Мудрый Юрист

Характеристика криминогенной ситуации в социально-бюджетной сфере

Борзова Е.Б., научный сотрудник, ВНИИ МВД России.

Социально-бюджетная сфера, регулирующая экономические, социальные, политические и культурные интересы общества и граждан, является одной из важнейших сфер экономической деятельности государства. В результате целенаправленной государственной политики по реформированию бюджетного процесса в Российской Федерации, направленной на исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации <1> и программ социально-экономического развития Российской Федерации <2>, внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверху вниз". В то же время отсутствие устоявшегося механизма среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов создало условия и предпосылки для незаконного завладения криминальными структурами финансовыми средствами. Поэтому в современной отечественной правоохранительной практике социально-бюджетная сфера рассматривается во взаимосвязи с экономической преступностью.

<1> В соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823) Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ бюджетное послание, в котором определяет приоритеты в области межбюджетных отношений, в сфере совершенствования казначейских технологий и управления государственными финансами.
<2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 31. Ст. 3295; 2003. N 10. Ст. 922; 2003. N 34. Ст. 3396; 2006. N 5. Ст. 589.

Для характеристики криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере необходимо обусловить ее содержание. За основу возьмем определение Ю.Н. Демидова, который предлагает под социально-бюджетной сферой как объектом уголовно-правовой охраны и предупредительной (профилактической) деятельности понимать совокупность социально-бюджетных и внебюджетных экономических отношений в области пенсионного и социального обеспечения, социального страхования, здравоохранения, образования, науки и научного обеспечения, культуры и искусства, спорта и туризма, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, а также экономических отношений в области функционирования государственных внебюджетных фондов по реализации законодательно закрепленных прав и интересов граждан и государства в указанных сферах жизни общества <3>. Такой подход к определению наиболее полно отражает суть социально-бюджетной сферы и круг правоотношений, которые она регулирует.

<3> Демидов Ю.Н. Основы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Дис. ... д.ю.н. М., 2002. С. 40.

Обозначив круг отношений, складывающихся в социально-бюджетной сфере, предлагаем выделить отрасли, где состояние преступности наиболее убедительно характеризует уровень их криминализации, и провести криминологический анализ. В соответствии с государственными статистическими данными, которые обобщает Главный информационно-аналитический центр МВД России <4>, составим таблицу количественных показателей за период 2001 - 2005 гг. и шести месяцев 2006 г. (таблица 1).

<4> Далее - ГИАЦ МВД России.

Таблица 1

Сведения о состоянии преступности в социально-бюджетной сфере (на примере нескольких отраслей)

 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
   2001   
    2301   
    2448    
  7655 
   7306  
   7369    
    1279   
   2002   
    2130   
    1874    
  6686 
   7537  
   8801    
    1283   
   2003   
    2065   
    2103    
  5583 
   8031  
   8456    
    989    
   2004   
    2046   
    1919    
  6260 
   6429  
   8331    
    711    
   2005   
    2448   
    1924    
  6737 
   5489  
   7524    
    734    
 1-е полу-
годие
2006 г.
    1203   
    1454    
  4272 
   4861  
   6435    
    469    

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что начиная с 2004 г. в целом отмечается рост количества возрастаемых преступлений по указанным отраслям социально-бюджетной сферы. Однако преждевременно утвердительно говорить о причинах, которые способствовали росту совершения преступлений. Вместе с тем, на наш взгляд, в череде этих причин стоит прежде всего отсутствие прозрачности в процессе распределения финансовых средств, выделяемых субъектам бюджетного планирования.

Если детально провести анализ структуры преступности в отраслях социально-бюджетной сферы, то обнаружим, что она имеет свои специфические особенности. Среди перечня видов совершенных преступлений преобладают различные формы хищений, присвоения или растраты, а также мошенничества, которые совершаются в тщательно завуалированной форме, цинично, невзирая ни на какие моральные устои. А предметом преступного посягательства чаще всего являются финансовые средства (таблица 2).

Таблица 2

Сведения о состоянии преступности в социально-бюджетной сфере (на примере нескольких отраслей)

     2001      
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
 Хищение       
   1205    
    1350    
 4442  
  2420   
   3170    
    489    
 Присвоение,   
растрата
   250     
    568     
 2022  
  1244   
   1765    
    78     
 Мошенничество 
   928     
    602     
 1644  
  1027   
   1022    
    404    
     2002      
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
 Хищение       
   1173    
    1060    
 4073  
  2086   
   3581    
    588    
 Присвоение,   
растрата
   327     
    413     
 2157  
  1072   
   2192    
    122    
 Мошенничество 
   825     
    577     
 1553  
  929    
   1191    
    463    
     2003      
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
 Хищение       
   1482    
    1268    
 3826  
  2975   
   3909    
    642    
 Присвоение,   
растрата
   359     
    347     
 1581  
  1742   
   1818    
    119    
 Мошенничество 
   1101    
    850     
 1863  
  1164   
   2006    
    520    
     2004      
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
 Хищение       
   1218    
    1425    
 4382  
  2075   
   3589    
    502    
 Присвоение,   
растрата
   438     
    553     
 2205  
  1102   
   1795    
    139    
 Мошенничество 
   776     
    861     
 2065  
  959    
   1785    
    360    
     2005      
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
 Хищение       
   1456    
    1411    
 4472  
  1752   
   3056    
    462    
 Присвоение,   
растрата
   696     
    498     
 2244  
  854    
   1442    
    177    
 Мошенничество 
   757     
    904     
 2188  
  880    
   1597    
    285    
   1-е полуг.  
2006
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
 Хищение       
   750     
    933     
 2441  
  1746   
   2506    
    280    
 Присвоение,   
растрата
   255     
    342     
 1160  
  606    
   911     
    124    
 Мошенничество 
   483     
    559     
 1156  
  695    
   1425    
    148    

Принимая во внимание тот факт, что год от года способы совершения преступлений в рассматриваемой сфере становятся все более совершенными, что, соответственно, способствует их латентности, можно предположить, что имеющиеся количественные показатели на самом деле гораздо более высокие.

На основе изложенного можно сделать следующий вывод. Анализ складывающейся криминогенной ситуации в социально-бюджетной сфере (на примере нескольких отраслей) свидетельствует о наметившейся тенденции роста количества совершаемых преступлений экономической направленности.

Исходя из количественных показателей роста совершаемых преступлений, составим сведения о масштабах причиненного материального ущерба (таблица 3).

Таблица 3

Сведения о сумме причиненного материального ущерба (тыс. руб.) по выявленным преступлениям в социально-бюджетной сфере (на примере нескольких отраслей)

 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
    ЖКХ   
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
   2001   
   55736   
   257923   
  984991  
 255978  
  119968   
   87478   
   2002   
   68262   
   317587   
  1385775 
 180878  
  924697   
   62655   
   2003   
   151573  
   466364   
  918523  
 158407  
  518670   
   56249   
   2004   
   333134  
   641719   
  1816771 
 173988  
  363239   
   361043  
   2005   
   316429  
   734905   
  4050524 
 667572  
  433832   
   90556   

Цифры - упрямые факты, свидетельствуют о ежегодно (2001 - 2005 гг.) возрастающих масштабах причиняемого материального ущерба во всех анализируемых отраслях. Сравнивая с тенденцией роста количества преступлений, отметим угрожающие материальные последствия для субъектов бюджетного планирования.

Составив анализ количества совершенных преступлений в социально-бюджетной сфере (по отдельным отраслям), структуры преступности и масштабов причиненного материального ущерба, целесообразно, по нашему мнению, остановиться на лицах, совершивших преступления в рассматриваемой сфере. Для этого воспользуемся статистическими данными ГИАЦ МВД России (таблица 4).

Таблица 4

Сведения о выявленных лицах, совершивших преступления экономической направленности в социально-бюджетной сфере (на примере нескольких отраслей)

         2001         
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
Всего                 
    729    
    1085    
 2707  
  2201   
   2091    
    441    
Привлечено к уг. отв. 
    456    
    464     
 1351  
  1013   
   1076    
    225    
Совершили преступ.    
в группе
    211    
    122     
 501   
  287    
   299     
    104    
Совершили преступ.    
в организов. группе
    44     
    17      
 80    
  42     
   20      
    14     
         2002         
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
Всего                 
    912    
    712     
 2195  
  2152   
   2436    
    489    
Привлечено к уг. отв. 
    372    
    378     
 900   
  786    
   804     
    255    
Совершили преступ.    
в группе
    126    
    82      
 264   
  157    
   178     
    66     
Совершили преступ.    
в организов. группе
    13     
    23      
 56    
  18     
   30      
    4      
         2003         
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
Всего                 
    586    
    376     
 1286  
  1417   
   1563    
    260    
Привлечено к уг. отв. 
    394    
    244     
 828   
  807    
   858     
    174    
Совершили преступ.    
в группе
    150    
    39      
 237   
  115    
   155     
    54     
Совершили преступ.    
в организов. группе
    18     
    9       
 45    
  26     
   21      
    13     
         2004         
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
Всего                 
    411    
    356     
 1270  
  1184   
   1593    
    208    
Привлечено к уг. отв. 
    338    
    264     
 958   
  794    
   990     
    151    
Совершили преступ.    
в группе
    113    
    42      
 204   
  113    
   162     
    61     
Совершили преступ.    
в организов. группе
    12     
    13      
 53    
  39     
   15      
    15     
         2005         
 Соцобеспе-
чение
   Бытовое  
обслуживание
населения
  ЖКХ  
 Здраво- 
охранение
 Народное  
образование
 Пенсионное
обеспечение
Всего                 
    575    
    458     
 1473  
  1097   
   1333    
    155    
Привлечено к уг. отв. 
    395    
    359     
 1150  
  829    
   946     
    133    
Совершили преступ.    
в группе
    135    
    53      
 273   
  106    
   112     
    36     
Совершили преступ.    
в организов. группе
    16     
    35      
 84    
  17     
   25      
    1      

Анализ представленных сведений свидетельствует о тенденции сокращения количества лиц, совершивших преступления. Так, в отрасли бытового обслуживания населения с 2001 по 2005 гг. сократилось на 627 человек, или на 56,7%. Аналогичное положение по всем другим исследуемым отраслям социально-бюджетной сферы: соцобеспечение - 98,9%; здравоохранение - 99,5%; пенсионное обеспечение - 99,8%. При этом количество совершаемых преступлений в указанных сферах сохраняет тенденцию роста в десятках единиц, а материальный ущерб увеличивается в разы. Из этого можно сделать вывод, что лица, совершающие преступления, стали более корыстными и изощренными в применяемых способах совершения преступлений. Определенную помощь преступникам оказывают высокие технологии, благодаря которым возросла возможность совершать преступления на более высоком уровне, оставаясь безнаказанными достаточно долгое время. А выявление и раскрытие указанных преступлений стало весьма затруднительно для сотрудников правоохранительных органов, не имеющих в своем распоряжении таких возможностей. Поскольку, несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры, криминогенная ситуация в рассматриваемой сфере не становится менее напряженной, а уровень ее криминогенности не снижается в той степени, чтобы упредить совершаемые преступления или стабилизировать их рост, преступность организуется, приобретая более завуалированные формы и целенаправленный характер.

Новыми видами совершения преступлений экономической направленности являются нецелевое использование или хищение бюджетных средств, выделяемых государством на реализацию целевых программ. Это приобретает особую значимость как фактор обеспечения общественной социальной защищенности и стабильности в обществе, так как хищение бюджетных средств представляет угрозу экономической безопасности государства. Поэтому, учитывая важность данного вопроса, МВД России деятельность в указанном на правлении относит к приоритетным и ставит выполнение конкретных задач <5> по профилактике хищений бюджетных средств.

<5> См.: Директива МВД России "О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году".

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
  2. Демидов Ю.Н. Основы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Дис. ... д.ю.н. М., 2002. 530 с.
  3. Директива МВД России "О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году".
  4. Сводный отчет по России. Форма N 5 "Сведения о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности (2001 - 2005 гг.)": Статистический сборник. М.: ГИАЦ МВД России, 2006.