до 1943 г. - сведений о них нет. В делах неточно указаны даты рождения, фамилии, имена, отчества, нередки расхождения этих данных с официальными документами, удостоверяющими их личность в настоящее время. Встречаются факты отсутствия дел на родителей, умерших до 1949 г. (то есть до оформления дел) и дети которых помещались в детские дома. Отсутствуют сведения о спецпоселенцах, выехавших из Марийской АССР до 1956 г. по тем или иным причинам <16>.

<16> Проблемы применения законодательных актов в отношении лиц, репрессированных в административном порядке: раскулаченных и выселенных граждан Марийской АССР, народов, репрессированных по национальному признаку, выселенных на территорию Марийской АССР: Справка отдела реабилитации МВД Марий Эл // Текущий архив МВД Марий Эл, д. 7/1, л. 4.

На наш взгляд, данная ситуация сложилась благодаря тому, что не полностью урегулированы межгосударственные отношения в рамках ближнего зарубежья. Сегодня требуется незамедлительное подписание соглашений России со странами, входившими в состав Союза ССР.

Вместе с тем из-за недостаточного знания сотрудниками ИЦ МВД, ГУВД, УВД нормативной базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел по реабилитации жертв политических репрессий, некоторым гражданам неправомерно было отказано в реабилитации. Так, например, в ИЦ УВД Костромской области неоднократно обращалась семья Суфьяновых по вопросу получения справок о реабилитации. А. Суфьянов и его жена А. Эмралиева в 1947 г. в возрасте 10 лет были высланы в административном порядке по национальному признаку из Крыма в Костромскую область, где по достижении 16-летнего возраста были поставлены на учет режима спецпоселения, то есть тем самым они были подвергнуты на территории Костромской области персональным ограничениям в правах и свободах, где находились под надзором органов внутренних дел до 1956 г. Тем не менее УВД Костромской области отказало им в реабилитации и рекомендовало обратиться на Украину <17>. Несмотря на эти трудности, по всей стране проходила реабилитация граждан, репрессированных в административном порядке по национальному признаку. В эти годы сотни тысяч лиц, репрессированных по национальному признаку, были реабилитированы (табл. 2).

<17> О деятельности информационных центров МВД, ГУВД, УВД в 1995 г. по рассмотрению писем и заявлений граждан по вопросам реабилитации жертв политических репрессий: Справка // Текущий архив МВД Чувашской Республики с 1991 г. по настоящее время, д. 6/1, л. 182 - 183.

Таблица 2

О результатах работы по реабилитации и признанию пострадавшими от политических репрессий лиц, репрессированных по национальному признаку (1993 - 2005 гг.) <18>

<18> Обзор деятельности подразделений по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации за 1993 г. М., 1994. С. 19; за 1994 г. М., 1995. С. 32; за 1995 г. М., 1996. С. 20; за 1996 г. М., 1997. С. 19; за 1997 г. М., 1998. С. 25; за 1998 г. М., 1999. С. 14; за 1999 г. М., 2000. С. 21; за 2000 г. М., 2001. С. 23; за 2001 г. М., 2002. С. 20; за 2002 г. М., 2003. С. 18; за 2003 г. М., 2004. С. 18.
Репресси- 
рованные в
админист-
ративном
порядке
Рас-   
смот-
рено
заявле-
ний
В том числе    
Выдано справок    
Отказано в выдаче  
справок
в срок 
до трех
месяцев
направ-
лено в
другие
органы
о реаби-
литации
о призна-
нии пос-
традав-
шими
о реаби- 
литации
о призна-
нии пос-
традав-
шими
По нацио- 
нальному
признаку
1524921
1341200
370460 
 941779 
 90875   
 112500  
  8136   
Немцев    
 839957
 787535
330969 
 454694 
 64808   
  36675  
  3992   
Калмыков  
 101287
  88790
  3233 
  79621 
  4147   
   1875  
    73   
Чеченцев  
 120229
  57941
  8459 
 115888 
   495   
  14206  
   114   
Ингушей   
 104731
 103352
   175 
 101137 
  2342   
     61  
    14   
Балкарцев 
  37625
  26687
   676 
  33270 
  3482   
    146  
    11   
Карачаев- 
цев
  95270
  94163
  1151 
  76832 
 10085   
   6856  
   146   
Крымских  
татар
  18429
  17843
  6040 
   6934 
   275   
   4867  
   228   
Лиц иных  
националь-
ностей
 137530
 126993
 31605 
  47397 
  4328   
  48750  
  3624   

Из табл. 2 видно, что за 1993 - 2005 гг. было рассмотрено 1524921 заявление граждан, которые были репрессированы по национальному признаку. В эти годы было выдано 941779 справок о реабилитации и 90875 справок о признании пострадавшими от политических репрессий. Вместе с тем было отказано в выдаче справок о реабилитации и о признании пострадавшими от политических репрессий соответственно 112500 и 8136. Сегодня реабилитация граждан данной категории продолжается.

Однако сложность и новизна решаемой проблемы предопределили ряд недостатков этого Закона. Он не увязан должным образом с близким к нему законодательством о реабилитации жертв политических репрессий, не дает ответов на некоторые вопросы темы, а многие его нормы неконкретны, не разработаны до конца механизмы его реализации. Так, в нем отмечалось, что политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и другие народы. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР отменил все незаконные акты, принятые в отношении репрессированных народов. С данной формулировкой преамбулы Закона о реабилитации репрессированных народов не согласен Б.М. Лазарев, который отмечает, что, во-первых, запись, провозглашающая отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов, нужно было бы сделать не в преамбуле, а в постановляющей части; во-вторых, дать в приложении к нему полный перечень таких актов. Свою точку зрения Б.М. Лазарев обосновывает следующим образом: в нормативных актах о реабилитации репрессированных народов нужно различать права этих народов и права конкретных лиц из их состава. Репрессированные народы являются особыми социальными общностями, специфическими субъектами права. Являются ими и персональные граждане, принадлежащие к этим народам. Правовой статус народа и конкретных лиц, из которых он состоит, взаимосвязаны, но не тождественны. Ранее действовавшее и ныне действующее законодательство соответственно признавало и признает народы особыми субъектами права. К сожалению, юридическая наука не анализирует социальные общности как субъекты права, сводя их круг к личности, предприятиям, учреждениям, организациям и органам <19>. Статья 1 Закона о реабилитации репрессированных народов гласит: "Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признать незаконными и преступными акты против этих народов". В ст. 2 этого Закона говорится: "Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднившая национально-государственные образования, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения" <20>. Таким образом, статья охватывает даже малые этнические группы и обобщенно называет виды репрессированных мер. Однако на практике возникают споры о том, относится ли та или иная конкретная этническая группа, например крымские греки или крымские армяне, к числу репрессированных народов. По всей видимости, в Законе следовало бы дать точный перечень этих народов, в основу этого перечня положить содержание соответствующих указов Президиума Верховного Совета СССР, постановления ГКО и СНК СССР тех лет, так как без упоминания этих актов нет полной ясности относительно содержания ряда других нормативных актов. Вместе с тем введение в данный Закон понятия "геноцид" весьма спорно и неоправданно. Мы согласны с мнением ряда исследователей, которые отмечают, что "депортация и геноцид не есть явления одного порядка. Понятие "геноцид" более емкое и включает в себя комплекс более жестких мер" <21>.

<19> Лазарев Б.М. Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов // Государство и право. 1994. N 12. С. 21 - 22.
<20> Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.
<21> Хунагов А.Х. Депортация народов с территории Краснодарского края и Ставрополя (20 - 50-е годы): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. С. 35.

Очень важной по своему содержанию является ст. 3 Закона о реабилитации репрессированных народов. Однако она внутренне противоречива: с одной стороны, она признает за реабилитируемыми народами право на восстановление территориальной целостности, а с другой - требует, чтобы при этом не ущемлялись права и законные интересы граждан, проживающих в данное время на территории ранее репрессированных народов. Совместить эти два положения во многих случаях просто невозможно. Как отмечает Б.М. Лазарев, "если в законе провозглашается какое-либо право, то ему должна корреспондировать обязанность, по крайней мере, не препятствовать реализации этого права, а такой обязанности, как мы видим, в данном случае ни у кого нет - ни у органов государства, ни у лиц, проживающих сейчас на землях, принадлежавших некогда репрессированным народам" <22>.

<22> Лазарев Б.М. Указ. соч. С. 26.

В Законе о реабилитации репрессированных народов имеются сугубо юридические недостатки, которых можно было бы избежать при более тщательной отработке понятий и непосредственно регулятивных норм. Так, например, в ст. 3 Закона о реабилитации репрессированных народов говорится о восстановлении территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ. По мнению Б.М. Лазарева, "эта запись неконкретна - что такое "насильственное перекраивание границ?" Ведь и до репрессий по отношению к ряду народов, о которых идет речь в Законе, допускались в прошлом волюнтаристские действия по определению границ, в результате чего территории, населенные лицами определенной национальности, отрывались от основного массива территории, заселенной преимущественно лицами той же национальности, и включались в состав смежных республик, краев и областей. Являются ли люди, пострадавшие от этого, репрессированными? Видимо, нет". Далее он продолжает: "Весьма неудачны применяемые в законодательстве термины "политическая реабилитация", "территориальная реабилитация", "культурная реабилитация" ранее репрессированных народов. Нужно говорить просто о реабилитации с последующим указанием мер разного вида, которые она в себя включает" <23>.

<23> Лазарев Б.М. Указ. соч. С. 21, 25.

Таким образом, процесс по возмещению материального ущерба, который был направлен на смягчение несправедливости, восстановление чести и достоинства репрессированных лиц, не обеспечивает восстановления в полном объеме прав граждан. Для разрешения этой проблемы необходимо пересмотреть и внести соответствующие изменения в законодательство о реабилитации.