Мудрый Юрист

Историко-правовые основания становления арабо-мусульманской цивилизации

Сигалов К.Е., профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Арабо-мусульманский мир столь же уникален и неповторим, как и мир европейского Запада. Но если западная цивилизация в своей основе имела земледельческую, оседлую парадигму и волны завоевателей-варваров оставались на завоеванной земле тоже в качестве оседлых земледельцев, то отношения кочевников и оседлых в арабо-мусульманском мире были иными. Они носили антагонистический характер, и вся логика развития арабо-мусульманского мира определялась циклическими миграционными волнами кочевников и стремлением оседлого населения к объединению. Как только во властных структурах арабо-мусульманского мира начинались кризисные явления, кочевые племена, порой руководимые религиозными лозунгами, вторгались на земли своих оседлых соседей, которые сами были оседлыми только на протяжении жизни двух-трех поколений. На эту закономерность обратил внимание еще Ибн Хальдун.

Однако и внутренние причины обусловливали движение кочевников. Экстенсивный характер производственной технологии вызывал негативные экологические и экономические изменения на занятых территориях, стимулировал вечный поиск новых тучных пастбищ и достойных обитания земель, постоянно побуждал кочевников совершать набеги на обустроенные и "насиженные" территории. И арабы в своей молниеносной экспансии, и монголы в своих нашествиях руководствовались именно этими причинами. Кочевники часто становились родоначальниками гигантских мусульманских империй. В этом случае геополитическая и стратегическая задача их состояла в захвате городов. Кочевая культура ориентирована на соотношение постоянных походов-кочевий от одного оазиса к другому и отдыхам-стоянкам в этих оазисах. Именно в оазисах был центр власти, центр культуры, центр торгово-экономических отношений, центр военной силы и центр намадической (кочевой) цивилизации. Власть всегда была освящена исламом, и только благодаря религиозному компоненту создавались прочные и долговечные империи. Естественно, кочевники-арабы использовали города, захваченные ими на обширной территории, принадлежавшей ранее в основном Римской империи, но степень "перестройки" под исламский образец была несравнимо большей, нежели на Западе - под христианский. Для арабов первых столетий существования ислама город - это прежде всего укрепленный лагерь, куда для отправления в поход против неверных собираются различные племена, которые, естественно, ставят свои шатры отдельно друг от друга. Это был уже совершенно другой мир, который ставил перед городами совершенно иные задачи, совсем не такие, как у европейцев. Оседлые сельские жители зависели как от городских жителей, обладавших политической властью и экономическим влиянием, так и от кочевников, существовали в естественном симбиозе с "бедуинизированной" степью.

Эта ситуация провоцировала возникновение центробежных тенденций в развитии арабо-мусульманской государственности. Они были основаны на антиавторитарной солидарности, порой подкрепленной религиозными ересями. Отдельные периферийные и маргинальные регионы арабо-мусульманского мира практически никогда не были подвержены полноценному "огосударствлению".

Арабо-мусульманский мир - это особая уникальная цивилизация, огромное пространство от Западной Африки до Индонезии, включающее в себя различные этносы, расы и культурные типы. Однако двигателем этой цивилизации всегда оставались именно арабы. Именно в арабской среде родилась новая мировая религия - ислам, приверженцами которой в настоящее время являются около полутора миллионов человек. Арабы демографически и политически длительное время присутствовали на Ближнем и Среднем Востоке, поэтому культурное заимствование у классических цивилизаций древности, прежде всего у эллинистической и в меньшей мере у персидской, было естественным. Столь же естественным было и влияние иудаизма и христианства. Более того, значительное число религиозных артефактов, социокультурных феноменов и идеологем были напрямую заимствованы из предшествующих монотеистических религий.

В V - VII в. н.э., в то время, когда западные варвары разрушали Западную Римскую империю и подтачивали могущество Византии, на окраине цивилизованного мира - в Аравии произошли события, коренным образом изменившие облик мира. Союзы арабских племен, создаваемые с целью противодействия могущественным соседям, иногда становились весьма эффективными, но чаще всего - весьма недолговечными. Мухаммед сумел выкристаллизовать у еще разобщенных и исповедующих различные верования арабов поначалу весьма смутное осознание их силы и предложил им объединиться в сообщество. Весьма скоро это было подкреплено Кораном, охватывающим все аспекты жизни мусульман. Коран обеспечил еще один из важнейших аспектов арабского единства - на его основе был создан вызревший национальный язык. Все это способствовало созданию государства у этноса, который многие века активно сопротивлялся любой формализации власти.

Номадическая составляющая арабского мира в этот момент "сработала" не случайно. С одной стороны, могущество агрессивных соседей было подточено, их властные элиты были заняты внутренними проблемами, недовольство масс достигло апогея. С другой стороны, собственные внутренние условия объективно способствовали консолидации арабов социально и идеологически, что обусловило создание небывалого до сей поры социума - уникального полукочевого государственного образования, получившего в дальнейшем название "халифат". Глава этого теократического государства Аллах, а халиф, объединяющий духовную власть (имамат) и светскую власть (эмират), является только заместителем Пророка на земле.

История первых десятилетий развития ислама, а также деятельность первых халифов имеет смыслообразующее значение для понимания сути арабо-мусульманской цивилизации. Мельчайшие подробности жизни Пророка, его первых преемников действительно содержат существо становления ислама, логику его развития и проблемное поле современного существования.

Арабо-мусульманская цивилизации восприняла и сохранила при Омейядах все достижения античности. Арабы несли свет сохраненной ими античной культуры в завоеванные земли. В то же время приток богатств и особенно рабов позволил арабам жить подобно рантье, нещадно эксплуатируя подвластные им территории. Для удержания в руках завоеванных территорий в новых провинциях были созданы гарнизонные города-лагеря в Ираке (Куфа и Басра) и Египте (Фостат). Перед арабскими завоевателями возникла неизвестная им ранее юридическая проблема: как организовать жизнь новых подданных-немусульман: иудеев, христиан, зороастрийцев, а также новообращенных? Было решено сделать различие между язычниками-многобожцами (их предполагалось либо обратить в ислам, либо уничтожить физически) и "людьми Писания", которым за определенную плату было разрешено сохранить свою религию. Но мусульмане не были заинтересованы в уничтожении и отчуждении от себя народов, которые, во-первых, составляли на захваченных территориях большинство по отношению к арабам, а во-вторых, были необходимы новой империи для организации административного управления и экономической жизни. Куда более сложной оказалась проблема новообращенных, которые в обязательном порядке получали статус покровительствуемых. Эта проблема так и не была решена до прихода к власти династии Аббасидов и постоянно порождала политико-религиозные восстания, носящие в той или иной мере еретическую окраску. Халифы династии Омейядов заложили основы мусульманского государства, хотя впоследствии их смела волна мятежей. Тем не менее построенное ими государство долгое время служило образцом для всех правителей. Система, теоретически обоснованная юристом Маварди, предстала во всем своем величии при Аббасидах, твердых сторонниках теократической власти. Чтобы вести верным путем многочисленные народы, принявшие ислам, муджтахиды - знатоки религиозных вопросов разработали фикх - науку о практике шариата. Она была призвана дать верующим ответ на любые, даже самые обыденные вопросы, которые возникают в жизни. Шариат четко и строго разделяет то, что является обязательным, рекомендательным, дозволенным или нейтральным, предосудительным, но не запрещенным, строго запрещенным. Понятие "шариат" часто отождествляют с понятием "мусульманское право", однако полностью эти понятия не совпадают, поскольку шариат включает в себя наряду с правилами внешнего, практического поведения основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульманина.

Централизованное управление и контроль над многонациональной империей незамедлительно потребовали от монархов поделиться частью своих полномочий, что и было ими сделано на основе прежде всего доисламского иранского опыта, ибо в области административного управления мусульманам приходилось почти все начинать с чистого листа. Омейяды заложили цивилизационные парадигмы арабо-мусульманской цивилизации, своеобразие которой во многом обусловило многовековое противостояние европейского и арабо-мусульманского миров.

Одной из таковых было отношение к равенству и рабству. Ислам как религиозно-идеологическая и государственно-политическая концепция складывался как апология эгалитаризма. Все мусульмане считались равными, иерархия, в том числе и религиозно-духовная, отрицалась. Но реальные технологические, военные и политические реалии не позволяли строить полноценное равноправие в мусульманском государстве. После прокатившихся волн исламской экспансии образовалась обширная и богатая мусульманская империя, которая нуждалась во все большем количестве рабов для развития экономики и увеличения армии. Проблема решалась захватом рабов во время набегов, их приобретением в качестве дани, но главным образом покупкой. Запрет на превращение мусульман в рабов привел к созданию сложной сети доставки рабов-иноверцев с периферии империи.

В отличие от Европы в арабо-мусульманском мире широко использовались профессиональные воины-рабы. Ранее эта практика существовала в Китае, но мусульмане сделали ее чрезвычайно эффективным инструментом, который сыграл центральную роль в их истории. На протяжении веков из рабов вышло значительное число видных государственных деятелей и военачальников самого высокого ранга, основатели династий (например, египетские мамлюки), некоторые из делийских султанов, эмиры Андалузии. Как правило, военно-политическую карьеру делали белые рабы (тюрки, кавказцы, славяне). Халифы, заботящиеся о сохранении своей абсолютной власти с помощью привилегированной чужеземной военной силы, оторванной от своих корней и всем им обязанной, стали прибегать к массовым закупкам белых воинов. По своим воинским качествам очень высоко ценились тюрки, и уже в IX в. их можно было видеть при дворе аббасидских халифов, которые очень скоро оказались заложниками своей "преторианской" тюркской гвардии. Не замедлили появиться и "свободные" тюркские династии, тут же захватившие власть в ряде регионов мусульманской империи. В Египте мамлюки (1260 - 1517), бывшие рабы из евразийских степей и с Кавказа, создали высокоорганизованную систему правления, основанную на этнической сплоченности и преданности руководителю. Теоретически ненаследственная преемственность власти полностью исключала участие в высших государственных органах представителей местного населения и привлекала к системе управления, нередко насильственным путем, людей из других этнических групп. Такая организация дела достигла совершенства при Османах, которые до XVII в. регулярно уводили в плен христианских детей (девширме), обращали их в свою веру и воспитывали во дворце Топкапи, готовя к самым высоким гражданским и военным государственным должностям. Именно так была создана могущественная элитарная военная организация янычар.

Сам принцип использования иноэтнических компонентов для решения политических и, более того, общецивилизационных задач имеет для арабо-мусульманского мира важнейшее значение. Так, форпостом мусульман при их политике размывания основ цивилизаций-соперников всегда были ренегаты - индивиды и целые народы, на разных основаниях обращенные в ислам. Именно ренегаты являются наиболее воинственными последователями ислама, именно они в настоящее время берут на себя основное бремя джихада (так, в Европе и на Кавказе ренегатами, отказавшимися от христианства, являются албанцы, боснийцы, аджарцы, чеченцы и ингуши). Для арабо-мусульманского мира важным фактором явился и массовый исход представителей мусульманских народов из России после Кавказских войн XIX в. (от 1,5 до 5 миллионов человек). Черкесская гвардия была атрибутом государственной власти многих арабских монархов, до сих пор черкесы составляют личную гвардию иорданских королей.

Понятие свободы в мусульманском мире сильно отличалось от аналогичного представления на Западе. В отличие от развития европейских стран в эпоху Средних веков, а затем Ренессанса, где нарождалась буржуазия и появлялись различные корпорации, официально признанные как выразители интересов групп населения, мусульманское государство никогда не признавало ни за отдельными лицами, ни за сложившимися группами людей права на создание своих представительных учреждений. В исламе политическая власть практически никогда не исходила от общества. Фактически ни профессиональные организации, сведенные в корпорации под строгим государственным контролем, ни религиозно-теологические учреждения (медресе), располагавшие монополией в области образования, не обладали ни малейшей автономией. Даже высшие классы общества полностью зависели от капризов абсолютистской власти и не имели никакого собственного представительства. Что касается городских поселений, то они никогда не получали муниципального статуса или статуса "свободных городов", как европейские города. При системе, в которой правитель являлся "пастухом", подданные - "стадом" (райя), а политика была направлена скорее на сохранение и упрочение достигнутого, чем на эволюцию, ничто не входило в противоречие с абсолютистской властью. Критика, всегда занимавшаяся проблемой религиозной легитимности монарха, относилась к компетенции улемов, юристов и "интеллектуалов" классической эпохи (XI - XIV вв.), таких как аль-Газали или Ибн Хальдун, но вопросы политической деспотии их интересовали редко. Классическая модель мусульманского государства существовала без малого двенадцать веков и всегда поддерживалась общественным консенсусом. Начиная с IX в. политический распад халифата ускорился, а монархи постепенно становились заложниками своей тюркской гвардии телохранителей. Распад империи, раздробившейся на соперничающие халифаты и на независимые султанаты, пошел еще более быстрыми темпами, когда тюркские Сельджукиды захватили Багдад и в 1055 г. заставили халифа наделить их военачальника титулом "султан". Произошло официальное разделение духовной власти, оставленной за халифом, и светской, перешедшей к султану. Но религиозный закон остался основой любой власти, тем более что тюрки проявили себя стойкими защитниками ортодоксального суннитского ислама.