Мудрый Юрист

Развитие судебной системы современной России

Фоков А., главный редактор журнала "Российский судья".

В ст. 2 Конституции Российской Федерации подчеркнуто: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства". Провозгласив этот фундаментальный принцип гражданского общества и правового государства, Основной закон России одновременно определил и закрепил наиболее важные слагаемые правового механизма обеспечения, охраны названных ценностей, в котором особая роль принадлежит судебной власти, ее органам и институтам.

В сентябре 2006 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело проект Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы".

Прежнюю программу Правительства РФ, рассчитанную на 2002 - 2006 гг. и обеспеченную в 44,9 миллиарда рублей, в большей степени можно считать не только выполненной, но даже перевыполненной.

Так, средняя зарплата судей по старой программе должна была составлять 28600 рублей, а реально судьи стали получать около 60000 рублей.

Новый проект программы Правительства РФ предполагает зарплаты судей больше не увеличивать, а целенаправленно улучшать их жилищные условия, условия труда. Также более прозрачными должны быть судебные заседания, которые предлагается фиксировать на аудио- и видеопленку.

Помимо этого, проект предлагает создать 2200 интернет-сайтов судов общей юрисдикции и 13 сайтов арбитражных судов всех уровней.

Достаточно важный момент развития судебной системы, полагают представители общественных организаций, да и сами судьи, - это существенное снижение нагрузки на суды путем внедрения внесудебных и досудебных процедур, а также через примирительные процедуры.

В этой связи вполне закономерно, что на будущее развитие судебной системы России Правительство РФ намерено выделить 48,4 миллиарда рублей (Российская газета. 2006. 6 сент.).

Большая часть финансовых средств пойдет на развитие судебной системы через Судебный департамент при Верховном Суде РФ (32 миллиарда рублей) и Высший Арбитражный Суд РФ (12,9 миллиарда рублей).

Как отмечают эксперты и ученые, а также сами представители судебной власти, новую программу Правительства РФ на 2007 - 2011 годы ждет очень оживленная дискуссия. Ведь главный критерий этой программы - доверие населения России к судам и судьям, которое сегодня по различным оценкам органов СМИ составляет немногим около 20%, а, по мнению разработчиков программы Правительства РФ, к 2011 г. таких должно быть не менее 50%.

11 сентября 2006 г. в Москве прошло совещание председателей арбитражных судов России. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов сообщил, что только за первое полугодие 2006 г. арбитражные кассационные суды рассмотрели свыше 43 тыс. дел, что на 6,5% больше, чем за аналогичный период 2005 г. Более того, заметил А. Иванов, доля отмененных судебных решений по России вызывает серьезные опасения. Причем в некоторых регионах эта цифра очень высока: в Калмыкии более 5%, в Дагестане - 6,4% и т.д. По перегруженности судей отдельные субъекты Федерации бьют все рекорды. Например, в Москве на арбитражного судью приходится 33,4 дела в месяц, а на северо-западе России - 27,8 дела.

Неудивительно, что судьи допускают процессуальные промахи.

Выход из положения Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов видит в том, чтобы "в ближайшем будущем создать систему электронного правосудия. Но в отличие от аналогичной практики в США она будет доступна не только адвокатам, но и всем желающим. Через нее можно будет подать иск в электронном виде. Также в ней будут публиковаться решения всех арбитражных судов".

Подобная практика, по мнению мэра Москвы Ю. Лужкова, приведет к снижению числа случаев недружественных захватов предприятий, т.к. только в последнее время около 200 судов прошло по таким фактам в московской арбитражной системе (Российская газета. 2006. 12 сент.; МК. 12 сент.).

Сегодня можно считать окончательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась.

Работа судов была долгое время подчинена задаче рассмотрения гражданских и уголовных дел, и хотя суды были ориентированы также на воспитательно-профилактические функции, все же суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению, о правозащитной функции суда в юридической литературе и на практике речь долгое время не шла.

Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, для расширения социальной роли суда, что постепенно воплощается в обновляющемся законодательстве.

Осознание необходимости реформирования судебной системы привело к тому, что инициативы об этом стали исходить от самих представителей судебной власти.

В этом году в России предполагается завершить реструктуризацию системы арбитражного судейства. В соответствии с международной арбитражной практикой и с существующим российским законодательством в стране сформирована четырехуровневая система арбитражных судов. Наличие судов первой, апелляционной и надзорной инстанций позволяет иметь надежный правовой механизм исправления судебных ошибок.

Разделение судебных инстанций наряду с увеличением прозрачности и открытости судебной системы в целом стало стратегическим направлением работы судебной власти в стране.

На июльском выступлении в Совете Федерации Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванова подчеркнуто: "Решение суда должно соответствовать существующей правовой позиции, которая в результате открытости судов и постоянной публикации судебных актов хорошо известна. Тогда для спорящих сторон пропадет смысл пробовать подкупить судью для вынесения ангажированного решения. Тем самым исчезнет основа для коррупции" (Российская газета. 2006. 14 сент.).

Как известно, в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении антикоррупционных поправок в Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", которым предлагается обязать судей декларировать свои доходы, а также ограничить выполнение обязанностей судьи лицами, чьи близкие родственники являются адвокатами. Более того, представление чьих-либо интересов родственником судьи в суде, где работает данный судья, даже при отсутствии у этого родственника удостоверения о праве на занятие адвокатской деятельностью, может стать причиной для отставки для судьи.

Помимо этого, законопроект предлагает обязать кандидата на должность судьи представлять сведения о знакомых, являющихся адвокатами, прокурорами либо осуществляющих представление чьих-либо интересов в судах, если этот кандидат поддерживает с ними отношения более пяти лет. В случае принятия предлагаемых поправок у судей будет год, чтобы "упорядочить" личную и семейную жизнь.

По поводу указанного законопроекта имеются как свои противники: вице-президент адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга А.С. Савич "Юридическое заключение" (см. Адвокатский Петербург. 2006. N 2), - так и сторонники: А. Романов "Заслон на пути семейного правосудия" (см. Домашний адвокат. 2006. N 16).

Особенно интересно по этому поводу мнение судейского сообщества и членов Общественной палаты России, которое совсем неоднозначно воспринимает положения данного законопроекта.

Как следует из отчета ректора Российской академии правосудия об основных итогах работы в 2001 - 2005 гг. и 2006 г., заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. Ершова, "через повышение квалификации судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и работников аппаратов судов общей юрисдикции, арбитражных судов и судебных департаментов, лекции, семинары и конференции, анкетирование слушателей" устраняются многие причины и условия, способствующие негативному мнению о работе судей судебной системы среди населения страны.

Так, в соответствии с планами повышения квалификации судей всех уровней в Российской академии правосудия за пять лет с момента создания прошли обучение 22817 слушателей. Из них: в г. Москве - 7073 судей, 315 работников аппаратов судов, 1003 работника управлений судебных департаментов в субъектах РФ, 13763 - в филиалах Академии (www.raj.ru).

С учетом изложенного можно сделать закономерный вывод о том, что к открытости, доступности и прозрачности правосудия можно прийти и через "знание" недостатков судейской профессии и устранение их путем постоянного и неустанного повышения квалификации. Для этих целей необходимо укреплять материальную базу Российской академии правосудия, содействовать увеличению количества ученых и практиков, занятых в учебном процессе, и уж никак не отбирать жилые помещения (здания), выделенные Правительством РФ и субъектами Федерации для подготовки кандидатов и переподготовки судей судебной системы Российской Федерации.