Мудрый Юрист

Проблемы официального использования государственных символов Российской Федерации органами судебной власти

Васильев А.Л., соискатель кафедры конституционного и муниципального права МГУ им. М.В. Ломоносова, помощник судьи Новгородского областного суда.

Судебная власть в Российской Федерации, занимая достойное место в системе разделения властей, является самостоятельным и независимым видом государственной власти. Осуществляя правосудие именем Российской Федерации, судьи выражают тем самым волю ее многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Наличие государственных символов Российской Федерации: Государственного герба РФ и Государственного флага РФ в залах судебных заседаний, в рабочих кабинетах федеральных судей, на зданиях судов - обозначает принадлежность суда государству и равенство суда с другими органами государственной власти. Государственные герб и флаг РФ призваны внушать гражданам уважение к своей стране и ее законам, способствовать торжественному характеру проведения судебных заседаний.

Нормативно-правовую основу официального использования государственных символов РФ органами судебной власти составляют:

федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. (с изм.) N 1-ФКЗ "О Государственном флаге РФ", N 2-ФКЗ "О Государственном гербе РФ", N 3-ФКЗ "О Государственном гимне РФ" (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5020, 5021, 5022);

ст. 34 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года (с изм.) N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1);

ст. ст. 50 - 51 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года (с изм.) N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589);

ст. ст. 113 - 114 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. (с изм.) N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447);

ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ (с изм.) "О мировых судьях в РФ" (СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270);

ст. ст. 8 и 21 Закона РФ от 26 июня 1992 г. (с изм.) N 3132-1 "О статусе судей в РФ" (ВВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792);

ст. 79 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. (с изм.) "О судоустройстве РСФСР" (ВВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976);

ст. ст. 17.10 и 19.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

ст. 329 Уголовного кодекса РФ;

Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 530 "Об использовании Государственного герба РФ на бланках и печатях мировых судей в РФ" (РГ. 2006. 31 мая);

ст. 177 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635) и Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 октября 1994 г. N 227-1 СФ "О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда РФ" (СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2930);

п. 33 Регламента арбитражных судов РФ, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. (с изм.) N 7 (Вестник ВАС РФ. 2003. N 3. С. 5);

приказы Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

иные нормативно-правовые акты.

К сожалению, многими судами в РФ, впрочем, как и органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, различными организациями и учреждениями, часто не соблюдаются требования законодательства РФ об официальных государственных символах. За последние годы во многих субъектах РФ органами прокуратуры в ходе проверок были выявлены массовые нарушения законодательства о государственных символах РФ, в том числе и судами.

Наиболее распространенными нарушениями Федеральных конституционных законов "О Государственном гербе РФ" и "О Государственном флаге РФ", а также иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы, устанавливающие порядок официального использования государственных символов, являются следующие.

Государственные флаги РФ не соответствуют установленным размерам, вывешиваются в перевернутом виде или выглядят неэстетично.

Следует учесть, что в ст. 1 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ" установлено, что отношение ширины Государственного флага РФ к его длине должно быть 2 : 3, а не 1 : 2, как это было определено для флагов СССР, РСФСР, а также варианте флага России периода 1992 - 1993 годов. Для запоминания правильного порядка расположения полос на Государственном флаге РФ (сверху вниз) достаточно вспомнить строки: "Белый царь на синем море красных турок разгромил", т.к. российский флаг является бело-сине-красным, а не красно-сине-белым. При этом следует иметь в виду, что согласно правилам этикета флага в вексиллологии (науке о флагах) размещение флага в перевернутом виде является оскорбительным и может символизировать либо позор, либо сигнал бедствия, либо состояние войны (поражения в войне). Необходимо также постоянно следить за состоянием флагов, особенно размещенных на зданиях судов, и не забывать своевременно менять выцветшие и ветхие флаги на новые.

В рабочих кабинетах федеральных судей часто отсутствует Государственный флаг РФ, что противоречит требованиям ст. 4 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ", а вместо него в дань моде (так же как и размещение в рабочих кабинетах портрета главы государства) используются настольные флажки с изображением Государственного флага РФ.

Согласно официальному описанию Государственного флага РФ в ст. 1 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ" Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Государственный флаг РФ - это полотнище, т.е. плотное и прочное полотно (ткань). Настольный же флажок - это всего лишь уменьшенное изображение флага и самим государственным флагом в его фактическом и юридическом смысле не является. В ст. 4 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ" говорится об установлении в рабочих кабинетах федеральных судей именно флага (т.е. полотнища), а не его изображения или настольного флажка с его изображением, поэтому подмена Государственного флага РФ настольным флажком с его изображением является недопустимой. Следует также отметить, что Государственный флаг РФ в кабинетах федеральных судей и залах судебных заседаний должен быть именно установлен, т.е. быть с древком на подставке, а не развешен на стене, как это часто бывает на практике.

Бланки федеральных судов (мировых судей) часто не соответствуют требованиям ст. 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе РФ" (Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 530 "Об использовании Государственного герба РФ на бланках и печатях мировых судей в РФ"), в соответствии с которыми на бланках федеральных судов (мировых судей) помещается одноцветный вариант Государственного герба РФ без геральдического щита (см. рис. 1) (не приводится).

Для сравнения: Государственный герб РФ в одноцветном варианте с геральдическим щитом (см. рис. 2) (не приводится) должен помещаться только на бланках Генеральной прокуратуры РФ, Администрации Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и Центрального банка РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе РФ").

Право использовать на своих бланках Государственный герб РФ в многоцветном варианте предоставлено лишь Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и другим высшим органам государственной власти в РФ: Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ.

Печати федеральных судов (мировых судей) с изображением Государственного герба РФ в настоящее время должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 5151 1-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба РФ. Форма, размеры и технические требования", введенного в действие с 1 января 2003 г.

В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе РФ" право помещать Государственный герб РФ на фасадах зданий предоставлено только высшим судебным органам РФ: Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, а также иным государственным органам и учреждениям, прямо указанным в данном Федеральном конституционном законе.

При одновременном размещении государственных символов РФ (герба или флага) вместе с другими официальными символами, например с гербом или флагом субъекта РФ (такое право предоставлено ст. 34 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и ст. 11 Федерального закона "О мировых судьях в РФ") в соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе РФ" и ст. 8 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ", Государственный герб (флаг) РФ должен располагаться с левой стороны от другого герба (флага), если стоять к ним лицом (см. рис. 3) (не приводится).

Государственные герб и флаг РФ не могут быть размещены ниже других гербов или флагов, а размеры иных гербов или флагов не могут превышать размеры Государственного герба или флага РФ (ст. 9 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе РФ"; ст. 8 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ").

Не следует забывать, что в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге РФ" в дни траура в верхней части древка Государственного флага РФ должна крепиться черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг РФ, поднятый на мачте (флагштоке), должен приспускаться до половины высоты мачты (флагштока), что на практике не всегда выполняется.

Конечно, законодательство РФ об официальных государственных символах далеко от совершенства, но это вовсе не означает, что законы не следует соблюдать: Dura lex, sed lex - "Закон суров, но это закон", и любые официальные символы требуют к себе такого же уважительного отношения, как и любая власть, в том числе и судебная.

Отсутствие в Федеральном конституционном законе "О Государственном флаге РФ" указания на размещение Государственного флага РФ на зданиях федеральных судов вовсе не означает, что их там не должно быть, так как данное указание содержится в ч. 1 ст. 34 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ". И наоборот, указание на необходимость размещения в рабочих кабинетах федеральных судей государственных герба и флага РФ имеется только в Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе РФ" и Федеральном конституционном законе "О Государственном флаге РФ" и отсутствует в других законодательных актах.

Следует обратить внимание также на то, что Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" и Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" обязывают размещать Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ в залах судебных заседаний и указывают лишь на возможность установления флага и помещения изображения герба соответствующего субъекта РФ.

Во-первых, как отмечалось ранее, судьи, в том числе и мировые судьи, осуществляют правосудие именем Российской Федерации, что подчеркивается обязательным использованием государственных символов РФ в залах судебных заседаний и размещением Государственного флага РФ на зданиях судов.

Во-вторых, во многих субъектах РФ некоторые официальные символы (например, флаг или герб) отсутствуют, что, в свою очередь, не обязывает размещать данные символы на зданиях судов и в залах судебных заседаний. В связи с этим следует также учитывать и положения законодательства субъектов РФ, устанавливающие те или иные символы и порядок их официального использования, в том числе органами судебной власти.

В федеральных конституционных законах Российской Федерации о государственных символах нет прямого указания на случаи использования органами судебной власти Государственного гимна РФ, но в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне РФ" Государственный гимн РФ может исполняться при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями. Согласно ст. 177 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ и порядком приведения к присяге судей Конституционного Суда РФ, Государственный гимн РФ исполняется после принесения присяги судьей (судьями) Конституционного Суда РФ.

Надо признать, что сегодня в России не осуществляется должного контроля за соблюдением законодательства РФ об официальных государственных символах. Да и как его осуществлять, когда сами правоохранительные и судебные органы часто пренебрегают нормами права, устанавливающими порядок официального использования таких символов? А ведь за использование государственных символов РФ в нарушение установленных правил, а также за нарушение порядка использования бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба РФ в соответствии со ст. ст. 17.10 и 19.10 КоАП РФ установлена административная ответственность, а за надругательство над Государственным гербом РФ и Государственным флагом РФ ст. 329 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Такое положение дел свидетельствует о необходимости более пристального внимания со стороны органов судейского сообщества, судебного департамента, администраторов и работников аппарата судов к соблюдению законодательства РФ об официальных государственных символах. Мы знаем, насколько трепетно относятся к своим государственным символам европейцы и американцы. Россияне к такому, к сожалению, не привыкли. Но хотелось бы верить, что судебная власть в России сможет стать образцом соблюдения законодательства РФ об официальных государственных символах, что необходимо в том числе и для повышения авторитета судебной власти в РФ.

Очень часто говорят, что российский народ незаконопослушный. Может быть, но любая власть, в том числе и судебная, - это тоже часть народа. И особенно прискорбно, что нарушителем закона может являться сама Фемида, которая в первую очередь должна знать и соблюдать законы.