Мудрый Юрист

Военно-промышленный комплекс: экспортный контроль в Российской Федерации

Беляева Н.А., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 164-ФЗ международными договорами РФ, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами и об экспортном контроле устанавливаются особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной:

Экспортный контроль в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ) представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Оружием массового поражения является ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие, средствами доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные это оружие доставлять.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Основными целями экспортного контроля согласно ст. 4 Закона N 183-ФЗ являются:

В мировой практике объектами экспортного контроля являются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области, оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии, товары и технологии "двойного назначения", применяемые в военных и гражданских целях.

Основными принципами государственной политики в области экспортного контроля, закрепленными в ст. 5 Закона N 183-ФЗ, являются:

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий согласно ст. 6 Закона N 183-ФЗ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации, в частности, действуют:

В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля в отношении международных режимов экспортного контроля образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю. Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 607 в соответствии со ст. 9 Закона N 183-ФЗ утвержден состав комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Экспортный контроль в Российской Федерации согласно ст. 7 Закона N 183-ФЗ осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим эти методы.

Методы осуществления экспортного контроля. Идентификация контролируемых товаров и технологий

Идентификация контролируемых товаров и технологий включает в себя установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в Списки контролируемых товаров и технологий. После разработки указанных Списков федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов они утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Утвержденные указы вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Идентификация контролируемых товаров на основании ст. 24 Закона N 183-ФЗ является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности, который вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, имеющей на осуществление этой деятельности специальное разрешение. Экспертная организация, заключившая договор с российским участником, будет нести ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации.

Экспортный контроль распространяется также на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, которые не входят в данные Списки. Это происходит в том случае, когда российские участники внешнеэкономической деятельности специально информированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или имеют основания полагать, что данные товары, информация, работы, услуги могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций

В соответствии со ст. 21 Закона N 183-ФЗ внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами, информацией, работами, услугами подлежат государственной экспертизе. Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль".

Обратите внимание!

Действие данных Правил не распространяется на внешнеэкономические сделки с продукцией военного назначения.

Экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, которые имеют отношение к внешнеэкономической сделке. Целью экспертизы является определение соответствия сделки международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим направлениям науки, техники и технологии. В состав советов входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к государственной тайне, в чью компетенцию входит участие в проведении таких экспертиз. При необходимости к участию в работе межведомственных экспертных советов могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Экспертиза проводится на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности, перечень и требования к которым определяются законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации должно зарегистрировать представленные документы и в течение пяти дней провести проверку правильности их оформления, а также полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

При отсутствии замечаний документы направляются для проведения государственной экспертизы, в случае несоответствия документов установленным требованиям они возвращаются на доработку.

Государственная экспертиза представленных документов должна быть проведена междуведомственным экспертным советом в течение 20 дней.

При проведении экспертизы учитывается:

  1. соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки;
  2. обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности Российской Федерации;
  3. цель использования предметов сделки, а также степень риска их применения не по назначению;
  4. значение сделки для наращивания военно-промышленного потенциала государства-получателя;
  5. иные факторы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации в области экспортного контроля.

Эксперты при проведении государственной экспертизы обязаны осуществлять полный и объективный анализ представленной информации и документов, соблюдать законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля и сроки проведения экспертизы, обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность представленных сведений, выражать точку зрения органа власти, который они представляют.

По результатам проведенной экспертизы может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение.

Основанием для выдачи отрицательного заключения является:

Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертизе, к нему прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами государственной экспертизы.

При наличии разногласий в срок не более 15 дней с даты заседания экспертного совета проводится согласительное совещание с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях поиска взаимоприемлемого решения, результаты которого оформляются протоколом.

В случае если такое решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.

Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.

Согласно ст. 19 Закона N 183-ФЗ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат обязательному лицензированию. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и могут быть как разовыми, так и генеральными.

Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии. Получателем генеральной лицензии может быть только российское юридическое лицо, создавшее внутрифирменную программу экспортного контроля и получившее свидетельство о государственной аккредитации. В генеральной лицензии указывается количество товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств, а также виды контролируемых товаров, для экспорта которых требуется получение генеральных лицензий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешение на осуществление внешнеэкономической сделки, предметы которой не подпадают под действие списков контролируемых товаров и технологий, но могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, выдается межведомственным координационным органом по экспортному контролю.

Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий может осуществляться и без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществившего их вывоз, и будут в установленные сроки возвращены в Российскую Федерацию.

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.

Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий

Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. N 1545 "О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля" утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятии решения в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - Инструкция N 1545).

Инструкция устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

Принадлежность товаров к контролируемым определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных списков.

Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

Порядок проведения уполномоченным должностным лицом таможенного органа документального контроля утвержден разд. 2 Инструкции N 1545.

Документальный контроль в соответствии с п. 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" является одной из форм таможенного контроля. Заключается документальный контроль в проверке документов и сведений и при его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

При обнаружении таких признаков проверяется наличие одного из следующих документов:

Если разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.

В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.

Проведение дополнительной проверки включает в себя несколько этапов и на основании обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается одно из следующих решений:

Применение мер государственного принуждения (санкций)

В соответствии со ст. 30 Закона N 183-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:

Должностные лица организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, согласно ст. 31 Закона N 183-ФЗ несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле:

"Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

  1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  1. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда".

В соответствии со ст. 32 Закона N 183-ФЗ за нарушение лицензионного порядка осуществления внешнеэкономических операций, предмет которых подпадает под действие системы экспортного контроля, если такое нарушение причинило существенный ущерб интересам Российской Федерации, обороне и безопасности государства, если оно совершено повторно, организация может быль лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет. Решение о лишении организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается Правительством Российской Федерации.

Статьей 189 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, работ и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники:

"Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

  1. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 настоящего Кодекса), -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя".