Мудрый Юрист

Правовое положение сотрудника разведывательного органа монголии

Закон Монголии "О разведывательных органах" <1> относит к ним государственные органы, имеющие своей целью обеспечение национальной безопасности страны разведывательными методами (ст. 4).

<1> Закон Монголии от 8 июля 1999 г. "О разведывательных органах" // Торийн мэдээлэл. 1999. N 8.

Разведывательную деятельность на территории страны и за ее пределами осуществляет система разведывательных органов, которая включает в себя следующие составные части:

Разведывательные органы Монголии имеют особое организационное строение, включающее гласный и негласный аппараты, и осуществляют определенные им законодательством полномочия через своих служащих. Анализ положений Закона Монголии "О разведывательных органах" позволяет автору объединить их в определенные группы.

  1. Сотрудник разведывательного органа - специальный государственный служащий, давший указанную в законе клятву, занимающийся разведывательной, а также приравненной к ней деятельностью (п. 17.1 ст. 17). Закон не называет, какая деятельность может быть приравнена к разведывательной, закрепляя лишь, что перечень таковых работ и должностей устанавливается Правительством на основании предложения начальника ГРУ (п. 17.6 ст. 17).

К данной категории следует отнести также "секретного оперативного сотрудника", являющегося сотрудником специальной службы <2>, работающим в другой организации под прикрытием (ст. 3).

<2> В соответствии со ст. 3 Закона Монголии от 8 июля 1999 г. "О разведывательных органах" специальной службой (спецслужбой) называются органы и их подразделения, занимающиеся разведывательной деятельностью. В связи с чем, по мнению автора, представляется возможным использовать в данной статье термины "спецслужба" и "разведывательный орган" как тождественные.
  1. Помощник и вспомогательный сотрудник - это лица, тайно сотрудничающие с органом, правомочным вести оперативную деятельность. Отличие заключается в одном - вспомогательный работник сотрудничает на основе конкретного договора и за вознаграждение (ст. 3).

Указанные лица образуют негласный аппарат, выполняющий функцию содействия сотрудникам разведывательного органа.

  1. Административно-сервисные сотрудники - лица, реализующие обслуживающую функцию. Правовое положение таковых сотрудников определяется Законом Монголии "О труде" <3>.
<3> Закон Монголии от 14 мая 1999 г. "О труде" // Торийн мэдээлэл. 1999. N 25.

Таким образом, персональный состав разведывательного органа формируется из трех категорий служащих: сотрудник; вспомогательный сотрудник; сотрудник, осуществляющий обслуживающую функцию.

В данной статье будет рассмотрено правовое положение сотрудника разведывательного органа Монголии, под которым автором понимается совокупность его прав и обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой должности.

Закон Монголии "О разведывательных органах", давая определение сотрудника разведывательного органа, называет его специальным государственным служащим, что предусматривает наличие специфических полномочий, определяемых указанным статусом.

Государственной службой называется деятельность по реализации государственных задач и функций в рамках полномочий, закрепленных в Конституции и других законах Монголии, а ее сущностью признается честное служение на благо народа <4>.

<4> Закон Монголии от 28 июня 2002 г. "О государственной службе", п. 3.1 ст. 3 // Торийн мэдээлэл. 2002. N 8.

В соответствии с Законом Монголии от 28 июня 2002 г. "О государственной службе" государственная служба Монголии включает в себя (п. 3.3 ст. 3):

  1. государственную политическую службу;
  2. государственную административную службу;
  3. государственную специальную службу;
  4. государственную вспомогательную службу.

В общей системе государственной службы основное место занимает государственная политическая служба, основу которой составляют политические служащие, являющиеся наиболее привилегированной частью служащих Монголии. Государственные политические должности объединяют категории должностей, образовавшихся в результате выборов или назначений в соответствии с Конституцией и другим законодательством Монголии, замещаемых в течение определенного времени. Это должности Президента, Председателя ВГХ, Премьер-министра, секретаря Совета национальной безопасности и др.

К государственным административным должностям относят руководящие и исполняющие должности при администрации Парламента, Президента, Правительства, судов, прокуратуры, управления делами Национальной Комиссии по правам человека, государственных секретарей министерств Монголии и др.

Государственные специальные должности занимают служащие, которые имеют специальную квалификацию в определенной области. Специальный вид государственной службы выделяется по своему содержанию, определяющемуся целями и функциями соответствующих государственных органов, которые обеспечивают общественный порядок, права и свободы человека. К государственным специальным должностям относятся должности, предназначенные для непосредственного исполнения специальных полномочий, - должности членов Конституционного цэц <5>, судей судов всех инстанций, прокуроров, сотрудников ВС, разведки, полиции и др.

<5> Аналог Конституционного Суда Российской Федерации.

Государственные административные и специальные должности являются действительными государственными должностями.

Государственные вспомогательные должности - это должности, занимаемые на основе трудового договора, для оказания помощи при реализации государственными органами своих задач и функций.

Таким образом, сотрудник разведывательного органа Монголии является государственным специальным служащим - действительным государственным служащим.

Закон Монголии "О государственной службе" уделяет государственному административному и специальному служащему (действительному государственному служащему) большее внимание, нежели другим видам государственной службы. В подтверждение данного обстоятельства можно привести несколько примеров. Так, Закон раскрывает правовое положение, условия и порядок замещения должности только действительного государственного служащего.

По мнению автора, это не является свидетельством выделения законом данных видов государственной службы как занимающих ключевое место среди других, поскольку сам нормативный правовой акт объясняет это тем, что вопросы, связанные с прохождением государственной политической службы, регулируются другими законами, и только в случае, если в них не установлено иное, применяются нормы Закона Монголии "О государственной службе" (п. 11.3 ст. 11), а правовой основой прохождения государственной вспомогательной службы является прежде всего Закон Монголии "О труде" (п. 11.5 ст. 11).

Таким образом, Закон Монголии "О государственной службе" закрепляет права и обязанности государственного специального служащего, в том числе сотрудника разведывательного органа.

Обязанности сотрудника спецслужбы, предусмотренные указанным Законом, в большинстве своем носят общий характер. Так, действительный государственный служащий обязан: уважать и неукоснительно соблюдать положения Конституции и других законов (п. 13.1.1 ч. 13.1 ст. 13); быть верным данной клятве (п. 13.1.2 ч. 13.1 ст. 13); уважать культуру и порядки государственного органа (п. 13.1.5 ч. 13.1 ст. 13); выполнять решения вышестоящего органа (п. 13.1.4 ч. 13.1 ст. 13).

Обязанность действительного государственного служащего при вступлении в должность предоставить соответствующему органу информацию об имеющемся в собственности имуществе, а также сообщать о его изменениях и доходах (п. 13.1.10 ч. 13.1 ст. 13) обусловлена государственной антикоррупционной политикой, предусматривающей такое предоставление в качестве основного мероприятия по борьбе с общественно опасным явлением <6>.

<6> См.: Антикоррупционный закон Монголии от 5 апреля 1996 г. // Торийн мэдээлэл. 1996. N 3.

Весьма обоснованной является обязанность госслужащего обеспечивать сохранность сведений, составляющих государственную и частную тайну, при осуществлении полномочий, а также после окончания их срока (п. 13.1.7 ч. 13.1 ст. 13).

По мнению автора, часть обязанностей, возложенных на государственного служащего, вытекает из его ограничений, связанных с государственной службой и занимаемой должностью. Запрет на участие государственного служащего в деятельности политических партий, общественных или религиозных организаций по вопросам, не связанным со служебными обязанностями (п. 15.1.1 ч. 15.1 ст. 15), есть не что иное, как его обязанность не участвовать в указанной деятельности. Или запрет на получение государственным служащим от организаций и граждан вознаграждений, связанных с исполнением должностных обязанностей (п. 15.1.6 ч. 15.1 ст. 15), следует трактовать как обязанность воздержаться от данного поведения. Указанные и другие ограничения, предусмотренные Законом, определяются надлежащим исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей.

Права, предоставленные действительному государственному служащему, в основном затрагивают служебные отношения. Так, он вправе соглашаться или не соглашаться с решением руководящего государственного служащего относительно плана деятельности на год; с оценкой результатов проведенной деятельности, уровня профессионализма (п. 14.1.2 ч. 14.1 ст. 14). Помимо этого служащий имеет право вносить предложения вышестоящему руководству о повышении заработной платы, улучшении условий проводимой деятельности, повышении по должности (п. 14.1.3 ч. 14.1 ст. 14).

Включение в перечень прав действительного государственного служащего пунктов относительно прав защищать свои законные интересы в суде (п. 14.1.5 ч. 14.1 ст. 14) и быть освобожденным от государственной службы (п. 14.1.8 ч. 14.1 ст. 14) автор считает нецелесообразным, поскольку первое право является общегражданским и конституционно закрепленным, а второе - само собой разумеющимся.

Нормативные правовые акты большинства стран мира, касающиеся организации и деятельности государственной службы, традиционно включают положение о том, что государственным служащим запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью <7>.

<7> В Российской Федерации такое ограничение деятельности государственного служащего предусмотрено Законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Статья 11 данного Закона запрещает государственному служащему "заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности".

Схожие запреты устанавливаются и законодательством Монголии. Так, Закон Монголии от 28 июня 2002 г. "О государственной службе" предусматривает, что действительный государственный служащий не вправе возглавлять деятельность хозяйственных единиц (п. 15.1.9 ч. 15.1 ст. 15), оказывать финансовую и иную помощь иностранным гражданам и гражданам Монголии, хозяйственным единицам и органам в личных интересах (п. 15.1.12 ч. 15.1 ст. 15) и др. Антикоррупционным законом Монголии от 5 апреля 1996 г. государственному служащему запрещено осуществлять деятельность, направленную на получение незаконного дохода, с использованием своего служебного положения (п. 9 ст. 7). Закон Монголии от 8 июля 1999 г. "О разведывательных органах" предусматривает невозможность сотрудника работать по совместительству (за исключением научной и иной творческой деятельности) и получать за это заработную плату (п. 19.2.5 ч. 19.2 ст. 19).

При этом действительный госслужащий (в том числе сотрудник разведки) в соответствии с Законом Монголии "О государственной службе" наделен весьма нетрадиционным правом получения прибыли от ведения личного (частного) хозяйства, не запрещенного законодательством и не противоречащего осуществляемой службе, а также от руководства деятельностью хозяйственных единиц своим доверенным лицом (п. 14.1.7 ч. 14.1 ст. 14), что, по мнению автора, резко снижает значимость законодательно закрепленных запретов заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

Согласно Закону Монголии "О государственной службе" понятие "специальная государственная служба" объединяет довольно широкий круг должностей, включение в который сотрудников Вооруженных Сил, разведки, полиции позволяет автору выделить такую разновидность государственной службы, как военная.

Закон Монголии "О разведывательных органах" приравнивает сотрудника разведки к военнослужащему. Об этом можно судить, например, исходя из содержания ст. 17 Закона, предусматривающей зачтение срока осуществления разведывательной и приравненной к ней деятельности в срок несения военной службы.

Правовые основы организации и деятельности военной службы содержатся в нескольких нормативных правовых актах. В рамках рассматриваемого вопроса особый интерес представляет Закон Монголии "О военной обязанности и правовом положении военнослужащих" <8>, в соответствии с которым военная служба формируется из действительной военной службы и службы в запасе (п. 1 ст. 3). Действительной военной службой называют выполнение гражданами Монголии военных полномочий.

<8> Закон Монголии от 4 мая 1992 г. "О военной обязанности и правовом положении военнослужащих" // Торийн мэдээлэл. 1992. N 3.

Указанный Закон раскрывает содержание термина "правовое положение" по отношению к военнослужащему. Законодатель определяет четыре составляющие данного понятия: права, обязанности, гарантии их реализации и юридическую ответственность за невыполнение положений Закона.

Что касается последней составляющей, то законодатель в последних статьях большинства законов Монголии обозначает, что лица, нарушившие его, привлекаются к юридической ответственности, вид которой в некоторых случаях указывается в тексте самих законов <9>. Нормы отдельных законов содержат санкции за невыполнение каких-либо законодательных требований <10>.

<9> Например, Закон Монголии от 8 июля 1999 г. "О разведывательных органах" гласит, что лица, его нарушившие, привлекаются в соответствии с законодательством к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности (ст. 29).
<10> Так, Антикоррупционный закон Монголии от 5 апреля 1996 г. предусматривает штрафы (и указывает их размер), налагаемые на лиц, намеренно недостоверно информирующих о доходах (п. 1 ст. 15). Закон Монголии от 8 июля 1999 г. "О разведывательных органах" называет виды дисциплинарного наказания, которые могут быть применены к сотруднику разведывательного органа в случае нарушения им дисциплины. Среди них: предупреждение; уменьшение основного должностного оклада до 20% на срок до трех месяцев; понижение или лишение воинского звания; понижение в должности; увольнение из разведывательного органа (п. 21.1 ст. 21).

Закон Монголии от 4 мая 1992 г. "О военной обязанности и правовом положении военнослужащих" не указывает на то, что сотрудник разведывательного органа входит в круг субъектов, на которых распространяются положения указанного нормативного правового акта, связанные с правовым статусом военнослужащего. Среди субъектов Закон выделяет (ст. 26):

  1. военнослужащих Вооруженных Сил Монголии и других действительных военнослужащих;
  2. военнообязанных, участвующих в военных сборах.

Приравнивание другими законами статуса сотрудника разведывательного органа к статусу военнослужащего позволяет сделать вывод: сотрудник спецслужбы подпадает под данные положения.

Весьма примечательным в отношении Закона Монголии от 4 мая 1992 г. "О военной обязанности и правовом положении военнослужащих" является следующее обстоятельство: Закон, раскрывая составные элементы понятия "правовое положение военнослужащего", не дает им конкретной характеристики.

Так, в Законе отсутствуют положения, непосредственно раскрывающие обязанности, возложенные на военнослужащего. Возможность их определения предоставляет статья, посвященная ограничениям, связанным с военной службой. Равно как и в Законе Монголии "О государственной службе", запреты для военнослужащего предполагают:

Круг прав, предоставленных военнослужащему, также не имеет закрепления единым положением Закона. О правах, которыми наделен военнослужащий, можно судить из разрозненных, не связанных между собой статей. Так, ст. 29.1 предусмотрено право применения оружия. Исходя из содержания ст. 28 "Привилегии военнослужащего" представляется обоснованным выделить право на свободное время и с согласия соответствующего начальника заниматься творческой, исследовательской деятельностью (п. 3 ст. 28), право на отпуск (п. 4 ст. 28) и др.

Более систематизированную структуру прав и обязанностей, на взгляд автора, могут содержать воинские уставы Монголии, поскольку Закон предусматривает закрепление ими вопросов осуществления военнослужащим возложенных на него полномочий (ст. 25).

Таким образом, служебные полномочия сотрудника разведывательного органа как специального государственного служащего (военнослужащего) представляется возможным разделить на две группы:

  1. общие полномочия, которыми наделены государственные служащие (военнослужащие);
  2. специальные полномочия, обладание которыми связано с конкретными должностями.

Данное деление подразумевает конкретизацию полномочий действительного государственного служащего (военнослужащего), предусмотренных Законами Монголии "О государственной службе" и "О военной обязанности и правовом положении военнослужащих" и носящих довольно общий характер, в соответствующих нормативных правовых актах в зависимости от вида действительной государственной службы.

Центральное место в правовом регулировании организации и деятельности спецслужб Монголии занимает Закон Монголии от 8 июля 1999 г. "О разведывательных органах", состоящий из пяти глав.

В целом полномочия сотрудника спецслужбы Монголии определены соответствующей частью полномочий спецслужбы, вытекающих, в свою очередь, из направлений ее деятельности. При этом, по мнению автора, Закон Монголии "О разведывательных органах" имеет несколько особенностей.

Так, гл. 2 Закона "Система, функции и полномочия разведывательных органов" раскрывает полномочия (права и обязанности) лишь одного разведывательного органа из трех - ГРУ. Статьи, касающиеся ВРО и ПРС, содержат тождественные положения о том, что в своей деятельности каждый из органов руководствуется соответствующими положениями Закона (п. 13.4 ст. 13; п. 13.1.4 ст. 13.1). Данная формулировка не дает возможности обозначить полномочия, возложенные на указанные разведывательные органы. Закон не отождествляет их с полномочиями ГРУ, поскольку органы разведки Монголии призваны осуществлять различные направления деятельности.

Основываясь на положениях гл. 2 Закона Монголии "О разведывательных органах", представляется возможным дать характеристику правовому положению сотрудника ГРУ исходя из прав и обязанностей, возложенных на спецслужбу в целом.

Закон последовательно раскрывает компетенцию ГРУ - ст. 11 посвящена обязанностям, возложенным на спецслужбу, ст. 12 - правам. Полномочия разведывательного органа напрямую связаны с основными направлениями его деятельности.

В целом обязанности ГРУ Монголии в зависимости от места их осуществления можно разделить на две группы.

  1. Обязанности, реализуемые вне пределов территории Монголии. Наряду с разведывательной деятельностью следует обозначить обязанность ГРУ ограждать находящиеся за рубежом организации и граждан от воздействия иностранных спецслужб (п. 11.1.7 ч. 11.1 ст. 11).
  2. Обязанности, осуществляемые на территории Монголии. Данная группа, в свою очередь, включает:

Формулировка статьи относительно функций ГРУ включает пункт, предусматривающий реализацию ГРУ иных направлений деятельности, предусмотренных Законом. Прямого указания на то, какие это функции, Закон не дает. По мнению автора, в качестве основных направлений деятельности можно рассматривать некоторые обязанности, возложенные на ГРУ. Так, в качестве таковых можно выделить обеспечение информационной безопасности и защиту государственных границ Монголии.

Наряду с указанными обязанностями ГРУ наделено целым рядом прав. Исходя из направленности их осуществления автору представляется возможным раскрыть права спецслужбы через два аспекта - внутренний и внешний.

Внешнюю направленность носит, например, право ГРУ на сотрудничество со спецслужбами иностранных государств на основе принципов равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела (п. 12.1.11 ч. 12.1 ст. 12).

На внутреннем направлении ГРУ наделено правом проведения оперативных мероприятий (скрытое наблюдение, перлюстрация корреспонденции и другие), принятия мер по обеспечению безопасности разведывательного органа и его сотрудников (п. 12.1.10 ч. 12.1 ст. 12).

Некоторые права не имеют четко выраженной направленности. Как на территории Монголии, так и за ее пределами может реализовываться, например, право ГРУ на создание организаций прикрытия (п. 12.1.6 ч. 12.1 ст. 12).

Раскрывая вопрос правового положения сотрудника разведки, основываясь на Законе Монголии "О разведывательных органах", следует обозначить положения гл. 4 "Правовое положение служащего разведывательного органа". В большинстве своем глава, посвященная служащим всех трех разведывательных органов, касается лишь сотрудников спецслужб, права и обязанности которых вытекают из ее соответствующих норм.

Так, наличие определенных обязанностей сотрудника обусловлено запретами совершения им определенных деяний: незаконно посягать на права и свободы человека, ограничивать их (п. 19.2.1 ч. 19.1 ст. 19); использовать в личных целях свою должность (п. 19.2.3 ч. 19.1 ст. 19); устраивать забастовки, планировать и организовывать иные мероприятия, направленные на срыв нормального функционирования разведывательного органа, участвовать в них (п. 19.2.6 ч. 19.1 ст. 19) и др.

Права сотрудника вытекают из нескольких положений главы, связанных с исполнением служебных обязанностей. Так, сотрудник имеет право на получение определенных компенсаций. Например, на оказание содействия со стороны разведывательного органа и оплату государством расходов при обеспечении другой работой в случае его разоблачения при исполнении служебных обязанностей (ч. 25.2 ст. 25); на возмещение разведывательным органом расходов, связанных с поездками на общественном транспорте, при выполнении служебных обязанностей (ч. 25.4 ст. 25).

В случаях, обозначенных в Законе, сотрудник разведывательного органа имеет право на применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы (ст. 27).

Осуществление оперативной деятельности отдельными структурными подразделениями разведывательных органов Монголии наделяет их сотрудников дополнительными полномочиями. В данном контексте правовое положение сотрудника разведывательного органа определяет Закон Монголии "Об оперативной деятельности" <11>, который изменяет последовательность рассмотрения полномочий, примененную Законом Монголии "О разведывательных органах", - в первую очередь внимание уделено правам оперативного сотрудника, во вторую - обязанностям.

<11> Закон Монголии от 19 декабря 1998 г. "Об оперативной деятельности" // Торийн мэдээлэл. 1998. N 3.

В частности, согласно Закону сотрудник обладает следующими правами (п. 13.2 ст. 13):

  1. Осуществление оперативной деятельности по делам, отнесенным Законом к компетенции разведывательного органа. В рамках проведения оперативной деятельности законодателем выделяется несколько основных этапов:

проверкой подтверждены основания, необходимые для уголовного дела, возбуждением которого и реализуется оперативное дело;

принято решение об отсутствии в деяниях лица или организации состава преступления;

лицо, совершившее побег, задержано; заложники освобождены; пропавшие без вести или лица, считавшиеся умершими, а также предметы, находящиеся в розыске, найдены;

лицо, являющееся объектом дела, умерло или покинуло пределы Монголии (ст. 20).

  1. Использование в случае необходимости по соответствующей цене помещения, транспортного средства и средства связи организаций и граждан.
  2. Использование в оперативной деятельности и создание технических средств, не запрещенных законодательством.
  3. Ношение и применение оружия и специальных средств во время выполнения служебных обязанностей.

В рамках оперативной деятельности разведывательные органы и их оперативные сотрудники имеют определенные обязанности. К числу таковых, например, относятся: принятие в рамках своей компетенции оперативных мер при получении информации о готовящемся преступлении (п. 13.3.2 ч. 13.2 ст. 13); обеспечение собственной безопасности и безопасности негласного аппарата (п. 13.3.4 ч. 13.2 ст. 13). Законом Монголии "О государственной тайне" <12> установлена обязанность оперативного сотрудника обеспечивать сохранность сведений, составляющих государственную тайну. В области оперативной деятельности к таким сведениям относят, например, информацию об организации, документации, архиве, информационной базе, финансировании оперативного органа (п. 1 ч. 4 ст. 5).

<12> Закон Монголии от 18 апреля 1995 г. "О государственной тайне" // Торийн мэдээлэл. 1995. N 7.

Анализируя вышеизложенное, представляется возможным сделать определенные выводы.

  1. В соответствии с законодательством Монголии служащие разведывательных органов делятся на три категории: сотрудники; вспомогательные сотрудники; сотрудники, осуществляющие обслуживающую функцию.
  2. Правовое положение сотрудника разведывательного органа складывается из общегражданских прав и обязанностей, закрепленных в Конституции Монголии, и прав и обязанностей, реализация которых обусловлена занимаемой должностью.
  3. Сотрудник разведывательного органа обладает особым правовым статусом, поскольку является действительным государственным служащим (военнослужащим), являющимся сотрудником специальной службы, правомочной на осуществление оперативной деятельности.