Мудрый Юрист

Необходима ли сегодня систематизация законодательства в России?

В настоящее время теория государства и права изучает и представляет нам несколько видов систематизации законодательства, предлагая: кодифицировать закон, консолидировать его, вести инкорпорацию норм права либо заниматься учетом. Но не все эти формы систематизации законодательства мы используем сегодня. Исторический процесс развития нашего государства привел к тому, что сейчас мы занимаемся учетом норм права в рамках какой-либо государственной или частной организации, также мы занимаемся кодификацией законодательства, для этого в кадровой политике используется функция так называемого кодификатора, изучающего вносимые изменения и дополнения современного законодательства, а также новые нормативные акты. Но в своей деятельности мы не выходим на уровень всей государственной правовой системы, а делаем это ограниченно, в рамках одной структуры. Почему так происходит, а как же систематизация всего законодательства нашей страны?

Каждая из форм предполагает свое использование в узком либо широком масштабе и применима либо к локальным нормам права, либо ко всему законодательству страны. Но со времен Николая I, когда кодификация российского законодательства 1835 г. под руководством Михаила Михайловича Сперанского стала своего рода обобщением нескольких столетий жизни Русского государства начиная с Соборного уложения 1649 г., больше ни один правитель не решился пойти на такой шаг построения правовой базы государства. Хотя при составлении Собрания законов 1835 г. исключались недействующие законы, устранялись коллизии, законы располагались по отраслям права, по-новому формулировались многие законодательные положения.

Но почему, меняя старый закон на новый, внося в него изменения и дополнения, мы не задумываемся о том, что на сегодняшний день мы вышли на ступень развития, когда право строит общество и возникает вперед него, заставляя общество вступать в рамки закона, а не строить закон по своим моральным принципам и ставить его на место служителя и хранителя обычаев и принципов, сложившихся задолго до рождения правовых норм и ставших на первое место, оставив далеко позади общество и мораль?

На сегодняшний день наше законотворчество вышло на тот уровень, когда стало суверенным от гражданина и жизни общества. Гражданин получает новый закон либо его изменения и дополнения и затем меняет обычаи своей жизни, подстраиваясь под этот закон. Сначала государство представляет нам новый налог, а затем предлагает изменить свою деятельность либо свою социальную ступень ради уплаты этого налога, и не дай бог быть привлеченным к ответственности за его неуплату. Государство пропагандирует и вводит в нашу жизнь страхование как обязательное, так и добровольное, тем самым узаконив его в нормах права, но немного забыв о том, что помимо выгоды есть еще и риск гражданина, попав под который мы пишем претензии и исковые заявления на страховые компании, изощряясь найти в нормах права хоть слово о сроках и гарантиях возмещения страховой выплаты. Государство привлекает иностранные инвестиции, предлагает вложить денежные средства в развитие российских технологий, хотя в случае их несостоятельности в федеральном бюджете вдруг оказывается пробел и коллизия, при которой "возмещение ущерба иностранному инвестору" как статья расходов бюджета не предусмотрена. Все это коллизии современного законодательства, но нашему государству исторически необходима кодификация законодательства, после того как страна пережила ХХ в. с его потрясениями и коренными изменениями как социальной, так и экономической сферы жизни. Также переход к новой экономике, политическим отношениям и выход на мировую арену - все это является рычагом движения законотворчества страны к построению правового государства, сущность которого невозможна без верховенства закона, когда принимаемые в государстве законы являются правовыми, т.е. отражают действительные интересы и потребности большинства населения. Законотворческий процесс неумолимо приходит к тому, что норм права становится все больше, а утратившие силу все еще не выходят из обихода и находятся в процессе соблюдения, использования и исполнения, хотя наряду с этим правоприменительные органы стараются более тщательно и грамотно толковать новый закон.

Первоначально необходимо избавиться от стремления успеть все и за всеми на мировом уровне, внося новшества в жизнь граждан, независимо от потребности в этих новинках. Необходимо осуществить редакционную обработку законодательства, устранить действующие противоречия и сделать российское законодательство не постоянно меняющимся с невероятной скоростью, а поставить его на уровень бытия граждан, сделать его реализацию простой и понятной для любого субъекта права. Не делать реализацию права трудоемкой и объемной работой, требующей анализа, синтеза, а порой просто волокиты недействующих и утративших силу норм права. Кодификация законодательства на сегодняшний день - один из самых верных способов достижения оптимальности в работе всего аппарата власти и упорядочения жизненных процессов современного общества.

На современном этапе развития нашего государства, когда мы располагаем несколькими поисково-правовыми системами, инновационными технологиями и большим штатом практикующих юристов, необходимо собрать все эти силы и вовлечь их в построение правового государства Российская Федерация.