Мудрый Юрист

Источники древнерусского предпринимательского права

Надежин Н.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, капитан милиции, Белгородский институт МВД России.

Основным базовым источником по истории предпринимательского права по-прежнему остается "Повесть временных лет" <1>. Изначальным источником права были бесчисленные "обычаи", "законы предков", "предания племен", как именует их "Повесть временных лет". Описанные Нестором племенные обычаи, законы предков уходили в глубокую древность, однако, хотя и отличались известным консерватизмом, все же были подвержены изменениям и дополнениям в зависимости от развития общественных отношений. Каждое племя обладало собственной системой обычного неписаного права. Летописец, живший в начале XII в., мог различать системы права и обычаев у полян от древлянских, а вятичских от кривичских и т.д. Они различались, и это не кажется неестественным, ведь племена, союзы их жили обособленной жизнью долгие десятилетия и века. С появлением иных правовых источников, о которых ниже будет сказано, сфера его действия ограничилась главным образом правом семейным, да и то до тех пор, пока Русь не была крещена и церковь монополизировала эту сферу отношений. Одной из особенностей предгосударственного обычного права была тесная связь его с религией. Наряду с брачными обычаями своего рода, неписаным семейным правом, летописец выделяет обычаи религиозные, противопоставляя их закону христианскому. Это не искусственное построение "Повести временных лет", поскольку в древности, когда право не было зафиксировано в каких-то нормативных актах, оно представляло совокупность собственно правовых, а также религиозных и иных обычаев.

<1> Повесть временных лет. М.-Л., 1950. 4.1 / Пер. Д.С. Лихачева; Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку // Полное собрание русских летописей. Т. 1. М.-Л., 1962.

Однако на заре создания единого Древнерусского государства понятие о праве как источнике законности достаточно сформировано. Характерно, что знаменитое призвание Рюрика проходило под лозунгом "поиска" князя, "иже бы володелъ нами, и судилъ по праву" <2>. Уже одно это означает, что наряду с обычным правом источником правовых норм становится княжеская власть. Более того, в Ипатьевской летописи говорится о заключении с Рюриком ряда, то есть договора об условиях его пребывания на северном престоле <3>. Источником права, таким образом, могли становиться ряды - договоры между отдельной землей и князем. Впоследствии со времени объединения Древнерусского государства форма рядов, договоров, уставов становится более и более распространенной. Олег в 882 г. "оустави дани Словеномъ, Кривичемъ и Мери". Ольга в 947 г. "оустави по Мьсте повосты и дани, и по Лузе оброки и дани" <4>. Великие князья стремились упорядочить сбор дани, однако для этого им надо было иметь стандарт, определенный в каком-то документе. Не о нем ли свидетельствуют летописи, сообщая об установлении даней в том или ином регионе?

<2> Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 19; Ипатьевская летопись. С. 14.
<3> Ипатьевская летопись. С. 14.
<4> Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 24, 60.

Термин "оустави дани" означал в отличие от "имаша на нихъ дань" определенную упорядоченность и определенность количества дани, времени и места ее сбора. Позднее, в XI - XII вв., в древнерусском законодательстве "уставить" означало "твердо, на долгое время и в письменной форме установить то или иное правило поведения, становившееся после этого общеобязательным и охраняемым государством". Не исключено, что "уставы" Олега имели характер локальных или общегосударственных правовых актов, четко определявших характер и размеры налогообложения. Тем более это же осуществляла и Ольга в 947 г. <5>. Князь мог не только создавать различные уставы, обязывая население выплачивать дани и пошлины, но и запрещать своим подданным совершать те или иные действия на территории другого государства <6>. Таким образом, с образованием Древнерусского государства продолжает действовать обычное право, собственное у каждого племени, однако к нему добавляется новый источник - княжеские "уставы", княжеское "слово", которые обладали законодательной силой и были обязательны для исполнения.

<5> Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 60.
<6> Там же. С. 31.

Создание единого государства требовало и создания единого свода законов. До нас он не дошел в подлиннике, и мы знаем о нем из греко-русских договоров, внесенных летописцами в свои своды. Это так называемый "Закон русский". Впервые о нем упоминается в договоре 907 г. "Закон русский" - признанное законодательство не только на Руси, но и признанное одной из важнейших держав того времени - Византией как отвечающее, так сказать, международным стандартам. На наш взгляд, это немаловажно. Ведь Византия - наследница правового наследия Рима, родины юриспруденции Средневековья и даже Нового времени.

Составной частью системы источников древнерусского торгового права были международные договоры и соглашения: русско-византийский договор 907 г. и 2 сентября 911 г.; русско-византийский договор 944 г.; русско-византийский договор июля 971 г. и другие соглашения с иностранными государствами. Наиболее достоверным из всех этих соглашений является договор 971 г. <7>, поскольку он подтверждается параллельным независимым источником. Так, Лев Диакон сообщает, что Святослав "отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мир", после чего Цимисхий "заключил с ними союз и соглашение" <8>. Скилица повествует, что после военных неудач Святослав оказался вынужден "склониться к заключению договора", который и был оформлен после недолгих переговоров <9>. Византийцы фактически кратко пересказали содержание июльского соглашения 971 г. Тот же Лев Диакон фактически устраняет сомнения и в существовании русско-византийского соглашения 944 г. По его данным, в договор 971 г. вошла норма, согласно которой византийцы "будут считать своими друзьями тех, которые будут посылаемы по торговым делам в Византию, как было установлено прежде" <10>, а ведь регулирование торговых отношений было одной из основных целей договора 944 г. <11>. Договор 944 г. косвенно подтверждается также тем, что сами византийцы подробно описали предшествующую ему войну. В частности, первый поход Игоря 941 г. известен Георгию Амартолу <12>.

<7> Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 72 - 73.
<8> Лев Диакон. История. М., 1988. С. 81.
<9> Скилица. С. 132.
<10> Лев Диакон. Указ. соч. С. 81.
<11> Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 46 - 54.
<12> Хроника Георгия Амартола. С. 567 - 568.

Таким образом, исходной точкой развития права были родоплеменные обычаи; каждое племя обладало собственной системой родоплеменных обычаев, отличавшейся от других. С объединением государства появляется новый правовой источник - княжеские уставы и ряды, способствовавшие унификации прежних неписаных племенных установлений. Их было, конечно, недостаточно для потребностей единого Древнерусского государства, и на основе обычного племенного права и княжеских актов к началу X в. оформляется "Закон русский" - высший правовой акт Киевской державы. Это не означало, что прежнее племенное право уходит в небытие; оно продолжает применяться, но сфера этого применения сужается. "Закон русский" в первую очередь охранял такие права человека, как жизнь, здоровье, личное достоинство, а также активно защищал частную собственность.