Мудрый Юрист

Правовое регулирование как динамическая система

Осипов Михаил Юрьевич - аспирант кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета - Высшей школы экономики.

Одной из центральных категорий в теории права является правовое регулирование. Вопрос, что оно собой представляет, неоднозначно решается в отечественной юридической науке.

Так, например, Сырых В.М. определяет правовое регулирование как "деятельность государства и общества, осуществляемую в процессе подготовки и принятия правовых норм, их реализации в конкретных правоотношениях и применения государственного принуждения в целях достижения стабильного в обществе правопорядка" <1>.

<1> См.: Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 133.

Гойман В.И. считает, что понятие "правовое регулирование" "охватывает как деятельность государства, его компетентных органов, связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их деятельности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования для согласования своего поведения с правом, его принципами, целями, назначением" <2>. Краснов Ю.К. определяет правовое регулирование как "применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения и прогрессивного развития" <3>. Бабаев В.К. определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи права, других юридических средств воздействие на общественные отношения" <4>. Малько А.В. определяет правовое регулирование как "осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения" <5>. Черданцев А.Ф. определяет правовое регулирование как "регулирование общественных отношений при помощи норм права и других юридических средств" <6>.

<2> См.: Гойман В.М. Действие права. Правовое регулирование // Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
<3> См.: Теория государства и права / Под ред. Енгибаряна Р.В. и Краснова Ю.К. М., 2003. С. 145 - 147.
<4> Бабаев В.К. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность // Теория государства и права / Под ред. Бабаева В.К. М., 1999. С. 212.
<5> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 26.
<6> Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003. С. 342.

Комаров С.А. рассматривает правовое регулирование как "результативное нормативное воздействие на общественные отношения специальной системой юридических средств" <7>.

<7> Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М., 1996. С. 9.

Русинов Р.К. определяет правовое регулирование как "целенаправленное правовое воздействие на поведение людей и общественные отношения при помощи юридических средств" <8>. Согласно концепции Алексеева С.С. правовое регулирование это "осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями" <9>. Оригинальный подход к данной проблеме был предложен Ю.А. Тихомировым.

<8> Русинов Р.К. Правовое регулирование // Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 1999. С. 257.
<9> Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 1994, С. 145.

Тихомиров Ю.А. определяет правовое регулирование как "механизм нормативного упорядочения, организации и деятельности субъектов права и формирования устойчивого правопорядка" <10>. В 60 - 70-е годы XX века в юридической литературе господствовала точка зрения, согласно которой правовое регулирование понималось как "совокупность различных форм и способов воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемое в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку" <11>. Таким образом, мы видим три возможных подхода к определению понятия правового регулирования.

<10> Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 327.
<11> См.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 20 - 23.
  1. Правовое регулирование рассматривается как "единство трех взаимосвязанных компонентов: правотворчество, правореализация и применение юридической ответственности" <12>.
<12> См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории права: элементарный состав. М., 2003. С. 150.
  1. Правовое регулирование как специфическое юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
  2. Правовое регулирование как воздействие государства на поведение участников общественных отношений с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку. Указанные подходы к определению правового регулирования имеют как достоинства, так и недостатки.

Достоинство первого подхода заключается в том, что он отмечает невозможность осуществления правового регулирования без правотворчества и правореализации.

Недостаток указанного подхода состоит в том, что сам процесс правотворчества и правореализации требует правового регулирования, и, таким образом, определение правового регулирования, как говорится, "уходит в бесконечность".

Достоинство второго подхода состоит в том, что правовое регулирование рассматривается как правовое воздействие, осуществляемое при помощи юридических средств, с целью упорядочения общественных отношений.

Недостатком указанного подхода является неопределенность относительно того: что представляют собой общественные отношения, которые подлежат упорядочению, каким образом осуществляется это упорядочение; на какой основе, при помощи чего и зачем, с какой целью? Все это предполагает рассмотрение структуры правового регулирования, о которой говорится ниже.

Кроме того, второй подход не учитывает значение правотворчества и правореализации в правовом регулировании общественных отношений.

Недостатки третьего подхода вполне очевидны.

Во-первых, правовое регулирование связывается только с деятельностью государства, что означает невозможность существования правового регулирования в догосударственном состоянии. Невозможность же существования правового регулирования в догосударственном состоянии, как будет доказано ниже, означает, что право не имеет своего предмета. А раз право в целом не имеет своего специфического предмета, то и отрасли права не могут иметь своего предмета, поскольку предмет правового регулирования отрасли права является частью предмета правового регулирования в целом. Это следует из аксиомы: если не существует целое, то и не существуют его части как таковые.

Но последнее утверждение невозможно, поскольку дискуссии, проведенные в журнале "Государство и право" в 40 - 60-х годах, установили, что каждая отрасль права имеет свой предмет. Кроме того, отсутствие у каждой отрасли своего предмета противоречит фактам.

В этом легко убедиться, открыв соответствующие статьи законов или кодексов, нормы которых регулируют определенные общественные отношения.

Обычно данная статья, определяющая предмет данного закона, формулируется так:

"Законодательство... регулирует... общественные отношения".

Все это доказывает, что не только структурные элементы, но и право в целом имеет свой предмет регулирования.

Во-вторых, данное определение исключает возможность осуществления правового регулирования на индивидуальном уровне, то есть исключает возможность упорядочения общественных отношений посредством издания локальных нормативных актов и на уровне договора, что также противоречит фактам.

В-третьих, само воздействие государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемое в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку <13>, нуждается в правовом регулировании, что означает правовое регулирование и тем самым определение "правовое регулирование" уходит в бесконечность.

<13> Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 20 - 23.

В-четвертых, данное определение фактически не позволяет разграничить правовое регулирование и возведенный в закон произвол, поскольку неясно, какими способами и формами государство добивается этого подчинения.

В-пятых, данное определение не учитывает тот факт, что полностью подчинить поведение участников общественных отношений существующему в обществе правопорядку невозможно, ибо, по справедливому замечанию И.А. Ильина, "право не может сделать запрещенное поведение - невозможным, обязательное - необходимым" <14>.

<14> Ильин И.А. О сущности правосознания. Соб. соч. 1994. Т. 4. С. 242.

Кроме того, синергетический подход исключает возможность полного подчинения социальных субъектов существующему в обществе правопорядку, ибо последнее означало бы, что между воздействием государства и поведением субъекта существует однозначная причинно-следственная связь и что такая связь существует в течение неопределенно долгого времени.

В сколько-нибудь сложных системах подобное состояние исключено, следовательно, государство не может подчинить полностью поведение индивидов существующему в обществе правопорядку, а следовательно, приведенное определение также является неверным.

В настоящее время появилось новое определение правового регулирования.

Это определение было дано А.В. Поляковым в работе "Общая теория права". Согласно подходу А.В. Полякова, понятие правовое регулирование рассматривается в двух значениях.

В телеологическом смысле "правовое регулирование - есть целенаправленное текстуальное воздействие (информационно-ценностное) на субъектов правовой коммуникации, вызывающее их ответное поведение, адекватное воздействующему тексту" <15>. В функциональном смысле "правовое регулирование - ориентация поведения субъектов права на соответствующие нормативные установления" <16>. Недостатками данного подхода являются: во-первых, смешение правового регулирования с иными видами действия права, а во-вторых, не всегда правовое регулирование вызывает адекватное поведение.

<15> Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 623.
<16> См.: Там же.

Означает ли факт нарушения нормы права, что правовое регулирование не осуществляется?

Кроме того, в функциональном смысле правовое регулирование не может быть сведено к ориентации субъектов правовой коммуникации на нормативные установления, ибо данное определение не позволяет отличить правовое регулирование от разного рода рекомендаций, пожеланий, деклараций и т.д.

Все эти сложности затрудняют понимание правового регулирования.

На взгляд автора, правовое регулирование представляет собой специфическое юридическое воздействие на общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования, путем придания этим отношениям юридической формы, а также регламентацию процессов правотворчества, установления норм договора процесса реализации прав и обязанностей, принадлежащих субъектам этих отношений, образующее определенную систему.

Таким образом, можно выделить следующие признаки правового регулирования:

  1. правовое регулирование представляет собой определенную систему.

В философии понятие "система" трактуется неоднозначно.

Так, например, Ю.И. Шемякин в работе "Семантика самоорганизующихся систем" пишет, что система представляет собой "совокупность элементов, объединенных самоорганизацией, единством цели и функциональной целостностью" <17>. Большинство же философов под системой понимают совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов, образующих единое целое.

<17> Шемякин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. М., 2002. С. 174.

Оригинальное определение понятию "система" дает А.В. Нестеров.

Согласно его точке зрения, "система - совокупность как минимум двух элементов (компонентов системы) из разных универсумов, в которой элементы не теряют принадлежности к своим универсам, приводящая к динамическому "экологическому" равновесному взаимодействию между ними, позволяющему продуцировать свойство, отсутствующее у каждого из элементов в отдельности" <18>.

<18> Нестеров А.В. Философия систем // НТИ. 1. 2002. N 4.

Правовое регулирование образует определенную систему, поскольку оно включает в себя элементы, относящиеся к разным универсумам, которые в своей совокупности продуцируют свойства, не присущие каждому из этих элементов в отдельности.

Так, например, система правового регулирования продуцирует такие свойства, как способность упорядочить общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, гарантировать свободу субъектов права, скоординировать их интересы, интегрировать различные социальные группы в общество в целом, обеспечить стабильное развитие общества, стимулировать социально-позитивную деятельность субъектов права и т.д.

Система в правовом регулировании проявляется также в наличии определенных взаимосвязей между элементами правового регулирования, о которых будет подробно сказано ниже.

Сейчас только обозначим некоторые взаимосвязи между элементами.

Так, например, объект правового регулирования связан с предметом правового регулирования тем, что деятельность субъектов права, будучи объектом правового регулирования, порождает общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

В свою очередь, общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, обусловливают специфику метода правового регулирования, обусловливают принципы правового регулирования, а также могут порождать новые виды деятельности, которая входит в объект правового регулирования.

Кроме того, система в правовом регулировании проявляется в определенных взаимосвязях между динамическими элементами правового регулирования, такими как: регламентация процесса правотворчества и вступления норм права в силу, регламентация установления норм договора, регламентация общественных отношений, а также регламентация процесса реализации прав и обязанностей. Принципы правового регулирования накладывают определенные ограничения на содержание элементов метода и механизма правового регулирования. Метод же обуславливает содержание механизма правового регулирования и его элементов и т.д.

Таким образом, мы видим, что правовое регулирование представляет собой систему;

  1. правовое регулирование оказывает определенное специфическое юридическое воздействие. Специфика этого воздействия проявляется в том, что оно является нормативным воздействием, а не реальным. Основное отличие нормативного воздействия от реального заключается в том, что результатом нормативного воздействия всегда является нормативная модель какого-либо процесса или явления, а не реальный результат. Основная же цель нормативного воздействия заключается в том, чтобы показать, каким должен быть тот или иной процесс, то или иное явление. Следовательно, нормативное воздействие необходимо рассматривать в категориях должного, а в категории сущего такое воздействие необходимо рассматривать лишь постольку, поскольку оно реально существует. Напротив, всякое реальное воздействие необходимо рассматривать только в категориях сущего.

Юридический характер воздействия состоит в том, что данное воздействие осуществляется при помощи правовых средств.

Под правовыми средствами понимаются "правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей" <19>;

<19> Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема. Правоведение. 1999. N 2. VRL: http://pravoved. jurfak.spb.ru/old/default.asp?cnt=716. 30 июня 2005.
  1. предметом данного воздействия являются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, а не любые общественные отношения;
  2. воздействие это осуществляется путем придания этим отношениям юридической формы.

Под юридической формой общественного отношения следует понимать идеальную модель данного общественного отношения, установленную нормами права.

Основными структурными компонентами этой модели являются субъект, объект, содержание (субъективные права и юридические обязанности), основание их возникновения, прекращения и приостановления.

Кроме признаков, правовое регулирование имеет свои специфические требования, о чем будет сказано ниже.

Под требованиями правового регулирования следует понимать те положения, вытекающие из особенностей объекта и предмета регулирования, которым должны удовлетворять система источников права, чтобы правовое регулирование осуществлялось наиболее эффективным образом.

К таким требованиям можно отнести:

  1. требование определенности.

Данное требование состоит в том, что регламентация общественных отношений, а также процессов правотворчества, установления норм договора, реализации субъективных прав и обязанностей, правоприменения не должна быть противоречивой или неполной;

  1. требование обоснованности.

Данное требование состоит в том, что при осуществлении правовой регламентации не допускается выходить за предмет правового регулирования и пытаться упорядочить те общественные отношения, которые уже урегулированы правом, а также те общественные отношения, которые по своей специфике не подлежат правовому регулированию;

  1. требование недопустимости ущемления свободы субъекта права.

Данное требование вытекает из принципа свободы и означает то, что законодательство не должно устанавливать запреты на деятельность, которая не причиняет или не создает явную и очевидную угрозу причинения вреда другому субъекту права.

Запрету подлежат те действия или бездействия, которые могут причинить вред другому субъекту права.

Поскольку политические, религиозные и иные убеждения и их распространение, ношение религиозных символов... не может причинить вред другому субъекту права, то и запреты подобного рода являются противоправными;

  1. требование учета интересов субъектов права.

Данное требование состоит в том, что в праве должны быть учтены интересы субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, ради удовлетворения которых они вступили в данные общественные отношения, и осуществлена их координация.

Если учет и координация этих интересов на нормативном уровне осуществлена быть не может в полном объеме, то необходимо дать субъектам права возможность самостоятельно осуществить координацию этих интересов на уровне договора, а следовательно, необходимо использовать диспозитивные способы регулирования.

Если же учет и координация интересов субъектов права невозможны вследствие отсутствия общих интересов, то такое общественное отношение правовому регулированию не подлежит, равно как и не подлежит правовому регулированию общественное отношение, в котором интересы субъектов направлены исключительно на личность другого субъекта;

  1. требование стабильности.

Данное требование означает то, что правовое регулирование должно быть по возможности стабильным.

Недопустимо постоянное изменение законодательства ради его подчас мнимого совершенствования.

В правовом регулировании допустимы и необходимы изменения в следующих случаях:

  1. появление новых общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, которые еще не урегулированы нормами права;
  2. ошибки в правовом регулировании, выражающиеся в неполноте и противоречивости правового регулирования.

Данный принцип очень важен с точки зрения современной науки.

В настоящее время постепенно господствующей парадигмой становится синергетика, которую нередко отождествляют с наукой о самоорганизации и саморегулировании.

На самом деле синергетика представляет собой науку о неустойчивых процессах, протекающих в динамических системах, и причинах его возникновения.

Одной из категорий синергетики является параметр порядка.

Согласно основателю синергетики Г. Хакену, "параметры порядка играют доминирующую роль в концепции синергетики. Они "подчиняют" отдельные части, т.е. определяют поведение этих частей. Связь между параметрами порядка и отдельными частями системы называется принципом подчинения. С определением параметров порядка практически описывается поведение системы. Вместо того чтобы описывать поведение системы посредством описания отдельных ее частей, нам нужно иметь дело или описывать поведение только параметров порядка" <20>.

<20> Герман Хакен. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Haken7.htm.

Далее Г. Хакен пишет: "Параметр порядка действует подобно кукольнику, который задает танец марионеток, но решающее различие между кукольником и параметром порядка заключается в том, что отдельные части, в свою очередь, сами генерируют параметр порядка своим коллективным поведением" <21>. Каким же образом мы можем выделить параметры порядка?

<21> См.: Там же.

Согласно Г. Хакену, "чтобы найти параметры порядка, мы руководствуемся базисной идеей (упомянутой выше) о том, что параметры порядка изменяют свое значение медленно, в то время как подчиненные части изменяются быстро" <22>. Применительно к праву таким параметром порядка являются законы, а частями - человеческие личности <23>.

<22> См.: Там же.
<23> См.: Там же.

Из данного положения следует, что нормы права играют роль параметров порядка, а человеческие личности, как, впрочем, и другие субъекты права, играют роль подчиненных частей.

Что же происходит, когда законодательство становится нестабильным?

Происходит инверсия параметров порядка, то есть, когда параметры порядка и отдельные части меняются местами.

Если раньше подчиненными частями были субъекты права, а параметрами порядка были нормы права, то теперь становится все наоборот: параметрами порядка становятся субъекты права, а подчиненными частями - нормы права.

Подобное состояние исключает какую бы то ни было стабильность в правовом регулировании, ибо согласно законам синергетики с увеличением числа параметров порядка растет неустойчивость в системе. Рост неустойчивости в системе ведет к сокращению так называемого "времени жизни" закона и к усилению роли субъектов права в регулировании общественных отношений.

Идея нормативности деградирует, наступает состояние правового хаоса, то есть то состояние, где поведение людей определяется исключительно ими самими. Но долго система в состоянии хаоса находиться не может.

Постепенно в системе, находящейся в состоянии правового хаоса, вырабатываются новые нормы, которые являются по своей природе обычными нормами, и они начинают играть роль параметров порядка. Система переходит в устойчивое состояние. Это один из возможных вариантов развития событий.

Но так как процесс этот достаточно длительный и однозначно не детерминирован, ибо он не исключает возможность полного уничтожения соответствующей социальной системы с ее распадом или без таковой, то не следует без особой на то необходимости изменять действующие нормы права, поскольку каждое изменение нормы права вносит определенную нестабильность в систему правового регулирования.

Но возникает вопрос: что же обеспечивает стабильность системы правового регулирования, иными словами, что играет роль параметров порядка в системе правового регулирования.

Такую роль играют принципы правового регулирования, цели правового регулирования, метод правового регулирования, динамические элементы правового регулирования, о которых мы будем говорить ниже;

  1. требование системности.

Данное требование означает то, что при осуществлении правового регулирования необходимо исходить из того, что общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, представляют собой определенную систему.

Они взаимодействуют, взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Так, например, отношения купли-продажи связаны с отношениями собственности, трудовые отношения связаны с отношениями по обязательному пенсионному страхованию, производственные отношения связаны с отношениями по защите окружающей среды и т.д.

Если игнорировать требование системности, то право может не достичь того результата, на который рассчитывал законодатель, и, как следствие этого, возможны ошибки и противоречия в правовом регулировании.

Из вышеизложенного очевидно, что правовое регулирование представляет собой определенную систему.

Каким же образом можно определить систему правового регулирования?

Система правового регулирования представляет собой образующую единое целое иерархически структурированную совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных между собой как статических элементов: объекта, предмета, принципов, целей, метода, механизма, так и динамических: регламентацию процессов установления норм права, регламентацию базовых правоотношений, регламентацию установления норм договора, регламентацию процесса реализации прав и обязанностей субъекта права, регламентацию процесса правоприменения.

Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование имеет также свою специфическую структуру и функции.

Кроме того, необходимо выделить основные признаки системы правового регулирования, к которым можно отнести:

  1. в систему правового регулирования входят статические элементы:

объект, предмет, цели, метод, принципы, механизм;

  1. помимо статических элементов входят динамические элементы, к которым относят:

а) регламентацию процесса установления норм права;

б) регламентацию процесса установления норм договора (в частном праве);

в) регламентацию общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

г) регламентацию процесса реализации прав и обязанностей;

д) регламентацию правоприменения;

  1. система правового регулирования иерархически структурирована.

Иерархическая структурированность системы правового регулирования выражается в том, что в правовом регулировании можно выделить:

а) общие компоненты, компоненты, характерные для всех отраслей права;

б) компоненты, характерные для межотраслевых образований, например, публичного или частного, материального или процессуального, внутригосударственного или международного права;

в) компоненты, характерные для отраслевого правового регулирования;

г) компоненты, характерные для подотраслевого и институционального регулирования;

д) компоненты, характерные для индивидуально-правового регулирования в частном праве. При этом компоненты более высокого уровня выступают в качестве параметров порядка по отношению к компонентам более низкого уровня правового регулирования. Благодаря этому и обеспечивается устойчивость правового регулирования.

Но может возникнуть вопрос: согласно положениям синергетики наличие множества параметров порядка означает, что система находится в состоянии хаоса, а ведь правовое регулирование призвано упорядочить общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать классификацию параметров порядка.

Параметры порядка можно разделить на две группы:

  1. антагонистические параметры порядка - два или более параметра порядка, которые по своему содержанию противоречат друг другу и несовместимы между собой;
  2. неантагонистические параметры порядка - два или более параметра порядка, которые по своему содержанию не противоречат друг другу и совместимы между собой.

В данном случае нормы права, принципы правового регулирования, динамические элементы правового регулирования, метод и способы правового регулирования являются неантагонистическими, и поэтому закон роста нестабильности в связи с увеличением числа параметров порядка не действует, ибо он действует при наличии антагонистических параметров порядка;

  1. вышеуказанные элементы взаимодействуют и взаимосвязаны между собой.

Поскольку, как мы уже говорили выше, правовое регулирование представляет собой динамическую систему, а система характеризуется наличием не только элементов, но и связей между ними, а также с внешней средой, то, следовательно, необходимо рассмотреть не только элементы правового регулирования, но и связи между ними, а также связи правового регулирования с внешней средой.

В теории систем связи между элементами данной системы именуются внутренними связями, а связи между системой и внешней средой, элементом которой они являются, - внешними связями.

Рассмотрим эти связи более подробно.

Как мы уже установили ранее, основными элементами правового регулирования являются объект, предмет, цели, принципы, метод, механизм правового регулирования, а также регламентация процесса установления юридических норм, установления норм договора (в частном праве), общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, регламентация процесса реализации субъективных прав и обязанностей, правоприменения.

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены основные связи между элементами правового регулирования, которые в теории систем именуются внутренними связями, а также между правовым регулированием и иными элементами действия права, которые в теории систем именуются внешними связями.

Рассмотрим вначале связи между статическими элементами правового регулирования.

Первым типом связи, которую мы рассмотрим, является связь между объектом и предметом правового регулирования.

Данный тип связи относится к типу генетической связи, поскольку суть данной связи состоит в том, что человеческая деятельность, являющаяся составным элементом объекта правового регулирования, порождает определенные общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

При этом следует отметить, что данный тип связи может носить как статический, так и динамический характер, так как содержание данной связи не носит однозначного характера.

Нельзя, дав определение какого-либо вида деятельности, заранее определить все те общественные отношения, которые может породить данный вид деятельности, равно как и нельзя сказать, что, дав определение какого-либо вида деятельности, нельзя определить те общественные отношения, которые могут быть порождены данным видом деятельности. Из предыдущих пунктов следует, что можно определить основные виды общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, которые порождены данным видом деятельности.

Следовательно, в предмет правового регулирования могут входить только основные общественные отношения, порождаемые тем или иным видом деятельности, которые входят в объект правового регулирования.

Каким же образом можно определить данную связь?

Во-первых, у любой деятельности существуют субъекты.

Бессубъектной деятельности не бывает.

Учитывая то, что данная деятельность порождает общественные отношения, обязательным субъектом общественных отношений будут являться субъекты деятельности, которая составляет содержание объекта правового регулирования.

Далее данная деятельность направлена на определенный объект, и, следовательно, обязательным элементом данных общественных отношений будет данный объект.

В процессе осуществления данной деятельности субъект имеет определенные потребности, которые могут быть реализованы только при помощи взаимодействия с другими субъектами.

Следовательно, обязательными субъектами общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, будут те субъекты, без существования которых он не может удовлетворить свои потребности, на удовлетворение которых в конечном итоге и направлена данная деятельность, входящая в объект правового регулирования.

Например, для того чтобы осуществлять торговую деятельность, необходимо, во-первых, чтобы существовали производители товара, могущие продать товар, покупатели товара, могущие купить товар, а также, чтобы существовали сами товары, которые выступают предметом общественных отношений, которые порождаются данной деятельностью и, как это ни парадоксально, создают условия для осуществления данной деятельности.

Точно так же, чтобы осуществлять деятельность по сбору налогов, необходимо, во-первых, чтобы существовали органы, которые осуществляют сбор налогов, налогоплательщики, во-вторых, чтобы существовал учет налогоплательщиков в налоговых органах, в-третьих, чтобы налогоплательщики были в состоянии платить налоги, то есть у них должны быть свободные денежные средства, часть из которых и может быть отчуждена в форме налога. Игнорирование связей между объектом и предметом, как правило, приводит к тому, что деятельность, входящая в объект правового регулирования, начинает свертываться и постепенно прекращается, а нормы, регулирующие эту деятельность, становятся "мертвыми нормами", которые ничего не регулируют, и постепенно правовое регулирование в данной сфере отмирает, воцаряются хаос и преступность, которая является непременным спутником хаоса. Для того чтобы избежать подобной участи, необходимо учитывать связи между объектом и предметом правового регулирования.

Вторым типом связей между элементами правового регулирования является связь между предметом и целями правового регулирования.

Данный тип связи можно отнести к связи казуально-телеологического типа.

Это связано с тем, что основные элементы общественных отношений, входящие в предмет правового регулирования, не определены, поскольку в противном случае правовое регулирование было бы ненужным и даже вредным.

В самом деле, если все элементы общественных отношений определены, то зачем их определять посредством правового регулирования, ведь если их определять так, как они уже определены, то это будет напрасный труд, а если их определять иначе, то возникают хаос и нестабильность, а значит, упорядочение общественных отношений не будет осуществлено.

Следовательно, неопределенность основных элементов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, и порождает необходимость определить все эти элементы.

Поскольку к элементам общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, относятся субъекты, объекты, содержание основания их возникновения и прекращения, то правовое регулирование и призвано определить данные элементы и тем самым придать данным общественным отношениям юридическую форму.

Но поскольку достижение указанных целей невозможно без решения ряда задач, то, следовательно, к задачам правового регулирования можно отнести:

  1. Определение круга субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, их правового статуса.
  2. Определение объектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, если они не определены самим характером общественных отношений.
  3. Определение субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, и их характера.
  4. Определение круга юридических фактов, т.е. конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений или субъектных прав и обязанностей участников этих правоотношений.

Следующим типом связи является связь между целями и методом правового регулирования.

Данная связь относится к связи типа "цель - средство", поскольку метод по определению представляет собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых и достигается данная цель.

Отсюда следует: чтобы метод правового регулирования существовал, необходимо, чтобы из составных частей данного метода вытекали соответствующие цели.

Учет данных требований приводит к выводу, что структурными элементами метода правового регулирования являются процедуры, связанные с определением правового статуса субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, их правового статуса, объектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, если они не определены самим характером общественных отношений, субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание данного общественного отношения, а также оснований их возникновения и прекращения.

Поскольку содержанием общественного отношения является возможное и должное поведение субъектов права, которое может быть выражено в форме действия или бездействия, а субъективные права и обязанности представляют собой меру возможного и должного поведения и друг без друга существовать не могут, то к основным способам правового регулирования можно отнести дозволение, обязывание, запрещение. Из данного суждения можно сделать вывод о сомнительности классификации норм права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие, ибо дозволение не может существовать без обязывания и запрета. Поскольку субъективные права и обязанности возникают по поводу какого-либо объекта и не спонтанно, а при наличии определенных оснований, то, следовательно, в структуру способов правового регулирования можно отнести:

  1. нормативное предписание - предписание дозволенного, необходимого или запрещенного поведения;
  2. основание использования данного способа - указание на то, в каких случаях используется тот или иной способ;
  3. объект, действия в отношении которого соответственно дозволяются, предписываются или запрещаются;
  4. субъект, в отношении которого применяется тот или иной способ правового регулирования.

Поскольку субъективные права не могут существовать без корреспондирующих им обязанностей, а обязанности не могут существовать без корреспондирующих им правах, то общая модель правового регулирования может выглядеть следующим образом: субъективное право + юридическая гарантия = юридическая обязанность + юридическая ответственность.

Читается данная формула так:

"В совокупности субъективное право и юридическая гарантия эквивалентны юридической обязанности и юридической ответственности за нарушение субъективных прав и (или) юридической обязанности".

В данном выражении, по сути дела, и заключается формула правовой справедливости, которая является одним из принципов правового регулирования.

Следующим типом связей являются связи между предметом и принципами правового регулирования.

Суть данных связей заключается в следующем.

Поскольку в предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, то одним из принципов правового регулирования является принцип свободы, ибо свобода по Гегелю "есть субстанция и основное определение воли" <24>. Поскольку общественные отношения являются общезначимыми и устойчивыми, а одним из элементов общезначимости является независимость их содержания от личностных характеристик участников общественных отношений, то одним из принципов правового регулирования является принцип формального равенства.

<24> Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 68.

Поскольку общественные отношения по своей природе различны, а всякое различие предполагает в себе нечто общее, то к числу принципов правового регулирования относится принцип единства и дифференциации правового регулирования.

Следующим типом связи является связь между принципами и методом правового регулирования.

Данная связь относится к так называемой кондициональной связи, или условной связи.

Суть данной связи состоит в том, что принципы правового регулирования обусловливают содержание метода правового регулирования, накладывая на него определенные ограничения, и находят в методе правового регулирования свое воплощение.

В свою очередь, метод правового регулирования не может повиснуть в воздухе, а должен в чем-то содержаться.

Иными словами, необходима некая форма для метода правового регулирования.

И такая форма находит свое выражение в нормах права.

В свою очередь, использование метода правового регулирования, как справедливо отмечает Сорокин Валентин Дмитриевич, приводит к определенному юридическому результату.

Согласно Сорокину, "социальное назначение единого метода правового регулирования как раз и заключается в том, чтобы обеспечить достижение того результата, который предусмотрен материальной нормой права. При этом каждый элемент единого метода правового регулирования предназначен для получения динамического или статического результата" <25>. При этом под динамическим юридическим результатом В.Д. Сорокин понимает "надлежащее, обусловленное содержанием материальной нормы преобразование подвергнутых воздействию социальных связей и явлений, складывающихся в социально-правовой среде" <26>.

<25> Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб., 2003. С. 132.
<26> См.: Там же.

Под статическим юридическим результатом он понимает "результат, направленный на сохранение, стабилизацию определенных общественных отношений" <27>.

<27> См.: Там же.

Причем статический юридический результат он связывает с запретом.

К сожалению, Сорокин не раскрывает содержание юридического результата.

На наш взгляд, таким юридическим результатом могут быть правоотношения и акты реализации права, понимаемые не как фактические общественные отношения, но как нормативные модели соответственно фактических общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, и актов реализации прав и обязанностей.

Следовательно, нормы права посредством способов правового регулирования, которые составляют содержание метода правового регулирования, воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, и придают им статус правоотношений.

Кроме того, право, указанные способы воздействуют на объект правового регулирования и получают нормативные модели актов реализации прав и обязанностей.

Таким образом, существует связь между механизмом правового регулирования и иными элементами правового регулирования, не входящими в данный механизм.

Именно благодаря этой связи и существует механизм правового регулирования.

Согласно В.Д. Сорокину, "достижение юридического результата немыслимо без соответствующей четко закрепленной процедуры его реализации" <28>. Из данного положения следует, что помимо статических элементов в систему правового регулирования должны входить и динамические элементы, о которых мы говорили выше.

<28> Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб., 2003. С. 132.

Поскольку способы правового регулирования могут быть закреплены не только в нормах права, но и в нормах договора, а нормы права не всегда могут быть реализованы по объективным причинам, то ситуационный анализ дает следующие варианты юридического результата: 13 разновидностей механизма правового регулирования, которые представлены в следующих схемах.

Схема N 1.

Норма права - юридический факт - правоотношение - акты реализации прав и обязанностей.

Данная схема применяется в случаях, когда правовое регулирование осуществляется на основе императивных норм права. Специальная же процедура реализации прав и обязанностей нормами права не предусмотрена.

Схема N 2.

Норма права - юридический факт - правоотношение.

Данная схема осуществляется в тех случаях, когда правовое регулирование идет на основе императивных норм права, а правоотношения возникают не на основе договора. Реализация прав и обязанностей сторон требует принятия специального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, но нормативно-правовой акт не принят.

Схема N 3.

Норма права - юридический факт - правоотношение - правоприменительный акт - акт реализации прав и обязанностей.

Данная схема применяется в такой ситуации, когда реализация прав и обязанностей требует принятия правоприменительного акта, без которого она делается невозможной. Например, регистрация сделок с недвижимостью.

Схема N 4.

Норма права - юридический факт - правоотношение - правоприостанавливающий юридический факт.

Схема эта используется в ситуации, когда реализация субъективных прав приостанавливается. Например, в соответствии с Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) после введения наблюдения органы управления юридического лица не вправе принимать решения о реорганизации должника; о создании филиалов и представительств; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц, о заключении договоров простого товарищества <29>.

<29> Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 // РГ. 02.11.2002.

Схема N 5.

Норма права - норма договора - юридический факт - правоотношение - акты реализации прав и обязанностей.

Эта схема применяется в случае, когда норма договора конкретизирует права и обязанности, предусмотренные нормой права. Основанием возникновения правоотношения является заключение между сторонами соглашения.

Например, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов является основанием возникновения алиментных обязательств, а это, согласно Семейному кодексу, является актом гражданского состояния, или другие юридические факты, подтверждающие родственные отношения указанных лиц. "Соглашение об уплате алиментов определяет размер, способы и порядок уплаты" <30>. Напротив, трудовой договор является основанием для возникновения трудовых правоотношений. Однако, согласно ст. 57 Трудового кодекса, он может содержать иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с нормами трудового права, установленными Трудовым кодексом, законами или иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, соглашением <31>.

<30> См.: Семейный кодекс РФ // Сборник кодексов. М., 2003. С. 207.
<31> См.: Трудовой кодекс РФ // Сборник кодексов. М., 2003.

Схема N 6.

Норма договора - норма права - юридический факт - правоотношение - акты реализации прав и обязанностей.

Данная схема применяется в ситуации, когда правовое регулирование осуществляется на основе диспозитивных норм. Основанием возникновения правоотношения является соглашение сторон. Примером может служить правовое регулирование общественных отношений в гражданском праве <32>.

<32> Трудовой кодекс РФ // Сборник кодексов. М., 2003. С. 326.

Схема N 7.

Норма договора - норма права - юридический факт - правоотношение - правоприостанавливающий юридический факт.

Данная схема применяется в случае, когда правовое регулирование осуществляется на основе диспозитивных норм права. Основанием возникновения правоотношений являются заключение договора, но реализация субъективных прав и обязанностей оказывается невозможной. Например, вследствие введенного Правительством РФ моратория на исполнение обязанностей.

Схема N 8.

Норма права - норма договора - юридический факт - правоотношение.

Эта схема применяется в ситуации, когда правовое регулирование осуществляется на основе рекомендательных или факультативных норм, основанием возникновения правоотношений является соглашение сторон, а реализация прав и обязанностей субъектов данного правоотношения оказывается невозможной вследствие прекращения правоотношений. Например, после заключения трудового договора, но до момента, когда в соответствии с договором работник должен приступить к своим обязанностям; но этого не происходит в связи с его смертью или призывом на военную службу, с признанием его нетрудоспособным и т.д.

Схема N 9.

Норма договора - норма права - юридический факт - правоотношение.

Указанная схема применяется в ситуации, когда правовое регулирование осуществляется на основе норм договора и диспозитивной нормы права. Основанием возникновения правоотношений является заключение договора, но реализация прав и обязанностей сторон правоотношения оказывается невозможной вследствие смерти одной из сторон, при недопустимости правопреемства или гибели предмета договора, не допускающего его замены по причине, не зависящей от воли сторон.

Схема N 10.

Норма права - юридический факт - правоотношение - акты реализации прав и обязанностей, выступающие в качестве юридических фактов - правопрекращающий юридический факт.

Данная схема является механизмом процессуально-правового регулирования.

Схема N 11.

Норма права - норма договора - юридический факт - правоотношение - правоприостанавливающий юридический факт.

Данная схема правового регулирования применяется в ситуации, когда правовое регулирование общественных отношений осуществляется на основе норм права и соответствующих им и конкретизирующих их норм договора, однако реализация принадлежащих субъектам прав и обязанностей оказывается невозможной, например, вследствие введенного правительством моратория на исполнение обязательства.

Схема N 12.

Норма права - норма договора - юридический факт - правоотношение - правоприменительный акт - акты реализации прав и обязанностей.

Данная схема правового регулирования применяется в ситуации, когда правовое регулирование общественных отношений осуществляется на основе норм права и соответствующих им и конкретизирующих их норм договора, однако реализация принадлежащих субъектам прав и обязанностей требует принятия правоприменительного акта. Например, регистрация трудового договора индивидуальным предпринимателем в органе местного самоуправления.

Схема N 13.

Норма договора - норма права - юридический факт - правоотношение - правоприменительный акт - акты реализации прав и обязанностей.

Указанная схема применяется в ситуации, когда правовое регулирование осуществляется на основе норм договора и диспозитивной нормы права. Основанием возникновения правоотношений является заключение договора, но реализация прав и обязанностей требует принятия правоприменительного акта. Предложенные схемы и соответствующие им типы механизмов правового регулирования являются исчерпывающими, ибо, как уже было сказано выше, всего существует 13 параметров, в соответствии с которыми выделены схемы механизмов правового регулирования.

Данные схемы механизма правового регулирования позволяют более глубоко раскрыть механизм правового регулирования, провести типологию ситуации правового регулирования, выявить особенности механизмов правового регулирования, использующиеся в данных ситуациях.

Таковы основные внутренние связи между элементами правового регулирования.

Рассмотрим теперь внешние связи правового регулирования как динамической системы.

Внешние связи правового регулирования как динамической системы представляют собой связи между правовым регулированием и иными элементами действия права.

Эти связи выражаются в следующем.

Наиболее ярким типом связи является связь между правовым регулированием и правовой охраной.

Связь эта выражается в том, что правовое регулирование может существовать лишь при условии существования правовой охраны, под которой понимается установление в нормах права и договора (в частном праве) мер защиты и мер ответственности за нарушение субъективных прав и обязанностей, являющихся элементами правоотношений.

В самом деле, посредством метода правового регулирования устанавливаются субъективные права и обязанности и определяется возможное и должное поведение субъектов данных прав и обязанностей.

Тем самым, по Сорокину, "под воздействием тех или иных элементов правового регулирования соответствующие связи и явления переводятся из одного состояния в другое, из сущего в должное или возможное" <33>. Но одного перевода из неопределенного действительного сущего в определенное должное или возможное, что и делает правовое регулирование недостаточно.

<33> Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб., 2003. С. 132.

Необходимо создать условия для перевода определенного должного или возможного в определенное действительное.

Иными словами, норма права или договора должна быть реализована.

Для того чтобы субъективные права и обязанности были реализованы, необходимо установить ответственность за нарушение юридических обязанностей, а также меры защиты субъективных прав, причем данные меры защиты и меры ответственности должны быть адекватны нарушению юридических обязанностей и субъективных прав.

Но и правовая охрана не может существовать без правового регулирования, поскольку недостаточно просто установить меры защиты и меры ответственности. Необходимо также предусмотреть процедуру, посредством которой реализуются меры защиты и меры ответственности. Такой процедурой является процесс правоприменения, который в обязательном порядке входит в объект правового регулирования. Но объект правового регулирования порождает общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования. А общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования, регламентируются, главным образом путем установления субъективных прав и обязанностей, но, в свою очередь, это требует установления мер защиты и мер ответственности за нарушение субъективных прав и обязанностей, что, в свою очередь, требует процессуальных норм, посредством которых данные меры защиты и меры ответственности реализуются. Все вышеизложенное и составляет так называемый цикл: правовое регулирование - правовая охрана.

Очевидно, что данный цикл имеет тенденцию ухода в бесконечность. Чтобы этого избежать, необходимо, чтобы нормы, регламентирующие процедуру реализации норм, устанавливающих мер защиты и меры ответственности, а также сами меры защиты и ответственности были общими.

Следующими и последними типами связи правового регулирования являются связи с правосознанием и правовой культурой, а также с процессами информационного и ценностно-мотивационного действия права.

Связь эта выражается в следующем.

Правовое регулирование придает общественным отношениям юридическую форму, регламентирует процессы правотворчества, установления норм договора, процессы правореализации и применения; правовая охрана устанавливает меры защиты и меры ответственности за нарушение юридических обязанностей.

Но что толку в правовом регулировании и в правовой охране, если у субъектов права отсутствует воля к соблюдению норм права.

Воля же к соблюдению права предполагает, во-первых, знание права, которое в свою очередь является результатом информационного действия права, а также, во-вторых, понимание ценности права, что является результатом ценностно-мотивационного действия права.

Что же они собой представляют?

Информационное воздействие права проявляется в воздействии на сознание социальных субъектов (людей). Это воздействие осуществляется через средства массовой информации, в которых публикуются тексты нормативно-правовых актов, нормативных договоров, судебных прецедентов. Благодаря прямому информационному воздействию, физические лица имеют возможность получить информацию о правах и обязанностях субъектов права, о мерах защиты и мерах ответственности, применяемых в случаях нарушения права, об основаниях возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, а также об основаниях и порядке применения мер защиты и мер ответственности.

Наряду с прямым информационным действием права можно выделить опосредованное информационное действие права, выражающееся в том, что люди узнают о содержании действующего права не из первоисточников, а посредством учебников, статей, монографий и т.д.

Ценностно-мотивационное действие права выражается в воздействии права на сознание субъектов и побуждении их поступить в соответствии с требованиями права.

Информационное действие права и ценностно-мотивационное различаются по результатам и механизму воздействия.

Механизм информационного действия права представляет собой систему средств, организованных наиболее последовательным образом и направленных на доведение содержания правовых норм до субъекта права.

Механизм здесь следующий:

  1. Принятие нормативно-правового акта (заключение международного договора) или решения суда, содержащего норму права (судебный прецедент).
  2. Обнародование данного документа (опубликование).
  3. Согласно ст. 15 Конституции РФ: "Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" <34>. Таким образом, все нормативно-правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных, подлежат официальному опубликованию. Локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации. Например, согласно абзацу 3 ст. 68 Трудового кодекса "работодатель при приеме на работу обязан знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, коллективным договором" <35>.
<34> См.: Конституция РФ.
<35> См.: Трудовой кодекс РФ.

Следующим элементом механизма информационного действия права является восприятие правовой информации.

В психологии восприятие толкуется как "психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств" <36>.

<36> Столяренко Л.С. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000. С. 139.

"Восприятие - непосредственно-чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков" <37>. Когда мы говорим о восприятии правовой информации, то мы говорим о комплексе психологических процессов, в результате которых у индивидуума формируются определенные знания и представления о действующем праве.

<37> Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000. С. 99.

Итак, информационное действие права - это воздействие права на сознание индивидуумов (социальных групп, кругов, всего общества), имеющее своей целью и результатом формирование знаний и представлений у индивидуума о действующем праве, о дозволенном и запрещенном поведении.

Ценностно-мотивационное действие права - это воздействие права на индивидуума как субъекта социального на его сознание и на его поведение, выражающееся в осознании индивидуумом ценности права, и содействии формированию соответствующей мотивации к правомерному поведению.

Таким образом, это первое отличие ценностно-мотивационного действия права от информационного по объекту.

Если информационное действие имеет своим объектом, главным образом, сознание, то ценностно-мотивационное - сознание и поведение.

Второе отличие ценностно-мотивационного действия права от информационного состоит в цели и результате. Целью информационного действия права является получения индивидуумом определенных знаний, представлений о действующем праве. Результат - формирование знаний, представлений о содержании действующего права, практическом его применении, о правотворческой практике и практики толкования права.

Таким образом, цель и результат информационного действия права однозначны.

Целью же ценностно-мотивационного действия права является: 1) осознание права как ценности, 2) формирование у индивидуума определенной мотивации, т.е. обусловленной актуализированной потребностью стремление соблюдать нормы права.

Результат - формирование у индивидуума отношения к праву, к практике его применения и толкования, к правотворческой практике.

В данном случае цель и результат могут не совпадать. Результат может быть противоположен поставленной цели.

Ценностно-мотивационное действие права отличается от информационного действия и по механизму.

Под механизмом ценностно-мотивационного действия права понимается совокупность приемов, факторов, способов, направленных на осознание права как ценности формирования у индивидуума мотивации, проявляющейся в стремлении субъекта действовать по праву. Этот механизм предполагает осознание ценности права. В философии под ценностью понимается "объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека" <38>. Ценность права - способность права содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути, и создание условий, при которых "произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы" <39>.

<38> Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1997.
<39> Кант И. Метафизика нравов. М., 1999. С. 595.

Таким образом, ценность права состоит в том, что право, содействуя удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, не противоречит свободе другого субъекта права. Право обеспечивает свободу субъекта права, но ограниченную свободой другого субъекта. Значит, ценность права не может быть выше ценности свободы. Отсюда следует, что права нет и не может быть там, где люди не ценят свободу.

Таким образом, первым элементом механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы. Нет такого осознания - и ценностно-мотивационный механизм не работает.

Вторым элементом ценностно-мотивационного механизма является осознание не только своей, но и чужой свободы, т.е. признание принципа: "моя свобода начинается и заканчивается там, где, соответственно, заканчивается и начинается свобода другого".

Третьим элементом механизма ценностно-мотивационного механизма действия права является осознание того, что право есть нормативная форма свободы и что вне права никакой свободы быть не может. Все эти элементы обеспечивают понимание ценности права. Кроме того, к элементам ценностно-мотивационного механизма действия права можно отнести: анализ полученной правовой информации; выявление в этой информации положения, обеспечивающего свободу субъектам права; оценка значимости данных положений в совокупности с другой информацией о содержании действующего права, правотворческой, правоприменительной деятельности толкования норм права; формирование соответствующего отношения к действующему праву применительно к деятельности по толкованию норм права к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права; осознание необходимости исполнять и соблюдать норму права или стремление игнорировать нормы права при каждом удобном случае и воплощение этого элемента в поведении субъекта права.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование тесно связано с информационным и ценностно-мотивационным воздействием, без которого оно не может эффективно осуществляться.