Организация совершенствования уведомления родственников о задержании подозреваемого и обвиняемого и применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу
Попова Е.Э., декан юридического факультета Международного юридического института при Минюсте России.
Одним из прав, относящихся к группе уголовно-процессуальных прав родственников подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, является право на уведомление о задержании подозреваемого и право на уведомление о применении меры пресечения к подозреваемому и обвиняемому в виде заключения под стражу, о месте содержания его под стражей и об изменении места содержания под стражей. Эти права закреплены в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <1> и в уголовно-процессуальном законодательстве. Данное положение содержится в ст. 92 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где устанавливается, что "подследственные заключенные должны иметь возможность немедленно информировать семью о факте их заключения". На это указывает и Комитет по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий в рамках Совета Европы как на основные процессуальные гарантии для предотвращения жестокого обращения в отношении лиц, находящихся в руках полиции <2>.
<1> Федеральный закон Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" / Содержание под стражей. Сборник нормативных актов и документов. М.: Изд-во СПАРК, 1996.<2> The European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment. General Report 2, paras 36 - 37 / Европейский комитет по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Общий доклад 2, параграфы 36 - 37.
Задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, связанная с краткосрочным содержанием такого лица по стражей, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица <3> по подозрению в совершении преступления. В отличие от задержания заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения и применяется по судебному решению в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Законодательством предусмотрено, что в исключительных обстоятельствах эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
<3> Момент фактического задержания - это момент, с которого лицо было лишено возможности свободно передвигаться.В соответствии со ст. 92 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными "подследственные заключенные должны иметь возможность немедленно информировать свою семью о факте их заключения, пользоваться разумной возможностью общения с родственниками и друзьями и принимать их в тюрьме, подвергаясь при этом тем ограничениям и надзору, которые необходимы для должного отправления правосудия, соблюдения требований безопасности и обеспечения нормальной работы заведения". Иными словами, данная рекомендация предусматривает информирование семьи подозреваемого, обвиняемого и осужденного (при осуждении и взятии под стражу в зале суда) о его заключении под стражу и предоставление возможности свиданий с родственниками и иными лицами.
Уведомление родственников о задержании или о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и месте содержания подозреваемого и обвиняемого является одним из важных факторов соблюдения прав человека и реализации права гражданина знать, где находится его родственник или член семьи.
Для того чтобы подозреваемый или обвиняемый не исчез из поля зрения близких родственников (а это может вызвать целый комплекс мероприятий по поиску указанных лиц, причинить ничем не обоснованные страдания близким родственникам), близкие родственники, а при их отсутствии - другие родственники подозреваемого или обвиняемого в соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ и ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" должны быть незамедлительно извещены о месте содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей либо его изменении. Такой порядок позволяет более полно обеспечить права не только подозреваемых и обвиняемых, но и их родственников. Несвоевременное информирование гражданина о применении к его родственнику меры процессуального принуждения причиняет ему нравственные страдания, заставляет его переживать, волноваться, а также принимать меры к розыску близкого человека, который ушел из дома и не вернулся. В этом случае гражданин может даже обратиться в органы внутренних дел по месту жительства, с заявлением о принятии мер к розыску пропавшего родственника. Проведение розыскных мероприятий по установлению места нахождения разыскиваемого связано, в свою очередь, с большими финансовыми затратами со стороны государства, в данном случае, как мы видим, совершенно необоснованными.
Неуведомление или несвоевременное уведомление родственников о задержании или аресте лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, влечет нарушение их права на уважение семейной жизни и право на доступ к информации, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Ниже в таблице приведены данные опроса родственников подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, об уведомлении их о задержании и аресте лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Из общего числа опрошенных родственников подозреваемых и обвиняемых 69,2 процента ответили, что они были уведомлены об аресте своего родственника, а 30,8 процента респондентов ответили, что они не уведомлялись об аресте своего родственника. Данные респондентов, ответивших положительно на вопрос: "Кто уведомил их об аресте лица, содержащегося в следственном изоляторе?", - распределились следующим образом (см. таблицу N 1):
Таблица N 1
Вопрос | Мили- | Следо- | Суд | Адво- | Админи- | Сам | Знако- | Сами |
Укажите лицо (орган) | 28,4% | 23,6% | 9,2% | 6,4% | 1,4% | 11,2% | 13,6% | 6,2% |
Результаты опроса подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, на этот же вопрос мы видим в таблице N 2:
Таблица N 2
Судья | Следо- | Доз- | Адво- | Админи- | Друзья | Из | Ни- | Не | |
Кто уведомил | 0,8% | 39,9% | 5,5% | 13,2% | 3,1% | 8,1% | 13,2% | 6,4% | 9,8% |
К сожалению, по данным, полученным в ходе анкетирования родственников, а также самих подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, видно, что в практике еще имеются случаи нарушения права родственников на уведомление о задержании и аресте лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
Интересно по данным опроса проследить, в какой срок были уведомлены родственники подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе (см. таблицу N 3).
Таблица N 3
Срок уведомления | Сразу | В течение | От суток | Свыше | Не |
Родственники, | 28,8% | 17,6% | 14,8% | 8% | 30,2% |
Как мы видим из полученных данных, 46,4 процента опрошенных родственников информацию получили в течение первых суток, а 22,8 процента были уведомлены от суток и более, то есть людям пришлось поволноваться и побеспокоится о том, где находился все это время их родственник. Если к имеющимся данным добавим тех, кто вообще не был уведомлен, то их количество значительно возрастает.
Анализируя отечественное законодательство, мы видим, что в настоящее время законодательством не предоставляется права подозреваемому или обвиняемому самому лично сообщить о своем заключении под стражу своей семье. Как мы уже указывали, незамедлительное извещение одного из близких родственников о месте или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого возложено в качестве обязанности на лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г.). Учитывая имеющиеся факты несвоевременного уведомления родственников подозреваемых и обвиняемых о месте их содержания, мы видим, что эта обязанность не всегда исполняется лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, что приводит к нарушению прав не только лица, заключенного под стражу, а также его родных и близких.
В целях приведения отечественного законодательства в соответствие с нормами международного права считаем необходимым внести дополнения в ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и в ч. 12 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ и изложить их в следующей редакции:
- ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений": "Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить или по просьбе подозреваемого или обвиняемого предоставить возможность лично известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников о месте или об изменении места его содержания под стражей";
- ч. 12 ст. 108 УПК РФ: "Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет, а по просьбе подозреваемого или обвиняемого предоставляет возможность личного уведомления кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей".