Мудрый Юрист

Институт прав человека как явление цивилизации и культуры

Юнусов А.А., начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Челябинского юридического института МВД России.

Юнусов Э.А., адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Институт прав человека представляет собой целостную систему в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой системы - обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических, социальных, духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть "цивилизованной с человеческим лицом" <1>. Должно быть обеспечено такое функционирование института прав человека, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества реализации норм права, не приводило к тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал правового государства, происходило бы нормальное развитие общества.

<1> Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юридическая литература, 1994. С. 28.

Права человека - это категория не узкоправовая. Ведь когда мы говорим о правах в юридическом смысле слова, о субъективных правах, то речь идет о тех социальных возможностях, которыми может пользоваться человек, и эти возможности закрепляются в законе. Но сводить проблему прав человека к узкоюридическому пониманию - это абсолютно неверно. Права человека - это высоконравственная, этическая категория.

Права человека начинаются как будто бы с простых вещей - с уважения человека к самому себе, с умения понимать окружающих, особенно в нашей многонациональной и многоконфессионной стране. Надо уважать историю своего Отечества, быть его патриотом, любить свою природу.

Западные юристы, политологи, правозащитники пытаются убедить нас в том, что в России демократия началась чуть ли не с 1993 г. Если начинать отсчет демократии с расстрела Парламента, то получается уж очень мрачный исходный рубеж. Это неправильно, поскольку у нас в силу гигантских территорий в отличие от западного понятия свободы есть еще понятие воли, раскрепощенной души. И россиянам всегда были присущи эти категории, они всегда боролись за самостоятельность своего Отечества, всегда отражали любые нападения врагов, крепили свои традиции.

Отличие, специфичность, уникальность, особость не всегда и не обязательно означают отсталость от так называемых передовых культур, и не обязательно стремиться к тому, чтобы догнать их. Иронизируя относительно попыток каждой эпохи быть судьей по отношению ко всему, что имело место в прошлом, Ф. Ницше писал: "В сущности, ни одна эпоха и ни одно поколение не имеют права считать себя судьями всех прежних эпох и поколений... В качестве судей вы должны стоять выше того, кого судите вы, тогда как, в сущности, вы лишь явились позже на историческую арену. Гости, которые приходят последними на званый обед, должны, по справедливости, получить последние места, а вы хотите получить первые!" Соглашаясь с такой позицией, можно утверждать, что во всемирно-историческом плане не совсем корректно делить историю на хорошие и плохие, светлые и темные периоды, низшие и высшие ступени, с точки зрения морально-нравственного совершенства и несовершенства народов.

В данном плане, по-видимому, был прав Н.С. Трубецкой, говоря, что "момент оценки должен быть навсегда изгнан из этнологии и истории культуры, как и вообще из всех эволюционных наук, ибо оценка всегда основана на эгоцентризме. Нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие. Объявлять похожих на нас высшими, а непохожих - низшими - произвольно, ненаучно, наивно, наконец, просто глупо" <2>.

<2> Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 2000. С. 220.

В истории каждого народа, каждой культуры или цивилизации существуют изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает рассвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме становится достоянием общечеловеческой культуры.

Цивилизация сменяет цивилизацию, уклад сменяет уклад, общественная формация сменяет общественную формацию. В недрах этих завершенных социально-исторических организмов понятие прав человека всегда существовало. Оно существовало и в Античности, и в Средневековье, хотя абстрактные права абстрактного человека - категория новая, модернистская <3>.

<3> Миронов О.О. Быть патриотом // Завтра. 2001. N 34.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные - византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и знакомые ему, формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т.п. <4>.

<4> Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. С. 487.

Говоря о соответствии национального права (в части прав человека) с международным правом, требуется "не слепое, в некоторой степени холопское, подражание западноевропейским, американским системам, а возрождение и совершенствование отечественного опыта" <5>, с учетом самобытности, менталитета и объективных условий российского общества.

<5> Базаров Р.А. Подготовка кадров в вузах МВД России: Соответствие потребностям органов внутренних дел и современным криминальным тенденциям // Проблемы и перспективы высшего профессионального образования в Уральском регионе. Ч. 1. Челябинск, 1999. С. 9.

"Цивилизация, - полагает профессор С.С. Алексеев, - представляет такую стадию формирования и развития общества, когда оно приобретает свою собственную основу, нуждается в поддержании своего существования, функционирования и развития в условиях самостоятельной, разумной деятельности людей, их объединений, и в этой связи, наряду с рядом других институтов, складывается центральное, определяющее звено социального регулирования - право (в значении позитивного права)".

Далее С.С. Алексеев различает доцивилизованное (доправовое состояние общества) и цивилизованное право в гражданском обществе <6>.

<6> Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001. С. 139 - 140.

Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесения иных прав к "второсортным", менее значимым, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав индивида. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через посредство свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: право на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании, право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей, право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего и т.д. <7>.

<7> Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: НОРМА, 1996. С. 20.

Законодательство Российской Федерации закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Оно порождает целую систему прав, закрепленных в нормативных правовых актах.

Следовательно, основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав <8>.

<8> Там же.

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они структурируются по группам и наименованиям. Однако эти права относятся не только к различным сферам жизнедеятельности, но они различаются и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств - право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Это права, реализующие так называемую негативную свободу и обязывающие государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного статуса (так называемые позитивные права). Для реализации этих прав требуется организационная, координирующая и иные формы деятельности государства по их обеспечению <9>.

<9> Там же. С. 21.

В конце XIX - начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных в обществе. Можно отметить бисмарковскую социальную политику. На основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в Германии была установлена единая система социального обеспечения в форме социального страхования. Веймарская Конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспечено в послевоенной Германии), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. В Конституции Германии в ст. 151 отмечалось, что "строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека".

10 июля 1918 г. V Съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, которая включала "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и провозглашала пролетарский характер Советского государства. В ней нашли отражение важнейшие мероприятия государства в области экономики: национализация банков, земли, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта (ст. 3) <10>. Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11).

<10> Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 2000. С. 305.

Конституция РСФСР носила откровенно классовый характер. Проявлением этого являлось не только закрепление власти "целиком и исключительно" за трудящимися массами, но и введение всеобщей трудовой повинности "в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства" (п. "е" ст. 3) <11>.

<11> Мулукаев Р.С. Общеправовые основы управления органами внутренних дел: Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 115.

Трудящимся предоставлялись политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий. Ставилась задача предоставить трудящимся "полное, всестороннее, бесплатное образование" (ст. 17). Признавались равные права "за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности" (ст. 21).

Конституция закрепила не только права, но и обязанности, признав труд обязанностью всех граждан. Обязанностью всех граждан также являлась защита социалистического Отечества.

Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму, уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма <12>.

<12> История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1999. С. 304 - 306.

Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор прав второго поколения был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые права (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г. <13>. Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шло реформирование экономических отношений в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей особое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.

<13> Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. М.: Проспект, 1999. С. 367.

Совершенно справедливо заметил профессор В.М. Курицын: "В США в 1923 г. в Конгрессе был внесен проект поправки к Конституции о предоставлении женщинам равных с мужчинами прав, и лишь в 1972 г. Конгресс одобрил эту поправку" <14>. В Советской России впервые в мире стали формироваться детские поликлиники, занимающиеся лечением и профилактикой болезней. В 1925 г. открыт первый в мире Институт охраны материнства и детства. Еще в середине XIX в. (примерно в 1847 г.) в Санкт-Петербурге в Медико-хирургической академии зародился самостоятельный раздел "Медицина детства", создана первая в мире кафедра педиатрии <15>.

<14> Курицын В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. М., 1983. С. 160.
<15> Российская газета. 2004. 7 апр.

Социальная защищенность гражданина в СССР оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения. Немаловажное значение имела и боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах <16>.

<16> Права человека накануне XXI века. М., 1994. С. 201.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав - права на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на участие в культурной жизни общества и др. - во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т.е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника политической жизни). Речь идет прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни и культуры. Очень образно эта идея была выражена Н.М. Коркуновым: "Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное" <17>.

<17> Коркунов Н.М. Общественное значение права. СПб., 1891. С. 76.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода соображения не лишены оснований, тем не менее присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедшая закрепление в ряде конституций зарубежных государств (ФРГ, Франции, Испании, Италии, Португалии, Турции) <18>.

<18> Лукашева Е.А. Указ. соч. С. 23.

Если говорить о природе прав третьего поколения, то они были общественной необходимостью в 40-х и начале 50-х гг. XX столетия. Р.А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов: право на мир, на здоровую окружающую среду или на социальное и экономическое развитие принадлежат каждому человеку и каждому народу и, даже можно сказать, человечеству в целом <19>.

<19> Мюллерсон Р.А. Указ. работа. С. 30.

Права третьего поколения отличаются еще и тем, что кроме, пожалуй, права на самоопределение, которое нашло свое закрепление в международных договорах (ст. 1 обоих Пактов) и рассматривается практически всеми государствами и учеными в качестве общепризнанного принципа международного права, другие права этой категории находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм. Они содержатся только в резолюциях международных организаций (например, в Декларации о правах народов на мир, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г., и Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей в 1986 г.). Их положения часто весьма неопределенны, и только постепенно происходит уточнение их нормативного содержания как прав человека и народов.

В то же время нельзя не отметить, что некоторые аспекты этих прав, являющихся правами человека и народов, пока как бы de lege ferenda, определенно и недвусмысленно закреплены в международном праве.

Возьмем, к примеру, право на мир. Ведь международное право запрещает применение вооруженной силы и даже угрозу ее использования в международных отношениях. Такие же обязательные элементы, содержащиеся во многих документах как международного экономического, так и экологического права, можно найти в праве на развитие или праве на здоровую окружающую среду.

В настоящее время принято называть все международные нормы в области прав и свобод личности международными стандартами. Этим термином охватываются весьма разнородные нормы, такие, как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей типа Хельсинкского заключительного акта, документов Венской и Копенгагенской встреч, международные обычаи <20>.

<20> Там же. С. 30 - 34.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида - это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой оно должно выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его. Вот почему трудно переоценить значимость принципа "человеческое измерение", выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ориентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Наряду с правами человека (индивидуальными правами) существуют коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации). Они не являются естественными правами, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Это качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны. Это не следует трактовать как утверждение примата эгоистического интереса индивида над интересами общности. Ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на "качество" <21>.

<21> Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: НОРМА, 1996. С. 23.

Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни. Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, используя при этом исторические аргументы, трактуемые в свою пользу. Взвинченное национальное сознание, социальная психопатия ориентированы на ненависть к другому народу, игнорирование прав любого человека, не принадлежащего к его нации. На этом основаны все братоубийственные войны с их невиданной жестокостью и безрассудством. Национальная идея, призванная быть катализатором возрождения наций, народа, становится разрушительной силой, бессмысленной и человеконенавистнической. На передний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов. Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки. И великий самообман - желать творить помимо национальности <22>. Н.А. Бердяев, подчеркивая, что национальность есть положительная ценность, обогащающая жизнь человечества, без этого представляющая собой абстракцию, вместе с тем раскрывал подлинную суть национализма, который представляет собой "злое, эгоистическое самоутверждение и презрение и даже ненависть к другим народам", является "источником войн", создает "атмосферу войны", порождает шовинизм и ксенофобию. "Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему" <23>. На передний план выдвигаются ложные коллективные реальности, утверждаемые как главная ценность. Жизнь людей определяется мифами, внедряемыми в их сознание лидерами нации, безумием и фанатизмом.

<22> Бердяев Н.А. Судьба России. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. С. 354.
<23> Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 316, 317.

Это подтверждается сегодня трагическими конфликтами, происходящими в бывшей Югославии; в ряде регионов СНГ и России - Приднестровье, Нагорном Карабахе, Грузии, Таджикистане, Чечне. Они неизменно связаны с массовыми тяжкими нарушениями прав человека, которые происходят в результате стремления каждого из народов, участвующих в противоборстве, реализовать свое право на самоопределение. Право на самоопределение - неотъемлемое право народа и нации, однако его реализация ни в какой мере не может и не должна противоречить правам и интересам каждого человека, проживающего в регионе самоопределяющегося этноса <24>. Иной подход к решению своих национальных проблем является разрушительным и бесперспективным. Еще В.И. Ленин отмечал, что противоправным было бы "всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия" <25>.

<24> Шармазанашвили Г.В., Ципунов А.К. Право народов и наций на свободу и независимость. Критика буржуазных концепций: Учебное пособие. М.: Издательство Университета дружбы народов, 1987. С. 13.
<25> Ленин В.И. Полн. собр. сочинений. Т. 35. С. 13.

Как можно разрешить сегодня эти конфликты, найти выход из тупика, как сбалансировать права человека и права народа? Ведь в реальной практике возникают острейшие противоречия между правом народа на самоопределение и принципом нерушимости границ, тенденцией к сепаратизму и целостностью государства, между народом в целом и входящими в него этносами. Оценочным критерием всех процессов, происходящих сегодня в сфере национально-государственных отношений, должен выступать принцип нерушимости прав и свобод человека <26>. Статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашают право народов на самоопределение, т.е. право свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Данное право в таком контексте выступает как первичное непременное условие осуществления всего каталога прав, закрепленного в пактах.

<26> Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: НОРМА, 1996. С. 26.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах содержит обязательство государств уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории лицам права, признаваемые в Пакте, без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства. Из этого вытекает, что право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, а правомерность и легитимность осуществления этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от национальной принадлежности, религиозных убеждений и т.д. В этом смысле можно говорить, что права человека выше прав народа и прав нации. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения народа не должна возникать проблема ранжирования индивидуальных и коллективных прав, ибо цивилизованное понимание самоопределения неотделимо от принципа нерушимости прав человека. Поэтому международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на самоопределение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансирования <27>.

<27> Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1998. С. 409 - 410.

Такова природа и других коллективных прав, например, права на развитие, осуществление которого народами, освободившимися от колониальной зависимости, не должно ущемлять права индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, справедливо считает профессор Е.А. Лукашева правильным включать в это поколение лишь коллективные права. В современных теориях прав человека наблюдается тенденция относить к новому поколению такие права, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Наряду с этим можно признать правомерным включение в новое поколение таких коллективных прав, как право на солидарность и право на международное общение.

Нет сомнения в том, что права человека и права коллектива (общности) будут развиваться, учитывая динамизм общественных отношений современного мира, возрастание притязаний индивида на обогащение своих интересов и потребностей, все большую солидарность в формулировании своих интересов различными общностями (нациями, народами, общественными движениями). Это процесс закономерный, который может сопровождаться принятием нового международного документа, включающего более широкий перечень прав индивида и коллективных прав <28>.

<28> Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: НОРМА, 1996. С. 27.

В своих рассуждениях о цивилизации и свободе Н.А. Бердяев отмечал, что "человек находится в рабстве не только у природы и общества, но и у цивилизации. Слово "цивилизация" здесь употребляется в распространенном смысле, который связывает ее с процессом социализации человека. Цивилизация создана человеком, чтобы освободиться от власти стихийных сил природы. Человек выдумал орудия, которые поставил между собой и природой, и потом бесконечно совершенствовал эти орудия. Интеллект был величайшим орудием человека, и в нем достиг человек огромной изощренности. Но это сопровождалось ослаблением инстинктов, организм человека начал деградировать, так как в борьбе орудия органические начали заменяться орудиями техническими. Человека цивилизации в разные эпохи преследовала мысль, что, отойдя от природы, он потерял свою целостность и первоначальную силу, он стал раздробленным. Кроме того, ставил человек вопрос о цене цивилизации. Человек соединялся с человеком для борьбы за жизнь со стихийными силами природы и для организации цивилизованного общества. Но очень быстро стал угнетать человек человека для этой цели, и возникли отношения господства и рабства. Развитие цивилизации сопровождалось угнетением и эксплуатацией огромных масс человечества, трудящегося народа. И это угнетение оправдывалось объективными ценностями цивилизации. Цивилизация, по-видимому, не могла возникнуть и не могла развиваться иначе, как путем страшного социального неравенства и угнетения" <29>.

<29> Бердяев Н.А. Творчество и объективизация / Сост. А.Г. Шиманский, Ю.О. Шиманская. Мн.: Экономпресс, 2000. С. 82 - 83.

Для правильного понимания перспективы развития прав человека рассмотрим цивилизации (греко-римскую или средиземноморскую, восточную и т.д.). Понятие "цивилизация" утвердилось в европейской науке в XVIII в. в эпоху Просвещения и с тех самых пор приобрело такую же многозначность, как и понятие "культура". Она связана с культурой. Французские просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В России слово "цивилизация" получило распространение в 60-х гг. XIX в. <30>. "Цивилизация" в переводе с латинского обозначает "город, гражданское общество, государство" <31>. В самом общем виде понятие "цивилизация" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества, одновременно поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулирующих духовно-культурных фактов и необходимой иерархии структур и ценностей.

<30> Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 2000. С. 221.
<31> Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.: Панпринт, 1998. С. 1008.

На основе исследований Л.Г. Моргана Ф. Энгельс подтверждает выделение им трех главных эпох - дикости, варварства, цивилизации. Каждую из первых двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступени сообразно с прогрессом в производстве средств к жизни, потому что Морган говорил: "Искусность в этом производстве имеет решающее значение для степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного господства над производством продуктов питания. Все великие эпохи человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохами расширения источников существования" <32>.

<32> Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. М.: Политиздат, 1973. С. 21.

Культура как цивилизация в широком этнографическом смысле слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества <33>.

<33> Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1998. С. 18.

В XIX в. под "цивилизацией" подразумевался высокий уровень развития материальной и духовной культур стран и народов Европы. Тогда же утвердилось использование этого понятия для обозначения ступени общественного развития, следующей за варварством <34>.

<34> Гаджиев К.С. Указ. соч. С. 221; Бердяев Н.А. Творчество и объективизация / Сост. А.Г. Шиманский, Ю.О. Шиманская. Мн.: Экономпресс, 2000. С. 82 - 85.

Под культурой (со времени появления человечества), по мнению Ф.М. Достоевского, понимается все то, что создано деятельностью человека как возникающее благодаря феномену человека и его обязанностям.

Различные ступени культуры - стадии постепенного развития, каждая из которых есть продукт прошлого и играет известную определенную роль в формировании будущего, - каждый факт находится в зависимости от того, что было прежде, и действует на то, что будет потом. Человеческие действия в большинстве случаев определяются совершенно ясными и естественными причинами. В устройстве человеческого общества обнаруживается такая правильность, что можно оставить в стороне индивидуальные различия и обобщить искусства и воззрения целых народов. Простое сохранение обычаев есть одна сторона перехода от старых к новым и изменяющимся временам. Прогресс и деградация, переживание, оживание, видоизменение и прочее представляют собой связующие нити сложной сети цивилизации.

Культуру можно рассматривать как общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Переход от "дикого" состояния к "цивилизационному" должен быть на деле истинным прогрессом искусства и знания, которые составляют важнейший элемент в развитии культуры <35>.

<35> Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1998. С. 36

Культуру можно рассматривать с различных точек зрения: с социологической - как часть общественной жизни, выполняющую ее определенные функции; с антропологической - как аспект человеческой деятельности; с семиотической - как определенную систему знаков и т.д. Философский же подход должен иметь в виду отношение культуры к бытию человека, а так как человеческое бытие социально, философия культуры должна исходить из культуры как явления, возникающего на пересечении личности и общества.

Философское исследование культуры должно исходить не из абсолютной ценности общества, из необходимости его функционирования или из абсолютной ценности общества, из необходимости его функционирования или из абсолютной ценности индивидуального существования, а из социальности как содержания личности и из личности как цели общества.

Уровень культуры показывает, в какой степени созданные материально-технические, экономические, политические, нравственные, художественные и прочие социальные устои служат цели свободного всестороннего развития творческих возможностей и задатков личности, ее ценностных ориентаций <36>.

<36> Гельдиева А.Ч. Национальная культура личности. Ташкент: Узбекистон, 1993. С. 11 - 12.

Иными словами, культура - это воспроизводство человеком самого себя как личности.

К концу XX в. в современной социологической литературе насчитывается более 250 определений культуры.

Стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются в той сфере человеческой деятельности, которая обозначается терминами "культура" или "цивилизация". В итоге цивилизация, ее уровень и ценности влияют на государственную и социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни способны ослабить влияние способа производства, прервав поступательное формационное развитие производства и процессы формирования и функционирования государства (пример - циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира).

Необходимым условием существования каждого общества является регулирование отношений его членов, которое приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества.

Как отмечалось выше, при первобытном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи, которые закрепляли выработанные веками наиболее рациональные и полезные варианты поведения в различных ситуациях и передавались из поколения в поколение, существовала жесткая взаимосвязь личности и коллектива, закрепленная в обычаях, традициях, ритуалах. Обычай - это правило поведения, исторически сложившееся путем его многократного повторения. Правило поведения должно пройти через сознание, создавая разнообразие одного и того же обычая, который представляет собой свойственную данным историческим условиям естественно выросшую структуру, не знающую отношений господства и порабощения; в это время еще не существует способов принуждения к выполнению обычаев, кроме созданных самим обычаем - не существует различия между правами и обязанностями. В более позднее время появляются нормы общественной морали и религиозные догмы - они тесно связаны с обычаями и отражают представления людей о справедливости, добре и зле.

Примерно 10 - 12 тысяч лет назад возникли экологические кризисные явления, которые угрожали существованию человека как биологического вида (оледенение, вымирание мегафауны) <37>. Начался переход от присваивающего производства к производящей экономике <38>, повлекший за собой расслоение первобытного общества и возникновение особой социальной группы с функциями "государственного аппарата". Установленная обычаями форма общественных отношений приходит в противоречие с их изменившимся содержанием - возникают правовые обычаи, закрепляющиеся в законах, юридических прецедентах, нормативных договорах, отражающих интересы только части (как правило, меньшей) общества.

<37> Кашанина М.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М.: ЮРИСТЪ, 1999. С. 35.
<38> Там же. С. 34.

Переход к производящей экономике обеспечил демографический взрыв, необходимый для существования и расцвета цивилизации. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появляются государственные образования, т.е. раннеклассовые города-государства, примерно к IV - III тысячелетию до нашей эры возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ.

Если в первобытнообщинном строе существовала взаимосвязь личности и коллектива, то с приходом цивилизации эта зависимость приобретает новые, юридические, формы <39>. Возникает взаимная зависимость земледельцев-общинников и государства (при азиатском способе производства), в рабовладельческих обществах появляются крайние формы зависимости рабовладельца и раба. В Древнем Риме раб - это "говорящее орудие". Но рабство знает и другие формы зависимости: в США на плантациях Юга, где некоторые формы содержания заключенных и использования их труда мало чем отличались от рабовладения.

<39> Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник. М.: Высшая школа, 1990. С. 334 - 335; Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М.: РОССПЭН, 1995. С. 3.

Иные формы зависимости характеризуют положение личности в классическом феодальном обществе. Понятия "крепостной", "помещик", "феодал", "вассал" наиболее емко характеризуют разные степени отношений зависимости в этом обществе. Фигуры "наемного рабочего", "предпринимателя", "капиталиста", "работодателя" характеризуют новые формы зависимости в буржуазном обществе.

В биологических и психологических характеристиках человека ничего не меняется в течение нескольких тысячелетий, меняются лишь социальные и правовые характеристики личности. Если сопоставить общее содержание свободы личности и ее антипода - зависимости, то можно заметить, что за последние десятилетия свобода личности расширяется, эволюция имеет четкую направленность на расширение прав и свобод личности, на усиление их обеспеченности государством, а также на усиление обязанностей и ответственности личности.

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей.

Человечество в своем историческом развитии выработало немало ценностей, которыми мы руководствуемся и на основе которых судим о поступках и поведении людей. К такого рода ценностям относятся: культура, цивилизация, мораль, философия, религия. Именно они глобализируются и уникализируются в гуманизм. Вне гуманизма все эти ценности представляют собой разрозненные состояния.

Еще в эпоху Античности возникло учение, утверждавшее, что человек господствует над природой, подчиняет ее себе, а в нем самом главенствуют разум, воля, совесть. При таком подходе человек представляется центром и смыслом Вселенной и поэтому свободным и ответственным за самого себя <40>.

<40> Пуляев В.М. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном развитии // Социально-гуманитарный журнал. 1996. N 6. С. 3.

Однако данное учение длительное время оставалось неразвернутым, скованным в своей ограниченности, идеалистичным, поскольку в нем природные инстинкты и биологические свойства просто не учитывались, некоторые социальные проявления дезавуировались и отрицались <41>.

<41> Там же.

Общество гуманистично настолько, насколько ценен в нем человек. Является ли человек исходной позицией? Если в обществе за основную ценность принять государство, деньги или что-либо другое, то, естественно, человек отодвигается на второй план, и создаются условия, чтобы затем установить над ним контроль и жертвовать им.

На протяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И оно добилось немалых результатов. Однако экономический и научно-технический потенциал часто используется, чтобы угнетать и убивать людей, способствовать их обнищанию. Основная часть богатств земного шара принадлежит небольшому проценту населения, тогда как большинство терпит невероятные тяготы и лишения, чтобы не умереть с голоду. Такова правда общественной жизни.

Что значит установить гуманистическое общество? Это значит, что в обществе необходимо обеспечить прежде всего безусловное признание человека в качестве вышей социальной ценности <42>. Подлинно гуманистический подход требует, чтобы целью деятельности общества, его социальных институтов становился сам человек, а принципы справедливости, добра, равенства и свободы - нормой отношений между людьми.

<42> Там же.

Права гражданина в отличие от прав и свобод человека - это не права, которые в разных государствах "даруются" гражданину государством формально, то есть путем закрепления в законе: право на труд, жилище, обеспечение в старости и т.д. Основные права и свободы являются основным ядром Конституции, которая обеспечивает их соблюдение и защиту.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчужденных прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в суд.

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают все более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности, свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. Свободный человек всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий. Специфика личных прав и свобод состоит не только в том, что они направлены на обеспечение автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства во внутренний мир человека, но и в том, что человек наилучшим образом защищен тогда, когда Конституция создает полный и исчерпывающий перечень прав и свобод.

Установлены и действуют барьеры, ограничения и прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы от противоправных и произвольных попыток ее ущемления со стороны государства.

Человек имеет эффективные инструменты самозащиты от вмешательства со стороны в сферу личной свободы - ограничение свободы действий от государства. Человек должен быть уверен в том, что он сам несет ответственность за собственные решения.

В идеале государство должно служить человеку, создавая все необходимые условия для развития и выражения его способностей. Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат развития первобытного общества, включающего в себя направления, связанные как с совершенствованием экономики и организационных структур общества, так и с изменениями в нормативном регулировании, способствующими улучшению общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо - каждый новый шаг в развитии государства (и цивилизации в целом) приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Но право обладает и собственной относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, то есть право имеет самостоятельное значение по отношению к государству, хотя и формируется при непосредственном участии государства. Государство обеспечивает охрану прав человека и господствующих правовых отношений; государственное принуждение - постоянный гарант, подкрепляющий права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и государство может наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.

В настоящее время выделяют несколько этапов развития прав человека:

I этап - политические, личные, культурные права;

II этап - социально-экономические, гражданские права;

III этап - коллективные права: женщин, детей;

IV этап - права человечества: право на мир, экологические, информационные права, права на ядерную безопасность, космос и другие;

V этап - это правовой ответ вызову XXI в., когда речь идет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое поколение прав человека, и соответственно возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права.

Права и свободы человека связаны с определенными видами обязанностей: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный строй своей страны, общественную мораль. Целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости.

Можно попытаться сформулировать общие принципы прав и свобод:

Принцип равноправия сформировался в период антифеодальных революций. Это равенство в обладании всем объемом исходных прав человека, закрепленных в законе, перед которым все равны. Этот принцип обогащался равенством мужчин и женщин, рас и национальностей. Равноправие не совпадало с фактическим равенством в области собственности, материальных, социальных и духовных благ, что вело к определенным классовым и групповым противоречиям. Принцип взаимодействия различных видов равенства нашел свое выражение в принципе справедливости, ставшем основой социальных, экономических и культурных прав. Равноправие определяется как равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Обязанность государства - гарантировать это равенство независимо от природных данных и общественных черт личности.



Концепция правового государства направлена на защиту прав и свобод человека. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей, взаимные права и обязанности государства и личности - характеризуют государство как правовое и создают наиболее эффективные условия для реализации прав и свобод личности. Дальнейшим продвижением государства в цивилизационные формы становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан. Государство в идеале должно быть и правовым, и социальным.

Международно-правовая защита - это достижение цивилизационного развития человечества. Международно-правовая защита личности - это та же, по существу, судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться в международные судебные органы, например в Европейский суд защиты прав человека. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, принимаемые международные и иные санкции вошли в международно-правовую практику защиты прав человека. Развитие прав и свобод отражается в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах - Всеобщей декларации прав человека 1948 г., международных пактах о гражданских и политических правах, о социальных, экономических, культурных правах, Конвенции о правах ребенка, о политических правах женщин, которые ярко иллюстрируют эволюцию прав и свобод личности.

В правовой теории и практике гражданские (личные) права человека понимаются как свобода человека принимать решения независимо от государства. В современном правовом государстве одним из основных свойств прав является неотчуждаемость - ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания основных ограничений, и гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своими правами; механизм возникновения прав определяется тем, что для возникновения прав человека достаточно самого факта его рождения.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.

С развитием мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, со становлением государства как истинно правового права человека становятся более разнообразными и приобретают все более важное значение. Различают следующие виды прав:

Среди основных прав человека первым следует назвать право на жизнь. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность <43>. В Международном пакте о гражданских и политических правах дано развернутое определение: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека <44>. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (гл. 1 ст. 6).

<43> Права человека. Международный билль о правах человека. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1998. С. 7.
<44> Там же.

Право на частную жизнь - жизнь человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан; свобода уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от контактов; свобода высказывания и правомерных поступков вне сферы служебных отношений; тайна жилища, личных записей, переписки и др.; гарантированная возможность доверить свои личные семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения.



Предусмотрена защита чести и своего доброго имени.

Неприкосновенность жилища - одно из проявлений неприкосновенности частной жизни; нарушение этого права человека квалифицируется как преступление.

Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в основные права народа и личности, провозглашенные в международно-правовых актах.

Право свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованию и дискриминации со стороны государства и общества.

Право на свободу совести - провозглашение и гарантия духовной, творческой свободы - свободы идей, мнений, убеждений.

Каждый из нас вправе иметь имущество, использовать его; никто не может быть лишен имущества - эти нормы распространяются не только на физические лица, но и на юридические лица, закрепляя свободную деятельность и право защиты частной собственности.

В соответствии с ст. 25 Всеобщей декларации прав человека право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией качественных продуктов питания. Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальную возможность проживать в здоровой, отвечающей международным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.



Государство правовое и социальное - последнее достижение цивилизации и научной юридической мысли XX в., величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности. С развитием цивилизации и культуры именно человек в концепции правового и социального государства становится целью всей панорамы государственно-правовой жизнедеятельности общества.