Мудрый Юрист

Об уголовной ответственности за наркобизнес

Александров Р.А., кандидат юридических наук, г. Санкт-Петербург.

Современное российское законодательство о наркотиках не включает понятия "наркобизнес". Незаконный оборот наркотиков, как и в период 60 - 80-х гг. прошлого века, продолжает рассматриваться только в качестве противоправной деятельности, представляющей опасность лишь для здоровья населения и общественной нравственности. О том, что наркопреступность сегодня угрожает национальной безопасности страны, говорится в заявлениях политиков, но данный факт так и не нашел своего отражения в системе уголовно-правовых норм. Практика борьбы с наркобизнесом в России продолжает основываться на статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, не сильно отличающихся от соответствующих статей УК РСФСР 1960 г., хотя и претерпевших ряд сущностных изменений.

Так, в 2003 г. в ходе реформирования уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотиков были законодательно установлены крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте. Крупным размером определялось такое количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, которое превышает размеры средней разовой дозы потребления в 10 и более раз, а особо крупным размером - в 50 и более раз <1>.

<1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4848.

Впоследствии Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ понятие "средняя разовая доза потребления" было исключено и указано, что Правительство Российской Федерации непосредственно определяет количество наркотических средств и психотропных веществ, являющееся крупным и особо крупным размером <2>.

<2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 2. Ст. 176.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 для наиболее часто употребляемых наркотиков эти размеры соответствуют (в граммах) <3>:

<3> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 7. Ст. 787.
Героин (диацетилморфин)       
  0,5  
  2,5 
d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25)      
0,0001 
 0,005
Кокаин                        
  0,5  
   5  
Гашиш (анаша, смола каннабиса)
   2   
   25 
Каннабис (марихуана)          
   6   
  100 

На наш взгляд, данные изменения в законодательстве являются позитивными, направленными на отграничение потребителей наркотиков от сбытчиков и установление для них различной ответственности.

Однако размеры наркотиков, определяемые как крупный и особо крупный, никак не отграничивают от низшего и среднего звена наркосбытчиков действительно крупных наркодельцов, оперирующих десятками и сотнями килограммов наркотиков, то есть тех, чья деятельность относится к сфере наркобизнеса.

Квалифицирующий признак, совершение преступления организованной преступной группой, также не отвечает современным потребностям правоприменительной практики борьбы с наркобизнесом. Статья 35 УК РФ "Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой или преступным сообществом (преступной организацией)" дает весьма общее определение понятий организованной преступной группы, преступной организации (сообщества), а соответствующий федеральный закон об организованной преступной деятельности (о борьбе с организованной преступностью) до настоящего времени не принят.

Таким образом, есть основания для рассмотрения вопроса об установлении уголовной ответственности за наркобизнес. Это вытекает из определения наркобизнеса в нормативно-правовых и политических документах как вида преступной деятельности. Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 определено, что борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности <4>.

<4> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

Совершенно очевидно, что общественная опасность наркобизнеса намного превышает общественную опасность предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а также с рядом иных сопутствующих незаконному обороту наркотиков преступных деяний.

Показательно, что в некоторых работах отечественных ученых и исследованиях зарубежных авторов обычно рассматривается лишь экономическая природа наркобизнеса, который определяется как "отрасль теневой экономики" <5>.

<5> См., например: Тимофеев Л.М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998; Rottenberg S. The clandestine distribution of heroin, its discovery and suppression // Journal of Political Economy. 1968. Vol. 76. P. 78 - 90; KochJ. V., Grupp S.E. The economics of drug control policies // The Economic of Crime. Cambrige (Mass.), 1980. P. 339 - 351.

Не вступая в дискуссию о выводах авторов указанных исследований, в том числе по проблеме легализации определенных видов наркотических средств и психотропных веществ, отметим, что, действительно, без рассмотрения наркобизнеса с позиций экономической теории нельзя понять его истинную природу и степень общественной опасности. В этой связи хотелось бы привести сформулированное Б.Ф. Калачевым с соавторами определение наркобизнеса как экономической деятельности, связанной с культивированием, производством и торговлей наркотиками, с целью получения прибыли <6>.

<6> См.: Глобальная угроза безопасности России: незаконное распространение наркотиков (основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве): Учебное пособие. СПб., 2000. С. 8.

Но в то же время, как представляется, указанное рассмотрение должно сопровождаться юридической (уголовно-правовой) оценкой наркобизнеса.

По нашему мнению, с учетом понятийного аппарата действующего федерального законодательства о наркотиках наркобизнес можно было бы определить как деятельность, осуществляемую организованной преступной группой, направленную на систематическое получение прибыли (доходов) от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупных размерах.

Признаками преступной группы в сфере наркобизнеса являются ее устойчивость; объединение ее членов общей целью - систематическим получением прибыли от преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупных размерах.

Очевидно, что общественная опасность наркобизнеса намного превышает общественную опасть преступлений против здоровья населения и общественной нравственности. Наркобизнес представляет не меньшую опасность, чем бандитизм, терроризм или создание незаконного вооруженного формирования, тем более что известны факты использования доходов от наркобизнеса для финансирования организации террористических актов и создания незаконных вооруженных формирований.

В соответствии с действующим законодательством участники организованных преступных сообществ могут быть привлечены к уголовной ответственности за наркобизнес по ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации "Организация преступного сообщества (преступной организации)". Основным родовым объектом данного вида преступлений, как известно, является общественная безопасность.

В этой связи приведем один пример из изученных нами уголовных дел.

Так, некто П. и Л. по сговору с неустановленными следствием лицами разработали план создания и формирования преступного сообщества для получения доходов от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществляя их контрабандные поставки в страны Европы и Африки из России. Лидеры преступного сообщества - П. и Л. - вовлекли в него граждан Т., Б. и С.

Они договорились о хранении на территории России психотропного вещества - порошка метаквалона, о его переработке и изготовлении из него таблеток. Изготовленные таблетки и порошок метаквалона они намеревались скрывать в легальных грузах и пересылать соучастникам преступного сообщества в страны Африки и Западной Европы, где последние должны были осуществлять их сбыт потребителям. Также была достигнута договоренность о том, что неустановленные соучастники на территории стран Южной Америки будут скрывать в легальных грузах наркотическое средство - кокаин и пересылать его в Россию Л., П., Т., С. и Б., где те, поместив наркотик в легальные грузы, перешлют его соучастникам в Великобританию для последующего сбыта <7>.

<7> См.: Следственный комитет МВД РФ. Уголовное дело N 87248. 2001 г.

Реализуя эти планы. Л., Т. и С. организовали изготовление поддельных паспортов, в которые вклеили свои фотографии, и, используя их, приобрели и перерегистрировали несколько фирм, под прикрытием деятельности которых организовали незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. В частности, члены преступного сообщества в период с 1997 по 2000 гг. приобрели и хранили с целью сбыта, а также перевезли и переслали не менее 9800 килограммов порошка метаквалона, из которого изготовили путем переработки не менее 1700 килограммов таблеток. Не менее 6000 килограммов порошка и не менее 400 килограммов таблеток метаквалона они переслали в Африку и Европу, где указанное количество психотропного вещества было сбыто.

Кроме того, члены указанной преступной группы в тот же период времени незаконно приобрели и хранили с целью сбыта, а также перевезли, переслали и сбыли не менее 207 килограммов кокаина.

При подготовке и совершении преступлений каждому из участников преступного сообщества отводилась соответствующая роль.

Роли организаторов и руководителей преступного сообщества П. и Л. заключались в следующем.

П., являющийся наиболее сильной личностью в интеллектуальном и волевом отношении в сообществе, обладая наличием большого количества деловых связей в России и за ее пределами, являлся организатором сообщества и одним из его руководителей. Он налаживал преступные связи с иностранными гражданами, осуществлявшими поставки в Россию наркотических средств, поддерживал эти связи, разрабатывал способы и маршруты доставки наркотиков и психотропных веществ, финансировал закупки легальных грузов, распределял роли между членами сообщества, определял и выплачивал им денежное вознаграждение за осуществление противоправной деятельности.

Л. участвовал в создании преступного сообщества и был одним из его лидеров. Конкретные действия по созданию сообщества выразились в подборе участников преступного формирования, определении источников финансирования, формировании структуры, включающей систему фирм, приобретенных и перерегистрированных на посторонних лиц для осуществления контрабандных поставок наркотиков и психотропных веществ. Он же был одним из руководителей преступного сообщества. Его руководство выражалось в принятии решений, связанных с планированием и организацией преступной деятельности членов преступной организации, распределении ролей между ними, даче указаний, организации материально-технического обеспечения, разработке мер конспирации и защиты от разоблачения, распределении средств от преступной деятельности, вовлечении в преступную деятельность сообщества новых членов. Л. изучил технологию изготовления таблеток и использовал полученные знания для изготовления готового к употреблению психотропного вещества, руководил действиями соучастников преступного формирования в процессе производства таблеток метаквалона. Кроме того, он изготовлял и представлял в таможенные органы подложные документы; осуществлял оформление платежей легальных грузов, под видом которых осуществлялись контрабандные поставки наркотиков и психотропных веществ; используя информационные и коммуникационные технологии, производил расчеты с неустановленными следствием иностранными гражданами, осуществлявшими поставки в Россию наркотических средств посредством ряда зарубежных банков.

Т. в соответствии с отведенной ему ролью зарегистрировал по паспортам на фамилии Речного и Филимонова ЗАО "Роял" и ООО "Кодекс". Используя реквизиты указанных фирм, члены преступного сообщества по предварительному сговору организовали незаконное приобретение, пересылку и сбыт наркотических средств и психотропных веществ. Под фамилией Филимонова, действуя по указаниям П. и Л., с целью контрабандного вывоза наркотиков производил закупки легального груза - калиевой и натриевой селитры, гранулированного полиэтилена, под видом которых члены сообщества осуществляли контрабанду наркотиков, компонентов для производства готовых к употреблению таблеток метаквалона, порожних полипропиленовых мешков, в которые под видом легальных грузов соучастники преступного формирования помещали порошок метаквалона.

С., реализуя на практике разработанный организаторами группы метод контрабандных поставок наркотиков, по поддельным паспортам на фамилии Гамия и Джулашвили зарегистрировал фирмы ООО "Спектр" и ООО "Рекс". Под фамилией генерального директора ООО "Спектр" Гамия заключал договоры с неосведомленными сотрудниками ООО "Рита" на получение наркотических средств под видом легальных грузов - металлоформ для литья пластмасс от неустановленных следствием соучастников преступного сообщества из Колумбии.

Б. в 2000 г. совместно с членами сообщества активно участвовал в противоправной деятельности по пересылке и сбыту наркотических средств и психотропных веществ, предоставлял соучастникам для совершения преступлений имевшиеся в его владении транспортные средства. Он же, используя профессиональные навыки художника, по указанию организаторов сообщества наносил на упаковки металлоформ надписи, содержащие недостоверные сведения о стране происхождения груза. Совместно с другими соучастниками преступного формирования Б. осуществлял контрабандные поставки психотропного вещества метаквалона и участвовал в производстве из порошка метаквалона таблеток.

Д. в соответствии с распределенными ролями в преступном сообществе осуществлял охрану сокрытых на территории складских помещений наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими соучастниками занимался изготовлением из порошка метаквалона таблеток, по указанию Л. неоднократно производил таможенное оформление металлоформ с сокрытым в них наркотиком.

Для координации действий преступного сообщества его члены периодически собирались в офисе ЗАО "Максимум", руководимого П., где происходила совместная разработка планов преступных операций. Для осуществления преступных намерений члены сообщества использовали автомобильный транспорт, средства мобильной связи, факсимильные и электронные сообщения, средства видеонаблюдения, оргтехнику.

Предварительным следствием действия указанных лиц были квалифицированы по ч. 1 ст. 210, ч. 4 ст. 228, ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 188 и ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сожалению, подобных примеров не так много. Квалификация деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации встречается весьма редко. Как правило, следственные органы ограничиваются предъявлением обвинения лишь по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Причиной тому является, с одной стороны, сложность доказывания организации преступного сообщества, с другой - несовершенство российского законодательства о борьбе с организованной преступной деятельностью.

При этом даже в тех случаях, когда на предварительном следствии действия обвиняемых квалифицируются по ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, обычно в дальнейшем суд оправдывает подсудимых по этой статье, вынося обвинительные приговоры лишь по статьям Уголовного кодекса, устанавливающим ответственность за незаконный оборот наркотиков.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что наибольшая опасность для государства и общества, национальной безопасности Российской Федерации исходит от организованных преступных групп и их лидеров, целью которых является систематическое получение крупных и особо крупных доходов от производства наркотиков, контрабанды и торговли наркотиками. Лидеры наркомафии воспринимают свою противоправную деятельность как бизнес, безразлично относясь к ее последствиям.

Как показывают активно проводимые в последние годы криминологические и криминалистические исследования проблем противодействия незаконному обороту наркотиков, наркобизнес в России представляет развитую систему организованной преступной деятельности, денежный эквивалент оборота которой оценивается в 7 - 8 млрд. долларов США <8>. Очевидна связь данного вида преступной деятельности с коррупцией, а также широким спектром иных преступлений.

<8> См., например: Глобальная угроза безопасности России: незаконное распространение наркотиков (основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве): Учебное пособие. СПб., 2000. С. 26.

На наш взгляд, было бы логично выделить среди причастных к незаконному обороту наркотиков лиц тех, кто занимается наркобизнесом, и направить на них острие уголовной репрессии, установив уголовную ответственность за наркобизнес, схожую с имеющейся в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственностью за бандитизм.

Представляется, что статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за наркобизнес, должна находиться не в гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", где находятся ст. ст. 228 - 233, а в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" и иметь следующее содержание:

"Наркобизнес.

Создание организованной преступной группы для занятия наркобизнесом - деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупных размерах, руководство а также участие в такой группе - наказывается лишением свободы от 10 до 20 лет и штрафом до 1 млн. рублей".