Мудрый Юрист

Компетенция ЕС по открытию энергетических рынков

Роберт Клотц (Robert Klotz), член Комиссии ЕС - Генеральной дирекции по конкуренции.

Цели открытия рынков

Политические приоритеты Комиссии: создание внутреннего энергетического рынка, ориентированного на конкуренцию:

Компетенции согласно Договору ЕС

Рамочное законодательство с обязательной силой для всех 25 стран-членов.

Наблюдение за введением в национальное право и практики регулирования за конкуренцией (картели, злоупотребление рыночной властью, слияния).

Рамочное законодательство

Директивы Совета/Европарламента (EP) (2003) с Vorgaben указанием о полном завершении создания общего рынка электричества и газа:

Постановления ЕС, принимаемые Советом Европарламента/EP с заданным общим принципом регулирования:

Специальное секторальное регулирование должно обеспечить доступ третьих лиц (TPA) к рынку и тем самым сделать возможной конкуренцию между участниками рынка.

Исключения возможны для важных инфраструктурных проектов (по заявлению).

Ввод в национальное право и регулирование в странах-членах

По времени: законотворческий процесс завершен в срок? Регулирование действует?

По содержанию: соблюдение заданных параметров национальными законами и деятельностью национальных регуляторов.

При дефицитах: процесс: Комиссия ЕС против стран-членов о нарушении Договора.

Применим ли надзор за конкуренцией?

Производство/реализация: производители конкурируют за потребителей: нет регулирования.

Транспорт: владельцы сетей сделают возможной конкуренцию через доступ к их сетям: регулирование предпочтительно, конкуренция (WA) дополнительно.

Распределение: потребители получают возможность выбора между поставщиками: нет регулирования.

Существенные препятствия: секторальное исследование (2/2006).

Высокая концентрация рынка немногими продавцами (энергии)

Отсутствие свободы выбора у потребителей по причине вертикальной интеграции продавцов.

Слабая трансграничная конкуренция: отсутствие доступа третьих лиц к инфраструктуре и объемам, недостаточная прозрачность.

Ценообразование является недостаточно конкурентным (например, связывание цены на газ и нефть).

Практические примеры: договоренности согласно ст. 81 Договора ЕС

Горизонтально: общий сбыт газовой продукции.

Вертикально: ограничения в договорах о реализации газа и его транспортировке по территориям сбыта и областям применения (например, Газ де Франс/ЭНИ/ЭНЕЛ (GdF/ENI/ENEL).

Вертикально: длительные сроки действия и высокая степень удовлетворения объема спроса.

Отказ в доступе к сети может представлять собой злоупотребления рыночной властью

Процесс марафона: Соглашения с Туссенгаз (Thyssengas), Газуни (Gasunie), БЕБ (BEB), Рургаз (Ruhrgas) и Газ де Франс (GdF) после согласия на взятие далеко идущих обязанностей.

Последствие для регулирования доступа к сети в газовой сфере (Модель-вход-выход Entry-Exit-Modell).

Контроль за слияниями

Сохранение рыночных структур, открытых для конкуренции:

Заключение

Право ЕС играет центральную роль в открытии рынков, Комиссия ЕС является основным побуждающим и исполнительным органом.

Зеленая книга от 8 марта 2006 г. о новых началах для европейской энергетической политики.

До конца 2006 г.: предложения о дополнении правовых норм и о конкуренции.

Перевод канд. юрид. наук

Х.Р. Шамсиева