Мудрый Юрист

Полиция помогает жертвам преступления. Опыт королевской конной полиции канады

Колоколов Н.А., судья Верховного Суда Российской Федерации.

Ревина И.В., преподаватель КГТУ.

С некоторых пор активность нашего законодателя направлена на последовательное расширение прав потерпевшего в уголовном процессе. Создается впечатление, что мудрецы из Государственной Думы РФ всерьез приняли на вооружение циничный лозунг "Спасение утопающего - дело рук самого утопающего". По их мнению, потерпевший своевременно обязан позаботиться, чтобы обвинение соответствовало фактическим обстоятельствам дела, следователь вовремя изъял похищенное и наложил арест на имущество потенциального преступника, а если прокурор по невнимательности отказался от обвинения, то не забыть "наложить вето" на его беспринципные действия.

Как известно, подобный подход к организации обвинения всегда подвергался обоснованной критике противниками уравнивания прав потерпевшего с правами государственного обвинителя. От себя добавим, предоставление потерпевшему некоторых традиционно прокурорских прав пока ни к чему хорошему не привело. Технология современного уголовного судопроизводства весьма сложна, и дилетантам в нем делать нечего. Сказанное означает, что на проблемах потерпевшего в первую очередь должны сосредоточиться правоохранительные структуры. Забота о жертве преступления - их первостепенная функция.

Один из выходов на приемлемый уровень защиты прав и законных интересов жертв преступлений авторы видят в учреждении в составе нашей милиции управлений, отделов (групп) помощи потерпевшим. Кто-то возразит: разве помощь потерпевшему - не прямая обязанность каждого из стражей правопорядка? Да и примеров жертвенного отношения к своему долгу, когда работники милиции ценой личной жизни в критических ситуациях спасали потерпевших, в истории органов внутренних дел предостаточно.

Но в настоящей статье речь пойдет не об обязанности каждого милиционера отдать свою жизнь ради спасения ближнего, а о необходимости оказания потерпевшему достаточной правовой, психологической, а то и материальной помощи не в момент преступного посягательства, а на всем протяжении предварительного и судебного следствия. Естественно, что для выполнения подобных задач боевые подразделения уголовного розыска явно не годятся. Трудно также поверить, что и следователь пойдет дальше формального разъяснения потерпевшему его процессуальных прав. И в этом нет ничего удивительно, так как перед данными подразделениями стоят совершенно иные цели и задачи.

К сожалению, отечественный опыт помощи жертвам преступления со стороны правоохранительных структур весьма скуден. Это побудило нас обратиться к практике других стран. Изучение функций полиции в разных государствах показало, что в некоторых из них созданы и успешно работают отделы помощи жертвам преступлений. Особый интерес представляет, на взгляд авторов, опыт полицейской службы в канадском городе Калгари.

Прежде чем перейти к освещению работы отделов помощи жертвам преступления, остановимся на философии полицейской службы в Канаде, ибо без уяснения ее сути нам будет трудно понять стиль и методы работы сотрудников правоохранительных органов с потерпевшими.

Канадская королевская конная полиция не ставит перед собой невыполнимых задач. Борьба с преступностью, ее искоренение, стопроцентная раскрываемость - это удел политических авантюристов, а не практических работников. Девиз полицейской службы в Калгари весьма скромен: "Оптимизировать общественную безопасность в городе". Служащие полиции не скрывают, что данную задачу они в состоянии выполнить, лишь действуя совместно с другими правоохранительными структурами и... гражданами. Даже когда речь идет о пресечении преступлений, задержании и аресте виновных, под наиболее эффективным орудием противодействия преступности подразумеваются не техническая оснащенность полицейских структур, и даже не их оперативность, а положительные общественные связи. Кто с этим будет спорить, преступность - болезнь социальная. Выявить ее "возбудителей" можно только тогда, когда общество девиантное поведение преступников воспринимает как нечто противоестественное, болезненное, о чем своевременно следует сообщить "лекарю", в нашем случае - полицейскому.

Данная проблема, по мнению заокеанских служителей правопорядка, столь значима, что свои долгосрочные цели они сформулировали несколько иначе, чем это сделано у нас в Законе РФ "О милиции". Вот некоторые из них.

  1. Содействовать понимаю того, что само по себе отсутствие преступлений в городе не может являться справедливой оценкой эффективности работы полицейских служб.
  2. Побуждать общество к добровольному соблюдению законов, всячески поощрять законопослушных граждан, в том числе и сотрудничающих с полицией.
  3. Для предупреждения преступлений, их пресечения максимально использовать не только индивидуальные способности отдельных профессионалов, но и коллективный разум.
  4. Путем демонстрации беспристрастной службы закону, обществу и отдельной личности способствовать созданию положительного образа полицейского.
  5. При разрешении конфликтных ситуаций использовать минимум силы и только тогда, когда исчерпаны все способы убеждения.
  6. В полиции должны служить только высококлассные специалисты, представляющие все слои общества.
  7. Творческий потенциал каждого сотрудника полиции достоин максимальной реализации.
  8. Нельзя забывать о преемственности.
  9. Усилия всех субъектов правоохраны должны быть направлены на сохранение качества жизни, поддержание имиджа Калгари как спокойного и безопасного места.

Как видим, идти в бой канадских полицейских никто не призывает, их основная функция - помочь обществу в избавлении от нарушителей, когда оно в этом действительно нуждается. Сделать это государству нужно таким образом, чтобы не противопоставить себя народу, потому что сила полиции только в поддержке ее местным населением. Само собой разумеется, что много авторитета полиции добавляет ее умение работать с жертвами преступлений.

Организация работы с потерпевшими возлагается на отделы помощи жертвам преступлений. В Калгари данную структуру возглавляет сержант. В его подчинении всего трое полицейских и секретарь. Естественно, что для города с населением в 850 тыс. человек этого штата было бы маловато, если бы не сотни добровольных помощников. Теперь читатель, наверное, понял, для чего мы так долго говорили о философии правоохраны у нашего великого северного соседа, долгосрочных целях канадской полиции. Народ там рассматривается не как объект для применения полицией существенных мер государственного принуждения, а как естественный союзник.

Чем же занимается отдел помощи жертвам преступлений в г. Калгари? В первую очередь, он помогает потерпевшим обрести уверенность в себе после преступления. Для этого хорошо подготовленными психологами с жертвами проводятся беседы, юристы дают им необходимые консультации. Большинство подобных контактов осуществляется по телефону. Номера отдела помощи жертвам преступлений известны каждому жителю.

Когда информационной поддержки потерпевшему недостаточно, сотрудники отдела и их добровольные помощники оформляют заявление жертвы о преступном посягательстве, уведомляют соответствующие службы полиции о перечне похищенного имущества, следят за его розыском, занимаются возмещением убытков, готовят жертву к выступлению в суде либо напрямую представляют ее интересы в судебном заседании.

Например, представители отдела помощи жертвам преступления могут обратить внимание суда на то, что посягательство для потерпевшего не прошло бесследно: он был вынужден сменить место жительства и работы, теперь плохо спит, в сновидениях ему постоянно является насильник. Особое внимание уделяется потерпевшим, когда жертвами преступления становятся дети.

Для всех наиболее типичных случаев разработаны соответствующие программы, отрабатывая элементы которых, сотрудники отдела помощи жертвам преступления и их помощники нацелены на то, чтобы по возможности полно защитить интересы потерпевшего, обеспечить суду максимум информации о преступном посягательстве и его последствиях для потерпевшего.

Добровольную помощь органам полиции в работе с потерпевшими могут оказывать лица с безупречной репутацией и достигшие 20 лет. Допущенные к работе с жертвами преступных посягательств проходят обязательное специальное обучение. Оно включает: однодневный ориентационный семинар-заседание в начале службы и ежемесячное обучение. В цикл лекций входят следующие темы: судебные процедуры, качество службы, вмешательство в кризисные ситуации в случае стресса и депрессии, тяжелой утраты, контакт с жертвами семейного насилия, сексуальных посягательств, грабежа и т.п.

После получения информации о преступлении отдел помощи жертвам выбирает добровольца, на которого возлагается работа с потерпевшим. Она начинается с установления личного контакта. Жертве преступления тут же предлагается всемерная поддержка. Обычно она ограничивается информационным обеспечением. Уточним, в Канаде не принято "терроризировать" потерпевших бесконечными вызовами к следователю и в суд. Допрашивают жертву преступления, как правило, только один раз. Это называется "взять интервью". Его содержание обязательно записывается на магнитофон.

В необходимых случаях сотрудники отделов помощи жертвам преступлений следят за благосостоянием потерпевшего, принимают меры к оказанию ему материальной помощи соответствующими благотворительными обществами и правительственными агентствами. Через службу медицинских исследований и похоронное бюро организуется погребение потерпевшего в случае наступления летального исхода, предлагается необходимая помощь его родственникам.

Отдельным направлением работы отделов помощи жертвам преступлений является противодействие семейному насилию. Особую роль здесь играют примирительные мероприятия. Жертвы консультируются об условиях освобождения правонарушителей от ответственности, последствиях примирения.

Отдел помощи жертвам преступлений при полицейской службе в Калгари появился в конце 70-х гг. прошлого столетия. Первоначально его функции не выходили за рамки чисто информационных. Но шли годы. Предлагаемая полицией помощь жертвам преступлений оказалась востребована. Постепенно стали появляться новые формы работы с населением. В настоящее время только непрерывную телефонную связь с населением обеспечивают 33 добровольца, которые посменно работают все семь дней недели по 24 часа в сутки. В результате этого отдел за год оказывает практическую помощь примерно 50 тыс. жертв. В данном случае речь идет не только о потерпевших в результате преступных посягательств, но и о жертвах несчастных случаев, тяжелых жизненных обстоятельств.

В Калгари имеются и иные организации, которые оказывают помощь жертвам преступлений, отдел полиции часто отсылает их в другие службы, где потерпевшим могут помочь жильем, различными формами обслуживания, юридическим советом. К числу таких организаций относятся: женский приют, бюро обслуживания семьи, структуры психологического и медицинского обслуживания, общества помощи семье, противодействия сексуальному насилию. В целом ряде случаев потерпевшие могут быть направлены в отдел шерифа или к местному руководству. Одной из форм помощи жертвам преступлений является рассылка специальной литературы и посылок.

Нельзя сказать, что у нас мало всевозможных правозащитных организаций. Однако отсутствие соответствующего целенаправленного руководства со стороны государственных структур, той же милиции, привело к тому, что они занимаются в основном платными консалтинговыми услугами, взимание же денег с клиентов маскируется под пожертвование. Естественно, что правозащитники в таких случаях работают не на жертву преступления, а в интересах того, кто "заказал музыку".

Уровень развития нашего гражданского общества пока не сравним с сознанием большинства канадских граждан, и иллюзий у авторов относительно возможности быстрого ангажирования милицией сотен добровольных помощников нет. Но, как говорится, "лиха беда начало". Начинать надо с введения в штат каждого отдела внутренних дел должности офицера, основной функцией которого будет оказание практической помощи потерпевшим. Только профессионалы, ориентированные на определенный вид работы, а не сами жертвы преступлений смогут отстоять права и законные интересы пострадавших от противоправных посягательств. Возникает вопрос: а кто должен профинансировать новую службу? Думается, МВД и органы местного самоуправления поровну, результаты работы подразделений, оказывающих помощь жертвам преступлений, нужны всем.