Мудрый Юрист

Государство, общество и православная церковь в условиях российской ментальности

Решение проблем Российского государства и общества императоры и иные властители традиционно видели в усилении исполнительной власти. Но как не может человек стоять надежно на одной ноге, так и государство не может положиться только на одну бесконтрольную ветвь власти. Необходимо изживать надежду только на исполнительную власть, на царя-батюшку, хорошего президента, который придет и всем поможет, все устроит. Наш народ во многом социально инфантилен.

Традиционно отсутствует уважение к закону, скорее, он выполняет в этот период идеологическую функцию. Целесообразность понималась как действия, приводящие к выгоде для государя и господствующего класса, как противодействие любым политическим переменам, нежелание поступиться самодержавной властью. Но многими и сейчас закон понимается именно как выражение воли властвующих. Без общественной поддержки любой закон, любые реформы будут обречены. Необходимо получить доверие народа, нужно стимулировать развитие народа. Как подчеркивал М.М. Сперанский, суды будут действовать исправно лишь после того, как правительство будет преобразовано, а "добрые судьи" будут окружены "здравомыслящею публикою" <1>. При осуществлении правосудия большое значение имело признание обвиняемым вины и наличие двух свидетелей. Прокуратура и суды зависели от администрации. Не были четко определены функции, полномочия прокуратуры и судов, отсутствовали соответствующие нормативно-правовые акты. Производство дел могло тянуться десятилетиями, пока смерть участников не прекращала их <2>. Волокита, взяточничество, неграмотность отличали российский механизм обеспечения законности. Непривлекательность службы усиливалась незначительностью жалованья. В России догоняющий тип развития, почти постоянно приходится проводить реформы, чтобы совсем не отстать от западноевропейских стран и не потерять государственную самостоятельность. В царствование Николая I само слово "адвокат" запрещалось употреблять в печати <3>. А ведь адвокатура, по сути, осуществляет защиту от произвола полицейских органов, оказывает юридическую помощь с целью гарантировать защиту от необоснованных обвинений. Но современные адвокаты не должны превращаться исключительно в наемников богатых людей, не должны терять свое лицо, стремясь исключительно к наживе. Им надо помнить свое предназначение как выразителей общественных интересов, как в определенной мере посредника между государством и обществом.

<1> См.: Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб.: Наука, 2002. С. 306, 309.
<2> Например, см.: Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960. С. 233.
<3> См.: История русской адвокатуры / Под ред. И.В. Гессена. СПб., 1914. Т. 1. С. 26.

Низшее чиновничество получало мизерные оклады, причем выплата жалованья часто задерживалась. Такая политика государства также провоцировала взяточничество чиновников, поскольку оно, вместо того чтобы обеспечить достойный уровень оплаты труда своих служащих, фактически предоставляло им возможность бедствовать или, используя свое служебное положение, получать деньги от общества <4>. В настоящее время государственные служащие уже получают достаточную зарплату по российским меркам, что, будем надеяться, отразится положительно, пусть и не сразу, на их правосознании. Хотя отрицать факт наличия взяточничества в России никто не отважится. Бюрократизм проявлялся в самых различных формах: издании множества ведомственных актов, исключавших какую-либо разумную инициативу служащих; постоянном росте бумажного делопроизводства; волоките в решении дел. Распространилась практика массовых приписок, сокрытия неудач в правоохранительной и иных сферах. Высшие сановники признавали утверждение "всеобщей официальной лжи... в творениях нашего официального многословия нет места для истины" <5>.

<4> См.: Колмаков Н.М. Старый суд // Русская старина. 1886. N 12. С. 511 - 544.
<5> См.: История Правительствующего Сената за двести лет. 1711 - 1911. СПб., 1911. С. 461.

Низкая правовая культура населения и чиновников, подавление демократических свобод, абсолютизация централизма в организации государственной службы, недостаточно развитое самоуправление способствовали формированию бюрократического государственного аппарата. Данные факторы приводили к тому, что государственно-правовые реформы направлялись только из центра, а в связи с огромными расстояниями, слабо развитыми коммуникациями и недостаточной профессиональной подготовкой большинства провинциальных чиновников, которые зачастую не понимали или не хотели понимать смысла реформ, они были во многом неудачными. Хотя, судя по отчетам, могло казаться, что деятельность активно и успешно ведется. Не следует думать, что централизация власти есть абсолютное благо. Не может чиновник, находящийся в столице, знать потребности людей, находящихся за сотни и тысячи километров от него. Только в рамках демократии, местного самоуправления, разумного сочетания централизации и децентрализации власти возможно построить государство, ориентированное на служение обществу, а не на решение собственных целей, состоящее не из чиновников, ставящих задачей набивание собственного кармана. Не было четкого разделения между законом и административным распоряжением. Отсутствовала демократическая основа принятия закона, а следовательно, и последующая социальная поддержка принятых норм.

Проблема в Российской империи долгое время состояла в том, что судьи, прокуроры, полицейские чиновники в силу своего дворянского менталитета были более преданны императору и соображениям дворянской чести, нежели идеалам права и правосудия. Система личных дворянских связей и стремление сохранить место во властной иерархии отрицательно воздействовали на осуществление правосудия. Необходим нравственно-религиозный фундамент для дальнейшего развития Российского государства и общества. Российская Православная Церковь представляет собой тот общественный институт, который может помочь преодолеть пропасть между богатыми и бедными, народом и властителями, смягчить зависть и злобу в сердцах обнищавших духом людей.