Мудрый Юрист

К вопросу об изменении ст. 32 фкз "об уполномоченном по правам человека"

Б.Д. ЗАВИДОВ

"Ваша сила не в верховной власти и великих

правах ее - она в достоинстве нашего народа"

В. Жуковский <1>.

<1> См.: Ванян Б. Афоризмы о юриспруденции. М., 1999. С. 50.

Завидов Б.Д., зам. гл. редактора журнала "Российский следователь", канд. юрид. наук, доцент, обладатель медали А.Ф. Кони, член Союза журналистов России.

Вместо предисловия

Уполномоченный по правам человека - должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и назначаемое Государственной Думой. На конституционном уровне институт Уполномоченного по правам человека был закреплен в ст. 103 Конституции РФ <2>. Преимущества парламентского варианта назначения Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) очевидны: административное влияние на процесс назначения Уполномоченного ограничивает де-юре и де-факто независимость службы. Кстати говоря, назначение омбудсмена парламентом - общее правило (хотя оно и знает некоторые исключения) в мировой практике.

<2> См.: Панов В.П. Большая юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1999. С. 1013 - 1014.

Глава 2 Конституции Российской Федерации имеет название: "Права и свободы человека и гражданина". Она содержит в себе перечень прав и свобод, признаваемых и гарантируемых государством. Причем данный перечень не может быть исчерпывающим: дополнительные права и свободы могут быть установлены законодательством России, международными договорами Российской Федерации. Так, Российская Федерация является участницей Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека <3>.

<3> См.: РГ. 1995. 23 июня.

Ведение правового института Уполномоченного по правам человека в РФ по правам человека обусловлено многочисленными причинами:

<4> См. более подробно: В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об уполномоченном по правам человека". М.: Норма, 1997. С. 10 - 11.

Круг деятельности Уполномоченного по правам человека все-таки гораздо более широкий. Так, он призван способствовать реализации законов в сфере защиты прав и свобод граждан (личности), дополнять существующую систему защиты прав и интересов личности, укреплять доверие между гражданином и государством, гармонизировать отношения "администрация - граждане", обеспечивать высокие стандарты компетентности, справедливости, эффективности при применении законов. К Уполномоченному по правам человека могут обращаться за помощью лица, которые осознают себя беспомощными, поскольку традиционные методы решения конфликта с чиновниками (например, предъявление иска в суд) для них недоступны <5>.

<5> См.: В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. Указ. соч. С. 17.

Краткий комментарий Федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 32 Конституционного закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <6>.

<6> См: Федеральный конституционный закон от 16.10.2006 N 4-ФКЗ.

Статья 32 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1 ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <7> (далее в РФ) не предусматривала расширенные права "Уполномоченного по правам человека в РФ". "Старая норма" ст. 32 указанного закона имела всего две части, а в обновленном варианте ст. 32 данного ФКЗ Федеральным конституционным законом внесены изменения в виде двух пунктов, причем в п. 1 содержится два подпункта <8>. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин давно писал, что "...с 1997 года было узаконено положение, что Уполномоченный на случай грубых или массовых нарушений прав человека может проявлять инициативу различного рода, в частности, предлагать Федеральному Собранию РФ проводить парламентские расследования событий. В других законах это долгое время не было прописано. Сейчас, я надеюсь, не будет таких коллизий, какие имели место около 2-х лет тому назад" <9>.

<7> См.: СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 1011.
<8> См.: РГ. 2006. N 233.
<9> См.: Интервью В. Лукина корреспонденту РГ Т. Владыкиной "Права человека со времен Бориса и Глеба". РГ. 2006. N 232.

О новациях ст. 32. Первое. Характерно, что согласно новому Федеральному закону гарантированных конституционным законом в случае массового, грубого нарушения Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный (далее - Омбудсмен) <10> по правам и свободам человека и гражданина отныне вправе обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания РФ о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших поводом для парламентского расследования.

<10> См.: Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ". М.: Норма, 1997. С. 26.

Второе. Он наделяется правом участия в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении им вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

Третье. Он также имеет право обращаться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в этих слушаниях.

Четвертое. Омбудсмен также вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

Вывод. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ становится с принятием Федерального конституционного закона от 16.10.06 N 4-ФКЗ более совершенным. Это делает права омбудсмена более справедливыми и эффективными. "Думаю... что внесение положения в УПК РФ об административной (да и уголовной) ответственности за игнорирование мнения Уполномоченного..." <*> будет способствовать укреплению законности и правопорядка.

<*> См.: Владыкина Т. Права человека со времен Бориса и Глеба. РГ. N 232. 17.10.06.

Кроме того, следует иметь в виду, что во всех без исключения государствах, признавших де-юре омбудсмена, институт выступает субсидиарным (дополнительным) средством правовой защиты по отношению к существующим правозащитным механизмом <12>.

<12> См.: Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Указ. соч. С. 27.