Мудрый Юрист

Институт публичных слушаний - форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) 1

<1> Статья подготовлена с использованием правовой базы "КонсультантПлюс: Региональное законодательство".

Комарова В.В., доцент кафедры конституционного и муниципального права Российской Федерации Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Главой 5 "Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления" Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> предусмотрена новая форма участия народа в осуществлении местного самоуправления - публичные слушания.

<2> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

При этом федеральный законодатель обязывает органы и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления (п. 6 ст. 3). Таким образом, гласность выступает не только одним из основных принципов деятельности органов местного самоуправления, но и условием осуществления народовластия, условием развития социальной и политической активности граждан.

С помощью гласности обеспечивается демократизм управления и решения вопросов местного значения, их подконтрольность населению, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих интересы, права и свободы членов местного сообщества.

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Практика свидетельствует: чем лучше люди знают о деятельности муниципальных органов и своих депутатов, об их текущих делах и планах на будущее, тем действеннее связь избирателей со своими избранниками.

Вести работу гласно, открыто - это не просто объективная потребность, вытекающая из природы местного самоуправления, это и юридическая обязанность муниципальных органов.

Законодатель установил основные принципы подготовки и проведения данной формы непосредственного народовластия, указав, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Федеральным законом предусмотрены такие основы института публичных слушаний, как:

а) предмет публичных слушаний - проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения; при этом указывается, что на публичные слушания должны выноситься:

  1. проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  2. проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  3. проекты планов и программ развития муниципального образования;
  4. вопросы о преобразовании муниципального образования;

б) субъекты инициирования публичных слушаний - население, представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования;

в) субъект назначения публичных слушаний - публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, публичные слушания, проводимые по инициативе главы муниципального образования, - главой муниципального образования;

г) основа процедуры подготовки - заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Следует отметить, что до принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. в некоторых субъектах Российской Федерации уже была закреплена эта форма осуществления местного самоуправления.

Основываясь на ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г., законодатели субъектов использовали публичные слушания как форму непосредственного осуществления местной власти, закрепляя ее в собственных законах о местном самоуправлении <3>.

<3> См., напр.: Закон N 29 Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской области", Закон Астраханской области "О местном самоуправлении в Астраханской области", Закон Астраханской области "О собрании (сходе) граждан в муниципальных образованиях Астраханской области", Закон Красноярского края "О местном самоуправлении в Красноярском крае" и др.

Муниципальные образования в своих уставах <4>, в специально принимаемых актах определяют круг лиц, участвующих в общественных слушаниях, порядок организации и проведения общественных слушаний по вопросам местного значения, порядок принятия решений и т.д.

<4> См., напр.: Устав города Красноярска, Устав города Смоленска, Устав муниципального образования "Город Астрахань", Устав города Красноярска и др.

В качестве примера актов, регулирующих общие процедуры подготовки и проведения публичных слушаний, можно назвать Постановления Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 31 декабря 2002 г. "Об утверждении Положения о проведении общественных слушаний по вопросам местного значения муниципального образования город Волжский" <5>; Администрации г. Ижевска от 17 сентября 1997 г. "О проведении общественных публичных слушаний по вопросам, затрагивающим интересы граждан"; решения Красноярского городского Совета от 6 июня 2000 г. "Об общественных слушаниях в городе Красноярске" <6>; Пензенской городской Думы от 26 сентября 2003 г. "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в городе Пензе" <7>; Смоленского городского Совета от 27 июня 2003 г. "Об утверждении Порядка проведения социологических опросов жителей города и публичных слушаний" <8>; городского Совета города Астрахани от 25 декабря 2001 г. "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в муниципальном образовании "Город Астрахань" <9> и иные акты других субъектов Российской Федерации <10>.

<5> Постановление Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 31 декабря 2002 г. N 76/6 "Об утверждении Положения о проведении общественных слушаний по вопросам местного значения муниципального образования город Волжский" // Волжская правда. 2003. 16 янв.
<6> Решение городского Совета от 6 июня 2000 г. N 24-265 "Об общественных слушаниях в городе Красноярске" (вместе с "Положением об общественных слушаниях в городе Красноярске") // Городские новости. 2000. 26 июня.
<7> Решение Пензенской городской Думы от 26 сентября 2003 г. N 529/39 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в городе Пензе" // Пензенские губернские ведомости. 2003. 14 окт.
<8> Решение Смоленского городского Совета от 27 июня 2003 г. N 659 "Об утверждении Порядка проведения социологических опросов жителей города и публичных слушаний" // Смоленские новости. 2003. 9 июля.
<9> Решение городского Совета города Астрахани от 25 декабря 2001 г. N 139 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в муниципальном образовании "Город Астрахань" // Горожанин (Плюс четыре). 2002. 18 янв.
<10> Решение городского Совета от 6 июня 2000 г. N 24-265 "Об общественных слушаниях в городе Красноярске" (вместе с "Положением об общественных слушаниях в городе Красноярске") // Городские новости. 2000. 26 июня; Постановление Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 31 декабря 2002 г. N 76/6 "Об утверждении Положения о проведении общественных слушаний по вопросам местного значения муниципального образования город Волжский" // Волжская правда. 2003. 16 янв.

Помимо актов, регулирующих процедуру подготовки и проведения слушаний, можно привести в качестве примера акты об утверждении графика проведения общественных слушаний по отраслевым направлениям стратегического развития муниципального образования <11>, о проведении тематических общественных слушаний <12>.

<11> Распоряжение Мэра города Южно-Сахалинска от 18 ноября 2003 г. N 143-р "Об утверждении графика проведения общественных слушаний по отраслевым направлениям стратегического развития муниципального образования "Город Южно-Сахалинск" на период до 2010 года" // Южно-Сахалинск. 2003. 25 нояб.
<12> Решение городского Совета города Астрахани от 18 марта 2003 г. N 34 "О назначении даты проведения общественных слушаний по реформе ЖКХ" // Горожанин. 2003. 28 марта; Постановление Оренбургского городского Совета от 28 декабря 2002 г. N 296 "Положение о порядке участия граждан, их объединений в общественном обсуждении и принятии решений при осуществлении градостроительной деятельности в г. Оренбурге" // Сборник нормативных актов Оренбургского городского Совета (ч. 69).

В Положении Пензенской городской Думы от 26 сентября 2003 г. "Об общественных слушаниях в городе Пензе" <13> общественные слушания закреплены как форма непосредственного участия жителей города Пензы в обсуждении вопросов местного значения и иных вопросов, затрагивающих интересы и права жителей. Документы, принимаемые на общественных слушаниях, носят рекомендательный характер и учитываются органами местного самоуправления города Пензы при принятии соответствующих правовых актов.

<13> Решение Пензенской городской Думы от 26 сентября 2003 г. N 529/39 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в городе Пензе" // Пензенские губернские ведомости. 2003. 14 окт.

Общественные слушания в Пензе носят открытый характер, однако общественные слушания по одним и тем же вопросам могут быть назначены не ранее чем через три месяца после предыдущих слушаний.

Согласно Положению об общественных слушаниях в муниципальном образовании "Город Астрахань" от 25 декабря 2001 г. <14> общественные слушания в Астрахани - форма выявления мнения населения муниципального образования "Город Астрахань", проводимая в форме конференций.

<14> Решение городского Совета города Астрахани от 25 декабря 2001 г. N 139 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в муниципальном образовании "Город Астрахань" // Горожанин (Плюс четыре). 2002. 18 янв.

Положение города Красноярска <15> закрепляет общественные слушания как форму непосредственного участия жителей в управлении городом. Тем не менее документы, принимаемые на общественных слушаниях, носят рекомендательный характер и учитываются органами городского самоуправления при принятии соответствующих решений.

<15> Положение об общественных слушаниях в городе Красноярске от 6 июня 2000 г. N 24-265 // Городские новости. 2000. 26 июня.

Общественные слушания носят открытый характер.

Целью общественных слушаний города Красноярска является предоставление возможности жителям города участвовать в выработке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития.

Предметом обсуждения на общественных слушаниях могут быть:

Решением Смоленского городского Совета от 27 июня 2003 г. "Об утверждении Порядка проведения социологических опросов жителей города и публичных слушаний" <16> публичное слушание также закрепляется как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.

<16> Решение Смоленского городского Совета от 27 июня 2003 г. N 659 "Об утверждении Порядка проведения социологических опросов жителей города и публичных слушаний" // Смоленские новости. 2003. 9 июля.

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 31 декабря 2002 г. "Об утверждении Положения о проведении общественных слушаний по вопросам местного значения муниципального образования город Волжский" <17> общественные слушания закрепляются как форма выявления мнения населения муниципального образования город Волжский по вопросам местного значения, затрагивающим интересы жителей города в целом или значительной его части.

<17> Постановление Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 31 декабря 2002 г. N 76/6 "Об утверждении Положения о проведении общественных слушаний по вопросам местного значения муниципального образования город Волжский" // Волжская правда. 2003. 16 янв.

Общественные слушания проводятся:

с целью информирования граждан, если намечаемая деятельность затрагивает законные интересы жителей или может оказать воздействие на территорию их проживания;

с целью обеспечения их права на участие в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения;

с целью осуществления контроля за принятием и реализацией решений, в том числе по установлению публичных сервитутов;

с целью выяснения мнения населения по вопросам местного значения;

с целью обсуждения и выявления мнения населения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

с целью влияния на формирование общественного мнения по обсуждаемым вопросам.

Предусматриваются инициативные и обязательные общественные слушания: проведение общественных слушаний является обязательным в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Например, Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. закреплены обязательные общественные слушания в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством РФ, а также для принятия проектов решений, входящих в список экологически опасных видов деятельности и представляющих особый интерес для общественности.

Таким образом, институт публичных слушаний может быть классифицирован по следующим основаниям:

  1. По функциям:
  1. По обязательности проведения:

а) по федеральному законодательству:

  1. проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  2. проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  3. проекты планов и программ развития муниципального образования;
  4. вопросы о преобразовании муниципального образования;

б) по актам муниципальных образований. Например, Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. закреплены обязательные общественные слушания для принятия проектов решений, входящих в список экологически опасных видов деятельности и представляющих особый интерес для общественности;

Например, в г. Красноярске - вопросы городского значения, отнесенные к ведению города его Уставом; иные актуальные вопросы городского самоуправления.

  1. По целям проведения:
  1. По предмету публичного слушания:
  1. По инициаторам:
<18> Не менее 100 человек - в г. Астрахани; группы жителей города численностью не менее 50 человек - в г. Красноярске; группы граждан, составляющие не менее одного процента жителей, проживающих на соответствующей территории города Смоленска.<19> В г. Астрахани (не менее 5) // Решение городского Совета города Астрахани от 25 декабря 2001 г. N 139 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в муниципальном образовании "Город Астрахань" // Горожанин (Плюс четыре). 2002. 18 янв.<20> В г. Астрахани (не менее 5) // Решение городского Совета города Астрахани от 25 декабря 2001 г. N 139 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в муниципальном образовании "Город Астрахань" // Горожанин (Плюс четыре). 2002. 18 янв.<21> Города Астрахань, Пенза, Волжский.<22> Решение Пензенской городской Думы от 26 сентября 2003 г. N 529/39 "Об утверждении Положения об общественных слушаниях в городе Пензе" // Пензенские губернские ведомости. 2003. 14 окт.; Волжской городской Думы; Смоленского городского Совета.<23> В Астрахани не менее трети от численного состава депутатов городского Совета г. Астрахани.<24> Решение Смоленского городского Совета от 27 июня 2003 г. N 659 "Об утверждении Порядка проведения социологических опросов жителей города и публичных слушаний" // Смоленские новости. 2003. 9 июля.
  1. По результатам публичных слушаний:

Таким образом, институт публичных слушаний уже имеет некоторое закрепление и реализацию как способ участия жителей муниципального образования в осуществлении местной власти.

Весь механизм реализации публичных слушаний как формы осуществления местного самоуправления включает в себя несколько стадий.

Инициирование: инициаторы; дата, время и место проведения публичных слушаний; перечень выносимых вопросов и списки приглашенных лиц; уведомление.

Назначение: процедура назначения уполномоченным органом; сроки; уведомление о принятом решении; информирование.

Подготовка: создание специальной комиссии; материально-техническое обеспечение; оповещение.

Проведение: порядок проведения слушаний; обсуждение вопросов и принятие решения; протоколирование.

Реализация решения, принятого на публичных слушаниях: уведомление о принятом на публичных слушаниях решении соответствующего органа; сроки уведомления органов о ходе выполнения или отказе в исполнении принятого решения.