Мудрый Юрист

Рецидив преступлений

Бродский С.О., аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Рецидив в структуре преступности как самостоятельное явление характеризуется своими особенностями, которые предопределяют необходимость комплексных исследований его отдельных аспектов, выявление связей, закономерностей и тенденций изменения этого сложного и многогранного социального явления. Понятие "рецидив" - это уголовно-правовое понятие, и поэтому именно в уголовном законодательстве должны содержаться нормы, которые регламентируют ответственность за рецидив преступлений.

Рецидивная преступность является одним из наиболее опасных видов преступности. Количество лиц, в действиях которых содержится рецидив преступлений, возрастает, и это приводит к тому, что рецидив является одной из главных проблем уголовной политики. Повторные преступления, совершаемые лицами, уже привлекавшимися к уголовной ответственности, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как такие лица более тщательно готовятся к совершению повторного преступления, нежели лица, идущие на преступление впервые.

Развитие взглядов на рецидив прошло сложный путь, находясь под сильным влиянием различных областей науки - социологии, психологии, уголовного права и криминологии. Проблемам рецидива преступлений уделяют внимание наука уголовного права, уголовное законодательство, а также криминология, изучающая причины рецидива, выявляющая факторы, способствующие росту рецидивной преступности, разрабатывающая средства предупреждения указанного негативного антиобщественного явления, средства эффективного воздействия на субъект рецидива.

В современном законодательстве, а конкретно в Уголовном кодексе РФ 1996 г., законодатель сделал акцент на совершенное деяние, и в нем говорится о рецидиве преступлений, а не о личности преступника как о рецидивисте. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в УК РФ 1996 г. был внесен ряд изменений, касающихся рецидива преступлений.

Согласно Уголовному кодексу РФ 1996 г. рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Законодательное решение вопроса о формулировании понятия "рецидив" имеет положительное значение, способствуя усилению уголовно-правовой борьбы с наиболее опасными проявлениями рецидивной преступности. Понятие, данное в УК РФ 1996 г., способствует усовершенствованию правовых форм борьбы с рецидивной преступностью.

В рамках УК РФ 1996 г. законодатель принципиально по-иному подошел к регламентации рецидива преступлений. Рецидивом согласно ч. 1 ст. 18 УК РФ признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Совершение лицом, ранее осужденным и предупрежденным судом, нового преступления свидетельствует о его повышенной общественной опасности. Причем при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести, за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые и погашенные в порядке, установленном ст. 86 настоящего Кодекса. Рецидив - это прежде всего уголовно-правовое понятие, и уголовный закон дает четкую регламентацию данного института. УК РФ содержит трехчленное понятие рецидива: рецидив, опасный рецидив, особо опасный рецидив. Анализ ст. 18 УК РФ позволяет заключить, что при выделении понятия и видов рецидива использовано одновременно несколько критериев:

  1. умышленный характер совершенных преступлений;
  2. степень тяжести совершенных преступлений;
  3. количество судимостей и возраст;
  4. осуждение к реальному лишению свободы или отбывание наказания в виде лишения свободы.

Анализируя ст. 18 УК РФ, можно сделать вывод, что она содержит пробел при характеристике опасного рецидива.

Совершенно верно отмечается в юридической литературе, что рецидив преступлений и борьба с ним относятся к фундаментальным проблемам уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права. Повышенная общественная опасность рецидива заключается в том, что он говорит о таком качестве преступности, как ее устойчивость, свидетельствуя об упорном нежелании ряда лиц вести себя соответственно принятым в обществе нормам, о предпочтении криминальных вариантов решения своих проблем, несмотря на принятые к ним меры. Рецидив преступлений свидетельствует, что примененное к виновному уголовное наказание недостаточно и это преступное поведение требует дополнительных мер государственного принуждения.

Задачи борьбы с рецидивной преступностью в целом обусловливают необходимость уголовно-правовой классификации рецидива на виды. Эти виды характеризуются различной степенью общественной опасности, имеют определенные, им присущие, характеристики и влекут соответствующие последствия уголовно-правового, криминологического, пенитенциарного и постпенитенциарного характера. Таким образом, уголовно-правовая классификация рецидива вместе с теоретическим имеет и практическое значение. Классификация рецидива позволяет изучать эту форму преступности во всех его проявлениях и определять комплекс правовых мер ее предупреждения.

Согласно ст. 49 Конституции РФ "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". В ст. 43 УК РФ закреплены понятия и цели наказания. Часть 1 ст. 43 УК РФ гласит, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Общие начала назначения наказания выдвигают положение о том, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание. Назначение справедливого наказания также предполагает осмысливание и понимание стоящих перед судом целей исправления и предупреждения новых преступлений. Таким образом, общие начала назначения наказания объединяются принципом его справедливости.

При назначении наказания суд прежде всего руководствуется основными принципами уголовного законодательства, а также оценивает характер и степень общественной опасности преступления. Общественная опасность каждого конкретного преступления в теории уголовного права раскрывается через две категории: характер общественной опасности (качественный признак) и степень общественной опасности (количественный признак). Характер общественной опасности совершенного преступления определяется прежде всего объектом посягательства, его значимостью и ценностью для общества и государства.

Степень общественной опасности зависит от тяжести преступления (ст. 15 УК) - это количественная характеристика преступных деяний одного и того же характера. Степень общественной опасности зависит от наличия размера и характера ущерба, причиненного объекту; от формы вины; от целей и мотива, способа совершения преступления; наличия группы и т.д. "Степень общественной опасности есть признак, характеризующий конкретное преступное деяние и обстоятельства его совершения" <1>.

<1> Становский М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 238.

Другим критерием индивидуализации наказания служит личность виновного, что согласно ст. 60 УК суд обязан учитывать при избрании конкретной меры наказания. Обстоятельства, характеризующие личность виновного, имеют большое значение для индивидуализации наказания. Суды обязаны строго индивидуально подходить к назначению наказания, учитывать характер и степень общественной опасности, обстоятельства его совершения, а также личность виновного, то есть обстоятельства, характеризующие личность подсудимого.

Общие начала назначения наказания помимо общественной опасности преступления, личности виновного указывают также на необходимость учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Наказание - это ответ государства на совершение лицом преступления. Наказание является одним из средств борьбы с преступностью, каждый вид наказания представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного. Наказание может быть назначено только судом и только от имени государства и является публично-правовой оценкой деяния как преступного, а совершившего его лица как обязанного претерпеть наказание.

При назначении любого вида наказания осужденный ставится в условия, при которых он несет те или иные лишения: физические, моральные, имущественного характера. "Эти неприятные, а в ряде случаев тяжкие для виновного последствия вполне им заслужены, поскольку он направлял свои общественно опасные деяния против интересов личности, общества и государства, умышленно либо вследствие преступной неосторожности причинил ущерб этим интересам или, иными словами, совершил общественно опасное деяние - преступление" <2>.

<2> Становский М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 214.

В обзоре 1997 г. "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы" Верховный Суд РФ обратил внимание судов на необходимость более строгого подхода к назначению данных мер лицам, совершившим тяжкие преступления, направленные против жизни, здоровья и свободы граждан. В таких условиях усиление роли наказания, а также его ужесточение необходимо для того, чтобы наказание могло устрашить преступника и воздействовать на неустойчивых граждан. При применении правил назначения наказания при рецидиве преступлений суд должен обосновать при вынесении приговора вопрос о наличии в деяниях виновного соответствующего вида рецидива и указать конкретную норму закона, на основании которой вынесено решение.

Трудности в судебной практике также вызывает назначение наказания при рецидиве преступлений при наличии исключительных обстоятельств или при неоконченном преступлении. Назначая наказание за неоконченное преступление при наличии в действиях подсудимого рецидива преступлений, следует первоначально определить максимальный срок наказания с учетом требований ст. 66 УК РФ: за приготовление к преступлению - половина максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за оконченное преступление; за покушение на преступление - 3/4 от указанного срока. Исходя из полученных сроков, можно определить минимальное наказание, применив правила ст. 68 УК РФ. В. Питецкий считает, что при определении рецидива преступления следовало бы исключить судимость за приготовление к преступлению. Случаи реального привлечения к уголовной ответственности за приготовление к преступлению крайне редки, а главное - по своей сути это не те деяния, которые заслуживают правовых последствий, связанных с рецидивом <3>.

<3> Питецкий В. Назначение наказания при рецидиве преступлений // Законность. 2004. N 9. С. 41.

В любом случае при назначении наказания должен соблюдаться конституционный принцип охраны достоинства личности.

Стабилизация социально-экономической и общественной жизни нашего общества во многом зависит от усилий правоохранительных и других государственных органов в борьбе с правонарушениями. Она предполагает применение комплекса как общесоциальных, так и специальных правовых и организационных мер, направленных на устранение причин и условий совершения новых преступлений со стороны лиц, отбывших уголовное наказание.

Несмотря на то что в последние годы принимались определенные меры по предупреждению преступлений со стороны лиц, ранее судимых, коренного перелома в этой работе не произошло. В значительной мере это связано с тем, что проблемы трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, выходят за пределы возможностей правоохранительных органов. Борьба с рецидивной преступностью должна быть предметом внимания и заботы всего общества в целом, органов государственной власти и общественных организаций как в центре, так и на местах. Только при таком подходе можно рассчитывать на успех.

Существующая система правового регулирования и сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших уголовное наказание, не обеспечивает возможности реализации этими гражданами их конституционных прав на труд, жилище, охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, защиту интересов семьи. Отсюда вытекает потребность в разработке и осуществлении комплекса мер, предусматривающих, с одной стороны, создание четкой нормативной базы, а с другой - организационное обеспечение решения проблем, связанных с предупреждением рецидивной преступности.

Объект правового регулирования охватывает комплекс общественных отношений, возникающих в связи и по поводу адаптации лиц, подлежащих освобождению от наказания и отбывших его. Учитывая разнообразие этих общественных отношений, социальную значимость их для общества и государства, представляется, что правовое регулирование в данной сфере должно осуществляться на уровне законов, то есть системы законодательных актов, регламентирующих как исполнение наказания, так и постпенитенциарную помощь. В сфере исполнения наказания таким законодательным актом является Уголовно-исполнительный кодекс, призванный регулировать комплекс отношений, относящихся к подготовительному этапу социальной адаптации. Основным же нормативным актом, который бы регламентировал все специфические правоотношения, возникающие в этой связи между государственными органами, организациями и гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, может и должен стать Федеральный закон "О социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание, и контроле за их поведением".

Необходимо осуществление в национальном масштабе комплексной программы мер, предусматривающих, с одной стороны, создание четкой нормативной базы, с другой - организационное обеспечение решения проблем, связанных с предупреждением рецидивной преступности. Несмотря на то что в УК РФ 1996 г. многократно вносились изменения, ряд проблем, касающихся определения видов рецидива и назначения наказания при рецидиве, еще не решен и требует дальнейшего исследования и тщательного анализа.