Мудрый Юрист

Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов

Шамсунов С.Х., заместитель директора ФСИН России, доктор юридических наук.

I. Реформирование системы исполнения уголовных наказаний в России в целом предполагает определение и научное обоснование путей совершенствования всех сфер деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Производственный сектор уголовно-исполнительной системы не является исключением. Не случайно значимость организации производства в исправительных учреждениях подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин на Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации 17 марта 2006 г.

В рамках реформирования производственно-технической базы уголовно-исполнительной системы наиболее остро стоит вопрос переориентации производства органов и учреждений, исполняющих наказания, на решение проблем трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных. В связи с этим в число приоритетных задач организации труда осужденных входит решение организационных и правовых вопросов трансформации труда производственного в труд адаптационный (учебный, реабилитационный). Решение данной задачи невозможно без принятия изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее общественные отношения в области труда и исполнения уголовных наказаний.

В настоящее время руководством ФСИН России предпринимаются всесторонние усилия, направленные на поиск и внедрение новых форм привлечения осужденных к труду. Так, например, решается вопрос о реформировании федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих наказания, и создании на их базе центров трудовой адаптации осужденных, учебно-производственных мастерских и лечебно-производственных мастерских. Как предполагается, это позволит создать единый комплекс объектов труда и производства с системой профессиональной подготовки.

Однако реализация данного направления во многом будет затруднена, если не будет разработана новая система взглядов, принципов и предметов, определяющих пути и способы организации труда осужденных и позволяющих не только решить экономические и хозяйственные проблемы, но и снизить уровень преступности, обеспечить охрану прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а по своим целям, задачам соответствовать приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

Нам представляется, что на основе УИК РФ, Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральных законов "Об образовании", от 11 июня 2003 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ", Концепции по преобразованию государственных унитарных предприятий и государственных учреждений и с учетом требований, предъявляемых Едиными пенитенциарными правилами в их третьей редакции, должна быть разработана Концепция организации и совершенствования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации.

II. Целью Концепции является дальнейшее совершенствование организации труда осужденных к лишению свободы в целях социализации их личности, повышения результативности их социальной адаптации и реабилитации после освобождения, предупреждения новых преступлений.

Задачами Концепции являются:

Решение поставленных целей потребует проведения критического анализа организации труда осужденных на основе положений и рекомендаций правовых, экономических, социологических наук, а также наук, изучающих влияние труда и производственной среды человека с целью предупреждения социальных отклонений в поведении осужденного в период его пребывания в местах лишения свободы и после освобождения; определения комплекса исходных теоретических положений, который может стать основой нового перспективного научного исследования, связанного с изучением процесса организации труда осужденных; уточнения и обоснования терминологии и формулирования определений понятий, относящихся к вопросам социализации личности осужденных (социальная реабилитация, ресоциализация, трудовая адаптация и др.); выявления взаимосвязи и обусловленности трудового использования осужденных с вопросами социализации личности осужденных; выявления факторов, определяющих процесс совершенствования трудового воспитания и реабилитации осужденных; определения места и роли труда на различных этапах становления и развития уголовно-исполнительной системы и его значения в решении задачи, связанной с социальной реабилитацией осужденных; анализа нормативно-правовых основ регулирования труда осужденных в условиях развития социальной работы с осужденными; изучения теоретической и практической значимости отечественного и зарубежного опыта использования труда осужденных для создания центров трудовой адаптации и производственных мастерских исправительных учреждений; развития правовой базы обеспечения процесса организации труда осужденных в целях их социальной реабилитации.

При разработке Концепции важно учесть, что изучение становления и развития системы использования трудовых ресурсов и трудового воспитания в исправительных учреждениях свидетельствует о том, что социализация осужденных всегда занимает в ней определенное место. При этом в зависимости от социальной организации общества менялась терминология, относящаяся к процессу социализации, смещались ее акценты, изменялась глубина постановки проблемы. Однако только в настоящее время общество определило социализацию осужденных в процессе их трудоиспользования как одно из главных направлений реформирования УИС.

Труд осужденных должен служить важнейшим средством социализации личности, способствовать приобретению социально полезных навыков и профессий, которые могли бы пригодиться человеку после освобождения. Дальнейшее развитие пенитенциарных учреждений идет в направлении переориентации в центры социальной реабилитации, реализации специальных программ: образования, профессионального обучения, социальной адаптации после освобождения.

В связи с этим важно наметить единый подход в исследовании указанных проблем. И начинать следует с определений, "ключевых слов", имеющих прямое отношение к процессу социализации личности осужденного к лишению свободы.

Уяснение содержания понятий, как известно, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. И неправильность общего исходного теоретического положения может отрицательно сказаться на целой отрасли практической деятельности УИС.

В настоящее время в пенитенциарной литературе получили распространение такие понятия, как "социальная адаптация осужденных", их "трудовая адаптация", "социальная реабилитация", "трудовая реабилитация" и "ресоциализация".

Из приведенных понятий законодатель в УИК использует только термин "социальная адаптация", который ранее активно разрабатывался учеными-пенитенциаристами, но отражение нашел только в новом законодательстве.

Социальная адаптация осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве предполагает создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих приспособление (приобщение) осужденных в период отбывания наказания вплоть до освобождения к жизни на свободе.

С началом реформирования производственного сектора УИС, когда была изменена концепция привлечения осужденных, и встал вопрос о создании подразделений для трудовой адаптации осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, закрепленное в Уголовно-исполнительном кодексе понятие "социальной адаптации" получило свою дальнейшую конкретизацию в терминах "трудовая адаптация осужденного" или "социально-трудовая адаптации". Под этим определением понимается приспособление осужденного к трудовой жизни вначале в исправительном учреждении, а после его освобождения - к работе на предприятиях страны, ставшее возможным в результате получения в исправительном учреждении профессий в соответствии с потребностями рынка труда и рабочей силы по месту нахождения учреждения.

Как уже отмечалось выше, будущее за центрами социальной реабилитации. В теории уголовно-исполнительного законодательства социальная реабилитация осужденных (реабилитация - восстановление доброго имени, репутации; восстановление правового положения) явление довольно новое, предполагающее полное восстановление освобожденного в конституционных и общегражданских правах и защиту его законных интересов. Иными словами, это определенная во времени и пространстве процедура, которая должна осуществляться отнюдь не администрацией учреждения УИС, а органами государственной власти, местного самоуправления, общественностью. Для эффективного реабилитационного воздействия необходимо создание специального государственного аппарата с достаточной материальной и финансовой базой.

Первоначально такой аппарат предполагалось создать в рамках УИС. В истории УИС был период существования "службы по исправительным делам и социальной реабилитации" (СИД и СР). Однако, учитывая трудности в финансовом обеспечении, федеральные органы от идеи социальной реабилитации отказались. Тогда произошло ее переименование в УИН, а проблема социальной реабилитации осужденных осталась нерешенной. Думается, что и в настоящее время разработка организационной структуры такого аппарата невозможна без определения комплекса исходных теоретических положений, который должен стать методологической основой для построения модели социальной реабилитации осужденных, в которой организацию труда в исправительных учреждениях уже нельзя рассматривать изолированно, как чисто производственный процесс.

С позиции криминологии процесс социальной реабилитации осужденных к лишению свободы - это комплекс педагогических, медицинских, социально-психологических, правовых и организационных мер, направляемых на предупреждение социальных отклонений осужденных, осуществляемых исходя из научно определенных потребностей, одновременно ориентированных по трем основным направлениям: нейтрализация неблагоприятного социального воспитания, способного детерминировать антиобщественное формирование личности; устранение прямого и косвенного аморального и криминального влияния на осужденного; осуществление комплекса воздействий, направленных на переориентацию антиобщественно сформировавшейся личности.

С психологической и педагогической (воспитывающей) точки зрения процесс социальной реабилитации - это процесс формирования духовного мира личности, который предполагает учет психобиологических и психологических особенностей объекта, социально-педагогических факторов, детерминирующих негативные отклонения. Структура мер предупреждения отклоняющегося поведения осужденных включает в себя и медицинский аспект - процесс предупреждения и устранения психобиологических детерминантов социальных отклонений.

Социальная реабилитация осужденных должна содержать в себе и юридический аспект, так как предупреждение социальных отклонений - это нормативно регулируемый процесс. Таким образом, для понимания того, что собой должна представлять социальная реабилитация осужденных, необходимо построение единой обобщенной теоретической модели, в которой должны найти адекватное отражение все названные аспекты как элементы (звенья) системы.

При этом, чтобы модель имела возможность ее практической реализации, необходимо наличие следующих условий.

Во-первых, эффект социальной реабилитации осужденных будет обеспечен, если создаваемый аппарат сможет обработать содержательную характеристику всевозможных сочетаний различных неблагоприятных психобиологических, психопедагогических, психологических, социально-психологических и социально-экономических факторов, влияющих на поведение осужденных, и на основе их анализа принимать соответствующие социально-экономические, медицинские, педагогические меры по оздоровлению условий.

Во-вторых, действенность социальной реабилитации осужденных будет возможна, если служба социальной реабилитации осужденных к лишению свободы станет функционирующим системным образованием, в котором решены организационные, функциональные, кадровые, информационные и научные вопросы, а ее организационная структура будет соответствовать функциональной.

На основе изучения ряда действующих комплексных региональных программ по реализации мер по социальной адаптации лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, можно уже сейчас определить примерный состав субъектов социальной реабилитации, которым рекомендуется заниматься решением данных проблем: УФСИН (ОФСИН, ГУФСИН), ИУ (учреждения, предприятия ИУ, центры по подготовке осужденных к освобождению в ИУ), религиозные и общественные организации (попечительский совет и т.д.), органы исполнительной власти. Деятельность субъектов социальной реабилитации осужденных должна представлять собой непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, предполагающий применение комплекса необходимых мер, различных по своему содержанию, объему и механизму действия.

Решение проблемы социальной адаптации и реабилитации осужденных структурными подразделениями на трех уровнях управления УИС (ФСИН России, территориальные органы и исправительные учреждения) возможно только в том случае, если будет создана нормативно установленная, структурно и функционально закрепленная система совместных или согласованных по задачам, направлениям и времени действий служб учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс пока не содержит в себе вопросов регулирования социальной реабилитации (восстановления общественно-правового положения) освобожденных. Освобождению же от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией исправительного учреждения (ИУ) в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту жизни и работы освобождаемого.

Лица, отбывшие срок лишения свободы, попадая из условий лишения свободы, испытывают определенные трудности в вопросах бытового и трудового устройства. К тому же такой период обычно оказывает на психику освобожденного отрицательное воздействие. С психологической точки зрения сложность социальной адаптации бывших осужденных обусловливается в первую очередь тем, что у освобождающихся из мест лишения свободы значительно сужены рамки общения из-за утраты многих социально полезных связей, поэтому здесь очень важно, какая гражданская ориентация и влияние какой среды возьмут верх.

Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены нормы, которые обязывают сотрудников ИУ проводить мероприятия по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

К сожалению, приходится констатировать, что в пенитенциарной литературе авторы нередко не видят разницы между "социальной адаптацией", "социальной реабилитацией" и "ресоциализацией" осужденных и используют их как синонимы. А в понятиях "реадаптация" и "ресоциализация" осужденных латинская приставка "ре", указывающая на повторное возобновляемое действие или на противоположное обратное действие, на наш взгляд, не приносит ясности в понимание указанных слов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в раскрытии явлений, связанных с социализацией личности осужденного к лишению свободы можно уверенно пользоваться понятиями, определенными Уголовно-исполнительным кодексом, которые, как мы убедились, не допускают двойного толкования и тем самым не вносят путаницы при исследовании проблем социализации и связанных с ней проблем их трудового использования осужденных к лишению свободы.

III. При определении основных направлений совершенствования организации труда и профессионального образования осужденных в условиях обеспечения процесса усвоения ими общественных норм и ценностей следует выделить следующие особо важные моменты.

  1. Реформирование государственных унитарных предприятий - важный шаг на пути дальнейшего превращения УИС в организацию, развивающуюся по каналам гуманитарной эволюции, позволяющий успешно обеспечить процессы трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных.
  2. Преобразование ГУП УИС в некоммерческие организации снимает противостояние интересов производственного и бюджетного секторов исправительного учреждения, поможет привести в соответствие правовое регулирование труда осужденных с другими средствами исправления и на этой основе обеспечить их трудовую адаптацию.
  3. Реформирование ГУПов и создание центров трудовой адаптации и учебных мастерских предполагает качественное выполнение управленческим аппаратом функций по обеспечению полномочий, представляемых исправительным учреждениям.
  4. Наиболее перспективными направлениями эффективного труда осужденных в центрах трудовой адаптации и учебных мастерских являются: производство продукции для нужд уголовно-исполнительной системы, участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития при условии государственной поддержки УИС в плане ресурсного обеспечения и размещения заказов на производство продукции для государственных нужд с предоставлением определенных налоговых льгот.

IV. Несомненно, что в условиях развития социальной работы с осужденными дальнейшего совершенствования потребуют правовые основы исполнения наказания, обеспечения производственной деятельности УИС. Уголовно-исполнительный кодекс России, Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. 15 - 23) должны точно отражать зависимость и взаимообусловленность экономических процессов, происходящих в государстве, и своевременно изменяться и дополняться сообразно происходящим внутрироссийским и мировым финансовым, социально-политическим, научно-техническим и другим тенденциям.

В этой связи с целью обеспечения единства воспитательной и экономической функций важно инициировать разработку Федерального закона "О социальной реабилитации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания".

Корректировки действующей законодательной базы деятельности УИС связаны с необходимостью учета не только социально-экономических условий, сложившихся в целом по исправительным учреждениям, но также роли и влияния местных производственных институтов самоуправления на возможное развитие социально-правовых связей осужденных. Необходимо проводить исследования социально-правовых связей личности осужденных в системе общественного самоуправления. Проблемы местного самоуправления можно и целесообразно исследовать с учетом субъективно-объективных характеристик не только на уровне социальных групп и коллективов, но и отдельной личности осужденного.

В исправительных учреждениях, как правило, отбывают наказание уроженцы конкретных регионов. Освобождаясь из исправительных колоний, они продолжают жить и работать в том же субъекте РФ, и их скорейшая социальная реабилитация важна не только для УИС, но и для регионов, муниципальных образований, на территории которых они будут проживать. Поэтому в этом направлении необходима консолидация действий нашей системы и соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

В силу изложенных обстоятельств и в развитие Приказа ГУИН Минюста России от 22 марта 2004 г. N 75 следует подготовить нормативный акт, который определял бы создание специального подразделения в исправительном учреждении, занимающегося вопросами обеспечения оптимальной производственной, социальной и психофизиологической среды, необходимой для эффективной социально-трудовой адаптации осужденных.

V. Комплексный подход к совершенствованию организации труда осужденных предусматривает широкое использование возможностей их профессионального образования и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Профессиональное образование и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей социальной реабилитации осужденного. Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей региональных рынков труда с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после своего освобождения.

Продолжительность обучения в профессиональных училищах и по другим его формам должна соответствовать требованиям профессионально-квалификационной характеристики специальности (профессии).

В комплексе мер, направленных на совершенствование профессионального образования и подготовки в исправительных учреждениях, наиболее важными являются:

Работа по совершенствованию профессионального образования и подготовки осужденных должна носить постоянный, систематический характер, поскольку изменения в профессионально-квалифицированной структуре рабочих из числа осужденных являются непременным требованием решения задачи социализации их личности.

Представляется также, что модернизация профессионального образования в УИС возможна, если будут решены следующие задачи.

  1. Адаптация объемов и структуры подготовки рабочих кадров из осужденных к требованиям экономики. Решение данной проблемы возможно только при участии Минэкономразвития России и Минздравоохранения и социального развития России.
  2. Серьезной проблемой, связанной с функционированием профессиональных училищ при ИУ, является слабая материально-техническая база. Решение данной проблемы возможно путем создания ресурсных центров на базе образовательных учреждений, учебно-материальная база которых может быть использована несколькими учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров по родственным профессиям.

Более эффективному решению задачи создания ресурсных центров способствовало бы принятие специальной федеральной целевой или государственной программы по развитию материально-технического оснащения образовательных учреждений начального профессионального образования. Проект такой ведомственной программы (условное наименование "Развитие профессионального образования и совершенствование трудового воспитания осужденных") разработан и проходит согласование в МЭРТ и МФ РФ.

  1. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.
  2. Социальное партнерство. Применительно к профессиональному образованию и подготовке осужденных оно формируется через взаимодействие территориальных органов ФСИН России со службами занятости, труда, предприятиями, ассоциациями работодателей по определению объемов и профессионально-квалифицированной структуры подготовки рабочих кадров из осужденных, ее финансирования. Назрела необходимость внесения отдельных дополнений в законодательство Российской Федерации и действующие нормативные правовые акты в области образования по вопросам соучредительства, отношений к собственности, финансирования. Требуется внесение дополнений в типовые положения, регулирующие общеобразовательное обучение, профессиональное образование и подготовку осужденных в части, касающейся расширения типов и видов образовательных заведений, которые можно создавать при ИУ. К этому следует добавить, что в настоящее время износ основных фондов предприятий УИС составляет 80%. В этом плане подразделениям для трудовой адаптации осужденных в исправительных учреждениях предстоит проводить большую организационную работу по обновлению и модернизации парка технологического оборудования и транспортных средств.
  3. Создание подразделений для трудовой адаптации осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, диктует необходимость перестройки механизма обеспечения организации начального профессионального образования, привития им трудовых навыков и их закрепления с учетом приоритетной профессиональной подготовки лиц, ранее не работавших и не имеющих профессии. При этом реформаторам предстоит изучить и те факторы, которые связаны с личностью осужденного.

Профессиональная подготовка осужденных - это прежде всего социальная задача. В этой связи важно, помимо производственных нужд в квалифицированных рабочих определенных профессий и специальностей, выяснить, каким образом оптимально использовать профессиональные склонности и психофизиологические возможности осужденных.

VI. Составной частью реформирования производственного сектора УИС является поиск новых подходов к совершенствованию подготовки кадров, обеспечивающих решение задач социализации личности осужденных в процессе их трудового использования. Основное направление этой деятельности заключается в приобретении сотрудниками-воспитателями знаний, позволяющих наиболее целесообразно соединять технику и людей в процессе труда, в умении обеспечивать использование осужденных на производстве, создавать благоприятные для здоровья производственные условия, способствовать превращению труда в первую жизненную потребность. Профессиональная компетенция работающих в уголовно-исполнительной системе складывается из ряда компонентов и представляет собой сложное многообразное явление. Оно определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, стилем взаимоотношений с людьми, его общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала.

Решение задач трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных предполагает изменение характера профессиональной подготовки сотрудников, занятых на производстве (в центрах трудовой адаптации и учебных мастерских) и в подразделениях, обеспечивающих социальную защиту осужденных. Профессиограмма такого сотрудника должна включать в себя комплекс профессиональных функций: исследовательскую, аналитическую, диагностическую, прогнозирующую, коммуникативную.

С реформированием производственного сектора главной задачей профессиональных училищ при исправительных учреждениях становится не только профессиональная подготовка осужденных с целью повышения производительности труда, но и в первую очередь решение задач социализации личности осужденных, их трудовой адаптации и социальной реабилитации. В связи с этим требования не только к уровню профессионального, но и общего уровня образования преподавателей профессиональных училищ неизмеримо возрастают. Необходимо сформировать целостную систему квалификационных требований к сотрудникам-воспитателям при поступлении на службу, назначении на должность и перемещении сотрудников по службе, оплаты их труда, предоставления социальных гарантий.

Важно обеспечить системность и преемственность в реализации планов замены и расстановки кадров на федеральном и региональном уровнях; оптимизацию перечня должностей, входящего в номенклатуру ФСИН России, формирование резерва руководителей всех уровней, его регулярное обновление перспективными сотрудниками, постоянно работающими над повышением уровня своей квалификации.

Необходимо усилить влияние организаторской и воспитательной работы на результаты служебной деятельности, укрепление дисциплины, порядка и законности, совершенствование системы профессионального становления молодых сотрудников, развитие наставничества. Повысить, в частности, влияние организационной культуры УИС на результаты и эффективность ее деятельности: значимость традиций и ритуалов, создать условия для проявления сотрудниками творческой самостоятельности, обеспечить упреждающий характер воспитательного воздействия.

Система специального и общего образования в УИС должна быть нацелена на повышение профессиональной культуры сотрудника УИС, на формирование у него глубокого понимания гражданского смысла и социальной значимости проблем социальной реабилитации осужденных. Необходима переориентация персонала УИС на первоочередное решение социальных задач: формирование, восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их последующей социальной реабилитации в обществе.

Необходимо создавать максимально возможные условия для духовного и морального роста сотрудников уголовно-исполнительной системы. Привлекать творческую интеллигенцию к совершенствованию нравственно-эстетического воспитания личного состава, созданию произведений литературы, искусства, отражающих жизнь и деятельность исправительных учреждений, формировать позитивное мнение о деятельности уголовно-исполнительной системы.

Основными условиями обеспечения высокого профессионального уровня кадров является соответствие уровней, этапов, форм и методов их правовой, психологической, экономической, производственной подготовки уровню развития науки и практики социализации осужденных.

VII. Большое значение при формировании программы совершенствования организации трудоиспользования осужденных в целях их социальной реабилитации приобретает не только выработка четкой стратегии, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.

Мероприятия по реализации мер, направленных на повышение значения труда в целях социальной реабилитации осужденных к лишению свободы и расширение возможностей последующего трудоустройства граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, формируются на основе предложений территориальных органов УИС, согласованных с органами исполнительной власти субъекта РФ и их структурными подразделениями: комитетом по координации деятельности правоохранительных органов, комиссий по вопросам помилования и реабилитации, управлением социальной защиты населения, управлением здравоохранения, управлением общего и профессионального образования, управлением по делам молодежи и физической культуре, управлением культуры и искусств, управлением финансов и налоговой политики, управлением по анализу и координации социальных программ, УВД региона, департаментом федеральной государственной службы занятости, органами местного самоуправления.

Отбор мероприятий по совершенствованию организации труда осужденных в исправительных учреждениях в целях социальной реабилитации и последующих мер в данном направлении после их освобождения осуществляется исходя из необходимости достижения поставленных целей и решения задач, с учетом определения статей расходов, источников финансирования и сроков. При определении программных мероприятий учитываются факторы предотвращения возможных негативных последствий, которые могут возникать в ходе их реализации.

При этом предполагается обязательное изучение и использование имеющегося регионального опыта по разработке и финансированию комплексных областных программ "О мерах по социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывающих уголовное наказание".

VIII. В заключение хочется выразить надежду, что высказанные предложения действительно помогут в формировании новой Концепции по организации труда осужденных, в преобразовании существующей системы трудоиспользования в УИС в действующий национальный ресурс обновления, развития и наращивания трудового потенциала страны.

Новая Концепция должна ориентировать уголовно-исполнительную систему на использование внутренних резервов ее производственного, экономического, образовательного, кадрового, научного потенциала, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм трудовой деятельности, обеспечивающих решение задачи социализации личности осужденных, на повышение роли и места профессионального образования осужденных в едином комплексе страны.