Мудрый Юрист

Международная уголовная юстиция как способ обеспечения международного уголовного правосудия в современном миропорядке

Бояринова Владислава Олеговна - юридический советник ООО "Таймпорт" (г. Москва).

1. Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы и их значение в деле развития международного права

С позиций международного права того времени уставы Нюрнбергского и Токийского трибуналов не были безупречными. В общем, это были суды победителей над побежденными.

Выдающейся заслугой Нюрнберга было признание агрессивной войны тягчайшим международным преступлением и ответственными за ее развязывание физических лиц - руководителей государства-агрессора. Нюрнбергский процесс положил начало неприменению сроков давности привлечения к уголовной ответственности за военные преступления и преступления против человечества, что было закреплено Конвенцией ООН 1968 г. <1>.

<1> Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Заключена 26.11.1968 // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 658 - 661.

С Нюрнбергом справедливо связывают рождение нового направления юриспруденции - международной уголовной юстиции, доказавшей свою действенность в ходе Токийского суда над японскими военными преступниками, а также в борьбе с актами геноцида и апартеида. Ныне на базе нюрнбергских принципов идет процесс создания постоянно действующего органа правосудия - Международного уголовного суда.

Нюрнбергский трибунал состоял из 4 членов и 4 их заместителей, которые назначались каждой из подписавших сторон (СССР, США, Великобритания, Франция). В случае болезни члена его место занимал заместитель, что обеспечивало непрерывность процесса. Должностное положение подсудимых в качестве глав государств или ответственных чиновников не может служить основанием для освобождения от ответственности, не дает им иммунитета.

Совершение преступления по приказу начальника не освобождает от ответственности, но может служить смягчающим вину обстоятельством.

В 1943 г. в Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, подписанной руководителями стран антигитлеровской коалиции - Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, нацистов предупреждали о том, что они понесут наказание за свои преступления и что им не скрыться "даже на краю света". Вскоре после окончания войны, 8 августа 1945 г., четыре союзные державы подписали соглашение о создании Международного военного трибунала для суда над главными нацистскими преступниками <2>.

<2> Арье Найер. Военные преступления: геноцид, террор и борьба за правосудие. М.: Юристъ, 2000. С. 55.

В 1945 - 1946 гг. в Нюрнберге этот трибунал рассмотрел преступления, совершенные главарями гитлеровского государства. В ходе суда была доказана их виновность в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в негуманном отношении к гражданским лицам, в преследовании людей по расовым мотивам. Трибунал приговорил к смертной казни 12 главарей гитлеровского государства. По обвинению во многих преступлениях, в том числе за преследование евреев, были казнены Геринг (верховный руководитель войск СА, имперский министр авиации, главнокомандующий военно-воздушными силами фашистской Германии), Кальтенбруннер (начальник полиции безопасности), Франк (генерал-губернатор оккупированных польских территорий), Нейрат (имперский протектор Богемии и Моравии), Штрейхер (губернатор Франконии, редактор газеты "Der Sturmer"). Вслед за этим в Нюрнберге состоялось еще 12 судебных процессов. На них были рассмотрены преступления более чем 180 нацистских руководителей, большинство которых также понесли наказание.

Военные трибуналы после войны осудили более 30 тыс. нацистов. Тысячам преступникам удалось ускользнуть от правосудия, однако их розыск продолжается. В 1960 - 1970-е гг. были арестованы и осуждены десятки и сотни нацистов. Среди них - глава еврейского отдела гестапо Адольф Эйхман. ООН решила не принимать во внимание сроки давности совершенных нацистами преступлений.

Адольфа Эйхмана бывшего высокопоставленного чиновника германского правительства в 1959 г. захватила в Аргентине израильская тайная полиция. Он на государственном уровне принимал участие в разработке и осуществлении программы уничтожения евреев. Суд над ним, состоявшийся в Иерусалиме, явился средством продемонстрировать миру преступления Германии против евреев. Выступавшие в суде один за другим на протяжении нескольких месяцев свидетели давали показания о том, что они испытали по вине этого человека и его соотечественников. В 1962 г. Эйхмана повесили, и это был единственный человек, когда-либо казненный согласно израильскому законодательству <3>.

<3> Арье Найер. Военные преступления: геноцид, террор и борьба за правосудие. М.: Юристъ, 2000. С. 57 - 58.

К осени 1938 года нацистская политика в отношении евреев достигла стадии, принявшей форму полного вытеснения евреев из жизни Германии. Были организованы погромы, во время которых сжигали и уничтожали синагоги; еврейские предприятия подвергались разграблению, а видные еврейские дельцы - арестам. На евреев был наложен коллективный штраф в один миллиард марок; был санкционирован захват еврейского имущества, и передвижение евреев было ограничено определенными районами и определенными часами. Гетто создавались в чрезвычайно широком масштабе, и по приказу полиции безопасности евреев заставляли носить желтую звезду на груди и на спине <4>.

<4> Всеобщая история государства и права / Под редакцией К.И. Батыра. М., Былина, 2003. С. 470.

Основные утверждения, которые явились основой для действий и политики Гитлера, базировались на "Моей борьбе" и были следующими:

  1. Народы делятся на высшие и низшие расы. К высшей расе относятся немцы и ряд северных народов - скандинавы, голландцы и др. К низшим - славянские народы и другие народы Восточной Европы. Они должны быть частью уничтожены, а развитие их искусственно замедлено.
  2. Главным носителем мировой культуры выставляется арийская раса. Именно она должна господствовать в мире. Для этого можно пойти на любые жертвы и преступления.
  3. Наиболее опасной расой являются евреи. Они представляют опасность для Германии, т.к. стремятся к мировому господству. Он, например, пишет: "В 1916 - 1917 гг. почти все производство находилось под контролем еврейского капитала". В другом месте читаем: "Еврей организовывал революцию". Гитлер отрицал вклад евреев в мировую культуру, он считал, что они "паразитируют на мировой культуре". Таким же образом определял он роль апостола Павла и Троцкого. Деятельность евреев в различных благотворительных организациях является лишь стремлением обмануть народы. Вот его слова: "Евреи все громче и громче кричат о необходимости равенства всех людей, независимо от цвета кожи, а дураки начинают им верить." И далее: "Конечной целью евреев на этой стадии развития является победа демократии или же в их понимании - господство парламентаризма. Система парламентаризма более всего соответствует потребностям евреев, ибо она исключает роль личности и на ее место ставит количество, т.е. силу глупости, неспособности, трусости" <5>.
<5> Цит. по: Нольте Э. Фашизм в его эпохе. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 160 - 164.

Весной 1933 г. гитлеровцы выпустили законы, ограничивающие общественные и государственные должности, которые разрешалось занимать евреям. В качестве главного признака была установлена кровь. Но поскольку не существует никаких критериев, которые позволяли бы отличить еврейскую кровь от другой человеческой крови, то для решения этого вопроса была использована родословная. В дальнейшем эти законы обрастали многочисленными дополнениями и разъяснениями. Поначалу эмиграции первое время не препятствовали, и почти половина немецких евреев (из 600000) выехали в другие места. Здесь в качестве препятствий оказались лишь затруднения с получением виз европейских стран и Америки. Но вскоре и этот канал был перекрыт. По мере усиления фашистского режима периодически организовывались антиеврейские провокации <6>.

<6> Випперман В. Европейский фашизм в сравнении: 1922 - 1982 гг. (пер. с нем. Федорова А.И.). М., 2000. С. 132.

Еще 30 января 1930 г. Гитлер объявил о намерениях "окончательно уничтожить еврейскую расу в Европе". Через семь месяцев было объявлено о решении "лишить жизни тех, кто ее недостоин". Были созданы специальные учреждения, которые ведали этим вопросом. Они определяли, кто из нервнобольных достоин жизни. До 1941 г. в этих лагерях было уничтожено около 100000 человек, преимущественно неевреев. Но эти лагеря явились своеобразным полигоном и для решения еврейского вопроса <7>.

<7> Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1962. С. 200.

Плановое поголовное уничтожение европейских евреев началось непосредственно после нападения на СССР. В мелких городах и местечках евреи сразу же уничтожались с помощью местных фашистов или просто уголовных элементов. В крупных городах они были собраны в гетто. Уничтожение проводилось поэтапно. Еще до нападения на СССР шеф СС Гиммлер уведомил немецкий Генеральный штаб, что на части СС Гитлер возложил задачу "по мере продвижения германской армии уничтожать всех политкомиссаров, всех коммунистических чиновников и всех евреев, в том числе и детей, поскольку в противном случае, когда эти дети, чьи родители были убиты, вырастут, то они станут не менее опасными, чем их родители". Для этого были сформированы особые части (Ейнзацгруппен). Но принимали в этом участие и обычные части германской армии, и добровольцы из местного населения Польши, Украины, Прибалтики. Огромное число подлежащих уничтожению вызвало к жизни и изобретательскую активность. Были разработаны промышленные способы массового уничтожения миллионов людей. И это не считая миллионов погибших под бомбами и снарядами, умерших в муках голодной смерти, страдавших от медицинских экспериментов, не считая разрушения почти всей континентальной Европы, уничтожения бесценных культурных сокровищ и т.д. и т.п. <8>.

<8> Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1962. С. 29 - 31.

По вопросу об Освенциме Трибунал заслушал показания Гесса, являвшегося с 1 мая 1940 г. по 1 декабря 1943 г. комендантом лагеря. Он заявил, что только в одном лагере Освенцим за этот период времени было истреблено 2500 тысяч человек, помимо того, что 500 тысяч погибли от болезней и голода.

Были представлены доказательства относительно судьбы заключенных до и после их уничтожения.

По Европе разъезжали специально созданные группы лиц, выискивающие евреев для так называемого "окончательного разрешения" вопроса. В некоторые страны-сателлиты - Венгрию и Болгарию - были направлены германские миссии, которые должны были организовывать в вышеупомянутых целях отправку евреев в лагеря уничтожения в Германию. Известно, что к концу 1944 года 400 тысяч евреев из Венгрии были умерщвлены в Освенциме. Имеются показания об эвакуации 110 тысяч евреев из Румынии для ликвидации. Адольф Эйхман, которому Гитлер поручил проведение этой программы, подсчитал, что в результате проводившейся политики было убито 6 миллионов евреев, из которых 4 миллиона было убито в пунктах для истребления людей.

Гитлеровцам удалось уничтожить значительную часть евреев в оккупированной Польше, Франции (французы не позволили евреям, эмигрировавшим из нацистской Германии, покинуть лагеря беженцев и передали их гитлеровцам), Литве, на Украине. Антисемитская акция провалилась в Дании, где, согласно легенде, король и королева, а за ними и большинство населения в знак солидарности с евреями надели желтые звезды и в дальнейшем переправили евреев за границу. Аналогично поступили в Норвегии, где всех евреев переправили в Швецию. Представитель Красного креста в Венгрии швед Рауль Валленберг, выступая посредником на переговорах с нацистскими властями, спас несколько десятков тысяч венгерских евреев (выкупил их и предоставил им шведские паспорта). Не выдала немцам своих евреев и Румыния...

Требование суда над японскими военными преступниками впервые было сформулировано главами США, Великобритании и Китая в Потсдамской декларации <9>, принятой и СССР, соответственно разделившим и требование суда над военными преступниками. Уже после окончания военных действий, в декабре 1945 года, на специальном совещании в Москве министров иностранных дел СССР, США и Великобритании было принято решение, согласно которому Главнокомандующему силами союзных держав в Японии американскому генералу Д. Макартуру поручалось организовать Международный военный трибунал для суда над японскими военными преступниками. Этот приказ был издан 19 января 1946 года. Устав <10> определял структуру Трибунала, юрисдикцию и общие условия, обеспечивающие справедливый суд над обвиняемыми. Кроме того, были утверждены правила процедуры Международного военного трибунала для Дальнего Востока, регламентировавшие: извещение подсудимых, представление дополнительных документов, порядок ведения процесса, допроса свидетелей, рассмотрения ходатайств, ведения протокола и т.д.

<9> Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация). Подписано в г. Потсдаме 26.07.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1955. С. 104 - 106.
<10> Устав Международного военного трибунала для Дальнего Востока. Принят в г. Токио 19.01.1946 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 79 - 86.

В состав Трибунала вошли представители 9 государств, подписавших капитуляцию Японии, - СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии и Голландии. Кроме того, в состав Трибунала были также включены представители Индии и Филиппин. По числу членов Трибунала были назначены и обвинители - по одному от каждого государства. Председателем Трибунала был назначен австралийский судья Уильям Уэбб, а главным обвинителем - американский адвокат Джозеф Кинан.

Официальными языками процесса стали английский и японский (в отличие от Нюрнбергского процесса, где официальных языков было 4, включая русский). Однако представители СССР сумели добиться разрешения выступать в суде на русском (с параллельным переводом на английский). В целом в ходе процесса неоднократно возникали конфликты между членами Трибунала, связанные с тем, что работа Трибунала была организована в традициях англо-американского уголовного процесса. Это обстоятельство особенно критиковалось советской стороной, по мнению которой из-за этого в ходе процесса не удалось привлечь к ответственности более широкий круг японской политической элиты, а также доказать все пункты предъявленных обвинений.

Всего к суду было привлечено 28 бывших руководящих государственных и военных деятелей Японии, в том числе 4 бывших премьер-министра (Тодзио, Харанума, Хирота, Койсо), 10 высших генералов (Араки, Доихара, Итагаки, Умэдзу, Хата, Кимура, Мацуи, Минами, Муто, Сато), 3 адмирала (Нагано, Ока, Симада), а также ряд крупных военных и политических руководителей. Двое подсудимых умерли в ходе процесса (Нагано и Мацуока), еще один - Окава (крупный чиновник, один из идеологов) был освобожден от ответственности ввиду неизлечимой болезни (признан невменяемым) <11>.

<11> Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 106.

Защиту подсудимых осуществляли 90 адвокатов, половину которых составляли специально назначенные американские адвокаты (еще одно отличие от Нюрнбергского процесса, где защиту вели только немецкие адвокаты).

Последнее заседание Трибунала состоялось 3 мая 1948 года после 30,5 месяцев работы. По своей продолжительности он превзошел все имевшие место до этого процессы. В ходе его работы было принято и рассмотрено 4336 документов, заслушано 419 свидетельских показания на 818 открытых заседаниях. Стенограмма процесса составила более 40 тысяч страниц, а текст приговора занял 1200 страниц <12>.

<12> Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 107.

Согласно приговору японские военные преступники были признаны виновными в составлении заговора с целью установить японское господство путем войны, в развязывании агрессивных войн против стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, а также в военных преступлениях и преступлениях против человечества (по последним пунктам обвинительный приговор был вынесен лишь некоторым обвиняемым, что вызвало негативную реакцию СССР). 12 ноября 1948 года Международный военный трибунал в Токио огласил приговор главным японским военным преступникам. К смертной казни через повешение были приговорены Коки Хироти, Сейсиро Итагаки, Хейтиро Китура, Иване Мацуи, Якиро Муто, Хидеки Тодзио, Кенузи Доихара. К пожизненному заключению были приговорены: Наоки Хосино, Садао Араки, Коици Кидо, Кунлаки Койго, Дзиро Минами, Такаумо Оки, Хироси Осита, Кеирио Сато, Сигетыро Симада, Тейици Судзуки, Тосио Сиратору, Иосидзиро Умедзу, Оконори Кайя, Сюнропу Хата, Киициро Хиранума, Кингоро Хасимото. Подсудимый Сигенори Того был приговорен к 20 годам, а подсудимый Мамору Сигемицу - к 7 годам тюремного заключения <13>.

<13> Там же. С. 108.

Обвинительное заключение по делу 28 главных японских военных преступников было составлено от имени США, Китайской Республики, Великобритании, СССР, Австралии, Канады, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии, Индии и Филиппин. Оно содержало 53 пункта, сгруппированных в трех главах.

Первая глава содержала обвинение в преступлениях против мира в соответствии со статьей 5 Устава Международного военного трибунала для Дальнего Востока. Пункт "а" этой главы предусматривал следующие преступления: планирование, подготовка, развязывание или ведение объявленной или необъявленной агрессивной войны или войны, нарушающей международное право, договоры, соглашения или обязательства, или же участие в совместном плане или заговоре в целях осуществления любого из упомянутых выше действий. Пункт "б" устанавливал ответственность за преступления против правил и обычаев войны.

Вторая глава определяла ответственность за убийства, заговоры и покушения на убийство, являющиеся действиями, за которые перечисленные лица, каждый из них в отдельности, несут персональную ответственность. Эти действия являются одновременно и преступлениями против мира, против законов войны и преступлениями против человечности, а также нарушением всех параграфов статьи 5 упомянутого Устава, международного права и внутренних законов всех или одной и более стран, где эти преступления совершались (включая Японию).

Третья глава содержала обвинения в преступлениях против обычаев войны и в преступлениях против человечности, являющихся актами, за которые названные лица и каждый из них в отдельности несут персональную ответственность согласно статье 5 Устава Международного военного трибунала для Дальнего Востока и согласно международному праву или одному из них. Например, пункт 45 гласил: "Обвиняемые Араки, Хасимато, Хата, Хиранума, Хирота, Итагаки, Кал, Кидо, Мацуи, Муто, Судзуки и Умедзу 12 декабря 1939 года и в последующие дни посредством незаконных приказов, попустительства и разрешения вооруженным силам Японии напасть на город Нанкин, в нарушение договорных статей, перечисленных в пункте 2 данного документа, и путем организации массовых убийств его жителей и нарушения международного права незаконно убили тысячи лиц гражданского населения и разоруженных солдат Китайской Республики, имена и численность которых в настоящее время неизвестны" <14>.

<14> Випперман В. Европейский фашизм в сравнении: 1922 - 1982 гг. (пер. с нем. Федорова А.И.). М., 2000. С. 302.

Пункты "б" и "е" статьи 5 предусматривали ответственность за такие преступления против законов ведения войны и против человечности, как убийства, истребление, порабощение, а также другие бесчеловечные акты, совершенные как по политическим, так и расовым мотивам, которые были произведены во время совершения любого преступления или в связи с ним, независимо от того, нарушало ли такое действие внутренние законы той страны, где оно совершалось.

Во всех пунктах обвинительного заключения были детализированы как сами многочисленные акты преступных деяний, так и формы конкретного участия в них отдельных обвиняемых. Все обвиняемые занимали самые высокие посты в правительстве и командовании вооруженными силами. Было отмечено, что все эти преступления были заранее запланированы в целях осуществления бредовой идеи японской военщины: обеспечить господство Японии, нацистской Германии и фашистской Италии над миром. Осуществление агрессии сопровождалось неслыханными жестокостями, полным попранием принципов свободы и уважения человеческой личности, разорением экономики, уничтожением культурных ценностей.

В течение многих лет документальным подтверждением агрессивности японской политики служил Меморандум Танака (документ высшей степени секретности, якобы представленный премьер-министром Японии Танакой Гиити императору 25 июля 1927 г.). В документах Токийского международного военного трибунала для Дальнего Востока этот меморандум, по инициативе США, был представлен как программа-максимум вооруженного захвата стран Евразии в "целях достижения мировой гегемонии", хотя уже в то время его подлинность вызывала сомнения.

Японские официальные лица всегда отрицали подлинность опубликованного меморандума. Вместе с тем 25 июля 1927 г. премьер-министр Японии Танака Гиити действительно передал императору доклад, где была изложена "программа политики в отношении Китая", принятая на прошедшей в июне-июле того же года конференции по проблемам Востока с участием представителей Японии в Китае, правительственных и военных кругов.

2. Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде и их международно-правовая значимость

Решениями Совета Безопасности 1993 <15> и 1994 гг. <16> учреждены два международных уголовных суда.

<15> Устав международного трибунала по Югославии. Принят 25.05.1993 Резолюцией 827(1993) на 3217-м заседании Совета Безопасности ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М., 1996. С. 102 - 109.
<16> Устав международного трибунала по Руанде. Принят 08.11.1994 Резолюцией 955(1994) на 3453-м заседании Совета Безопасности ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М., 1996. С. 109 - 117.

Устав трибунала для Югославии установил юрисдикцию в отношении "серьезных нарушений международного гуманитарного права". К ним отнесены нарушения общепризнанных норм о защите жертв войны, как они отражены в Женевской конвенции 1949 года <17>, а также правил ведения войны, как они отражены в Гаагских конвенциях 1907 г. <18> и приложениях к ним, а также геноцид и преступления против человечности.

<17> Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. Заключена в г. Женеве 12.08.1949 // Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 681 - 731.
<18> I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 776 - 788; IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575 - 587; V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 (документ опубликован не был); VII Гаагская Конвенция об обращении торговых судов в суда военные. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 (документ опубликован не был); VIII Гаагская конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 (документ опубликован не был); IX Гаагская Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 (документ опубликован не был); X Гаагская конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IV. Изд. второе. М., 1936. С. 98 - 105; XI Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 (документ опубликован не был); XIII Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны. Заключена в г. Гааге 18.10.1907 (документ опубликован не был).

Поскольку трибунал для Руанды предназначен для суда над преступлениями, совершенными в конфликте немеждународного характера, то применимое международное гуманитарное право имеет несколько иной объем. В уставе речь идет о преступлениях против человечности, а также о нормах, относящихся к конфликтам немеждународного характера, как они воплощены в Женевских конвенциях 1949 г. и во втором дополнительном Протоколе к ним 1977 г. На первое же место поставлен геноцид.

Создание и деятельность международных трибуналов являются важным шагом в развитии международного уголовного права, особенно таких его отраслей, как судоустройство и процесс. Их значение состоит также в том, что они прокладывают путь к учреждению общего международного уголовного суда, действующего на постоянной основе и обладающего универсальной юрисдикцией.

29 сентября 2001 г. был арестован руандийский полковник Тарциссе Рензахо, бывший в 1994 году префектом округа Кигали-вилле, на основании собранных трибуналом доказательств. Рензахо доставили в центр задержания при трибунале, находящемся в танзанийском городе Аруше.

Правозащитная организация "Африканские права" еще в прошлом году обвинила полковника Рензахо в причастности к убийству в 1994 году сотен людей из этнического меньшинства тутси в столице Руанды Кигали. Правозащитники утверждают, что в его офисе разрабатывались стратегия и детали политики геноцида. Он следил за поставками оружия сотрудникам органов власти и гражданским лицам. Выезжая "на места", он лично вдохновлял милицию на убийства, а также поощрял гражданских лиц, объединявшихся в подразделения гражданской обороны, убивать тутси.

10 июля 2002 года в Международный трибунал ООН по бывшей Югославии в Гааге был доставлен боснийский серб Радован Станкович, подозреваемый в участии в массовых изнасилованиях во время сербско-хорватского военного конфликта на Балканах в начале 1990-х годов. Он обвиняется в преступлениях против человечества и в нарушении правил ведения войны - изнасилованиях и посягательстве на личное достоинство. Станкович был членом сербского элитного полувоенного подразделения, и под его охраной находился дом в Милевине, куда после того, как сербы заняли Фочу, свозили хорватских женщин-мусульманок и подвергали сексуальному насилию.

Международный трибунал ООН по Руанде был создан для суда над лицами, причастными к преступлениям против человечества, совершенным в середине 1990-х годов в Руанде, когда в этой стране к власти пришли представители племени хуту. В результате начавшегося в стране геноцида хуту убили в 1994 году, по некоторым оценкам, около миллиона своих сограждан из племени тутси.