Мудрый Юрист

Организация деятельности "школ подготовки осужденных к освобождению" из мест лишения свободы

Андреева Ю.В., соискатель кафедры уголовного права и криминологии Юридического института Красноярского государственного университета.

В соответствии со ст. 180 УИК РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях <1>.

<1> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // КонсультантПлюс:Законодательство.

Помимо этого, согласно п. 4 Приказа Министерства юстиции от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (далее - ИУ), включает в себя и проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению".

На проведение подобных мероприятий указывается и в международных правовых актах. Так, в ст. 87 Рекомендации N R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. сказано, что все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные курсы <2>.

<2> Рекомендации N R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. // КонсультантПлюс:Международные правовые акты.

Занятия в школе начинают проводиться не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы, скорее, это связано с общей подготовкой к освобождению из мест лишения свободы, указанной в ст. 180 УИК РФ.

Целью организации подобных мероприятий является формирование у освобождаемых из мест лишения свободы самостоятельных навыков в решении проблем на свободе. Заметим, что период начала проведения занятий перед освобождением, а также их количество не учитываются в зависимости от продолжительности срока отбывания наказания, от половых признаков, трудоспособности, возраста, утраты социально полезных связей на свободе, количества судимостей.

На занятиях в "Школе подготовки осужденных к освобождению" целесообразно обсуждение следующих вопросов.

  1. Порядок освобождения из ИУ в зависимости от оснований освобождения. Помощь в трудовом и бытовом устройстве освобождающимся по концу срока сотрудниками ИУ, пенсионное обеспечение освобождающихся.
  2. Вопросы трудоустройства после освобождения.
  3. Судимость и ее правовые последствия, погашение и снятие судимости.
  4. Алкоголизм, наркомания, преступность.
  5. Конституционные права освобождающихся.
  6. Влияние окружающей среды после освобождения на возможность совершения повторного преступления.
  7. Особенности взаимоотношений в коллективе, требования к нравственно-эстетической культуре личности.
  8. Примерное поведение после освобождения (например, "Если тебя на КПП встретили прежние друзья", "Твое поведение в пути следования до дома", "Встреча с родными", "Возможные конфликты на работе", "Твое свободное время", "Твое поведение в противоправной ситуации") <3>.
<3> Южанин В.Е. Методические рекомендации по работе с лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы. Рязань: Ин-т права и экономики МВД Российской Федерации, 1996. С. 7.

Для проведения занятий в ИУ возможно привлечение специалистов из Центра занятости, врачей, психологов, юристов, также членов общественных организаций, работодателей, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы и ныне твердо ставших на путь честной трудовой жизни. Положительный пример человека, ранее отбывавшего наказание, сумевшего порвать с преступным прошлым и начать новую жизнь, может являться эффективным средством создания у осужденных психологической готовности вести добропорядочный образ жизни после выхода на свободу.

Для выявления эффективности организации деятельности "Школ для освобождающихся" важно учитывать данные о регулярности посещения "Школ по подготовке к освобождению" самими освобождающимися. Желание посещать регулярно занятия возникло у 10% опрошенных, из них женщины - 53,9% (151 чел.), мужчины - 33,6% (188 чел.). Данный факт объясняется тем, что женщины более ответственно подходят к трудоустройству после освобождения.

Значит, 90% освобождающихся не получают более или менее систематизированные знания об условиях жизни на свободе, о порядке оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Однако ни в уголовно-исполнительном законодательстве, ни в Приказе от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" не установлены ни ответственность за непосещение занятий, ни мера поощрения за добросовестное посещение.

Анализируя статистические данные в зависимости от полового признака, занятия в "Школе по подготовке к освобождению" помогли в значительной мере после освобождения в женских колониях 53,6% (150 чел.), в мужских - 17,8% (101 чел.); не помогли и не потребовались в женских - 46,4% (130 чел.), в мужских - 82,2% (456 чел.); необходимо увеличить количество занятий в женских - 89,3% (250 чел.), в мужских - 86,4% (489 чел.).

В связи с этим целесообразно увеличить продолжительность количества занятий, и целесообразнее до четырех раз в месяц. В действительности указанное мероприятие проводится в ИУ Красноярского края до одного раза в месяц.

Не во всех ИУ функционируют "Школы по подготовке к освобождению", более того, отсутствуют приказы о создании данных школ, тематика занятий и график их проведения.

Необходимо детализировать п. 4 Приказа Министерства юстиции от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" путем внесения уточнения в порядок организации проведения занятий в "Школе", например, законодательно урегулировать следующее:

  1. периодичность проведения занятий с учетом продолжительности срока, причин совершения преступлений, с учетом характера совершенного преступления, степени исправимости, устойчивости социально полезных связей;
  2. тематику;
  3. количество человек в группе. Количество человек в группе не должно превышать 10 - 15 человек;
  4. перечень служб, отвечающих за организацию проведения занятий;
  5. обязанности ГУФСИН, УСЗН, ДФСЗН, ЦСА, работодателей, общественных организаций;
  6. создание координирующего органа, решающего проблемы, возникающие в результате организации деятельности "Школ", в состав которого должны входить представители ГУФСИН, УСЗН, ДФСЗН, ЦСА, работодателей, общественных организаций;
  7. учет заинтересованности в посещении занятий освобождающихся в их дневниках воспитательной работы путем объявления поощрений.

Требуется дополнить приложением N 9 (журналом посещения осужденными "Школы по подготовке к освобождению") Приказ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", с соответствующими графами: начат, окончен журнал, номер занятия, дата, должность, звание и фамилия должностного лица, проводящего занятие, фамилия, инициалы присутствующих осужденных, тематика мероприятия, отметка об исполнении, примечание.

Часть 1 ст. 33 Федерального закона "О прокуратуре РФ" <4> нужно дополнить полномочиями прокурора требовать от администрации учреждений, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, создания условий, обеспечивающих права не только осужденных, но и освобождаемых от наказания. Данная законодательная формулировка позволит привлекать к ответственности сотрудников ИУ, которые неэффективно выполняют должностные обязанности при подготовке к освобождению данного контингента.

<4> Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 // КонсультантПлюс:Законодательство.

При предложении нами вышеуказанного законодательного нововведения мы исходили из того, что основной задачей уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации <5>.

<5> См.: ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // КонсультантПлюс:Законодательство.

Требуется также закрепление в норме ст. 12 УИК РФ в качестве одного из основных прав для осужденных к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - это право на помощь при освобождении со стороны администрации учреждений, исполняющих данные виды наказания.

На наш взгляд, необходимо решить вопрос подготовки к жизни на свободе и лиц, освобождающихся условно-досрочно, так как ст. 180 УИК РФ указывает только на обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных, освобождающихся по окончании срока.

Согласно ч. 2 ст. 175 УИК РФ администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного.

При вынесенном положительном постановлении суда об условно-досрочном освобождении согласно ч. 5 ст. 173 УИК РФ досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня. В этом случае ни о каких занятиях в "Школе по подготовке к освобождению" говорить не приходится. Это касается и освобождения по помилованию, тяжелой болезни, инвалидности. Данный вопрос не может находиться без решения, так как современная уголовно-правовая политика государства направлена на постепенное сужение уголовной репрессии и гуманизацию наказания и процесса его исполнения <6>, а соответственно, значительное расширение сферы применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

<6> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ" и Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ" // Российская газета. 2003. 16 дек.

В этом случае можно составлять перспективные списки на будущее и занятия проводить с момента подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении, прошения о помиловании, подтверждения заболевания, препятствующего отбыванию наказания.

Подводя итоги, представляется возможным сказать, что организация деятельности "Школ по подготовке к освобождению" при ИУ является, на наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов в решении значимых проблем после освобождения.