Мудрый Юрист

Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Матвеенко П.В., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Ответственность должностных лиц лицензирующих органов

Федеральным законом N 80-ФЗ Закон о лицензировании дополнен ст. 17.1, которая устанавливает общие положения об ответственности должностных лиц лицензирующих органов. Введение указанной статьи обусловлено распространением действия Закона N 134-ФЗ на отношения, связанные с лицензированием. Данная норма не содержит конкретных оснований привлечения к ответственности должностных лиц, а лишь отсылает к иному законодательству Российской Федерации:

"Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Итак, как видно из приведенной статьи, ответственность должностных лиц наступает при ненадлежащем исполнении обязанностей, а также в случае совершения противоправных действий.

Основным полномочием лицензирующих органов является предоставление лицензий. Оно же выступает и в качестве обязанности. Невыполнение данной обязанности является ненадлежащим исполнением обязанностей.

Законодательством прямо не предусмотрена ответственность должностных лиц за неисполнение обязанностей. В данном случае можно говорить лишь о дисциплинарной ответственности. Однако в случае причинения вреда вследствие неисполнения обязанностей юридическое лицо либо предприниматель вправе требовать возмещения такого ущерба в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена ответственность за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий сто тысяч рублей.

Кроме того, не лишним будет напомнить, что действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.

Отказ же в выдаче лицензии по основаниям, не предусмотренным Законом о лицензировании, является противоправным действием, влекущим уголовную ответственность.

Согласно ст. 169 УК РФ неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

Часть 2 ст. 169 УК РФ предусматривает ответственность за те же действия, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, которые наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств должностное лицо лицензирующего органа может быть привлечено к ответственности по ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ и иным.

Новеллой Закона о лицензировании является введение требования уведомления в течение 30 дней юридического лица или индивидуального предпринимателя, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов (п. 2 ст. 17.1 Закона о лицензировании).

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ:

"Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой".

Обязательному лицензированию подлежат виды деятельности, установленные Законом о лицензировании (ст. 17), а также иными законами.

Также стоит отметить, что согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных ст. 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 149 НК РФ). Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.

Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ:

"Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда".

Как уже отмечалось, лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии (ст. 13 Закона о лицензировании).

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал:

"Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства".

В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ:

"Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом N 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия "грубое нарушение". Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ:

"1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

  1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

  1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности".

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании") и т.д.

Споры по ст. 19.20 КоАП РФ разрешаются в порядке гражданско-процессуального законодательства. Такие споры не подведомственны арбитражному суду.

Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

статья 6.2 "Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)";

статья 7.3 "Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)";

статья 7.11 "Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)";

статья 8.17 "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии";

статья 8.40 "Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы";

статья 9.1 "Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов";

статья 13.3 "Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств";

статья 13.12 "Нарушение правил защиты информации";

статья 13.13 "Незаконная деятельность в области защиты информации";

статья 14.17 "Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта";

статья 14.20 "Нарушение законодательства об экспортном контроле";

статья 18.13 "Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей";

статья 20.11 "Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет";

статья 20.16 "Незаконная частная детективная или охранная деятельность";

статья 20.23 "Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Часть 2 ст. 171 УК РФ:

"2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового".

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации установлена статьями:

статья 172 "Незаконная банковская деятельность";

статья 235 "Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью".

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключение напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается (ст. 13 Закона о лицензировании).