Мудрый Юрист

Роль правоохранительных органов в профилактике регистраций незаконных сделок с землей

Мирзаев З.М., соискатель кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.

В последние годы в Республике Дагестан особо распространенным (но высоко латентным) преступлением в сфере земельных отношений является регистрация незаконных сделок с землей. По данным информационного центра МВД РД, в республике зарегистрировано всего три уголовных дела (в 2000 г. - 2; в 2001 г. - 1). В Российской Федерации в 1997 г. было зарегистрировано 10 регистраций незаконных сделок с землей, в 1998 г. - 21 <1>, в 1999 г. - 7, в 2000 г. - 13 <2>, в 2001 г. - 36, в 2002 г. - 9, в 2003 г. - 2, в 2004 г. - 7, в 2005 г. - 1 <3>.

<1> Приложение 1. Зарегистрированные преступления и выявленные лица в 1997 - 1999 годах в разрезе статей Особенной части УК РФ // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2001. С. 380.
<2> Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 544.
<3> Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом / Под ред. А.И. Долговой. М., 2006. С. 113.

Общественная опасность преступления состоит в нарушении экономических интересов государства, а также равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Состояние экономики, ее эффективность в значительной мере зависят от оборота земли и другой недвижимости. Без надлежащего функционирующего оборота земельных участков и иной недвижимости, то есть без обеспеченной законом возможности совершения купли-продажи, залога и иных сделок, немыслимо успешное развитие предпринимательской деятельности, а значит, и экономики в целом <4>.

<4> Сыродоев Н.А. Правовое регулирование оборота земельных участков // Государство и право. 1999. N 9. С. 41.

Важным направлением профилактики преступлений, в том числе регистраций незаконных сделок с землей, является "многосторонняя предупредительно-профилактическая деятельность всех субъектов борьбы с преступностью" <5>.

<5> Астемиров З.А. Криминология. Махачкала, 2002. С. 117.

Деятельность субъектов по профилактике регистраций незаконных сделок с землей должна способствовать целенаправленному воздействию на объективные причины и условия совершения данного преступления, на криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства, а также на негативные личностные свойства.

Важно обеспечение надлежащей скоординированности усилий всех субъектов по профилактике рассматриваемых преступлений. Как справедливо отмечают А.Н. Литвинов и Т.С. Гавриш, во время осуществления профилактики преступлений каждый из элементов системы профилактики играет свою роль. Ни один из них не может обеспечить полной реализации ее задач. Для этого необходимо взаимодействие и согласованные усилия всех элементов, которые требуют четкой организации их системы <6>. "Формами координации деятельности по конкретным уголовным делам могут быть создание совместных следственных и следственно-оперативных групп; проведение оперативных совещаний, совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений; заслушивание отчетов о ходе расследования уголовного дела на координационном совещании; реализация совместных мероприятий по оказанию помощи суду в организации и проведении разбирательства по делу и др." <7>.

<6> Литвинов А.Н., Гавриш Т.С. Профилактика преступлений. От теории к практике: Научно-практическое пособие. М., 2003. С. 26.
<7> Кобзарев Ф. Координационная деятельность по борьбе с преступностью // Законность. 2005. N 4. С. 6.

Специфика борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех контрольных и правоохранительных органов по управлению законностью и правопорядком в России. Важно обеспечение надлежащей скоординированности усилий всех субъектов по профилактике регистраций незаконных сделок с землей. Более заметной должна быть координирующая роль прокуратуры.

В последнее время налаживается совместная работа по установлению четкого взаимодействия и координации действий органов прокуратуры, внутренних дел и территориальных органов УБЭП при проведении соответствующих проверок и передаче и рассмотрении материалов о нарушениях федерального земельного законодательства. "Приоритетное направление координационной деятельности - это требующая безотлагательной защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства по наиболее распространенным и опасным преступлениям объективная необходимость принятия первоочередных совместных мер в сфере деятельности нескольких правоохранительных органов" <8>. Учитывая рост нарушений в сфере земельных отношений, Правительство Республики Дагестан в мае 2006 г. обратилось в Прокуратуру РД и Министерство внутренних дел РД дать правовую оценку фактам принятия органами государственной власти РД и органами местного самоуправления решений, приведших к нарушениям земельного, экологического и природоохранного законодательства, законодательства о недрах <9>.

<8> Кобзарев Ф. Координационная деятельность по борьбе с преступностью // Законность. 2005. N 4. С. 6.
<9> Постановление Правительства Республики Дагестан от 4 августа 2006 г. N 157 "О серьезных недостатках в соблюдении земельного законодательства на территории Республики Дагестан".

Необходимость взаимодействия объективно обусловливается, с одной стороны, известным различием компетенции, профессиональной специализации сотрудников различных служб органов внутренних дел, а с другой - единством конечной цели и правовых основ их деятельности.

Особая роль в предупреждении регистраций незаконных сделок с землей как субъекта профилактики принадлежит органам внутренних дел. "Существующая законодательная база России позволяет право применительным органам осуществлять профессиональную деятельность на должном уровне. Ее широкий диапазон позволяет данным органам очень дифференцировано подходить в вопросах привлечения к ответственности лиц, совершивших преступление" <10>. "Криминальная милиция, действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и коррупцией вносят решающий вклад в дело предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений" <11>. Ю.М. Лужков <12> правильно отмечает, что в условиях сложных происходящих социально-экономических процессов необходима правильная выработка стратегии правоохранительных органов. И, по нашему мнению, в настоящее время проблема обеспечения правопорядка и законности стала приоритетной задачей государственного уровня, от успешного решения которой во многом зависит стабильность в обществе и государстве.

<10> Фунтиков В.Л. Неотвратимость ответственности как сдерживающий фактор развития преступности // Следователь. 2001. N 6. С. 18.
<11> Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 275.
<12> Лужков Ю.М. Укреплять законность и правопорядок // Законность. 1997. N 9. С. 2.

Профилактика преступлений должна проводиться гласно, с привлечением контролирующих органов и общественных организаций. Негласные сотрудники должны использоваться не по любому вопросу, а именно для выявления и раскрытия тяжких, замаскированных преступлений. Предотвращение преступлений может осуществляться с использованием оперативно-розыскных мероприятий и конфиденциального содействия граждан. В то же время, как было отмечено ранее, зачастую предотвращение осуществляется путем проведения инвентаризаций, проверок и т.п.

Формирование демократического правового государства в России невозможно без совершенствования всех видов служебной деятельности. От качества выполнения своих обязанностей государственными, муниципальными и иными служащими во многом зависит судьба политических, социальных и экономических реформ в стране <13>. Как правильно отмечает В.Л. Фунтиков, проблема преступности, и в особенности организованного характера, должна занимать место в одном ряду с проблемами проведения политических, экономических и социальных реформ, так как присутствует (или сопутствует) в каждой из них <14>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С. Зубарева "Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны" включена в информационный банк.

<13> Зубарев С. Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны // Уголовное право. 2003. N 4. С. 26 - 28.
<14> Фунтиков В.Л. Неотвратимость ответственности как сдерживающий фактор развития преступности // Следователь. 2001. N 6. С. 17.

Важное место в предупреждении регистраций незаконных сделок с землей отводится органам следствия, особенно следователям. От точного расследования преступления зависит эффективность юридической ответственности. Эффективность и результативность работы следователя повышаются при взаимодействии с другими службами МВД. При обнаружении признаков экономических злоупотреблений правоохранительные органы обязаны принять от хозяйствующих субъектов материалы для организации соответствующей проверки. В этой связи, как правильно отмечают С.С. Галахов, Л.В. Петрушкина, правоохранительным органам в целом и оперативным подразделениям органов внутренних дел в частности требуется концептуальное обновление своей политики в сфере борьбы с преступностью в части, касающейся ее предупреждения <15>.

<15> Галахов С.С., Петрушкина Л.В. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Рос. следователь. 2005. N 5. С. 24.

Профилактика преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей более эффективна при тесном взаимодействии органов внутренних дел с органами юстиции. "Возможности учреждений юстиции, как обладателей определенной информации, весьма значительны. В свою очередь, органы внутренних дел в зависимости от того, какие конкретно цели ими преследуются (например, сбор данных о лицах, совершающих крупные сделки с недвижимостью, которые вызывают сомнение в их правомерности и т.д.), могут получить соответствующую информацию в учреждениях юстиции. Такая необходимость возникает как при расследовании конкретных уголовных дел, так и при проведении оперативных разработок, реализации совместных мер превентивного характера" <16>.

<16> Дзуганов А.А. Взаимодействие органов внутренних дел Северо-Кавказского региона с учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в раскрытии и расследовании преступлений против собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.

Важное значение для профилактики рассматриваемого преступления имеет решение учреждением юстиции такой основной задачи, как осуществление государственной регистрации прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, а также создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организация его бессрочного хранения.

Для своевременного выявления и предотвращения фактов незаконной регистрации незаконных сделок с землей на стадии покушения на преступление значение имеет такая функция учреждений юстиции, как проведение правовой экспертизы документов, поступивших на государственную регистрацию. В целом функции учреждений юстиции в основе своей преследуют цель обеспечить законность сделок с недвижимостью, выявлять и пресекать попытки совершения рассматриваемого преступления. В этом плане определенный интерес представляет предложение А.А. Дзуганова <17> о дополнении Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним" положениями о том, что сотрудники учреждений юстиции, чья деятельность непосредственно связана с правовой оценкой и проверкой документов по регистрации сделок с землей, должны: 1) заниматься не только правовой проверкой и оценкой правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, но и проверкой их подлинности; 2) при возникновении сомнения в подлинности документов незамедлительно ставить об этом в известность территориальные органы внутренних дел; 3) в кратчайшие сроки предоставлять информацию, официально запрашиваемую органами дознания и предварительного следствия по уголовным и иным делам, находящимся в их производстве; 4) при получении данных об утрате и восстановлении документов обязательно проверять с помощью органов внутренних дел подлинность полученных дубликатов и личность гражданина, который их подал.

<17> Дзуганов А.А. Взаимодействие органов внутренних дел Северо-Кавказского региона с учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в раскрытии и расследовании преступлений против собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.

Взаимодействие правоохранительных и правоприменительных органов должно осуществляться прежде всего в системе государственного земельного контроля за деятельностью всех государственных органов, общественных структур, частных учреждений и организаций, т.е., по существу, в системе самоконтроля общества, одной из целей которого является обеспечение его криминологической безопасности.