Мудрый Юрист

Международное право как правопорядок международной системы (концептуальный подход юристов ФРГ)

Антонов И.П., кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Всероссийской академии внешней торговли.

Справедливым будет утверждение о том, что ни в одной отрасли права, за исключением международного, не возникает так остро вопрос о его терминологическом значении и о том, является ли оно правом.

Согласно системной теории право является саморазвивающейся системой со свойственными ей и постоянно изменяющимися концепциями, количеством субъектов, отношений между ними и их сообществами. Одна из особенностей международного права состоит в том, что объектом этой системы являются международные отношения, которые регулируются юридическими нормами, а также подвергаются воздействию внешней политики. С другой стороны, правопорядок содержит в себе сложный комплекс вопросов, связанных с выяснением его элементов, подсистем, их свойств и взаимосвязей.

В российской научной и учебной литературе по международному праву (со свойственной каждому автору личной позицией) существует устоявшееся мнение о том, что "международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества" <1>.

<1> См., например: Лукашук И.И. Международное право: Учебник: В 2 т. Общая часть. М., 1996. С. 1.

В работах немецких юристов (в большинстве случаев) международное право рассматривается как особый правопорядок, который регулирует отношения между субъектами данной отрасли права <2>. Свою позицию сторонники этой точки зрения аргументируют тем, что, во-первых, терминологический аспект не отражает в полной мере состав субъектов международного права, а во-вторых, понятие "международное право" (internationales Recht) являлось первичным по отношению к праву межгосударственных отношений (das Recht der zwischenstaatlichen Beziehungen). Так, начиная с момента заключения Вестфальского мира в 1648 г. до начала работы Берлинского конгресса в 1878 г. "классическое" международное право воспринимается в европейских странах как "действующий между государствами правопорядок" (die zwischen den Staaten geltende Rechtsordnung). В данном случае подразумевался порядок между территориями, заключившими мирные договоры <3>, а потом уже между возникающими национальными государствами в Центральной Европе <4>.

<2> См., например: Ipsen K. Volkerrecht. 5., v. neu bearb. Aufl., Vlg. C.H. Beck. Munchen, 2004. S. 1; Dahm G., Delbruk J., Wolfrum R. Volkerrecht. 2. Aufl, in 3 Bande - Walter de Grayter - Berlin - New York. B. 1/1. S. 28.
<3> Bande - Walter de Grayter - Berlin - New York. B. 1/1. S. 28. Вестфальский мир, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, состоял из двух мирных договоров: один - между императором "Священной Римской империи" и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой; второй - между императором "Священной Римской империи" и его союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками - с другой.
<4> См., например: Bothe M., Hailbronner K., Klein E. u a. Volkerrecht. Hrsg. von Vitzum W.G. Walter de Gruyter. Berlin. New York. 1997. S. 8.

Словосочетание "Volkerrecht" (право народов), встречающееся как в немецком языковом пространстве, так и в скандинавских языках, в общепринятом смысле означает понятие "международное право". Правильно ли называть это право (как отрасль) "международным"? Дать точное определение достаточно трудно. Поиск формы понятия обусловлен историческими причинами развития данной отрасли права, постоянно изменяющимся кругом его субъектов, объекта, источников, этимологией слова и особенностями языков различных народов. Поскольку само понятие состоит из словосочетания "народы" и "право", а, как известно, народы не относятся к его субъектам, постольку смысловое его значение не полностью отражает его сущность.

Исторически термин восходит к латинскому выражению "jus gentium" (право народов), хорошо известному в Древнем Риме, в противоположность понятию "jus civilе" (право граждан) <5>. Отношения между римскими гражданами регулировали нормы jus civile, в то время как нормы jus gentium применялись для иностранцев. В первую очередь их использовал претор по делам иностранцев (Prator peregrinus), разрешая споры между римскими гражданами и чужеземцами (перегринами) или между чужеземцами.

<5> См., например: Schroder R. Rechtsgeschichte. Alpmann Schmidt, 6. Aufl. 2003. S. 6 - 7.

Как выражение естественного разума понятие "jus gentium" находит всеобщее признание. Так, в "Институциях" Гая мы находим: "Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим естественным правом, частью общим правом всех людей, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом цивильным, как бы собственным, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям..." <6>. Интеллектуальное обрамление понятию "jus gentium" создали богословы, философы и юристы раннего Средневековья. В XIII в. теолог Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) в своей работе "Град божий" обосновывает необходимость объединения западноевропейских государств под руководством папы и развивает идею о регулировании международных отношений с помощью римского "jus gentium".

<6> Гай. Институции / Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М., 1997. С. 17.

Идея применения права для регулирования международных отношений в эпоху Средневековья нашла свое выражение как в международной торговле, поддерживающей мощь немецких городов, так и во внешней торговле германских княжеств. Отсутствие сильной политической власти в государстве способствовало укреплению городов. В этот исторический период характерным признаком городского хозяйства была его замкнутость. Экономические отношения определялись законами города. Особую самостоятельность получило городское самоуправление. Городские власти добились права на учреждение рынков, а постепенно права на торговлю, чеканку монеты, взимание таможенной пошлины, мер и весов, право на предоставление убежища. Жестко контролируя бюджет, власть содействовала защите рынка, подробно регламентируя права и обязанности горожан <7>, а также развитию городского права (как отрасли) и рыночного права (как подотрасли). Между жителями города и чужеземными торговцами складывались международные правоотношения как частного, так и публичного характера. Всякий купец, не являющийся жителем города, считался иностранцем, который создавал конкуренцию на рынке. Для защиты внутреннего рынка от иноземной конкуренции в немецких городах применяли различные средства, основными из которых были подотрасли торгового права: штапельное право (Stapelrecht), т.е. право города быть складочным местом, право заповедной мили (Bannmeilenrecht) и право гостеприимства (Gastrecht) <8>. Основным методом правового регулирования в данной системе отношений был метод запрета.

<7> Шер И. Германия. История цивилизации за 2000 лет: В 2 т. Минск, 2005. Т. 2. С. 335 - 390.
<8> В монографическом исследовании "Средневековые города в Западной Европе" (М., 2002. С. 191) известный российский историк А.К. Дживелегов называет указанную подотрасль "гостинным правом" (Gasterecht), что, по мнению автора, не точно отражает смысл научной категории, особенно в ее современном понимании. В "Немецко-русском юридическом словаре" под ред. проф. П.И. Гришаева и проф. М. Беньямина (М., 2000. С. 182) обозначенный термин переводится в двух значениях: 1) закон гостеприимства и 2) законодательство о режиме иностранцев.

Штапельное право запрещало иногородним торговцам объезжать город, в котором находился складочный пункт, и обязывало их выставлять свои товары в установленном месте и на определенный срок. Каждый город отличал специальный товар: Гамбург - зерно; Гримма - лес; Дордрехт - зерно, вино, лес; рейнские города - металлы, меха, ткани и др. Таким способом местная власть развивала торговлю и поднимала престиж и значимость городов.

Право заповедной мили запрещало основывать некоторые виды производства на определенном расстоянии от городской стены. Система таких запретов не позволяла сельскому населению подрывать городское производство и конкурировать на рынке (прежде всего это относилось к пивоварению и винокурению).

Право гостеприимства запрещало "иноземным" купцам торговать определенными видами товаров, продавать свой товар в дни внутренней городской торговли, вступать в кооперацию с горожанами. "На "гостя" в то время смотрели, как на врага, и вся эта сложнейшая комбинация запретов клонилась к тому, чтобы воспрепятствовать осуществлению тех мошеннических замыслов, которыми, по мнению средневекового горожанина, была полна голова чужестранца", - отмечал известный отечественный историк и культуролог А.К. Дживелегов (1875 - 1952) <9>.

<9> Дживелегов А.К. Указ. раб. С. 192.

Система законодательства о правовом режиме иностранцев, сложившаяся на территории немецких городов, свидетельствует о субъективном подходе законодателя к данной проблеме, нежели об объективном действии права.

С формированием в Европе единой западной культуры право рассматривалось как традиционный порядок жизни, как нечто "естественное", но в то же время признавалась необходимость "сделанного" права как воли суверена. В этом смысле в европейском сознании уже создавалась возможность юридического позитивизма, а наряду с ним признавалось наличие универсального права, стоящего над местными обычаями, традициями и законами. Поэтому Западная Европа воспринимала себя как единое правовое пространство, что дает основание говорить о становлении юридической науки.

Сложившаяся система отношений между западноевропейскими государствами в XVI в. способствовала тому, что выдающийся голландский юрист, богослов и дипломат Гуго Гроций (1583 - 1654), считающийся "отцом международного права", высказывает идею о праве народов с новых позиций, соответствующих духу времени. В своем фундаментальном труде "О праве войны и мира", опубликованном в Париже в 1625 г., он пишет: "Право народов - это то, которым пользуются все народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое лишь для людей (в их отношениях) между собой" <10>.

<10> Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. М., 1994. С. 81.

С распадом Священной Римской империи <11> и ослаблением власти главы католической церкви в государствах Западной Европы начинается эпоха непрерывных войн. Лишь взаимное истощение протестантских и католических государств в период Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) вынудило их правителей заключить Вестфальский мир <12>, который установил новую систему международных отношений в Западной Европе - систему национальных суверенных государств. Между европейскими державами был формально определен новый правопорядок в многополярном мире.

<11> Специалист в области государственного права немецкий ученый Х. Дитер приводит следующую периодизацию Римской империи: с 1034 г. - Римская империя; с 1157 г. - Священная империя; с 1254 г. - Священная Римская империя; с XV в. - Священная Римская империя немецкой нации. См.: Dieter H. Das Grundgesetz. Kommentar fur die politische Bildung. 12. uberarb. Aufl. Bonn. 2001. S. 8.
<12> В период Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) потери Германии составили 40% населения страны, т.е. оно сократилось с 25 до 15 млн. человек. См.: Freund M. Deutsche Geschichte. Bertelsmann Lexikon-Verlag, Gutersloh-Berlin-Munchen-Wien. 1974. S. 343.

После заключения этого многостороннего международного договора в научный оборот вводятся такие понятия, как "европейское публичное право" ("jus publicum Europaeum", "droit public de l'Europe", "europaisches offentliches Recht") и "международный правопорядок" (internationale Rechtsordnung"), характеризующие "евроцентристскую" <13> направленность международного права.

<13> Bothe M., Hailbronner K., Klein E., Kunig P., Schroder M., Vitzum W. G., Volkerrecht. Hrsg. v. Vitzum W.G., Walter de Grayter - Berlin - New York. 1997. S. 11.

В исследованиях, посвященных теории международного права и международных отношений, нет общепризнанного определения "международный правопорядок" <14>. Если исходить из характеристики общественного (социального) порядка, то его можно охарактеризовать как определенную организацию жизни социума, ее регулирование на основе определенных (например, правовых) норм и общих (например, культурных, национальных, религиозных, морально-этических) ценностей <15>. Такая позиция содержит в себе проблему должного и сущего, т.е. противоречие между нормативным порядком, существующим в сознании людей, и реально существующей действительностью, поскольку каждый из субъектов международного общения в силу своих особенностей обладает определенной системой правовых ценностей.

<14> Анализ научной категории "международный правопорядок" представлен достаточно "тяжелым" списком трудов отечественных и зарубежных ученых, который содержится в монографиях российских исследователей Л.П. Ануфриевой и П.А. Цыганкова. См. подробнее: Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002; Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2004.
<15> Цыганков П.А. Указ. раб. С. 470 - 506.

Процесс эволюции государств и возникновение центров международной жизни способствовали установлению определенного международного правопорядка. В процессе исследования этой категории в науке сформировалось три различных теоретических направления, представители которых: а) характеризуют ее как совокупность правовых норм, тем самым отождествляя с международным правом; б) сводят ее к международной стабильности; в) связывают международный правопорядок с сохранением на международной арене определенного статус-кво в отношениях между государствами.

Относительно периодизации международного правопорядка и системы современных международных отношений среди ученых сложилось устойчивое мнение о том, что она ведет свое начало с 1648 г.

Вестфальская система (1648 - 1815 гг.). Согласно этой концепции было закреплено абсолютное право государства исполнять функции верховного арбитра и законодателя в пределах своих границ, а все страны признавались равноправными по отношению друг к другу.

Этот исторический период характеризуется распадом средневековой системы государственных структур, централизацией государственной власти, возникновением новых государств, немецких территориальных объединений, международных торговых организаций и развитием международной системы.

В формирующейся системе межгосударственных отношений в условиях деидеологизации устанавливались новые ценностные ориентиры. Приоритетом внешней политики государств выступило торгово-экономическое противостояние. Было уже недостаточно обладать независимостью и территориальным суверенитетом. Структура многополярного мира предполагает, что отношения между субъектами, выстраиваемые по "горизонтали", осуществляются, как правило, с помощью механизма политического регулирования, т.к. в меньшей степени зависят от других элементов международной системы, чем они от нее. Эта особенность международного правопорядка позволила немецким юристам отождествлять международное право с политическим правом <16>.

<16> Dahm G., Delbruk J., Wolfrum R. Volkerrecht. 2. Aufl, in 3 Bande - Walter de Grayter - Berlin - New York. B., 1989. B. 1/1. S. 1.

С анархичным развитием государств во второй половине XVII в. возникла необходимость регулирования отношений между ними и международными объединениями, в речевой оборот наряду с применением понятия "jus gentium" английским юристом И. Бентамом (1748 - 1832) в 1789 г. вводится словосочетание "jus inter gentes" (право между народами) <17>, которое уже в XVIII в. подразумевало право регулирования межгосударственных отношений.

<17> Берман Г. Дж. О мировом праве // Вестник Международного университета. Сер. "Право". Вып. III. М., 1998. С. 75 - 78. (Перевод Л. Паисовой); Herdegen M. Volkerrecht. 4. Aufl., Verlgag C. H. Beck. Munchen, 2005. S. 2.

Предлагаемое И. Бентамом научное понятие было обусловлено противоречивостью древнеримской формы "jus gentium", которая согласно его теории содержала в себе три взаимоисключающих друг друга элемента:

а) естественное право, определявшееся как система норм, исходящих из природного хода вещей и общих для всех цивилизованных народов (каковое И. Бентам вообще не считал правом);

б) частноправовые отношения международного характера в сфере торгового и морского права, которые должны регулироваться нормами муниципального (т.е. гражданского права) суверенных государств;

в) взаимные сделки, заключавшиеся между государствами, могут считаться как "международными" (international), так и правовыми <18>.

<18> Берман Г. Дж. Указ. раб. С. 76.

Неологизм И. Бентама в 1831 г. был охарактеризован как "чудовищно варварское название", "отвратительное загрязнение", но к этому времени он получил уже достаточно широкое признание. Используя особенности национального языка, народы стали употреблять термины "internationalеs Recht" - немецкий; "международное право" - русский; "prawo miedzynarodowe" - польский, "droit international" - французский; "international law" - английский; "diritto internazionale" - итальянский; "derecho internacional" - испанский и др.

Венская система ("Европейский концерт", 1815 - 1918 гг.). Эпоха наполеоновских войн, охватившая страны Западной Европы, ограниченность представлений о международном правопорядке, недостаток гарантий по поддержанию мира со стороны политических структур в условиях достижения партикулярных интересов вынудили правительства этих стран оказать влияние на изменение соотношения сил в Европе и в мире.

На состоявшемся в Вене с октября 1814 г. по июнь 1815 г. конгрессе европейских государств были рассмотрены вопросы мирного урегулирования в Европе после разгрома империи Наполеона. Результатом деятельности конгресса стал Германский федеральный акт от 9 июня 1815 г. В истории международного права и международных отношений он известен как Заключительный акт Венского конгресса. Положения этого договора отражали сложившуюся в Европе международную обстановку.

Венская система сохранила многополярный мир. Одновременно с расширением международной системы, возникновением новых государств, созданием международных организаций и межгосударственных союзов продолжается поиск формы международного права. Европейская система государств XIX в. характеризуется как "право правового сообщества". Исследователи применяют такие научные категории, как "общество государств" (Staatengesellschaft), "сообщество государств" (Staatengemeinschaft), "правовое сообщество" (Rechtsgemeinschaft) <19>.

<19> Dahm G., u. a. Op. cit. S. 2.

В 1900 г. после проведения в Париже Международного конгресса по сравнительному правоведению французскими учеными-компаративистами Э. Ламбером и Р. Солейем была оформлена доктрина "мирового вселенского права". Теоретическими предпосылками для развития этого направления юридической мысли послужили:

а) идеи мирового порядка и связанные с ней теории космополитизма, мирового государства и права;

б) борьба за освобождение индивида от феодальной зависимости в эпоху Просвещения;

в) технический прогресс, способствовавший процессу развития международных отношений и окончания политики национального изоляционизма.

Первая мировая война и ее последствия показали несовершенство идей основоположников доктрины "мирового вселенского права", которые, по мнению немецких исследователей К. Цвейгерта и Х. Кетца, так и остались мечтами, поскольку "они до сих пор нигде в мире не реализованы".

Версальская система (1919 - 1945). Принцип легитимизма как оправдание вооруженных интервенций для достижения "государственных интересов" не мог сохраняться длительное время. Развитие военного дела, милитаризация, ставка на войну, возникновение блоковой системы среди европейских государств привели их к вооруженному противостоянию и развязыванию мировой войны.

Особую заинтересованность в завершении Первой мировой войны и создании новой архитектуры Европы проявило руководство Соединенных Штатов Америки. Президент В. Вильсон, мечтавший о создании Всемирной ассоциации государств, в которой ведущее положение занимали бы США, выступил 8 января 1918 г. с речью, получившей название "четырнадцать пунктов". Эта программа предусматривала окончание войны и установление межгосударственных отношений на основе новых методов политики в мире <20>. "Главное в этом документе - снижение традиционной роли национальных государств, устранение акцента на национальных интересах, создание первого типа универсальной международной организации - Лиги Наций - и интернационализация международных проблем. США и стоявшие за ними финансовые круги сумели подменить цели войны, ради которых французы, немцы, англичане и русские гибли на фронтах войны", - делает вывод доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая.

<20> См.: Мусский С.А. 100 великих Нобелевских лауреатов. М., 2003. С. 124.

Проблемы мирного урегулирования в Европе были рассмотрены на Парижской мирной конференции (январь - июнь 1919 г.), а решения Версальского мирного договора, заключенного в июне 1919 г. между Германией и державами-победительницами, подвели итоги Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) и легли в основу нового международного правопорядка. Сложившийся правопорядок характеризуется окончанием европейской доминанты в международной системе, идеологическим противостоянием, усилением лидерства США, созданием первой международной организации универсальной компетенции, разработкой принципов демократии и самоопределения наций и народов.

Системы ценностей западной цивилизации противопоставлялись новым системам ценностей советской России, интересы которой не были учтены при создании нового международного правопорядка. Противостояние государств и их блоков определяло отношения между ними, а соответственно и структуру международного права.

Начало Второй мировой войны подтвердило как несовершенство, так и несправедливость Версальской системы, а соответственно предопределило ее недолговечность.

Ялтинская система (1945 - 1991 гг.). Последствия Второй мировой войны не могли не отразиться на глобальном изменении соотношения сил в системе международных отношений. Незадолго до ее окончания на проводимой с 4 по 11 февраля 1945 г. в Ялте Крымской конференции руководители СССР, США и Великобритании приняли ряд решений о послевоенном изменении международного правопорядка. По своей сути эти решения, составившие сложный комплекс мер, легли в основу концепции биполярного мира. В биполярном мире складывающийся тип международных отношений сопровождается беспорядком, основанным на угрозе применения вооруженной силы.

Международный правопорядок этого исторического периода характеризуется окончанием Второй мировой войны (1945 г.); созданием Организации Объединенных Наций (1945 г.); изобретением ядерного оружия и связанными с ним гонкой вооружений и политикой разоружения; началом (1946 г.) "холодной войны", вызванной противоборством двух систем и охватившей все сферы международных отношений; образованием в 1949 г. на территории Германии двух немецких государств ФРГ и ГДР; созданием военно-политических блоков и союзов; борьбой за независимость и распадом колониальной системы в странах Азии, Африки и Латинской Америки; возникновением движения неприсоединения <21>, созданием в Европе интеграционных группировок (1951 г. - ЕОУС, 1957 г. - ЕЭС и др.), объединением Германии (1990 г.), распадом Советского Союза (1991 г.), а вместе с ним - системы социализма, возникновением новых государств и созданием международных организаций нового типа.

<21> Движение неприсоединения, получившее широкое распространение и представлявшее мощную силу в 70-е гг. XX в., способную влиять на решение международных проблем как посредством прямого вмешательства, так и искусным лавированием между двумя сверхдержавами и их союзниками, позволяет говорить о концепции триполярного мира. См., напр.: Шахназаров Г. Миропорядок цивилизаций? // Pro et Contra. Т. 3. 1998. N 4. С. 150.

С окончанием Ялтинской системы устанавливаются две концепции: создание монополярной модели мира и устройство многополярного миропорядка, первоосновой которых является стремление государств отстоять свои интересы с помощью силы (преимущественно экономической), оформленной в праве <22> (например, созданием в 1993 г. Европейского Союза - интеграционного объединения с признаками наднационального характера, учреждением в 1995 г. Всемирной торговой организации, возникновением транснациональных корпораций).

<22> См., например: Шумилов В.М. Категория "государственный интерес" в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // Право и политика. 2000. N 3. С. 4 - 17; Шумилов В.М. Государственные и частные интересы в международном экономическом правопорядке (теоретические и политико-правовые аспекты) // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. N 3. С. 46 - 55.

С коренным изменением структуры международных отношений, сформировавшейся со второй половины XX в., роль государств как основных "действующих лиц" этой системы, регулируемой правовыми механизмами, иногда принижается другими участниками отношений, деятельность которых не ограничивается пределами государственной территории (например, создание Европейского Союза, отношения субъектов международного права с транснациональными корпорациями). Учитывая это обстоятельство, можно допустить мысль о транснациональном и наднациональном правопорядках, которые необходимо отличать от мирового порядка. При этом международный правопорядок может существовать независимо от мирового порядка. В данном случае речь идет об отношениях государств на основе взаимного уважения и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, даже если в одном из них проводится политика геноцида. В системе отношений мирового порядка человек рассматривается как цель, а не как средство и на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности.

Эволюция современного государства сопровождается расширением межгосударственных связей, которые выходят за пределы государственной юрисдикции, экономики, науки, новых технологий и коммуникационных систем. В 1956 г. американский юрист-международник Ф. Джессуп вводит в научный оборот новое для того периода понятие "транснациональное право", вместо не соответствующей по своему содержанию научной категории "международное право". В своей работе "Транснациональное право" он писал: "Я использую вместо выражения "международное право" термин "транснациональное право" с тем, чтобы охватить всю область права, регулирующего действия или случаи, связанные с переходом через национальные границы. Такой термин включает в себя как международное публичное, так и международное частное право, равно как и иные нормы права, не укладывающиеся в рамки стандартных отраслей права" <23>.

<23> Philip C. Jessup. Transnational Law. I. (1956). Цит. по: Берман Г. Дж. Указ. раб. С. 76 - 77.

Конечно, предложенное Ф. Джессупом понятие не стало юридическим термином, но прочно заняло свое место в таком ряду новых форм, как "мировое право" <24>, "всемирное право", "глобальное право".

<24> См.: Марченко М.Н. Миф о формировании мирового государства в условиях глобализации // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2003. N 2. С. 3 - 18.

Анализ терминологической составляющей понятия "международное право" свидетельствует о множестве противоречивых, а порой и взаимоисключающих мнений юристов, которые объясняются следующими обстоятельствами:

  1. Научные категории "международное право" и "международный правопорядок", отождествляемые немецкими юристами, составляют предмет науки международного права. Исследования российских ученых, посвященные анализу определения "международный правопорядок", проводятся отдельно - в рамках теории международных отношений.
  2. Поиск формы понятия "международное право" как отрасли права обусловлен не только историческими причинами развития данной отрасли права, постоянно изменяющимся кругом его субъектов, объекта, источников, этимологией слова и особенностями языков различных народов, но и проблемой правопонимания.

При обращении к нормам международного права обнаруживается, что в сущности они носят необязательный характер. Отсутствие единой власти, которая устанавливала бы нормы международного права и в случае необходимости принуждала бы к их соблюдению, дает повод для бесконечных споров среди юристов, в чем источник его позитивной силы.

В поисках ответа на поставленный вопрос следует учитывать, что в международном праве проявляется структура международной системы, которая состоит как из политических и идеологических сил, так и из властных государственных структур. В процессе исторического развития государства, взаимодействуя между собой в целях удовлетворения своих интересов различными способами, создавая новые элементы системы со свойственными им структурами, осознавали необходимость регулирования сложившихся международных отношений для обеспечения безопасности и выживания.

  1. В современной немецкоязычной научной литературе по международному праву широко применяется понятие "Volkerrecht", которое в буквальном смысле соответствует латинскому "jus gentium", хотя, как справедливо признают юристы Германии, оно не в полной мере отражает институционально-субъектную сферу современного международного права. Такая позиция обусловлена следующими взглядами: с одной стороны, индивид не является субъектом этой отрасли права, с другой - существует опасность подмены понятия "Internationales Privatrecht" (международное частное право), которое в действительности является не международным, а национальным <25>.
<25> См., например: Triepel H. Volkerrecht und Landrecht. Leipzig. 1899. S. 27 - 62: 70: 81. Munch v. I. Volkerrecht. Walter de Grayer - Berlin - New York. 1973. S. 20.

Словосочетания "internationals Recht" (международное право) и "internationales offentliches Recht" (международное публичное право) используют в случаях, когда анализируют соотношение правовых категорий международного права с международным частным и внутригосударственным правом.