Мудрый Юрист

Зарубежный опыт участия общественности в деятельности учреждений для содержания несовершеннолетних осужденных

Тихомиров Е.В., адъюнкт Вологодского института права и экономии ФСИН России.

Как свидетельствует мировой опыт, процессу открытости, гуманизации и демократизации пенитенциарной сферы активно способствует деятельность различных общественных формирований. Сотрудничая с уголовно-исполнительными ведомствами и учреждениями своих стран, они вносят значительный вклад в реформирование системы исполнения уголовных наказаний, способствуют укреплению в местах лишения свободы законности и правопорядка, усилению общественного контроля за их деятельностью.

Несмотря на то, что лишение свободы занимает достаточно скромное место среди всех применяемых в Великобритании наказаний, порядку и условиям содержания заключенных уделяется пристальное внимание со стороны различных государственных органов и общественных формирований. Это объясняется прежде всего той серьезностью, которую проявляет государство при выработке своей пенитенциарной политики.

Английское общество давно пришло к пониманию того, что в его интересах - создание справедливой, открытой тюремной системы, которая способствовала бы ресоциализации осужденных. Исторически так сложилось, что Англия имеет тюремную систему, которая считается системой самообслуживания и самонаблюдения. Фактически пенитенциарная система в этой стране имеет все, что необходимо для ее развития без вмешательства извне: собственных медицинских работников, преподавателей, пожарную службу и священнослужителей. По сути своей такая система является своеобразным закрытым миром для тех, кто в ней находится.

В тюремной службе Великобритании в число учреждений, в которых содержатся заключенные, входят учреждения для несовершеннолетних правонарушителей от 15 до 17 лет. Иногда там содержатся дети от 12 до 14 лет. Кроме этого, к категории учреждений для содержания заключенных относятся учреждения для молодых преступников - мужчин от 17 до 21 года <1>.

<1> См.: Пономарев С.Н., Маруков А.Ф., Геранин В.В. Тюремная система Англии и современное общество. Рязань, 2002. С. 14.

В настоящее время к деятельности тюремной службы и работе с заключенными английских тюрем имеют отношение десятки общественных организаций. Важнейшую роль в организации общественного контроля за исправительными учреждениями играют комитеты посетителей, имеющие вековую историю. Это весьма интересные с практической точки зрения структуры, ставящие своей целью осуществление общественного контроля за исполнением наказаний в виде лишения свободы, а также выполняющие определенные общественные управленческие функции.

Существование и функционирование комитетов посетителей регламентируются ч. 5 Тюремных правил 1999 г., которые определяют, что основной задачей комитетов посетителей является наблюдение за состоянием помещений в исправительных учреждениях, организацией управления учреждениями и обращением с заключенными <2>. О результатах проведенных проверок комитеты посетителей докладывают государственному секретарю.

<2> Prison Rules 1999. Part V (74 - 80). Board of visitors.

В соответствии с Тюремными правилами комитеты посетителей уполномочены обращать внимание начальника учреждения на любые обстоятельства, вызывающие их интерес или беспокойство, а также информировать о них государственного секретаря. В обязанности комитетов входит немедленное реагирование на случаи злоупотреблений администрации. При неисполнении своих обязанностей члены комитетов должны взаимодействовать с начальником учреждения.

Выполняя предписанные задачи, комитеты посетителей осуществляют следующие функции:

Правила устанавливают организационную структуру комитета посетителей, в соответствии с которой он состоит из председателя, вице-председателя и рядовых членов. Собрания комитета должны проводиться не реже одного раза в месяц, на них обязаны присутствовать не менее трех членов. Результаты заседания отражаются в протоколе. Ежегодно комитет отчитывается перед государственным секретарем о техническом состоянии тюрьмы, проводимой работе с заключенными, вносит свои предложения по совершенствованию деятельности тюрьмы.

Члены комитета имеют право беспрепятственно входить в любое помещение и иметь доступ ко всем заключенным, проводить беседы с любыми заключенными без присутствия сотрудников учреждения. По требованию членов комитета им представляется необходимая документация. Правила не устанавливают точного количества посещений исправительного учреждения, однако определяют, что такие посещения должны осуществляться каждым из членов комитета и быть частыми.

На территории Великобритании действует Европейская служба юридической консультации, которая работает с лицами всех национальностей и ведет свою деятельность в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Ее сотрудники проводят консультации по возможным или реальным случаям нарушения гражданских или человеческих прав в местах лишения свободы, дают первоначальные и актуальные на данный момент советы, связываются с действующими юристами и советниками по частным вопросам. Проблемными областями, на которые направлена деятельность этой организации, являются обеспечение языкового сопровождения работы с иностранными подданными, выдача заключенного другому государству, правильное представление относящихся к делу положений в Европейскую комиссию по правам человека <3>. В тех случаях, когда организация не может обеспечить своего клиента консультацией, она действует как рекомендательная служба, поддерживающая связь с соответствующими агентствами и профессиональными юристами.

<3> http://www.european/legaladviceservice(ELA).htm

Вопросами консультации всех категорий заключенных занимается также Служба консультации заключенных, созданная в результате объединения усилий нескольких общественных организаций Великобритании для решения задачи поддержки лиц, отбывающих наказание <4>.

<4> http://www.europeanprisonersadviceservice.htm

Ее деятельность опосредована следующими целями:

Консультационная работа обычно проводится письменно или по телефону по вопросам, касающимся вынесения приговоров, жалоб на действия служащих, сроков лишения свободы, условий отбывания наказания, условно-досрочного освобождения, а также других проблем.

Как правило, большинство общественных организаций свою работу осуществляют исключительно на общественных началах, существуя за счет денежных пожертвований, вкладов лиц, получающих консультационные услуги, пожертвований различных благотворительных фондов, а также спонсорской помощи частных лиц и организаций.

Расширение участия общественности в работе с заключенными является частью пенитенциарной политики в Англии и поддерживается как на уровне законодательной власти, так и правительством и Министерством внутренних дел.

Уникальность японского опыта борьбы с преступностью заинтересовала многих иностранных исследователей, не раз обращавших внимание мировой юридической общественности на эффективность его рецепции. Даже тем, кто знаком с Японией поверхностно, хорошо известно, что японская культура характеризуется присутствием в ней категории стыда, в частности, лишение свободы имеет своей целью внушить заключенному такое чувство, что оправдывает своего рода самоочищение через страдание. Если индивиду внушают чувство стыда, это чувство зачастую испытывает и коллектив, к которому принадлежит этот индивид: семья, компания, школа, и в особенности - глава организации.

Как справедливо отмечает О.А. Белявская, в Японии создана даже не общегосударственная, в смысле участия всех государственных и муниципальных органов, а общенациональная система борьбы с преступностью, включающая широкую сеть активно действующих общественных формирований граждан <5>.

<5> Белявская О.А. Уголовная политика Японии // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1991. С. 34.

Общественные формирования активно действуют в различных сферах контроля над преступностью. Взаимодействие японского государства с обществом в пенитенциарной сфере носит весьма разнообразный характер. Формы и методы этого сотрудничества постоянно обновляются. В сфере институционального обращения это добровольные пенитенциарные учреждения и ассоциации тюремных священников <6>.

<6> Участие граждан в обращении с правонарушителями // Белая книга о преступности. Токио, 1985. С. 343.

Участие японской общественности, прежде всего разнообразных и многочисленных специализированных общественных организаций, в борьбе с преступностью выражается в систематическом посещении членами общественных организаций заключенных в исправительных учреждениях и ненавязчивой заботе об освобожденных по отбытии наказания. Особенно активно участвует население в предупреждении отклоняющегося от нормы поведения несовершеннолетних.

Немалый вклад в дело перевоспитания заключенных вносят "добровольные посетители тюрем", институт которых является одной из форм участия общественности в борьбе с преступностью, в данном случае - в профилактике повторной преступности. В Японии действуют около 2000 таких добровольных посетителей пенитенциарных учреждений. В его задачи входит оказание различной консультативной помощи заключенным. "Добровольные посетители" оказывают осужденным индивидуальную консультативную помощь по вопросам образования, культуры, адаптации после отбытия наказания, религии, бизнеса, права, социального обеспечения и т.п. Члены общества могут приступить к работе только после того, как получат разрешение на свидания с заключенными у начальника пенитенциарных учреждений округа, которое дается по рекомендации начальника тюрьмы сроком на два года <7>.

<7> См.: Хакусе Х. Взаимодействие полиции и населения в борьбе с преступностью в Японии // Пенитенциарная система США, Канады, Бразилии, Японии. М., 1988. С. 65.

В Японии значительные успехи достигнуты в области ресоциализации преступников. С целью предотвращения повторных преступлений в Японии стремятся не допускать излишнего "клеймения" лиц, преступивших закон, чтобы избежать формирования у них комплекса "преступной личности", "изгоя общества". В области уголовно-исполнительной (пенитенциарной) политики это достигается путем применения к подавляющему большинству подсудимых, признанных виновными, наказаний, не связанных с лишением свободы, или осуждения их к лишению свободы на непродолжительные сроки <8>.

<8> Процедура исполнения наказания в виде лишения свободы в Японии регламентирована в Законе о тюрьмах 1908 г., состоящем из 75 статей. Детальные разъяснения, касающиеся его применения, даны в Правилах применения Закона о тюрьмах 1908 г., а также в многочисленных ведомственных актах (извещениях, приказах, уведомлениях).

В качестве вывода хотелось бы отметить, что каждая страна, каждая правовая система имеет свою специфику в подходах к формированию уголовно-исполнительной политики и отношению к осужденным. И хотя отечественная исправительная система более тяготеет к европейским образцам пенитенциарии, опыт таких стран, как Великобритания и Япония, мог бы послужить для дальнейшего совершенствования работы с осужденными в плане гуманизации с учетом российского менталитета.