Мудрый Юрист

Вопросы совершенствования законодательства о компаниях монголии

Идэш И., начальник юридического отдела монголо-российского предприятия "Эрдэнэт", г. Эрдэнэт, Монголия.

В современных экономических условиях важнейшей организационно-правовой формой организации является компания. Это объясняется развитием рыночных отношений во всех сферах деятельности монгольских юридических и физических лиц и принятием правовых актов, регулирующих деятельность различных видов коммерческих юридических лиц в 90-х годах прошлого века.

В Монголии первые правовые акты законодательства о компаниях были приняты в 1990 - 1991 гг., и принятие таких актов было обусловлено социально-экономическими изменениями, которые произошли в стране в начале 1990-х годов <1>.

<1> Идэш И. Становление и развитие законодательства о компаниях в Монголии // Юрист. 2005. N 10. С. 48.

Так, с начала 90-х годов в Монголии происходили большие изменения в законодательстве о коммерческих юридических лицах, которые существенно преобразовали систему юридических лиц, их органов и характер деятельности этих органов.

В результате этих изменений формировалось новое законодательство о компаниях как новая подотрасль гражданского законодательства.

Законодательство о компаниях в настоящее время представляет собой обширный массив правовых актов, включающий законы, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, посвященные вопросам организации и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц.

Нормативные акты законодательства о компаниях, направленные на правовое регулирование вопросов создания и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц, содержат нормы различных отраслей права и обычно являются комплексными актами.

Законы являются основными элементами законодательства о компаниях Монголии. К их числу относятся следующие законы:

<2> Гражданский кодекс Монголии от 10 января 2002 г. // Торийн мэдээлэл. 2002. N 7.<3> Закон от 26 октября 1994 г. "О ценных бумагах" // Торийн мэдээлэл. 1994. N 11.<4> Закон от 27 мая 1996 г. "О государственной и муниципальной собственности" // Торийн мэдээлэл. 1996. N 11.<5> Закон от 23 января 2003 г. "О государственной регистрации юридических лиц" // Торийн мэдээлэл. 2003. N 22.

Особое значение для регулирования деятельности компаний и других видов частных коммерческих структур имеет новый Гражданский кодекс Монголии от 10 января 2002 г. Он детально регулирует имущественные и неимущественные отношения. Так, важное значение для определения правового статуса юридических лиц имеют положения гл. 4 Гражданского кодекса Монголии "Юридические лица".

Непосредственно коммерческим юридическим лицам посвящены положения гл. 4 ГК Монголии. Ими закрепляются виды коммерческих юридических лиц, определяется порядок их образования и ликвидации. Однако ГК Монголии не регулирует вопросы регистрации, формирования уставного капитала и структуры управления компаний и других видов коммерческих юридических лиц.

Компания в своей деятельности руководствуется и многими другими статьями Гражданского кодекса Монголии, посвященными деятельности хозяйственных единиц.

Основным специальным правовым актом, регулирующим порядок организации и деятельности компаний, является Закон от 2 июля 1999 г. "О компаниях" <6>.

<6> Закон "О компаниях" от 2 июля 1999 года // Торийн мэдээлэл. 1999. N 34.

Закон "О компаниях" устанавливает трехзвенную систему органов управления компании. Она состоит из трех звеньев: собрание акционеров, совет представительного управления, исполнительные органы. Контрольным органом выступает ревизионный совет (комиссия). А также данный Закон регламентирует принципы работы органов управления компании и устанавливает компетенцию каждого звена. Однако этот Закон не регламентирует многие вопросы, связанные с порядком созыва, работы или содержанием деятельности каждого звена системы органов управления компании.

Как показывает практика функционирования монгольских компаний, существует необходимость совершенствовать в дальнейшем действующее законодательство о компаниях в Монголии, и этот вопрос ставится по-прежнему остро.

В этой статье автор в основном рассматривает вопросы совершенствования действующего законодательства о компаниях. Кроме того, будет затронут вопрос о совершенствовании законодательства о коммерческих юридических лицах в отношении компаний, поскольку в Монголии существует необходимость провести критический анализ законодательства о юридических лицах с целью его совершенствования.

Как сказано выше, в Монголии первые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1990 г. В то время у нас не существовало законодательства о частных коммерческих структурах, поскольку в Монголии полностью отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права.

Поэтому при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала во многом положения соответствующих актов Венгрии и других стран с переходной экономикой в целях привлечения иностранных прямых инвестиций и приватизации государственных предприятий. Однако на принятие ныне действующего Закона "О компаниях" оказало большое влияние корпоративное право США.

Следствием этого является воспринятая нашим законодательством конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию англо-американских closed corporation. Так, прямое заимствование зарубежного законодательства о компаниях вызывает большое количество и многообразие правовых проблем, связанных с применением и толкованием новых законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компании и других видов хозяйственных единиц <7>.

<7> См.: Идэш И. Указ. соч. С. 53.

С другой стороны, акты современного законодательства о коммерческих юридических лицах принимаются на рекомендациях зарубежных специалистов. Так, был разработан Закон "О компаниях", а также ряд проектов нормативных актов, построенных по американскому образцу. А проект нового Гражданского кодекса Монголии разработан при активном участии специалистов из ФРГ <8>. Это еще раз свидетельствует о прямом заимствовании зарубежного акционерного права и отсутствии законодательной традиции в данной сфере.

<8> Мэндсайхан Т. Сравнительное исследование Гражданского кодекса Монголии и Гражданского уложения ФРГ. Правовая реформа в Монголии и развитие науки сравнительного права. Улан-Батор, 2004. С. 133.

Закон "О компаниях" не сопровождался принятием подзаконных актов, регулирующих деятельность компаний и структуру и деятельность органов управления компаниями. Кроме этого, практика реализации Закона "О компаниях" и ряда других нормативных актов, касающихся деятельности коммерческих юридических лиц, выявляет целый ряд существенных недоработок.

В связи с тем что до сих пор не приняты постановления Верховного Суда Монголии, касающиеся применения Закона Монголии "О компаниях" и других нормативных актов, регулирующих деятельность компаний и других видов юридических лиц, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Учитывая многообразие правовых проблем, связанных с применением и толкованием законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц, и отсутствие нормативных актов, регулирующих структуру и деятельность органов управления компаний, автор считает целесообразным условно объединить вопросы совершенствования законодательства о компаниях Монголии по группам.

К первой группе могут быть отнесены проблемы, связанные с совершенствованием законодательства о коммерческих юридических лицах и правовой природой отдельных видов юридических лиц.

Так, важной проблемой является совершенствование законодательства о коммерческих юридических лицах.

Согласно ст. 32 ГК Монголии товарищества и компании являются коммерческими юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

При этом следует отметить, что новый Гражданский кодекс Монголии не содержит определение закрытой или открытой компании. Он содержит только определение компании.

В отличие от ГК Монголии зарубежное законодательство не ограничивает перечень постоянных профессиональных участников оборота только компаниями и товариществами. Например, по российскому законодательству к коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия <9>.

<9> Брагинский М., Ярошенко К. Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. N 2. С. 9.

Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Таким образом, российский законодатель относит производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия к категории коммерческих организаций.

Поэтому автор считает целесообразным отнести производственные кооперативы и государственные компании к категории коммерческих юридических лиц и внести соответствующие изменения в ст. 33 Гражданского кодекса Монголии. Другой важной проблемой является классификация юридических лиц.

ГК Монголии содержит только одну классификацию юридических лиц и делит их на коммерческие и некоммерческие.

В отличие от ГК Монголии зарубежное законодательство содержит другие классификации, например, ГК РФ дает две классификации юридических лиц. Кроме деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, ГК РФ в качестве основания классификации приводит соотношение в правах учредителей (участников) и непосредственного юридического лица <10>. Следовательно, по мнению автора, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в ГК Монголии, чтобы юридические лица разделились на группы в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество.

<10> Гражданское право / Под общ. ред. В.Ф. Яковлева. М., 2003. С. 99.

Будучи коммерческой организацией, компания является юридическим лицом, в котором имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное им в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Однако ГК Монголии не содержит положений, определяющих данную характерную черту компании.

А также вследствие отсутствия законодательной традиции в сфере корпоративного права не проводилось исследование по правовой природе отдельных видов юридических лиц, в том числе товариществ и компаний.

Во многих странах акционерное общество относится к объединению капиталов. А товарищество представляет собой объединение лиц, которому свойственна солидарная ответственность участников по обязательствам соответствующего юридического лица <11>. В отличие от этого монгольские исследователи не проводят такую классификацию юридических лиц. Кроме этого, до сих пор не исследованы некоторые вопросы правового положения товариществ, например о количестве голосов, которым может обладать каждый участник.

<11> Поэтому известный российский ученый Е.А. Суханов отмечает, что различия в положении товариществ и обществ определяются тем, что товарищества - это объединение лиц, тогда как общества - объединение капиталов. Суханов Е.А. Хозяйственные общества и товарищества. Комментарии ГК РФ // Хозяйство и право. 1995. N 3. С. 6.

В связи с тем что существует необходимость провести критический анализ законодательства о юридических лицах в целях его совершенствования, представляется целесообразным изучать практику зарубежных акционерных обществ (особенно стран с переходной экономикой, принадлежащих к континентальной системе права).

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в целях совершенствования законодательства о коммерческих юридических лицах необходимо внести соответствующие положения в ГК Монголии, содержащие понятие и характерные черты и виды таких коммерческих организаций, как производственные кооперативы, компании и товарищества.

Вторую группу проблем составляют вопросы, возникающие в процессе применения Закона "О компаниях". Эти проблемы обусловлены в значительной степени несовершенством положений названного Закона.

Важным представляется определение компании и ее характерных черт как коммерческой организации. Поскольку новый Гражданский кодекс Монголии и Закон "О компаниях" не дают единого определения понятия "компания", охватывающего характерные черты компании как коммерческой организации, следовательно, автор считает целесообразным определить компанию как коммерческую организацию (коммерческое юридическое лицо), собственный капитал которой разделен на определенное количество акций, и внести соответствующие изменения в ГК Монголии и Закон "О компаниях".

Актуальным представляется разделение компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний. В первую очередь это связано с делением монгольских компаний на открытые и закрытые.

У нас такое деление было впервые введено Законом "О компаниях", на принятие которого оказало большое влияние корпоративное право США. По этой причине в монгольском законодательстве появилось чуждое континентальному праву понятие закрытой компании, или компании с ограниченной ответственностью, хотя американская система не знает деления корпораций на самостоятельные организационно-правовые формы. По моему мнению, американский термин "corporation" был ошибочно переведен, а конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию closed corporation, была воспринята нашим законодательством.

Так, вследствие влияния корпоративного права США на Закон "О компаниях" необходимо в данном Законе более четко дифференцировать положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить утвержденную в нем структуру управления.

А также правовое регулирование дочерних и независимых компаний является одной из актуальных проблем совершенствования законодательства о компаниях. В этой связи следует внести в ГК Монголии и Закон "О компаниях" предписания, предусматривающие такие признаки дочерней компании, как преобладающее участие материнской компании в уставном капитале, наличие договора об управлении или ином участии в компании, предоставляющем возможность давать компании обязательные для исполнения указания, и иные возможности определять решения, принимаемые компанией. Кроме этого, следует внести в Закон "О компаниях" новые положения, касающиеся субсидиарной ответственности материнской компании.

Третью группу проблем составляют вопросы, касающиеся совершенствования правового регулирования отдельных органов управления компании.

Актуальным представляется совершенствование механизма созыва и проведения собраний акционеров компаний. Кроме этого, необходимо изучать вопросы, связанные с правовым положением секретаря компании <12> и организацией работы совета представительного управления. Кроме этого, следует внести в Закон "О компаниях" соответствующие предписания, касающиеся компетенции исполнительных органов, обязательности наличия внутреннего документа - положения о коллегиальном исполнительном органе.

<12> Пункт 4 ст. 95 Закона "О компаниях" говорит лишь о секретаре совета представительного управления компании. Закон от 2 июля 1999 г. "О компаниях" // Торийн мэдээлэл. 1999. N 34.

А также актуальными представляются вопросы о временных исполнительных органах и управляющей организации (управляющем) <13>.

<13> Идэш И. Правовое положение исполнительных органов компании по законодательству Монголии // Юрист. 2006. N 3. С. 56.

Четвертую группу проблем составляют вопросы, связанные с введением определенных стандартов и принципов корпоративного права.

При этом следует отметить, что в Монголии до сих пор не приняты кодекс корпоративного поведения и другие аналогичные ему нормативные документы, регламентирующие структуру и деятельность органов управления компании. Следовательно, представляется актуальным изучение вопросов, связанных с корпоративным нормотворчеством, с целью установления стандартов корпоративного права и разработка корпоративного кодекса является одной из актуальных проблем гражданского права Монголии <14>.

<14> В Монголии только в 2005 г. издан Свод решений судов Монголии: Гражданские дела. Часть I. Верховный Суд Монголии. Национальный Юридический центр и Жайка. Улан-Батор, 2005. Однако в этом Своде изданы судебные решения только по кредитам, договорам и оспариванию арбитражных решений в судах.

Таким образом, прямое заимствование зарубежного акционерного законодательства и практика применения законодательства о компаниях вызывают необходимость совершенствовать ныне действующее законодательство о компаниях Монголии.

В заключение следует отметить, что основным специальным правовым актом, регулирующим порядок организации и деятельности компаний, является Закон от 2 июля 1999 г. "О компаниях". Данный Закон не регулирует многие вопросы, связанные с деятельностью и системой органов управления компании. А также вследствие отсутствия законодательной традиции в сфере корпоративного права и несовершенства законодательства о компаниях Закон "О компаниях" не сопровождался принятием подзаконных актов, регулирующих деятельность компаний и структуру и деятельность органов управления компании. Кроме того, практика реализации Закона "О компаниях" и ряда других нормативных актов, касающихся деятельности коммерческих юридических лиц, выявляет целый ряд существенных недоработок. Следовательно, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование компаний и других видов частных коммерческих лиц, в том числе компаний с ограниченной ответственностью, и внести соответствующие изменения в ГК Монголии и Закон от 2 июля 1999 г. "О компаниях". Поэтому, по мнению автора, изучение зарубежного опыта акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью представляется необходимым и полезным.