Мудрый Юрист

Преференции и ограничения

"Московские аптеки", 2015, N 2

Одабашян Андрей

Cтарший юрист компании PWC Legal

Преференции и ограничения, определенные государством для достижения целей стратегии "Фарма-2020" (увеличение объема продаж российских препаратов в ценовом выражении к 2020 г. до 50%, а в номенклатуре ЖНВЛП - до 90%), устанавливаются в отношении госзакупок, а также цен на ЖНВЛП.

Преференции в сфере госзакупок можно условно поделить на два вида: ценовые, которые устанавливает Министерство экономического развития РФ в течение последних 7 лет, и ограничительные - в отношении участия препаратов иностранного происхождения в госзакупках, которые определяет проект постановления Правительства РФ, разработанный Министерством промышленности и торговли РФ. Проект постановления будет передан на рассмотрение Правительства РФ в течение ближайшего месяца. Ключевая идея преференций - это 15%-ная ценовая преференция при проведении электронных аукционов. Любые государственные закупки лекарственных средств по общим правилам должны проводиться на электронных аукционах. При определении цены товара в контракте, если поставляется товар иностранного происхождения и были также представлены на аукционе товары российского происхождения, цена на товары иностранного происхождения, победившая в рамках аукциона, уменьшается на 15% по сравнению с победившей заявкой.

Что касается ограничительных преференций, разработанных Минпромторгом России, то преференции предполагаются вводить в два этапа. На первом этапе, с момента вступления в действие постановления Правительства РФ, если оно будет в итоге принято, предполагается, что в случае, если на тендер выставляются товары отечественного производства как минимум двух производителей в рамках как минимум двух регистрационных удостоверений, то товары иностранного происхождения к госзакупкам не допускаются. При этом в качестве отечественных товаров признаются как российские, так и казахские, белорусские и, в связи со вступлением в ЕврАзЭс, армянские.

С 1 января 2016 г. предполагается ввести дополнительные преференции в отношении товаров, проходящих полный цикл производства в России, либо в других странах - членах Таможенного союза. К госзакупкам не будут допускаться товары, которые прошли лишь первичную или вторичную упаковку.

Также проект постановления, разработанный Минпромторгом, предполагает, что в срок до 1 июля 2015 г. должна быть разработана процедура, определяющая, каким образом будут подтверждаться стадии технологического производства.

Определение страны происхождения товара должно проводиться в рамках критериев Таможенного союза. Прежде всего, это изменение одной из четырех цифр кода ТН ВЭД по результатам переработки товара на территории Таможенного союза, если товар не полностью произведен на территории стран Союза. При этом существенным исключением является то, что не признается в силу таможенных правил прошедшим достаточную переработку и происходящим из стран Таможенного союза товар, если на территории Союза происходили лишь простые операции по его упаковке.

Законодательство не раскрывает этого понятия, но, судя по практике судов и решений ФАС, первичная и вторичная упаковка подпадают под понятие "простые операции по упаковке". Теперь такие действия не будут считаться достаточным основанием для признания товара отечественного производства для госзакупок.

Разработанное также Минпромторгом России постановление Правительства РФ предусматривает, что Минэкономразвития России должно до 1 января 2016 г. разработать новый приказ, устанавливающий дифференцированную систему преференций.

Новый приказ будет приниматься как замена действующему приказу N 155, поскольку дифференцированная система преференций в зависимости от степени переработки товара в России будет учитываться при определении цены товара.

Еще один элемент ценовых преференций, направленных на локализацию производства в России, - это преференции, установленные в части ценообразования на препараты из Перечня ЖНВЛП.

Статья 61 ФЗ-61 "О лекарственных средствах" устанавливает право российского производителя обратиться в Минздрав России за перерегистрацией цены на препарат на уровне инфляции или из-за изменений накладных расходов и стоимости сырья. Внесенные в декабре 2014 г. изменения в ФЗ-61 исключают из словосочетания "российский производитель" слово "российский". Означает ли это, что инициировать перерегистрацию цены на препараты из Перечня ЖНВЛП смогут иностранные фармпроизводители? Нет, не смогут. Для этого должны быть внесены изменения в подзаконные акты. Ожидается, что разрабатываемые подзаконные акты как раз и дадут такую возможность иностранным производителям в связи с текущей экономической ситуацией.

По материалам конференции

"Регуляторно-правовые аспекты

деятельности фармкомпаний

в России 2015"

А.ГОНЧАРОВА