Мудрый Юрист

Актуальные вопросы организации и деятельности военных судов Российской Федерации в современных условиях

Федулова М.Н., преподаватель кафедры английского языка (второго) Военного университета, майор юстиции.

В современных условиях проведения реформирования военной организации государства весьма актуальными являются вопросы, связанные с осуществлением правосудия в Вооруженных Силах России. Такими функциями наделены военные суды. В связи с этим следует сказать о том, что в настоящее время военные суды в отличие от иных судов общей юрисдикции осуществляют свою деятельность в условиях проведения как судебной, так и военной реформы. Это обусловлено спецификой военных судов, поскольку военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи военных судов неразрывно связаны с предназначением Вооруженных Сил Российской Федерации, в чем и заключается особенность деятельности данных судебных органов. На Вооруженные Силы возлагается обеспечение безопасности государства, под которым в науке понимается состояние защищенности страны от вооруженной агрессии <1>; состояние условий жизни как внутри государства, так и за пределами его, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия <2>; уровень защищенности государства, при котором вероятность развязывания военных действий как извне, так и изнутри сведена до минимума <3>; уровень развития и состояние вооруженных сил, а также их составных частей, позволяющие гибко и своевременно реагировать на внешние угрозы военного характера и пресекать их, поддерживать баланс сил и место страны на международной арене <4>. Поэтому деятельность военных судов направлена на обеспечение и поддержание безопасности. Нельзя не отметить, что не только стоящие перед военными судами задачи определяют особенность военных судов в системе судов общей юрисдикции, но и их комплектование, которое, по мнению автора, в настоящее время вызывает очень много споров и вопросов, требующих своего разрешения <5>.

<1> См.: Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. М., 1998. С. 433.
<2> См.: Военный энциклопедический словарь. М., 2001. С. 153.
<3> См.: Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Монография. М., 2001. С. 13.
<4> См.: Дамаскин О.В. Развитие военного права в условиях глобализации военных угроз // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 25.
<5> См.: Акчурин З.Х., Федулова М.Н. Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 5. С. 8 - 14.

Несмотря на столь сложные условия осуществления деятельности военных судов, статистические данные показывают, что военные суды справляются с возложенной на них задачей: военными судами, вернее военными судьями (их по штату на 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ предусмотрено 855 человек (ст. ст. 101, 102)), в 2005 г. было рассмотрено приблизительно 116 тыс. дел и различных материалов; рассмотрено более 15 тысяч уголовных дел (осуждены 14 895 человек, 101 человек оправдан), что на 6% больше по сравнению с 2004 г.; рассмотрено около 80 тыс. гражданских дел, что несколько меньше, чем в 2004 г., и меньше, чем в начале 2000-х гг. (когда количество таких дел достигало более 200 тыс. в год) <6>.

<6> Информационная справка Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о судебной нагрузке на судей военных судов в 2005 г. N СД-2/354 от 15 марта 2006 г.

После принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заметно увеличилось количество дел об административных правонарушениях военнослужащих: в прошлом году их рассмотрено более 13 тыс. <7> По мнению Петроченкова А.Я., количество таких дел и далее будет увеличиваться, в том числе и за счет того, что в связи с предстоящими изменениями действующего законодательства Российской Федерации дисциплинарный арест в отношении военнослужащих будет применяться в судебном порядке. Как видно, уменьшения судебной нагрузки на военные суды не предвидится, поэтому вопросы организации и деятельности военных судов являются актуальными <8>.

<7> Так, в соответствии с Приказом Московского гарнизонного военного суда 2005 г. N 1, помимо судебных составов, рассматривающих уголовные, гражданские дела, в данном суде были образованы судебные составы, рассматривающие административные дела.
<8> См.: Петроченков А.Я. О правосудии, чистоте мундира и не только // www.supcourt.ru.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ военные суды входят в систему судов общей юрисдикции. Статья 1 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (далее - Закон о военных судах) также определяет, что военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. В соответствии с Законом о военных судах в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Как видно, данный Закон не относит Военную коллегию к системе военных судов. Однако совершенно очевидно, что Военная коллегия является в процессуальном отношении третьей судебной инстанцией военно-судебной системы, поскольку имеет прямое отношение к рассмотрению уголовных и гражданских дел в кассационном порядке и в порядке надзора по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) и гарнизонных военных судов <9>.

<9> Уколов А.Т. Правовое регулирование организации и деятельности военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 103, 104.

Основные задачи военных судов определены в ст. 4 Закона о военных судах. К ним относятся: обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, органов местного самоуправления Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

С учетом решаемых военными судами задач определена и подсудность им дел. Непосредственно правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в Законе о военных судах, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Следует отметить, что в качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Закон о военных судах предусматривает субъективный признак: по уголовным делам (делам об административных правонарушениях) - наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам - правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо) <10>.

<10> См.: Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С. 423.

Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Закона о военных судах, находит подтверждение в нормах ГПК РФ <11>.

<11> Так, в ст. 25 ГПК РФ говорится: "В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами".

Однако законодательство об организации и обеспечении деятельности военных судов находится не в идеальном состоянии. Это касается и вопросов подсудности дел военным судам.

Статья 7 Закона о военных судах относит к подсудности военных судов (наравне с гражданскими делами) административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. По мнению автора, данное положение противоречит действующему законодательству.

Что следует понимать под "административными" делами, указанными в п. 1 данной статьи, не совсем понятно, так как дела об административных правонарушениях указаны в отдельном пункте (п. 3), а если подразумевались дела, возникающие из административно-правовых отношений (гл. 22 ГПК РСФСР, действовавшего на момент принятия Закона о военных судах), тогда подобное выделение данного вида производства гражданского процесса некорректно, потому что в ст. 7 уже указаны "гражданские" дела (под которыми и так подразумеваются все три вида производства (ст. 1 ГПК РСФСР)). В настоящее время данная категория дел в соответствии с подразд. III ГПК РФ отнесена к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений. Кроме того, действующее процессуальное законодательство, в том числе относительно недавно принятый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, не содержит такого понятия, как "административные дела".

По мнению автора, существует коллизия закона, создающая определенную правовую путаницу, которая должна быть устранена российским законодателем путем внесения соответствующих изменений в п. 1 ст. 7 Закона о военных судах.

Еще одним пробелом является отсутствие в Законе о военных судах четкого указания на порядок их соподчиненности в рамках той или иной юрисдикции.

Конечно, согласно ст. 22 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" принцип создания военных судов несколько отличен от принципа создания других судов общей юрисдикции, поскольку в ч. 1 данной статьи указано, что военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Если проводить определенную аналогию с иными судами общей юрисдикции, то относительно их юрисдикции и соподчиненности имеется прямое указание в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", а именно в ст. 20 данного Закона закреплено, что Верховный Суд Республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, при этом в ч. 2 данной статьи указано, что данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Относительно юрисдикции военных судов в ст. 22 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" имеется лишь отсылка на то, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются отдельным федеральным конституционным законом, в качестве которого выступает Закон о военных судах.

В данном Законе имеется лишь положение о том, что Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ч. 1 ст. 10 Закона о военных судах). Относительно окружных (флотских) военных судов правовой информации о том, для каких судов они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией, нет.

Таким образом, несмотря на то, что военные суды успешно выполняют поставленные им задачи, многие вопросы, касающиеся организации системы военных судов, подсудности и т.д., остаются неразрешенными. Автор полагает, что неразрешенность вышеперечисленных проблем дает лишний раз повод противникам существования военных судов говорить о слабых сторонах в деятельности данных судебных органов и заявлять о нецелесообразности существования военных судов в нашей стране.