Мудрый Юрист

История развития уголовного законодательства о незаконном вооруженном формировании в советский период до принятия уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года

Одним из фундаментальных законов советской власти явилась принятая 10 июля 1918 г. Пятым Всероссийским Съездом Советов Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики <1>. Создание вооруженных формирований являлось исключительной компетенцией советской власти, а значит, все несанкционированные действия по созданию вооруженных формирований и участие в них признавались преступлениями против социалистического государства. Указанные действия могли быть расценены как контрреволюционные восстания и мятеж, государственная измена, участие в контрреволюционных организациях независимо от того, вооружено ли незаконное формирование или нет.

<1> См.: Отечественное законодательство XI - XX веков. Часть 2 / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2002. С. 10.

По количеству радикальных изменений, важных новшеств в области уголовного права период нэпа занимает в истории советского государства особое место <2>. Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. предусматривала высшую меру наказания в виде расстрела и конфискации всего имущества за "организацию в контрреволюционных целях вооруженных восстаний или вторжения на Советскую территорию вооруженных отрядов или банд". Участие в организации, действующей в целях совершения преступлений, указанных в ст. ст. 57, 58, также каралось высшей мерой наказания. Исключение составляло для участников вооруженных отрядов или банд, которые не были осведомлены о конечных целях преступления.

<2> См.: Судебная власть России: история, документы / Под ред. О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Г.Ю. Семигина. Т. 5. М., 2003. С. 160.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. не внес существенных изменений в уголовное право в рамках исследуемой темы. Государственными преступлениями признавались "вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах". Всякого рода организационная деятельность, направленная на подготовку или совершение предусмотренных положением преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных ст. 11 Положения от 25 февраля 1927 г.

Законом СССР от 25 декабря 1958 г. <3> к особо опасному государственному преступлению отнесена организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершить преступления, а равно участие в антисоветской организации (ст. 9). За указанные государственные преступления устанавливалась уголовная ответственность, в зависимости от тяжести, в виде лишения свободы от шести месяцев до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества. Положения Закона от 25 декабря 1958 г., регламентирующие ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем, вошли в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. и предусматривались в статье 77 Уголовного кодекса, где определялось понятие "бандитизм".

<3> Там же. С. 578 - 582.

После распада СССР на территории Российской Федерации в связи с изменившейся социально-политической обстановкой стали возникать незаконные вооруженные формирования как альтернатива армии и правоохранительным органам. В условиях происходившего в стране "парада суверенитетов" и в связи с изменившейся социально-политической обстановкой стали возникать незаконные вооруженные формирования как альтернатива армии и правоохранительным органам. Президентом СССР 25 июля 1990 г. подписан Указ "О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения".

Сложившаяся обстановка в Чеченской Республике, на территории которой действовали многочисленные незаконные вооруженные формирования, деятельность которых в течение продолжительного времени вызывала кровопролитие, уносила жизни и нарушала права граждан Российской Федерации в Чеченской Республике и ближайших регионах Северного Кавказа, а также отсутствие в российском уголовном законодательстве четко сформулированных норм. Впервые в истории отечественного уголовного законодательства Федеральным законом от 28 апреля 1995 г. был сформулирован самостоятельный состав преступления, предусматривающий ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем, признаки которого ранее были присущи различным преступлениям против государства. Часть 1 ст. 77.2 Уголовного кодекса РСФСР определяла ответственность за организацию вооруженных объединений, отрядов, дружин и других вооруженных формирований, не предусмотренных федеральными законами, а равно за участие в таких формированиях. В части 2 указанной статьи была установлена ответственность за умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они были сопряжены с массовым насилием над людьми или причинением иных тяжких последствий.

Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ <4> "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" введен в действие с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации <5>, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Статья 208 Кодекса установила уголовную ответственность за создание незаконного вооруженного формирования или участие в нем, определив объектом данного преступления общественную безопасность. Только в 1995 г. в уголовное законодательство России был введен самостоятельный состав преступления - организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, который был отнесен к группе преступлений против общественной безопасности.

<4> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
<5> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955.