Мудрый Юрист

Криминальная мотивация и ее компоненты

Кирсанова О.С., Академия ФСИН России (г. Рязань).

Психологический анализ преступного поведения предполагает раскрытие происхождения такого поведения, составляющих его сторон. Здесь на передний план выдвигаются вопросы: почему совершается преступление, что привело человека к нему, каково то внутреннее психическое содержание, которое внешне проявилось в преступном действии? Ответы на эти вопросы не могут быть простыми и однозначными. Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и процессов. Почему преступление совершено данным человеком, почему этим человеком совершено именно это преступление? Чтобы ответить на эти вопросы, требуется выяснение системы качеств личности, побудивших ее на совершение преступления.

В формировании мотивации личности участвуют два процесса: первый - это становление уникальной потребностной структуры, второй - усвоение индивидом системы ценностей, характерной для данной структуры. Если потребностная структура личности соответствует системе ценностей, то личность успешно адаптируется в социальной жизни, а если нет, то возникает психологический дискомфорт, проявляющийся в девиантном поведении, что зачастую приводит человека к совершению преступления. Многообразие видов девиантного поведения определяется индивидуально-психологическими особенностями личности.

Мотивация преступного поведения и личность преступника тесно взаимосвязаны. Личностные черты преступника, несомненно, накладывают отпечаток на мотивацию его поведения, а криминальные мотивы, закрепившись в преступных действиях, деформируют личность преступника.

Мотивация включает в себя совокупность разнообразных побуждений, пронизывает все основные структурные образования личности и проявляется в ее социально значимых поступках и действиях. Главное место в мотивации преступного поведения занимают такие мотивационные образующие, как мотивы, потребности, цели, интересы, эмоции, а также ценностные ориентации.

Любой поступок, в том числе и преступное деяние, можно объективно оценить только в том случае, если полностью установить и понять его мотивы. Ведь для того, чтобы оценить, хорошо или плохо поступил человек, справедливыми были его действия или нет, необходимо знать подлинные мотивы, которыми человек руководствовался, совершая те или иные действия. Мотив объясняет истинную причину поведения и активности личности.

Зачастую правоохранительные органы бывают лишены информации о криминогенных личностных характеристиках преступников, а также о мотивах совершенных преступлений. На практике мотивы преступлений часто определяются лишь исходя из анализа конкретных действий, без изучения личности. Это приводит к ошибкам, потому что одни и те же поступки могут быть вызваны совершенно разными мотивами, а одни и те же мотивы способны порождать совершенно разное поведение.

Мотивы преступлений, указываемые в приговорах, по своему значению чаще всего являются внешними социальными оценками приписываемых преступнику побуждений и совершенно не отражают смысл, суть этих побуждений. Чаще всего суду и следствию не удается раскрыть мотивы преступления, так как данному вопросу они просто не придают значения. Это служит причиной того, что подавляющее большинство преступников считают приговор и наказание несправедливыми. Они считают действительными виновниками потерпевших, свидетелей, жизненные ситуации, себя же признают виновными лишь формально. При таком отношении трудно надеяться на то, что содеянное будет преступником осмыслено, что он раскается и будет стремиться к тому, чтобы не совершить больше подобного.

Установление мотивов, которыми руководствовался виновный, помогает правильно квалифицировать его действия, устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления, объективно оценивать полученные при расследовании доказательства, определять виновному то или иное, даже более мягкое наказание. Мотив преступления имеет существенное значение для определения степени общественной опасности преступного деяния; для определения степени общественной опасности личности преступника; для квалификации преступления; для признания лица особо опасным рецидивистом; для применения статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основе которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности; при назначении вида и размера наказания; при определении в приговоре режима содержания в местах лишения свободы.

Исследователями выделяются следующие основные группы мотивов, имеющих наибольший удельный вес в структуре криминальной мотивации: корысти, утверждения (самоутверждения), зависти, мести, ревности, хулиганские и игровые мотивы.

Глубокой двигательной силой преступной деятельности выступает потребность. Скудные, неразвитые потребности побуждают человека к бессодержательной деятельности, имеющей целью удовлетворение своих поверхностных, сиюминутных желаний, поэтому он оказывается заложником складывающихся ситуаций и вызываемых ими реакций. Человек обычно испытывает несколько потребностей. Одни из них занимают доминирующее положение и сдерживают проявление других. Динамическое взаимодействие различных потребностей зачастую объясняет механизм и мотивы противоправных поступков человека. При блокировании личностно значимой потребности у субъекта может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), а также стремление добиться удовлетворения этой потребности каким-то "обходным", часто неправомерным путем. Возникший конфликт личности с людьми или обстоятельствами, препятствующими удовлетворению данной потребности, может послужить основой совершения того или иного преступления.

Потребности служат основой для формирования целей поведения. Цель преступления выступает в качестве концентрированного выражения потребностей человека, внутренней действующей информационной причины выбора преступного поведения, отражения необходимости возможности совершить преступление. Преступное поведение может преследовать следующие цели: а) непосредственное удовлетворение какой-либо потребности (например, при имущественных преступлениях); б) осуществление отдаленных жизненных планов, в конечном итоге направленных на удовлетворение какой-либо потребности (например, взяточничество, подлог документов, клевета); в) разрешение личных конфликтов и устранение препятствий к удовлетворению актуальных или потенциальных потребностей (например, преступления против личности, общественного порядка).

Между потребностью и поступком стоит интерес. Это сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости и привлекательности. Интерес стимулирует внимание, позволяет сосредоточить мысли на определенном объекте. Устойчивый интерес к чему-либо побуждает человека к определенной деятельности, которая может быть и противоправной. Интерес - есть осознание человеком своих потребностей, а также условий и средств, способствующих их удовлетворению. Непосредственные интересы человека могут состоять в том, чтобы устранить объективно сложившиеся препятствия к удовлетворению тех или иных потребностей. Например, если удовлетворение потребности лица в социальном общении, признании и одобрении со стороны ближайшего окружения затруднено из-за неприязненных отношений с каким-либо членом коллектива, то интересы субъекта могут быть направлены на устранение указанного препятствия, в том числе и неправомерными средствами.

Мотивировать преступление могут эмоции. Эмоции сопровождают процесс осознания возможности достижения человеком поставленной цели на пути удовлетворения возникшей потребности. При невозможности удовлетворить субъективно значимые потребности эмоции могут приобретать форму устойчивых эмоциональных состояний, аффективных реакций, подсознательно влияющих на поведение лица, становясь мощным побудительным фактором в структуре мотивационной сферы личности. В основе многих преступлений можно наблюдать ярко выраженные кратковременные эмоции, носящие характер аффективных (эмоциональных взрывов): ярость, гнев, возмущение и т.п. Часто преступное поведение порождается достаточно длительными и сильными эмоциями - страстями, которые наиболее значимы для субъекта преступления. Также сильное воздействие на динамику некоторых преступлений оказывает фрустрация - сложное эмоционально-мотивационное состояние, возникающее в ответ на невозможность удовлетворения какой-либо значимой для субъекта потребности.

Очень заметна роль эмоций в насильственном преступном поведении. Эмоции отражают в мотивации острые противоречия между личностью и средой, конкретной жизненной ситуацией. Состояние гнева, возмущения и тому подобных эмоций, отличающихся интенсивностью, яркостью, длительностью, можно расценивать как свидетельство слабой приспособленности личности к среде, ее недостаточной адаптированности.

Потребностей и мотивов, а частично и целей, которые были бы свойственны только преступному поведению, не существует. Одна и та же потребность может быть реализована через разные мотивы, последние могут связываться с разными целями, каждая цель достижима разными путями. Это значит, что удовлетворение одной и той же потребности может быть достигнуто как правомерным, так и неправомерным путем. От выбора пути достижения целей зависит квалификация и общественная опасность деяния. Преступным может быть действие, которое совершается благодаря потребности, но не сама потребность. Цель действия может быть преступной, в отличие от мотива, но только если преступен планируемый результат. Преступные мотивы - это, по сути, модификация обычных человеческих мотивов, но направленных на цели, запрещенные законом или связанные с использованием противоправных средств. Не существует специфических мотивов именно преступлений. По одним и тем же мотивам могут совершаться различные действия - преступные и непреступные.

Таким образом, большинство компонентов криминальной мотивации сами по себе не криминальны. Однако когда человек выбирает незаконные пути, способы и средства удовлетворения потребностей, достижения целей и т.д., мотивация в целом приобретает криминальный характер. Слово "криминальный" показывает направленность на достижение результата преступным путем. Преступным может быть только поведение, а оно зависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственной направленности личности.

Изучение криминальной мотивации показывает, что причина преступного поведения заключается в том, что человек психологически готов ради разрешения стоящих перед ним задач выйти за рамки нормативных ценностей, в том числе и правового характера. Поэтому криминальную мотивацию нельзя рассматривать вне связи с нравственной направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Все основные психологические мотивационные образующие отражаются в поведении человека через призму его ценностных ориентаций. Формирование ценностной ориентации - это становление личности человека, совершенствование его сознания, восприятие и принятие общественных норм и идеалов. Система ценностных ориентаций динамична и подвижна, она отражает изменения, происходящие во взаимоотношении личности со средой.

В мотивации преступного поведения социальный, социально-психологический и биологический компоненты образуют некий "сплав", имеющий свои особые свойства, отличные как от свойств отдельно взятых компонентов, так и от свойств их механического сочетания. По словам С.Я. Лебедева, "личность преступника является продуктом взаимодействия личности (не преступника) и социальной среды" <1>. Потребности личности, ее интересы, ценностные ориентации, привычки во многом формируются под воздействием среды. Мотив противоправного деяния первоначально формируется при совпадении личностной позиции со стандартами, предлагаемыми антиобщественной средой. Удачное совершение преступления порождает желание вновь воспользоваться теми же стандартами. И так происходит до тех пор, пока изменившиеся социальные условия не поставят личность перед необходимостью выбора нового способа поведения - либо противоправного, либо законопослушного и социально одобряемого.

<1> Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: Учебное пособие. Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1989. С. 56.

Мотивация преступления (как и все психические процессы) относится к фактам поведения, непосредственно не наблюдаемым. Однако это не означает ее нереальность. Криминальная мотивация является такой же реальной, как следы, орудия и результаты преступления. Нужно только уметь ее правильно определить. Основная цель пенитенциарных психологов и криминологов состоит в изучении внутренних психологических механизмов, обусловливающих и детерминирующих преступное деяние. Изучение криминальной мотивации осужденных дает практическим работникам возможность "разрушать" механизм преступного поведения, прерывать его функционирование, разъединять его звенья, тем самым предупреждая совершение новых преступлений.

Необходимо исследовать психологические предпосылки преступления, их связь с различными чертами и качествами личности, а также с внешними факторами, воздействующими на нее. Для этих целей могут быть использованы следующие методики:

Литература

  1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. С. 27 - 28.
  2. Антонян Ю.М. Личность преступника - индивидуальная профилактика преступлений: сопоставление и выводы // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. С. 7.
  3. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М.: ИД "Камерон", 2005. С. 136, 140.
  4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. С. 147.
  5. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. С. 13.

Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1989. С. 216 - 217.

  1. Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1977. С. 14.
  2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юрист, 1996. С. 343 - 345.
  3. Иванов Н.Г. Мотив преступного деяния: Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. С. 37.
  4. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1974. С. 73 - 75, 79 - 81, 84 - 85.
  5. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 19, 30, 129, 138.
  6. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М.: Наука, 1991. С. 31.
  7. Морогин В.Г. Возможности экспериментального изучения мотивации поведения осужденных // Применение нового законодательства в области борьбы с преступностью / Сб. статей под общ. ред. Ю.А. Алферова. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994. С. 147.
  8. Петелин Б.Я. Мотивация преступного поведения. В кн.: Механизм преступного поведения. М.: Наука, 1981. С. 40.
  9. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 215, 224.
  10. Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. Киев: Вища школа, 1982. С. 34 - 35.