Мудрый Юрист

Мнимые нарушения

А. Прокудин, ведущий специалист отдела внешних долгов Министерства финансов РФ.

Распад СССР в конце 1991 г. и последовавшие за этим события надолго "отбили" интерес к инвестициям в стране как иностранных предпринимателей, так и российских граждан.

Резкое падение курса рубля было спровоцировано отрицательным сальдо внешней торговли: в стране не хватало валюты. В этой ситуации Президиум Верховного Совета РФ принимает Постановление от 13 января 1992 г. "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР", которым приостанавливает использование валютных средств, зачисленных на счета Внешэкономбанка (ВЭБ). Банк России издает Приказ от 30 января 1992 г. "Об ограничениях на выдачу средств со счетов в иностранной валюте", жестко ограничивая возможности организаций и физических лиц по снятию средств с ряда валютных счетов в банках. Фактически ВЭБ прекратил валютные платежи.

Для разрешения сложившейся ситуации Президент РФ подписал Указ от 7 декабря 1992 г. "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР", которым с 1 июля 1993 г. установил обязанность ВЭБа выдавать без ограничения валютные средства физическим лицам. Для урегулирования долга перед организациями был предусмотрен механизм замены долга в ВЭБе на облигации государственного внутреннего валютного облигационного займа (ОВГВЗ).

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 15 марта 1993 г. были утверждены Условия выпуска этих облигаций (далее - Условия). Облигации выпускались пятью сериями. Датой выпуска стало 14 мая 1993 г.

Сроки, в течение которых облигации должны находиться в обращении, был и установлены в 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Они погашались в 1994 г. (1-я серия), 1996 г. (2-я серия), 1999 г. (3-я серия) <*>, 2003 г. (4-я серия). 5-я серия будет погашена 14 мая 2008 г. По облигациям установлена трехпроцентная ставка купонов, что намного ниже банковского процента по вкладам, поэтому облигации не представляют интереса для инвестиций.

<*> 1 февраля 2000 г. в связи с тяжелым положением бюджета, прекращением валютных платежей по обслуживанию долгов России были выпущены облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г. (ОГВЗ 1999). Они погашаются в два этапа: половина номинала облигации погашается 14 ноября 2006 г., половина - 14 ноября 2007 г.

Несмотря на очевидную невыгодность вложения в них свободных валютных средств, физические лица, купившие эти облигации, до сих пор не обратились за их погашением в уполномоченный банк-плательщик - Внешэкономбанк.

С наступлением срока погашения ОВГВЗ Минфин России объявляет о наступлении даты погашения в официальных изданиях, создает валютный резерв для выплат, вместе с тем граждане - владельцы облигаций - не проявляют активности и не получают переведенные средства в срок. Спустя годы они пишут жалобы в Министерство финансов РФ и другие государственные органы с требованием выплатить им стоимость облигаций. Видимо, отдельные граждане полагают, что Минфин России работает как социальная служба, приезжая к каждому на дом и выдавая деньги. Но это не так.

Порядок погашения облигаций достаточно прост. Владельцу облигации необходимо обратиться в ВЭБ, имея при себе паспорт и сами облигации, поскольку выплаты по ним производятся их предъявителю. Несмотря на указание Центрального банка РФ как плательщика по этим облигациям в § 3 Условий, сегодня только Внешэкономбанк занимается платежами по ОВГВЗ. Однако граждане, владеющие ОВГВЗ, которые уже погашены, видимо, не знают о порядке осуществления выплат по облигациям.

Сложно себе представить, что граждане, которым часто не хватает денег на жизнь, просто забыли о том, что им задолжало государство. Сумма же непредъявленных к погашению облигаций впечатляет: счет идет на десятки миллионов долларов США! Министерство финансов до сих пор хранит валютные средства, предназначенные для погашения этих облигаций. Проценты по ним не начисляются.

Возможно, причина в порядке погашения облигаций. Если лицо обратилось в депозитарий и заключило с ним договор на депозитарное обслуживание по государственным ценным бумагам, то депозитарий сам получит необходимые средства от ВЭБа и перечислит их депоненту (владельцу ОВГВЗ). Но услуги депозитария платные, а это ведет к тому, что владельцы облигаций от них отказываются.

Правовая неграмотность граждан приводит к потере ими средств, вложенных в облигации. Хотя достаточно прийти к адвокату или прочитать акты правительства, чтобы узнать о своих правах как владельцев облигаций. Правовые базы сейчас общедоступны, акты государственных органов публикуются в официальных изданиях, а уведомления относительно ОВГВЗ публикуются в "Российской газете" и газете "Известия".

Вместо того, чтобы разобраться в своих правах и грамотно их использовать, граждане просто не предпринимают усилий, чтобы ознакомиться с документами, закрепляющими статус покупаемых ими ценных бумаг, а потом не знают, что с этими бумагами делать.

Поэтому неудивительны обращения в Министерство финансов РФ, а в дальнейшем, возможно, и в прокуратуру. Вместе с тем в § 7 Условий установлен пресекательный срок в 10 лет с окончания года, в котором производится погашение, по истечении которого ни облигации, ни купоны не могут быть предъявлены к оплате, а следовательно, они становятся просто "бумагой". По этой причине более миллиона долларов США уже потеряли держатели непредъявленных к погашению ОВГВЗ 1-й серии. А в 2006 г. истекает срок для предъявления к погашению ОВГВЗ 2-й серии.

Стране необходимо не только развивать адвокатуру, но и расширять сеть индивидуальных финансовых консультантов, к которым можно обратиться за разъяснением своих прав и возможностей на рынке ценных бумаг. Иначе заявлениями о мнимых нарушениях в области финансов будут завалены государственные органы, а единственная проблема здесь - низкая правовая грамотность граждан наряду с представлением о государстве, которое им многое должно.

В сложившейся ситуации виноваты, наверное, не только граждане. Хотя никого другого не стоит винить, если физическое лицо нуждается в деньгах, у него есть ОВГВЗ и оно не знает, что с ними делать. Правительство Москвы пыталось поддержать рынок ценных бумаг, участвуя в создании брокерских компаний, услуги которых доступны населению. Теперь черед федеральных органов помочь развитию общедоступного финансового сектора, чтобы избежать негативного отношения населения к инвестициям. Деятельность Минфина России сейчас направлена на развитие внутреннего рынка государственных заимствований. Как показывают исследования, население страны - один из самых богатых инвесторов, но чтобы привлечь его деньги, необходимо создать понятную для простого человека систему заимствований и развить сеть финансовых посредников по всей стране, а не только в Москве или Санкт-Петербурге.