Развитие карательной системы России в конце XIX - начале XX века
Жаркой М.Э., кандидат исторических наук, докторант РГИ Санкт-Петербургского государственного университета.
12 июля 1889 г. (после большой дискуссии в Государственном совете) царь утвердил "Положение о земских участковых начальниках", разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем вплоть до 1913 г. они исчезают вовсе. Вместо них в уездах вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными полномочиями по отношению к крестьянскому населению. По Положению земским начальником мог быть только потомственный дворянин. Он мог внести любой вопрос на рассмотрение волостного схода, приостановить любое решение этого схода, передав его на рассмотрение уездного съезда, большинство которого составляли те же земские начальники. Он утверждал всех должностных лиц села и волости, мог их штрафовать, арестовывать, отстранять от исполнения должностных обязанностей. Особо тягостным в экономическом, юридическом и моральном отношениях оказалось для крестьян право земского начальника налагать на них по своему усмотрению штрафы до 6 руб. и подвергать аресту до трех дней (должностных лиц крестьянского самоуправления - до 5 руб. и семи дней). К тому же земский начальник мог приостановить всякий приговор волостного суда <1>. Пользуясь этими правами, земские начальники под угрозой штрафов осуществляли любое самоуправство; заставляли крестьян работать на себя, арестовывали участников сходов, голосовавших за неугодные для них предложения и т.п. Второй инстанцией для них являлись уездные съезды земских начальников под председательством уездного предводителя дворянства.
<1> См.: История СССР. Т. 2. Россия в XIX веке / Под ред. проф. М.В. Нечкиной. М., 1949. С. 685 - 686.Во время первой русской революции в связи с некоторым ослаблением революционной борьбы к середине 1906 г. правительство перешло от практики карательных акций к мерам уголовной репрессии, осуществляемой военно-полевыми судами. По своей сущности военно-полевые суды также были органами расправы, так как их деятельность регламентировалась не общими правилами уголовного судопроизводства, а специальными законами <2>. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке по ст. 87 "Основных законов" был принят закон о введении военно-полевых судов. Указ о военно-полевых судах не был внесен во II Государственную Думу и потому согласно "Основным законам" автоматически утратил силу через два месяца после ее открытия (20 апреля 1907 г.). Известного перелома в ситуации власти к тому моменту добились: революционный терроризм пошел на спад, поэтому Столыпин не стал пытаться продлить существование военно-полевых судов. Правительство прекрасно понимало, что Дума отклонит этот указ едва ли не в тот же день, когда он будет в нее внесен. Эти "скорорешительные", по официальной терминологии, суды, в состав которых назначались строевые офицеры, учреждались временно для разбора дел об особо тяжких грабежах, убийствах, нападениях на представителей власти и мирных граждан. Предполагалось, что подобные дела передаются в военно-полевые суды, если совершенное "преступное деяние" настолько очевидно, что не усматривается надобности в его расследовании (например, террористы захвачены на месте с оружием). В этих случаях согласно закону должна была неукоснительно применяться смертная казнь. Дело должно было поступить в суд в течение суток с момента совершения преступления, рассматривалось в пределах 48 часов, приговор по распоряжению командующего военным округом исполнялся в 24 часа.
<2> Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. СПб., 1906. Ст. 1361, 1363.Правила рассмотрения дел военно-полевыми судами позволяли рассматривать в них любое дело и выносить наказания вплоть до смертной казни. Только военно-окружными судами в 1906 - 1909 гг. в бытность П.А. Столыпина министром внутренних дел были приговорены к смертной казни 6193 чел., из них повешены 2694 чел.; административными решениями губернаторов было расстреляно 1172 чел., 66000 чел. приговорены к каторге <3>. По приговорам военно-полевых судов за восемь месяцев их существования было казнено 1102 чел. <4>. В литературе существует и иное мнение. Так, А.В. Скобов считает, что за время деятельности военно-полевых судов согласно официальной статистике по их приговорам было казнено 683 чел. Материалы Департамента полиции приводят другую цифру - 1102 смертных приговора. Возможно, не все из учтенных приговоров были приведены в исполнение <5>. Царская статистика свидетельствует о том, что с 1902 по 1912 гг. к военному суду за государственные преступления было привлечено 35353 чел. <6>. Военно-полевые суды осудили к смертной казни за восемь месяцев 1906 - 1907 гг. к другим наказаниям 145 чел. <7>. Есть также данные о том, что за 1907 - 1908 гг. были приговорены к смертной казни 5086 чел. <8>. Кроме того, в 1905 - 1907 гг. только по распоряжениям командиров карательных отрядов, без суда и следствия было расстреляно и повешено 1172 чел. <9>.
<3> Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. М., 2004. С. 212.<4> Нижник Н.С., Сальников В.П., Мушкет И.И. Министры внутренних дел Российского государства (1802 - 2002). Библиографический справочник. СПб., 2002. С. 279.
<5> Скобов А.В. История. Российская империя 1894 - 1917 гг. СПб., 1997. С. 212.
<6> Иванова Г.М. Гулаг в системе тоталитарного государства. М., 1997. С. 11.
<7> Полянский Н.Н. Царские военные суды в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. М., 1958. С. 215.
<8> Бовин А. Примирение и покаяние // Известия. 1998. 11 июля.
<9> История полиции России / Под ред. В.М. Курицына. М., 1998. С. 39.
Сказанное позволяет выделить некоторые характерные черты целостной полицейско-репрессивной системы, сложившейся в России к началу XX в.: постоянное использование "чрезвычайных" и "особых" мер. "Чрезвычайщина" становится нормой жизни; расширение сферы внесудебных административных репрессий. Соединение в одних руках функций административной власти, суда и политического сыска; применение превентивно-профилактического подхода, когда "упреждающим" репрессиям подвергаются потенциальные враги государства, еще ничего не совершившие.