Мудрый Юрист

Действие актов законодательства о налогах и сборах в пространстве и по кругу лиц

Бондаренко Т.А., адъюнкт, адъюнктура Академии экономической безопасности МВД РФ.

В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве прежде всего учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц <1>:

<1> Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики. М., 2004; Белоусова О.Н. Развитие системы налогообложения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1999.

Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Есть и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков - порядок декларирования и уплаты налога и др.

Под источником доходов понимается деятельность или активы, приносящие доход (доходы от работы по найму, предпринимательской деятельности, авторских прав, имущества и т.п.). Понятие "источник доходов" не стоит путать с понятием "источник выплаты", т.е. с лицом, фактически выплачивающим сумму другому лицу.

Источник дохода находится там, где налогоплательщиком ведется экономическая деятельность или эксплуатируется приносящая доход собственность, независимо от того, как и где проводятся денежные выплаты. Например, если иностранный специалист выполняет трудовые обязанности на территории Российской Федерации, он имеет источник дохода в России и в том случае, если оплата его труда проводится за границей.

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков - физических и юридических лиц.

Лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, - это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов); лица, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, - лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

"В календарном году" означает, что понятие "резидент" отражает проживание лица в Российской Федерации строго в пределах одного календарного года и не может быть распространено на более длительные периоды. Иными словами, резидентство в России устанавливается ежегодно <2>. В некоторых странах периодом для определения резидентства служит не календарный, а налоговый год, который может и не совпадать с календарным.

<2> Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб.: Право, 2005; Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй) / Под ред. проф. Р.Ф. Захаровой. М.: Проспект, 2005.

В тех случаях, когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица (например, возникает двойное резидентство), используются такие дополнительные признаки:

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих критериев для определения места жительства человека. Если в результате последовательного применения этих критериев все-таки невозможно определить государство, где человек имеет постоянное место жительства, этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых или финансовых органов заинтересованных государств.

Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано).

Все предприятия, учреждения, организации - юридические лица по законодательству России являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, хотя бы эти лица и не имели бизнеса в России вовсе. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.

Например, корпорация признается резидентом в налоговых целях во Франции, если она зарегистрирована во Франции в качестве юридического лица (инкорпорирована) или зарегистрировала во Франции свой юридический адрес.

Юридическое лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью.

Например, резидентами в Великобритании признаются компании, инкорпорированные в Великобритании, а также компании, учрежденные за рубежом, если органы их центрального управления и контроля находятся в Великобритании. Если заседания совета директоров компании наиболее часто проводятся в Великобритании, компания признается резидентом этой страны.

Юридическое лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью компании (исполнительная дирекция). Например, резидентом в Португалии признается компания, если ее головной офис или исполнительная дирекция находится в Португалии <3>.

<3> Налоговая политика в западных странах: Сб. обзоров / Отв. ред. В.С. Абаев. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1999; Цыганков Э.М. Проблемы налогового законодательства. М.: Юристъ, 2001.

Юридическое лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. Так, в Италии компания признается резидентом, если на территории этой страны компания имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или реализует основные деловые цели на территории Италии.

Кроме деления юридических лиц на группы по принципу резидентства, деление проводят и по другим основаниям.

Организационно-правовая форма предприятия имеет существенное влияние на порядок и размеры налогообложения. Так, различается налогообложение акционерного общества и полного товарищества.

Форма собственности. Это основание деления предприятий как налогоплательщиков не может использоваться широко. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8).

Неравенство в налогообложении предприятий различных форм собственности (государственной, частной, смешанной) привело бы к нарушению этого принципа. Однако, например, в целях достижения фактического равенства приватизированных предприятий с предприятиями государственного сектора первым предоставлялись налоговые льготы.

Так, Закон РФ от 20 декабря 1991 г. N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите" устанавливал, что приватизированное предприятие имеет право на получение налогового кредита в размере платежей по процентам, начисляемым на сумму целевого кредита, предоставленного коммерческим банком товариществу, образованному членами трудового коллектива для выкупа всего или части имущества этого предприятия (ст. 6) <4>.

<4> Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.Ф. Ивлиева. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005; Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право. М.: Юристъ, 2001.

Соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения, как правило, предусматривают освобождение от уплаты налога на территории одного из договаривающихся государств лиц, не имеющих в нем постоянного места жительства. Например, ст. 12 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 г. определяет, что вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местом жительства в одном Договаривающемся государстве за работу по найму в другом Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом только в первом государстве, если получатель не находится в другом государстве в течение одного или нескольких периодов, превышающих в общей сложности 183 дня в налоговом году.

Для лиц, занятых на строительных и монтажных работах, этот срок продлен до 12 месяцев; для лиц, приглашенных государственным органом или учреждением, официальным учебным или научно-исследовательским заведением в целях преподавания, проведения научных исследований и т.п., - до трех лет, а для учащихся, студентов, аспирантов и практикантов в отношении стипендий и иных сумм, предназначенных для обеспечения их жизненного уровня, - до шести лет.

Аналогичные нормы могут содержаться в национальном законодательстве (например, в США) <5>.

<5> Государственное право США: В 2 т. М., 2004.

При определении обязательств по уплате налога дополнительно к критерию резидентства применяется критерий гражданства. Ряд основополагающих международных документов предусматривает равноправие граждан и иностранцев в обязательствах перед бюджетом страны. Поэтому принцип гражданства не может быть использован для утяжеления налоговых обязательств иностранных граждан: основные параметры налога - ставки, льготы, порядок обложения - должны быть одинаковы. В соответствии с этим и международные соглашения по вопросам налогообложения предусматривают недискриминацию граждан.

Так, Модельная конвенция OECD определяет, что "национальные лица одного договаривающегося государства не подвергаются в другом договаривающемся государстве иному или более обременительному налогообложению или связанному с ним обязательству, чем налогообложению, или связанным с ним обязательствам, которым подвергаются или могут подвергаться национальные лица этого другого государства при тех же обстоятельствах, в частности, в отношении к резидентам" (ст. 24) <6>.

<6> Винницкий Д.В. Российское налоговое право // Журнал российского права. 2004. N 10; Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.

Иначе говоря, Конвенция устанавливает запрет налоговой дискриминации на основе национального происхождения, который означает, что к лицам одного государства в другом государстве не может применяться режим налогообложения менее благоприятный, чем режим, который действует в отношении граждан облагающего налогом государства. Этот принцип действует в отношении всех лиц договаривающихся государств, а не только тех, которые являются их резидентами.

При анализе различных правил налогообложения, применяемых к двум налогоплательщикам, с позиции соблюдения правил о недискриминации необходимо устанавливать, является ли различие в налогообложении единственно следствием разной национальной принадлежности или же имеются другие различия, существенные для налогообложения: резидентство, семейный статус и т.п.

Налоговое законодательство может устанавливать некоторые различия, основанные исключительно на национальной принадлежности налогоплательщика. Различными могут быть некоторые особенности декларирования доходов (подача иностранцами и лицами без гражданства деклараций о предполагаемых доходах в течение определенного срока со дня приезда в страну и др.) и уплаты налогов. Эти различия обусловлены необходимостью установления особых мер налогового контроля, направленных на обеспечение реального выполнения иностранными гражданами налоговых обязанностей.

Такие различия не означают нарушения требования недискриминации, так как не влияют на размер налогообложения.

Гражданство налогоплательщика существенно при решении вопроса о предоставлении льгот, основанных на принципе взаимности: если одно государство снижает сумму налогообложения или предоставляет какие-либо льготы гражданам другого государства, то другое государство, руководствуясь принципом взаимности, предоставляет у себя те же льготы гражданам первого государства <7>.

<7> Жданов А.А. Налоговое право РФ. М., 2005; Демина А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. N 4.

Принцип взаимности применен в ст. 215 НК РФ, которая устанавливает, что не подлежат налогообложению доходы глав и персонала представительств иностранных государств, имеющих дипломатический и консульский ранги, членов их семей, некоторых других лиц, но при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении соответствующих лиц, т.е. что сотрудники российских дипломатических и консульских организаций в этом иностранном государстве пользуются такой же льготой.

Действующее российское законодательство в соответствии с нормами международных соглашений допускает облегчение налогообложения иностранцев на основе принципа взаимности, но не утяжеление налогов.

Статья 3 НК РФ устанавливает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоговым законодательством могут быть предусмотрены определенные льготы в случае особой заинтересованности государства в привлечении иностранного специалиста.

Закон РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" предусматривал, что, если российское предприятие приглашает иностранного гражданина - технического специалиста и в контракте предусмотрена выплата ему командировочных расходов в связи с пребыванием в России, хотя такие расходы и не связаны с передвижением по ее территории, эти выплаты не включаются в облагаемую сумму, хотя у других субъектов аналогичные выплаты рассматриваются как надбавки к заработной плате и облагаются подоходным налогом на общих основаниях <8>.

<8> Налоговый кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома. М., 1998; Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации: Учебник. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004.

В НК РФ такой льготы уже не предусмотрено.