Мудрый Юрист

Федеральная целевая программа "развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы"

Фоков А.П., главный редактор журнала "Российский судья".

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (Российская газета. 2006. 1 нояб.).

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев полагает, что целью программы может стать "повышение качества уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций". Задачами программы, поясняет он, "являются дальнейший рост доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечения открытости и прозрачности правосудия, повышения эффективности исполнения судебных решений".

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. Иванов целью программы усматривает необходимость "создать основы... электронного правосудия, которое позволит... спорящим сторонам подавать иски и получать отзывы на них, совершать другие процессуальные действия через Интернет... т.е. как один из способов интенсификации судебной работы и решения некоторых проблем, связанных в том числе и с нагрузкой. Создание системы электронного документооборота... сможет решить вопросы статистики и постоянного мониторинга судебной системы". По мнению А. Иванова, необходимы "технологические методы снижения коррупции - создание специальных процедур в судах, которые бы предотвращали это явление, установление довольно серьезных ограничений, касающихся поведения судей, их связей, контактов". Помимо этого, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. Иванов считает очень важным "введение имущественных деклараций для судей и заполнение ими весьма подробных анкет, касающихся личных связей, интересов, прежних контактов, работы". А. Иванов утверждает, что необходимо "установить легальный запрет быть судьей тому, чьи родственники являются адвокатами или постоянно представительствуют по делам в судах", т.е. для этого нужно разработать "положение, в котором бы четко расписывалось: какие случаи допустимы, а какие нет".

Ректор Российской академии правосудия В. Ершов поясняет, что развитие судебной системы России в 2007 - 2011 годах немыслимо без дальнейшего активного взаимодействия всех ветвей судебной власти. Более того, сложившиеся традиции постоянного повышения квалификации судей всех юрисдикции, а также разработанные перспективные планы подготовки кандидатов в судьи в Российской академии правосудия требуют немедленной реализации в свете обновляющегося законодательства и повышенного требования к статусу судьи, открытости и прозрачности правосудия. В. Ершов полагает, что активное участие в учебном процессе судей-практиков, в том числе и высшего звена судебной власти, имеющих глубинные знания судебной системы, накопившихся проблем и возможности их разрешения в стадии учебного процесса, т.е. до того момента, как гражданин принял присягу судьи, может быть центральным моментом выполнения Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы".

Действительно, учитывая тот факт, что главными разработчиками программы выступили высшие судебные инстанции страны - Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ, которому предстоит осуществить материально-техническое переоснащение судов, Федеральная служба судебных приставов и Министерство экономического развития и торговли РФ, являющееся также государственным заказчиком - координатором программы, подчеркивается важность государственного документа.

Впервые в российской истории судебная власть на совершенствование и развитие в 2007 - 2011 годах получает 48,5 млрд. руб.

Судебная власть гарантированно обеспечивается 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции и 14 тыс. мест в арбитражных судах.

Программа предусматривает, что судебная власть будет обеспечена 2200 веб-сайтами судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтами арбитражных судов.

Государство обязалось в течение пяти лет предоставить судьям свыше 3 тыс. квартир, а "офис судьи" - рабочий кабинет составит площадь квартиры в 130 кв. м. При этом во всех районных судах появятся специальные приемные, все суды будут оснащены информационными киосками и электронными терминалами для получения гражданами и иными лицами необходимых справок, формы документов и образцы их заполнения.

Паспорт Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" предельно четко и лаконично прописывает важнейшие целевые индикаторы программы, показатели результативности мероприятий, сроки их реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты реализации и социально-экономической эффективности программы.

Паспорт Федеральной целевой программы детально прописывает необходимые меры реализации в документах:

Приложение N 1 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусмотренные Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы";

Приложение N 2 "Целевые индикаторы и показатели реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы";

Приложение N 3 "Мероприятия Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы";

Приложение N 4 "Объемы и источники финансирования Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы";

Приложение N 5 "Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (Российская газета. 2006. 1 нояб.).

Таким образом, реализация мероприятий программы будет в значительной степени способствовать улучшению качества осуществления правосудия, а также повышению уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.