Мудрый Юрист

Нормативно-правовое обеспечение реализации функций начальника территориального органа фсин России

Протопопов А.В., начальник территориального органа ФСИН России по Рязанской области.

Для осуществления эффективной руководящей политики начальник территориального органа должен обладать не только определенными личностными качествами, знать особенности своей профессиональной деятельности, но в первую очередь обязан знать нормативно-правовые основы выполняемых им управленческих функций, отраженных в соответствующих должностных инструкциях.

Заметим, что к числу основных недостатков должностных инструкций руководителей органов и учреждений уголовно-исполнительной системы отдельные исследователи относят следующие <1>: недостаточную глубину, фрагментарность разработки раздела о правах руководителя, которые нередко путаются с обязанностями; формальность раздела об ответственности руководителя, отсутствие подробной детализации фактических оснований ответственности, их связи с правами и обязанностями; неопределенность общих критериев оценки качества и эффективности выполняемых руководителем функций по должности.

<1> Голодов П.В. Правовое регулирование и организация деятельности руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы: Дис. ... канд. юрид. наук. Вологда, 2006. С. 71 - 72.

При этом мы согласны с мнением Л.А. Сергиенко, исследовавшего проблему правовой регламентации управленческого труда <2>, что должностные инструкции должны создавать нормативную базу для решения вопроса об эффективности работы руководителей, для контроля и стимулирования, объективизации привлечения их к ответственности.

<2> Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. М., 1984. С. 46.

Вместе с тем результаты проведенного исследования в сфере управленческой деятельности руководителя территориального органа УИС указывают на недостаточную проработанность должностной инструкции начальника территориального органа, производность отдельных пунктов инструкции руководителя от самого Положения о территориальном органе, неучет ряда нормативно-правовых актов, содержащих управленческие функции начальника территориального органа УИС <3>.

<3> См.: Щедрин Ю.В. Организационно-правовые основы управленческой деятельности начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 16.

В связи с этим проведен анализ функциональных обязанностей начальников территориальных органов ФСИН России, который позволил выделить основные сферы их деятельности, а также выявить нормативно-правовую основу выполняемых ими функций. Отметим, что функциональные обязанности начальника территориального органа ФСИН России реализуются в следующих сферах его профессиональной деятельности: организационно-управленческой; кадровой и воспитательной работы; организации режима, охраны и профилактики правонарушений; производственно-хозяйственной деятельности; организации работы по соблюдению прав человека в УИС; организации гражданской обороны, защиты в ЧС и действий при ЧО. Каждая из указанных сфер деятельности начальника территориального органа ФСИН России регламентируется строго определенными правовыми актами. Рассмотрим нормативно-правовое обеспечение реализации функциональных обязанностей начальника территориального органа ФСИН России в конкретных сферах его деятельности.

  1. Основные функциональные обязанности в сфере организационно-управленческой деятельности регламентируются в следующих ведомственных нормативно-правовых актах:
  1. Основные обязанности в сфере кадровой и воспитательной работы отражены в следующих нормативно-правовых актах:
  1. Обязанности в сфере организации режима, охраны и профилактики правонарушений:
  1. Обязанности в сфере производственно-хозяйственной деятельности:

Осуществляет функции государственного заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данные функции регламентируются Законом РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Они отражены в полномочиях ФСИН России, закрепленных в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента от 13 октября 2004 г. N 1314);

  1. Обязанности в сфере организации работы по соблюдению прав человека в УИС:
  1. Обязанности в сфере организации гражданской обороны защиты в чрезвычайных ситуациях и действий при чрезвычайной обстановке.

В вопросах гражданской обороны, защиты от чрезвычайной ситуации начальник территориального органа ФСИН России осуществляет общее руководство подготовкой органа к действиям в условиях военного времени, проведением мероприятий, предусмотренных планами перевода деятельности подразделений с мирного на режим военного времени и гражданской обороны. Несет персональную ответственность за: организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны в территориальном органе; создание необходимых запасов и обеспечение сохранности и освежения средств индивидуальной защиты и имущества гражданской обороны; создание необходимого фонда средств коллективной защиты; подготовку всех категорий обучаемых по гражданской обороне.

Начальник территориального органа ФСИН России выполняет следующие обязанности: обеспечивает организацию исполнения нормативных правовых актов РФ по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций; разрабатывает план гражданской обороны на военное и мирное время, осуществляет ввод их в действие установленным порядком; создает, подготавливает и поддерживает в готовности органы управления и формирования гражданской обороны; организует подготовку и обучение всех категорий обучаемых; планирует и осуществляет организационные и инженерно-технические мероприятия, повышающие устойчивость функционирования территориального органа ФСИН России в военное время; создает (строительство, переоборудование) необходимые защитные сооружения; накапливает, хранит и поддерживает в готовности необходимые средства индивидуальной, медицинской защиты, приборы разведки и дозиметрического контроля, средства дегазации и дезактивации, материальные ресурсы и имущество ГО; представляет в центральный аппарат ФСИН России перечень мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, а также предложения по их финансированию; распределяет материальные, финансовые и иные средства для нужд гражданской обороны в пределах своей компетенции; осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, органами военного командования, внутренних дел, ФСБ России; выполняет мероприятия по установленным степеням готовности. Данные обязанности регламентируются Приказами Минюста России от 28 августа 2001 г. N 225-дсп и от 9 декабря 2002 г. N 63с.

В вопросах действия при чрезвычайных обстоятельствах начальник территориального органа ФСИН России выполняет следующие обязанности: руководит разработкой Плана действий при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО); возглавляет оперативный штаб территориального органа (руководит группировкой сил и средств) при выполнении задач, решаемых ФСИН при ЧО; руководит подготовкой сил и средств к действиям при ЧО; проводит занятия (учения) с органами управления и подразделениями по действиям при ЧО; организует проверку готовности подчиненных учреждений (подразделений) к действиям при ЧО; организует систему служебной подготовки в территориальном органе ФСИН России. Данные функции регламентируются Приказом Минюста России от 4 апреля 2005 г. N 29-дсп.

В заключение необходимо отметить, что при реализации функциональных обязанностей начальник территориального органа ФСИН России руководствуется нормативно-правовыми актами, регламентирующими организацию управленческой деятельности, организацию и осуществление кадровой, воспитательной работы, обеспечение охраны, безопасности, профилактики правонарушений, производственно-хозяйственную деятельность, проведение мероприятий в особых условиях функционирования органов и учреждений УИС, организацию работы по соблюдению прав человека в учреждениях, исполняющих наказания. Следовательно, в должностной инструкции начальника территориального органа ФСИН России каждая функция должна быть подкреплена соответствующими нормативно-правовыми актами, регулирующими данное направление деятельности органов и учреждений УИС. При этом следует постоянно учитывать изменения в законодательстве, ведомственных актах. Необходимо четкое разграничение прав и обязанностей руководителей территориальных органов ФСИН России, содержащихся в должностных инструкциях, обеспечение связи обязанностей с ответственностью руководителей. При формировании прав и обязанностей учитывать требования международных стандартов, уголовно-исполнительного законодательства к администрации органов, исполняющих наказания.