Мудрый Юрист

К вопросу о субъекте государственной измены

Слободанюк И.А., кандидат юридических наук, докторант Военного университета, полковник юстиции.

Интерес к Российской Федерации как к объекту разведки со стороны иностранных спецслужб в современных условиях развития международных экономических отношений усилился. При этом главное внимание разведывательные службы иностранных государств уделяют процессу становления России как энергоресурсного мирового лидера, ее внутренним и внешнеполитическим ориентирам, военной политике и путям ее реализации, происходящим социально-экономическим преобразованиям, направленности научных исследований и технических экспериментов, оценке российского рынка.

Геополитические интересы у разных стран различны. Объективно существует борьба этих интересов, которая, безусловно, порождает процессы разведывательной деятельности против своих соперников в отстаивании этих интересов. О том, что здесь первенствует далеко не идеология, а скорее экономика, свидетельствуют факты ведения разведывательной деятельности, например Израиля против США, Великобритании против Германии, Франции против Германии и Великобритании и т.п. В условиях нового мирового порядка вчерашние политические союзники являются сегодня экономическими соперниками. Экономический шпионаж как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию особо ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Фактические обстоятельства тайной деятельности спецслужб государств-союзников друг против друга неоднократно появляются на первых полосах многих западных изданий.

Иностранные государства продолжают модернизировать свои разведывательные службы, совершенствуют техническую разведку, наращивают ее возможности. Одновременно эти страны активно укрепляют собственное законодательство, направленное на противодействие промышленному шпионажу, защиту перспективных технологий.

Столь же массированно продолжаются и устремления иностранных спецслужб к государственным тайнам России. Об этом свидетельствует, например, доклад о роли и задачах разведывательного сообщества США, который представила американская общественная организация - Совет по международным отношениям (Council for Foreign Relations), в состав которой входят бывшие государственные деятели, видные ученые и бизнесмены. В этом докладе, в частности, отмечается, что эффективный сбор разведывательной информации будет оставаться критически важной задачей в оказании помощи представителям американской администрации при разработке и проведении в жизнь политики в невоенной сфере, имеющей непосредственное отношение к национальной безопасности США. Поскольку будущее не обещает стать эпохой всеобщего мира и безопасности, разведывательная информация будет также иметь большое значение и для военного руководства страны при выработке стратегии противостояния опасностям, не только вытекающим из агрессии, но и возникающим в результате развала империй и государств.

В сферу разведки все в большей мере вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли и ресурсов. Российская контрразведка располагает множеством фактов о том, что работа иностранных спецслужб в Российской Федерации направлена, прежде всего, на сбор экономической и промышленной информации.

В ряде случаев благодаря беспечности или корыстолюбию некоторых российских государственных чиновников при их общении с иностранцами зарубежным спецслужбам удается получать информацию закрытого характера. Так, согласно опубликованным в 2005 г. материалам, в Республике Коми имели место случаи, когда иностранцы становились обладателями коммерческой тайны за взятки в размере от 500 до 15000 долл. Российские же национальные компании при этом теряли миллиарды.

Как сообщалось в открытой печати, только в экономических ведомствах в 2004 - 2005 гг. было выявлено около десятка разведчиков из числа работавших там иностранных специалистов. За два года органами ФСБ было выявлено и взято под контроль около 300 кадровых сотрудников спецслужб и пресечена преступная деятельность 18 агентов иностранных разведок из числа российских граждан. Одновременно было выявлено и пресечено более сотни попыток со стороны российских граждан инициативно передать иностранцам секретные материалы. Следует отметить, что пик шпионских скандалов приходится на тот момент, когда страна находится в нестабильном периоде всевозможных реформ, когда отсутствует четко выраженная политическая линия развития общества и государства. Такой период Россия переживала в 90-е гг. XX в. Именно в это время "прокатилась волна" шпионских разоблачений.

В марте 1994 г. был арестован помощник представителя "Аэрофлота" в Хараре В. Гуджияни, сотрудничавший с зимбабвийской разведывательной организацией.

В декабре 1995 г. была пресечена разведывательная акция представителя израильской спецслужбы МОССАД в момент получения им от российского гражданина секретных документальных материалов Центра космической разведки ГРУ Министерства обороны Российской Федерации.

В мае 1997 г. к 12 годам тюремного заключения приговорен бывший сотрудник Петербургского военно-морского НИИ российский гражданин - агент ЦРУ М. Финкель. (По оценкам компетентных специалистов, урон, который нанес Финкель обороноспособности страны, огромен. По сути, оказались обесцененными военные разработки, на которые государством были затрачены миллиарды рублей.)

Летом 1997 г. завершился судебный процесс над бывшим руководителем дирекции по внешним связям АО "Спецмашиностроение" В. Синцовым, изобличенным в шпионаже в пользу иностранного государства.

Весной 1998 г. осужден на 12 лет лишения свободы бывший майор РВСН И. Дудник, пытавшийся предложить московской резидентуре ЦРУ компьютерные дискеты, содержащие секретную и совершенно секретную информацию.

В июле 1998 г. был задержан сотрудник МИДа России, заместитель директора Первого департамента Азии В. Моисеев, снабжавший южнокорейскую разведку информацией конфиденциального и секретного характера. Судебный процесс по уголовному делу завершился в конце 1999 г., В. Моисеев признан виновным и осужден на 12 лет лишения свободы.

Требования политических лидеров и военного руководства к разведывательной продукции по широкому кругу вопросов продолжают расти. В новых условиях продолжает оставаться актуальной информация о намерениях и потенциальных возможностях сопредельных государств, террористах, о распространении экзотических видов оружия и размещении потенциально враждебных вооруженных сил, которая может быть получена только с помощью надежных разведывательных источников. Такими источниками являются, как правило, граждане государства, которые по различным мотивам встали на путь предательства, измены Родине.

Как уголовное правонарушение государственная измена отличается от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России. Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации. С учетом положений Закона Российской Федерации "О безопасности" внешняя безопасность государства понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз, которые исходят от враждебной деятельности иностранных государств, прежде всего в лице иностранных спецслужб, иностранных организаций и их представителей. Под угрозами понимается совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества или государства. Можно сделать вывод, что объектом преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, является именно государственная безопасность в аспекте защиты ее от каких-либо внешних угроз. Таким образом, под внешней безопасностью Российской Федерации как непосредственного объекта государственной измены понимаются общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории, обороноспособности и других жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз.

Важное значение при квалификации деяний, посягающих на внешнюю безопасность государства, имеет определение субъекта преступления. Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только вменяемый, достигший 16-летнего возраста гражданин Российской Федерации. Специальный признак исполнителя преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, - гражданство России включен в диспозицию основного состава, следовательно, является обязательным признаком данного преступления. Без него нет и состава государственной измены.

Гражданство - это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Она проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан, безусловно, соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Способ приобретения гражданства не влияет на квалификацию преступления.

Гражданами России признаются лица, которые приобрели гражданство по основаниям, установленным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", и не прекратили своего гражданства. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции России. В то же время Закон определил ряд оснований, препятствующих выходу из гражданства России. В частности, выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на военную службу и до ее окончания, а также если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе из гражданства может быть временно отклонено при наличии у гражданина неисполненных перед государством обязанностей.

Наличие у гражданина Российской Федерации одновременно гражданства иностранного государства (двойное гражданство) само по себе не исключает его ответственности по ст. 275 УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации двойное гражданство не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Необходимо отметить, что признаками, указанными в диспозиции ст. 275 УК РФ, должен быть наделен исполнитель преступного деяния. Роль других соучастников (пособников, подстрекателей, организаторов) могут исполнять и общие субъекты. В связи с этим авторы некоторых научных трудов по уголовному праву считают, что было бы более точно именовать подобные составы преступлений составами со специальным исполнителем, а не со специальным субъектом, т.е. соучастниками преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть не только граждане России, но также и иностранные граждане и лица без гражданства.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие полагают, что не могут. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев - организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В некоторых случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста иностранец передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны. Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене. А действующий на территории Российской Федерации в качестве представителя иностранной негосударственной организации иностранный гражданин может выступать подстрекателем к государственной измене, использующим подкуп, угрозы, шантаж и другие способы. Его действия также должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 33 и ст. 275 УК РФ.

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации иностранный гражданин подлежит ответственности по ст. 276 УК РФ ("Шпионаж"). Однако возможны случаи, когда иностранец в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную или военную тайну России на законных основаниях. Например: иностранец, поступивший на службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, фактически обладая указанными сведениями, занимается шпионской деятельностью в пользу другого государства. В этом случае ответственность военнослужащих - иностранных граждан имеет особенности в применении к ним норм уголовного законодательства Российской Федерации.

В силу возложенных на них обязанностей военнослужащие - иностранные граждане должны хранить государственную и военную тайну Российской Федерации. Занимаясь шпионской деятельностью, такие военнослужащие одновременно выполняют объективную сторону двух составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ. Вместе с тем за государственную измену их можно привлечь к уголовной ответственности только в качестве организаторов, подстрекателей и пособников и действия их квалифицировать по совокупности ст. 276 и ст. 275 УК РФ (со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ).

Выделение специальным признаком субъекта государственной измены гражданства Российской Федерации абсолютно не случайно и имеет глубокий смысл. Согласно Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" в России каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Отметим, что гражданство - это право, а не пожизненная обязанность. Лицо, которое не желает нести обязанности и ответственность, вытекающие из российского гражданства, может согласно Закону выйти из гражданства. Если же лицо имеет гражданство Российской Федерации и Россия в лице государственных органов обязуется предоставлять ему права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, обеспечивать его безопасность как на территории страны, так и за ее пределами, предоставлять ему различные социальные гарантии и т.д., то это лицо обязано, в свою очередь, защищать везде и всегда интересы России и уж тем более никогда не стремиться намеренно причинить ущерб своей стране. Помимо того, что указанные действия оговорены в Законе, это еще и моральный долг каждого гражданина Российской Федерации.

При обосновании тех или иных выводов по квалификации преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность России, и в частности государственной измены, остро возникает потребность в более глубоком исследовании этой проблемы, теоретической разработке ряда вопросов, связанных с государственной изменой, выводе научных положений, которые при применении их на практике будут способствовать наиболее полному и эффективному раскрытию подобного рода преступлений.