Мудрый Юрист

Оформление результатов камеральных проверок: взгляд налогоплательщика

Матвеенко П.В., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести доплату по налогам, то налоговый орган выносит об этом решение и направляет налогоплательщику соответствующее требование об уплате суммы налога и пени. НК РФ не регламентирован срок вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, поэтому логично будет предположить, что такое решение должно быть вынесено в пределах трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штрафной санкцией за налоговое правонарушение и уплачивается она независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пункт 1 ст. 75 НК РФ:

"Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки".

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Требование направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

Требование направляется налогоплательщику по месту его учета, вручается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае уклонения налогоплательщика от получения требования указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форма требования утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности".

В случае если в результате камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101 НК РФ.

На практике нередко возникал вопрос, правомерно ли привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности и наложение санкций по результатам проведенной камеральной налоговой проверки. Многие специалисты справедливо полагают, что по результатам камеральной проверки налогоплательщиков нельзя привлекать к налоговой ответственности, так как данных, содержащихся в декларации и документах, представленных налогоплательщиком, недостаточно для вынесения решения о наложении санкций. В процессе проверки можно выявить лишь ошибки, указывающие на возможные нарушения законодательства. При обнаружении таких ошибок у налогового органа появляется возможность провести полноценную выездную налоговую проверку, в ходе которой можно проводить такие действия, как: выемка, осмотр, экспертиза и другие. Более того, НК РФ не предусмотрен механизм привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные при проведении камеральной налоговой проверки.

НК РФ не предусмотрено составление акта камеральной налоговой проверки. Не содержится подобных указаний и в Регламенте проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов, утвержденном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 28 января 1999 г. (доведен до управлений МНС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации письмом от 29 января 1999 г. N ВГ-14-16/13дсп). Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил:

"Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля".

Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 28 января 1999 г. (доведен до управлений МНС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации письмом от 29 января 1999 г. N ВГ-14-16/13дсп), установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.

Вследствие отсутствия акта камеральной проверки у налогоплательщика отсутствует возможность представить возражения. Более того, налогоплательщик узнает о правонарушении и о наложении налоговых санкций только после вынесения решения налоговым органом.

Налогоплательщику направляется письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, и решение, принятое по результатам камеральной проверки.

Однако сложившаяся судебная практика свидетельствует об обратном. Арбитражные суды считают, что результаты камеральной налоговой проверки должны быть отражены так же, как при проведении выездной налоговой проверки, то есть путем составления акта налоговой проверки. В противном случае нарушаются права налогоплательщиков.

По смыслу ст. 21, а также гл. 14, 15 НК РФ при выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении. Таким образом обеспечивается гарантия защиты прав налогоплательщика и налоговому органу предоставляется возможность всесторонне и объективно исследовать обстоятельства совершенного налогового правонарушения. Обеспечение прав налогоплательщиков в данном случае осуществляется путем составления акта камеральной проверки. Налогоплательщики получают возможность представить свои объяснения и возражения по факту налогового правонарушения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2004 г. по делу N А56-7869/04).

Косвенным подтверждением необходимости составления акта камеральной налоговой проверки является норма права, содержащаяся в ст. 115 НК РФ, согласно которой налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таким образом, в последнее время результаты камеральных налоговых проверок налоговые органы стали оформлять путем составления соответствующих актов. Механизм привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные в ходе выездных проверок, стал применяться по аналогии к камеральным налоговым проверкам.

Открытым остается вопрос, в какой срок налоговый орган должен составлять акт налоговой проверки. Статьей 100 НК РФ предусмотрено составление акта в течение двух месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке. При проведении камеральной проверки подобная справка не составляется. Справка о проведенной выездной проверке составляется по окончании такой проверки.

В связи с этим представляется, что такой акт должен быть составлен не позднее двух месяцев с момента окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

Зачастую в литературе можно увидеть рекомендации: при несогласии с выводами, сделанными в акте налоговой проверки, лучше его не подписывать. С такими рекомендациями трудно согласиться. В случае если у налогоплательщика есть замечания по акту, необходимо сделать пометку о несогласии и кратко изложить причины. У налогоплательщика также есть возможность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.

По истечении двухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику для представления возражений, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно.

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

В случае неявки налогоплательщика несмотря на извещение, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

В соответствии со ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель может вынести одно из следующих решений:

"1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

  1. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля".

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть отражено:

Несоблюдение налоговым органом нормы, касающейся содержания решения о привлечении к ответственности, может быть основанием для отказа в удовлетворении заявления о взыскании штрафа (п. 10 информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Однако в п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу этой нормы нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. Суд в таком случае оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Пример из консультационной практики ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

"ФГУП просит Вас дать разъяснения по вопросу уплаты недоимки и штрафа по налогам.

По результатам камеральной проверки, проводимой налоговой инспекцией по ЕСН за 2004 год, вынесено решение. Сумма недоимки составляет 44370241 рубль, сумма штрафа соответственно 874046 рублей.

По данным предприятия сумма недоимки меньше. Инспектор не учел несколько платежей на сумму 2300000 рублей от апреля 2004 года, относящиеся к марту 2004 года, хотя в акте сверки, выданном налоговой инспекцией они присутствуют. Нами повторно были представлены копии платежных поручений, но инспектор отказал в изменении суммы штрафа и посоветовал обратиться в суд.

Кроме того, в решении неверно указана сумма исчисленного платежа по данным налогоплательщика и исправлена карандашом, а также номер строки налоговой декларации, на которую ссылается работник налоговой службы.

Вопрос: Можем ли мы настаивать на изменении вынесенного решения?

Каковы наши действия в данной ситуации?"

Предлагаем вам ознакомиться с нашими рекомендациями.

Как выяснилось из вашего устного пояснения, оригинал решения налогового органа был отправлен вашей организации по почте и его у вас на текущий момент нет на руках.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Также следует иметь в виду, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Однако законодательство о налогах и сборах прямо не предусматривает необходимость составления акта по результатам камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.

При этом п. 1 ст. 101 НК РФ не предусматривает каких-либо оговорок относительно того, применяется данное правило только в отношении выездных проверок либо любых налоговых проверок.

Как указывается в п. 1 ст. 3 НК РФ, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах исходит из принципа равных гарантий прав и законных интересов налогоплательщика.

Кроме того, согласно подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение копии акта налоговой проверки.

В данном нормативном положении также не уточняется, копию акта какой именно налоговой проверки вправе получить налогоплательщик.

В связи с тем что согласно п. 1 ст. 101 НК РФ обеспечение возможности налогоплательщика представлять письменные объяснения или возражения по акту налоговой проверки является общим условием привлечения к налоговой ответственности, данное положение должно распространяться на всех налогоплательщиков независимо от того, какая именно налоговая проверка в отношении их проведена.

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Пункт 6 ст. 69 и ст. 70 НК РФ регламентируют порядок передачи требования об уплате налогов и пени:

"Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма".

И согласно ст. 70 НК РФ:

"Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения".

Таким образом, после получения решения налоговых органов о доначислении сумм недоимки и пени и в случае несогласия с данным решением вы можете в соответствии с гл. 19 воспользоваться порядком обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия должностных лиц.

Порядок обжалования закреплен ст. 138 НК РФ.

Ваша организация вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (одновременно или в последующем).

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу

"1. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

  1. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

  1. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
  2. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи".

При этом вам необходимо учесть, что согласно ст. 140 НК РФ:

"1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

  1. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
  2. оставить жалобу без удовлетворения;
  3. отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  4. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  5. изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

  1. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу".

Рекомендуем вам во избежание затягивания получения ответа из вышестоящего налогового органа одновременно с обращением в налоговые органы подать заявление в судебные органы, так как согласно ст. 141 НК РФ подача акта в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта.



В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщикам следует помнить, что в НК РФ не закреплено обязанности налогового органа по составлению акта камеральной проверки. В то же время отсутствие акта налоговой проверки существенно повышает шансы налогоплательщика на благоприятный исход дела в суде.