Мудрый Юрист

Уполномоченный по правам человека о задачах судебной системы и о защите прав человека и гражданина

Фоков А.П., главный редактор журнала "Российский судья".

В современный период развития российского общества, когда защита прав и свобод человека и гражданина признается приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти, приобретает все большее значение деятельность института Уполномоченного по правам человека.

В этом аспекте примечательна статья Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора В.П. Лукина "Защита прав человека - общая задача судебной системы и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" (Российское правосудие. РАП. 2006. N 1. С. 34 - 38).

Исторически институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не мог не возникнуть, так как к моменту принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г., обозначившей в государстве указанную должность (п. "д" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), около 100 государств уже имело огромный опыт государственной внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, способствующий эффективному взаимодействию государства и гражданского общества в сфере правозащитной деятельности.

Вступление в силу Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" законодательно оформило его компетенцию, права и обязанности и провозгласило "голосом совести и справедливости", - так гласит присяга Уполномоченного по правам человека при вступлении в должность.

Самое главное - Уполномоченный независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, которые могли бы влиять на принимаемые им решения.

В то же время решения, принимаемые Уполномоченным по результатам рассмотрения поступивших жалоб о нарушениях прав человека, не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры. Уполномоченный не имеет права приказывать должностным лицам, однако может потребовать от властей аргументировано обосновать их действия.

Как следует из указанной выше статьи, за период с 1998 по 2005 гг. сотрудниками аппарата рассмотрено свыше 257 тыс. обращений граждан и государственных органов (учреждений), поступивших из всех регионов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии и ряда других стран. Причем количество обращений постоянно растет. В 2005 г. поступило всего 54617 обращений, что на 6386 больше, чем в 2004 г. Непосредственно от граждан поступило 33425 жалоб (в 2004 г. их было 30392). Из них принято к рассмотрению 27329 жалоб, что на 7,8% больше, чем в 2004 г.

В.П. Лукин утверждает, что многочисленные обращения граждан к Уполномоченному с жалобами на судебные решения по уголовным и гражданским делам по-прежнему свидетельствуют о сохраняющемся у них отсутствии веры в справедливость судебного разбирательства, независимость и беспристрастность органов правосудия. Анализ этих обращений позволяет утверждать, что принятие новых ГПК и УПК не избавило правосудие от формализма и волокиты в рассмотрении уголовных и гражданских дел, низкого качества судебных решений, зависимости судей от политической конъюнктуры и субъективизма, коррупционных проявлений внутри судебной системы.

Уполномоченный по правам человека В.П. Лукин считает, что дальнейшее совершенствование судебной системы по-прежнему выступает важнейшим направлением деятельности государства, направленной на создание условий для более полной защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Более того, особенно важным является взаимодействие Уполномоченного по правам человека с органами судебной власти. В 2005 г. Уполномоченный по правам человека направил 15 исковых заявлений в суды общей юрисдикции в целях восстановления социальных, личных и иных прав и свобод заявителей.

Уполномоченный вправе после вступления в законную силу судебного решения проверить соблюдение в процессе его принятия прав человека (в частности, права на равенство всех перед судом, на гарантию судебной защиты, на получение квалифицированной юридической помощи, на недопустимость использования полученных незаконным путем доказательств, на обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного им ущерба).

Вполне правомерно требование Уполномоченного по правам человека после вступления в законную силу судебного решения (приговора) ходатайствовать перед судами надзорных инстанций о проверке соблюдения прав человека при отправлении правосудия и о пересмотре судебных решений (приговоров), принятых с нарушением прав человека.

В.П. Лукин полагает, что отсутствие этой важной процессуальной компетенции в новых ГПК и УПК противоречит Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

В этой связи В.П. Лукин полагает, что в настоящее время суды надзорных инстанций уклоняются от рассмотрения ходатайств Уполномоченного по правам человека о пересмотре судебных решений, вступивших в законную силу, мотивируя это отсутствием в кодексах соответствующих норм.

Согласно правовым позициям В.П. Лукина Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" имеет приоритет перед федеральными законодательными актами в силу ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации.

Действительно, Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" (п. 2.1 мотивировочной части) гласит, что положения кодексов по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не затрагивают определенную Конституцией РФ иерархию нормативных актов в правовой системе России и не предполагают распространение приоритета кодекса на разрешение возможных между ним и какими бы то ни было федеральными конституционными законами.

В.П. Лукин - также сторонник того, чтобы предусмотреть участие в деятельности квалификационных коллегий судей представителей федерального и региональных уполномоченных по правам человека, внеся соответствующее дополнение в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на страницах "Парламентской газеты" и "Российской газеты", В.П. Лукин дает оценку положению дел о правах человека в России в 2005 г.

Доклад составлен на базе всестороннего мониторинга ситуации, осуществляемого путем обобщения итогов рассмотрения письменных обращений граждан; встреч Уполномоченного и сотрудников его аппарата с населением; сведений, полученных в результате инспекций отделов внутренних дел, следственных изоляторов, мест лишения свободы, воинских частей, закрытых территориальных образований и психиатрических учреждений; научных исследований и результатов научно-практических конференций и семинаров; информации, предоставленной Уполномоченному государственными органами и неправительственными правозащитными организациями; публикаций средств массовой информации.

К сведению наших читателей, Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 г. публикуется и на страницах СМИ (Российская газета. 2006. 15 июня; 21 июня; 29 июня).

В своем докладе в разделе VII "Правосудие" В.П. Лукин говорит о том, что "обеспечение конституционного права граждан на судебную защиту" во многом зависит от эффективности деятельности судов, от гарантий доступа к правосудию тех лиц, чьи права нарушены или оспорены. Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав. Таким образом, важнейшим направлением совершенствования системы правосудия являются меры по обеспечению доверия общества к судебной власти.

В первую очередь доверие к судебной власти определяется доступностью правосудия.

В.П. Лукин, анализируя судебную практику и обращения граждан, приходит к выводу о том, что "негативно влияющими на доступ к правосудию являются такие причины, как: нехватка квалифицированных специалистов в судебной системе; загруженность судей; нарушение сроков рассмотрения дел; сложность судебных процедур; неразвитость общественных институтов, обеспечивающих юридическую защиту различных групп населения; низкую правовую культуру граждан.

Одним из серьезных недугов современной судебной системы является волокита с рассмотрением дел. Без достаточно уважительных причин откладывается и переносится рассмотрение дел; прием исковых заявлений и жалоб осуществляется не ежедневно, а в соответствии с графиком, установленным судом.

Все эти факторы, несомненно, формируют негативное отношение к суду, подрывают веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

В этой связи В.П. Лукин считает, что со стороны правоохранительных органов и судебной власти еще не сформировалось отношение к адвокатам как к необходимым и полноправным участникам следствия или процесса. Уполномоченный полагает, что, во-первых, необходимо обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных специалистов для оказания гражданам различных видов юридической помощи; во-вторых, установить с этой целью для юристов определенные профессиональные и иные требования. В федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации следует предусматривать средства, предоставляемые адвокатуре, иным организациям, за счет которых они могли бы выступать в гражданских делах в качестве представителей стороны, не способной оплатить услуги юриста.

Доверие общества к судам повысится, если будет доступной для всех граждан большая степень открытости правосудия, а для этого необходимо:

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с 2005 г. находится законопроект, согласно которому Уполномоченный предлагает внести поправки к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", вводящие административную ответственность конкретных должностных лиц за игнорирование обоснованных и законных запросов и предложений Уполномоченного по правам человека. Такая норма уже существует в ряде зарубежных стран, а также в некоторых субъектах Российской Федерации в отношении инициатив региональных уполномоченных.

Редколлегия журнала "Российский судья" по получении писем наших читателей о нарушении их прав и свобод судебными органами, допущенных при рассмотрении конкретных гражданских, уголовных, трудовых и иных дел в 2005 - 2006 гг. по согласованию с аппаратом Уполномоченного направляла их для соответствующей проверки и мер реагирования.

Как показала практика, такое сотрудничество было не только плодотворным, но и конструктивным.

Поэтому от того, насколько положительно судебная система будет сотрудничать с институтом Уполномоченного по правам человека, настолько прибавится уважения и доверия к судебной власти в Российской Федерации.