Мудрый Юрист

Актуальные вопросы деятельности администраторов районных судов

Рожнова Л.В., начальник отдела организационно-правового и информационного обеспечения деятельности районных судов управления Судебного департамента в Алтайском крае.

Должности администраторов появились в районных судах Алтайского края с февраля 2000 г., имеется 6-летний опыт их деятельности, и есть что обсудить.

В деятельности администраторов сначала пришлось преодолевать проблемы становления, а когда обнаружилось несоответствие роли и возложенных на администраторов полномочий отведенному им статусу и оплате труда, пришлось бороться с оттоком кадров и ждать изменений.

Наконец, в текущем году ожидания оправдались. Сегодня статус администратора вполне определенный, заметно повышена заработная плата. В Реестре государственных гражданских служащих, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2005 г., администратор в системе Судебного департамента отнесен к категории руководителей наряду с начальником и заместителем начальника управления (отдела) Судебного департамента в регионе. Принятые изменения в законодательстве во многом решили имевшиеся проблемы.

В Типовом должностном регламенте администратора, утвержденном Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. N 80, четко прописаны должностные обязанности администратора по организационному обеспечению деятельности суда. Регламентом вновь установлена двойственность подчинения администратора: с одной стороны, он подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения, с другой - по представлению председателя районного суда назначается и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, под его контролем осуществляет свои полномочия.

По своему правовому статусу администратор должен выполнять функции, которые составляют полномочия руководителя, за ним же сохраняются и функции обеспечительного характера. Администратор наделен широким спектром полномочий, обязан решать разноплановые задачи.

Что касается приоритетов, то в интервью журналу "Судья" N 2 за 2006 г. заместитель начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Л.В. Мичурина подчеркнула, что администраторы должны максимально сконцентрировать свое внимание на контроле деятельности аппарата суда, на вопросах организационно-правового обеспечения его деятельности. Давая оценку организации деятельности одного их районных судов, она обратила внимание, что полномочия председателя суда по отношению к администратору не всегда приводят к положительному результату, что работа администратора в этом суде в первую очередь направляется на решение вопросов материально-технического обеспечения.

Высказанное замечание в определенной степени относится и к нашим районным судам, да и в других регионах, думаем, те же проблемы, вытекающие из двойственного положения администратора.

Знакомство с планами и отчетами администраторов о проделанной работе, изучение организации их деятельности на местах позволили установить, что администраторы отдельных судов края в ущерб организационно-правовым вопросам занимаются почти исключительно хозяйственной деятельностью. Здесь пришлось вмешиваться и отношение к администратору корректировать.

Контролируя деятельность администраторов и требуя четкого выполнения должностных обязанностей, мы обнаружили, что неисполнительность администраторов обусловлена порой нераспорядительностью председателей судов. Требующие исполнения документы в ряде случаев до администраторов просто не доходят, а в утвержденных председателями районных судов ежеквартальных планах администраторов включены неконкретные, неопределенные, ни к чему не обязывающие мероприятия, некоторым же администраторам вменены обязанности, выполнение которых не входит в круг их полномочий.

В практике районных судов имели место факты, когда администраторы обобщали судебную практику, вели кадровое делопроизводство и фонды правовой информации, составляли представления на судей для направления в квалификационную коллегию судей и т.п.

Такое отношение к администратору как к работнику на подхвате или завхозу подрывает его авторитет, а в конечном счете негативно влияет на работу суда в целом. Пришлось реагировать и в этом направлении.

В информационных письмах, направленных в районные суды, на совещаниях и семинарах не раз поднимались вопросы организации деятельности администраторов. В результате факты подобного рода в крае остались в прошлом.

Руководствуясь положениями нового законодательства о государственной гражданской службе, организационно-распорядительными документами и ориентируясь на выступления руководителей Судебного департамента, мы уже сегодня перестраиваем администраторов на выполнение функциональных обязанностей как руководителей, организаторов и контролеров.

Учитывая специфику, предпочтение при приеме на работу отдается лицам, имеющим юридическое образование, опыт организационно-распорядительной деятельности.

Сегодня в крае из 72 администраторов 97,2% с высшим и только 2 со среднеспециальным образованием, - в отдаленных сельских районах не смогли найти соответствующие образованию кандидатуры; почти половина администраторов - дипломированные юристы. Должности администраторов замещают люди зрелые с жизненным и профессиональным опытом, 81,7% имеют возраст 40 и более лет, половина из них - вышедшие в отставку руководители органов внутренних дел, обладающие авторитетом в районе (городе), способные самостоятельно решать организационные и хозяйственные вопросы.

Практика показала, что такой подход к формированию состава администраторов себя оправдал.

25 - 26 апреля 2006 г. состоялся семинар с администраторами, начальниками отделов, главными, ведущими специалистами аппаратов судов края, на котором поднимался вопрос о месте и роли администратора в районном суде, внимание администраторов акцентировано на решение организационно-правовых вопросов и вопросов информатизации, которые в Алтайском крае решаются в рамках Государственной автоматизированной системы "Правосудие". Материалы семинара опубликованы в специальном сборнике, который передан в каждый районный суд.