Этапы становления логистики на фармацевтическом рынке
"Фармацевтическое обозрение", 2002, N 4
По материалам II Всероссийской конференции "Дистрибуция и аптека", доклад кандидата фармацевтических наук Е.Ю.Коробко, РУДН
В сфере фармацевтики сегодня чувствуется огромный интерес к логистике, который вызван поиском путей повышения эффективности продвижения товаров на рынке, где уже недостаточно использования только маркетингового подхода. Это можно объяснить тем, что многие задачи, связанные с насыщением фармацевтического рынка, были решены (так, объективно произошло увеличение ассортимента в несколько раз). Сегодня же приоритеты изменились, и теперь на первый план выходят проблемы взаимодействия в процессе движения товаров аптечного ассортимента. Поэтому маркетинговый подход, который способствует созданию и продвижению новых товаров, отвечающих запросам потребителей, дополняется логистическим, решающим проблемы эффективной доставки данной продукции до конечного потребителя.
Что касается этапов становления логистики, то зарубежные исследования выделяют 3 периода: дологистический, период "классической логистики" и "неологистики". Основные отличия логистического подхода от традиционного снабженческо-сбытового:
- рассмотрение товаров аптечного ассортимента в качестве сквозного материального потока, требующего новых методов оценки и управления;
- взаимодействие и интеграция всех звеньев товаропроводящей сети в единую логистическую систему;
- применение единых критериев оценки деятельности участников товародвижения (например, показателей эффективности использования ресурсов и величины издержек обращения).
В идеале работающая схема логистики предполагает, что в процессе движения материального потока каждый участник выполняет определенные функции на определенном этапе. Другими словами, в успешно функционирующем логистическом процессе роли участников и время их "выхода на сцену" строго расписаны.
Выделяют несколько этапов преобразования материального потока, т.е., по сути, логистического процесса:
- получение и хранение сырья для производства;
- подготовка, хранение сырья производителем;
- производство готовых лекарственных средств (ЛС) и других товаров;
- хранение, подготовка поступления к конечному потребителю;
- получение ЛС (или другого) потребителем.
Все движения происходят в совокупности с финансовым, информационным, сервисным и транспортным потоками. В классическом варианте сырье от поставщика поступает на склад производителя - и это относится к логистике снабжения. Затем готовая продукция отгружается на склады дистрибьютора, откуда в результате преобразований материального потока товар поступает к конечному потребителю - и это уже логистика дистрибьюции.
Что же касается российского фармацевтического рынка, то здесь на основе изучения различных взаимодействий между участниками рынка (производитель, оптовое и розничное звено) были определены направления эволюции логистики. Современное состояние товародвижения на фармацевтическом рынке соответствует периоду "классической логистики". Схема "ранней классической логистики" характерна для начала 90-х гг. В этот период функцию обеспечения производителей сырьем брали на себя вновь образующиеся фирмы-посредники, с которыми производители лекарственных средств, по разным причинам, расплачивались готовой продукцией. С данной продукцией посредники выходили на рынок, пытаясь составить конкуренцию дистрибьюторам. Но посредники выдержать этой конкуренции не могли - ни по объемам продаж, ни по уровню сервиса. В схеме же "поздней классической логистики" происходит вытеснение с рынка посредников дистрибьюторами.
Исследования дистрибьюторов на фармацевтическом рынке показывают, что эффективная деятельность на жестко конкурентном рынке требует правильного выбора и применения логистических стратегий. Основные стратегии, которые дистрибьюторы используют для получения конкурентного преимущества на фармацевтическом рынке, можно обобщить следующим образом:
- Стратегия на основе стоимости (цены) товара. Главная задача - обеспечить конкурентоспособную цену товара, которая укрепит позиции дистрибьютора на рынке, увеличит его долю;
- Стратегия дифференцирования. Такой подход основан на предложении небольшого ассортимента (или даже одного) эксклюзивных товаров. Здесь важно обеспечить наивысший уровень сервисного обслуживания клиентов. Инструментом может быть, например, 24-часовой график работы, четкие графики доставки заказа, обеспечение специального оборудования, которое сократит время сборки заказа и получение заказа клиентом;
- Стратегия сокращения времени цикла заказа. Преимуществом этой стратегии является сокращение стоимости запасов и улучшение сервиса;
- Стратегия корректировки ассортимента. В ее основе - принцип диверсификации ассортимента с целью завоевания рынка покупателей, выявления покупательской способности новых сегментов;
- Стратегия "ниши рынка". Основана на идентификации небольших сегментов фармацевтического рынка или своей ниши рынка. Значительное число небольших фармацевтических компаний функционируют на рынке только потому, что они используют данную стратегию;
- Увеличение охвата рынка. Например, развитие собственной розничной сети дистрибьютора.
Потоки | Направления | Вход | Процесс | Выход |
Материальный | Ассортиментная | Закупка | Прием, | Грузооборот, |
Финансовый | Обеспечение | Товарный | Обеспечение | Обеспечение |
Сервисный | Клиенты | Поддержание | Удовлетворение | Выживаемость в |
Информационный | Состояние | База данных | Распределение | Регулярность и |
Транспортный | Способы | Графики и | Обеспечение | Эффективность |
Деятельность дистрибьютора строится на синхронизации логистических потоков и координации логистических процессов. Цель фармацевтической логистической системы дистрибьютора - доставка товаров в необходимом количестве и ассортименте, в заданное время, в максимально возможной степени подготовленных к потреблению при заданном уровне издержек и сервиса.
Модель оптимального функционирования логистической системы дистрибьютора, характеризующая потоки, направление воздействия каждого потока, параметры входа и выхода, представлена на схеме.
Логистика в современном понимании - молодая наука. Только в 50-е гг. прошлого века появились первые публикации по теоретическим основам логистики и возможностям ее использования в экономике. Лишь в 70-е гг. термин "логистика" вошел в словари зарубежных стран, а в российские - в 90-е гг. Фармацевтическая логистика развивалась параллельно с логистикой в других отраслях и в соответствии с преобразованиями, происходящими на фармацевтическом рынке и вообще в экономике страны.
Материал подготовила
И.СЕЛИВАНОВА