Мудрый Юрист

Правовой режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

Алексеева Д.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 18 июля 2005 г.; далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) <*>.

<*> К числу иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, относятся: Австралия (ОЭСР, ФАТФ); Австрийская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Аргентинская Республика (ФАТФ); Великое герцогство Люксембургское (ОЭСР, ФАТФ); Венгерская Республика (ОЭСР); Греческая Республика (ОЭСР, ФАТФ); Ирландия (ОЭСР, ФАТФ); Итальянская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Канада (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Бельгии (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Дания (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Испания (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Нидерланды (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Норвегия (ОЭСР, ФАТФ); Королевство Швеция (ОЭСР, ФАТФ); Мексиканские Соединенные Штаты (ОЭСР, ФАТФ); Новая Зеландия (ОЭСР, ФАТФ); Португальская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Республика Исландия (ОЭСР, ФАТФ); Республика Корея (ОЭСР); Республика Польша (ОЭСР); Республика Сингапур (ФАТФ); Словацкая Республика (ОЭСР); Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (ОЭСР, ФАТФ); Соединенные Штаты Америки (ОЭСР, ФАТФ); Специальный административный район КНР Сянган (Гонконг) (ФАТФ); Турецкая Республика (ОЭСР, ФАТФ); Федеративная Республика Бразилия (ФАТФ); Федеративная Республика Германия (ОЭСР, ФАТФ); Финляндская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Французская Республика (ОЭСР, ФАТФ); Чешская Республика (ОЭСР); Швейцарская Конфедерация (ОЭСР, ФАТФ); Япония (ОЭСР, ФАТФ).

Вместе с тем действующим валютным законодательством в отношении открытия счетов данного вида допускаются определенные ограничения. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 173-ФЗ в срок до 1 января 2007 г. при открытии резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, Банком России может быть установлено требование о предварительной регистрации открываемого счета (вклада).

В настоящее время резиденты - физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица открывают банковские счета (вклады) в валюте РФ и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также банковские счета (вклады) в валюте РФ в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (указания Банка России от 30 марта 2004 г. N 1411-У "Об открытии физическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации" (в ред. от 25 августа 2005 г.) и от 4 мая 2005 г. N 1574-У "Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации" (в ред. от 25 августа 2005 г.)).

В соответствии со ст. 18 Закона N 173-ФЗ, а также требованиями Постановления Правительства РФ от 17 октября 2005 г. N 623 "Об утверждении Правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации" и письма ФНС России от 7 декабря 2005 г. N ВЕ-6-24/1020@ "О предварительной регистрации счетов (вкладов), открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации" предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента.

Для ее осуществления резидент, являющийся физическим лицом, должен представить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы:

а) заявление о предварительной регистрации счета (вклада);

б) копию документа, удостоверяющего личность.

Резидент, являющийся физическим лицом - индивидуальным предпринимателем, должен представить:

а) заявление о предварительной регистрации счета (вклада);

б) свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения;

г) копию документа, удостоверяющего личность.

Резидент, являющийся юридическим лицом, должен представить в налоговый орган:

а) заявление о предварительной регистрации счета (вклада);

б) документ о государственной регистрации юридического лица;

в) справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения.

Указанные выше документы представляются резидентом в налоговый орган в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Рассмотрение заявления о предварительной регистрации счета осуществляется налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления. При этом днем получения заявления о предварительной регистрации счета считается:

По истечении указанного срока налоговый орган обязан осуществить предварительную регистрацию счета (выдать регистрационный документ) либо представить мотивированный отказ в предварительной регистрации.

Документом, подтверждающим осуществление предварительной регистрации счета (регистрационным документом), является свидетельство о предварительной регистрации счета (вклада), открываемого резидентом в банке за пределами территории Российской Федерации.

Отказ в предварительной регистрации счета допускается только в случае, если:

а) не представлен полный комплект документов, требуемых для предварительной регистрации;

б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации;

в) в представленных документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения;

г) на день обращения резидента за предварительной регистрацией счет, в отношении которого подано заявление о предварительной регистрации, им открыт;

д) в соответствии с федеральными законами введен запрет на открытие счета, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на счет.

Отказ в предварительной регистрации счета в случаях, не указанных выше, в том числе отказ по мотивам отсутствия экономической целесообразности открытия счета, не допускается.

Помимо требований о предварительной регистрации счета (вклада), ч. 3 ст. 12 Закона N 173-ФЗ предусматривает обязанность резидентов в срок до 1 января 2007 г. уведомлять налоговые органы по месту своего учета о закрытии вышеуказанных счетов (вкладов) в срок не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с банком за пределами территории Российской Федерации.

Указанные ограничения заменяются на аналогичную обязанность резидентов начиная с 1 января 2007 г. в обязательном порядке уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), открываемых в банках за пределами территории Российской Федерации (вне зависимости от принадлежности государства к ОЭСР или ФАТФ), в срок, не превышающий месяца со дня заключения или расторжения соответствующего договора счета (вклада).

В отличие от предварительной регистрации счета (вклада), требование об уведомлении налогового органа носит последующий характер.

Уведомление резидентами налоговых органов об открытии (закрытии) указанных счетов (вкладов) осуществляется в произвольном порядке <*>, но по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 6 октября 2005 г. N САЭ-3-24/493@ "Об утверждении формы уведомления резидентами налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации".

<*> См.: информационное сообщение ФНС от 1 ноября 2005 г. "О порядке уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами Российской Федерации".

Предусмотренный действующим валютным законодательством порядок уведомления резидентами налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) отличается некоторыми особенностями по отношению к общеустановленному в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ порядку уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) банковских счетов:

Существующий порядок уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) резидентами - физическими лицами счетов в банках, находящихся за пределами Российской Федерации, несколько отличается не только от общеустановленного, но и от ранее действовавшего <*>. В частности, до 18 июня 2004 г. резидент имел право открывать только счета (исключая вклады) исключительно в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и (или) ФАТФ, в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 29 августа 2001 г. N 100-И "О счетах физических лиц резидентов в банках за пределами Российской Федерации" <**>. Такие счета предназначались для целей, не связанных с осуществлением резидентами - физическими лицами предпринимательской деятельности. Находящиеся на них денежные средства могли быть использованы резидентом для осуществления операций, связанных с движением капитала, а также для переводов денежных средств на свои валютные счета, открытые в уполномоченных банках. Перевод средств в иностранной валюте из Российской Федерации для зачисления на такой счет осуществлялся резидентом со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, или без открытия счета через уполномоченный банк. При этом, по аналогии с установленным Законом N 173-ФЗ порядком, резидент также был обязан направить уведомление об открытии (закрытии) каждого счета, открытого в банке за пределами Российской Федерации, в налоговый орган по месту своего жительства в срок не позднее месяца со дня открытия такого счета.

<*> Особенности открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации, установленные для обслуживания деятельности их представительств, а также для расчетов по договорам международного строительного подряда, в настоящее время не установлены. Ранее действовавшие Положения Банка России от 16 октября 2002 г. N 200-П и N 201-П утратили силу в соответствии с указанием ЦБ РФ от 04.05.2005 N 1575-У "О признании утратившими силу нормативных актов Банка России" // Вестник Банка России. 08.06.2005. N 29.
<**> В соответствии с указанием Банка России от 15 июня 2004 г. N 1450-У "О признании утратившими силу актов Банка России" Инструкция N 100-И признана утратившей силу.

В настоящее время единственной существенной особенностью порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, является предварительная регистрация или уведомление налоговых органов об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов).

Правовой режим данных счетов (вкладов) характеризуется определенными особенностями осуществления по ним банковских операций.

В частности, на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены средства, полученные в следующих случаях:

  1. при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  2. при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  3. при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
  4. проведения операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  5. проведения операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

На счета резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2005 г. (ред. от 10.01.2006) N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к числу разрешенных были отнесены следующие валютные операции между резидентами <*>:

<*> До внесения соответствующих изменений указанные операции также проводились, но по причине отсутствия прямого разрешения и невозможности определения статуса контрагента по переводу их либо списывали на расчеты с нерезидентами, либо увязывали с ч. 3 ст. 14 Закона и указанием N 1412-У в части контроля только суммы перевода // Мозговой Р. Аспекты валютного контроля расчетных операций физических лиц // Бухгалтерия и банки. 2006. N 1.

Определенные валютные ограничения могут быть предусмотрены при осуществлении банковских операций по счетам резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации до 1 января 2007 г.

В частности, при сохранении общей возможности резидентов переводить на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых за пределами территории Российской Федерации, Банк России вправе предусмотреть:

<*> В случае установления требования о предварительной регистрации счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе регистрационного документа (ч. 3 ст. 12 Закона N 173-Ф3).

Начиная с 1 января 2007 г. утрачивают силу не только требования о резервировании, но и об обязанности предъявления уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа об открытии счета.

Пунктом 6 ст. 12 Закона N 173-Ф3 установлено общее правило о возможности резидентов - физических лиц без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами.

Определенные изъятия из этого правила установлены в отношении осуществляемых между резидентами следующих валютных операций:

  1. по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; а также по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
  2. по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием вышеуказанных сотрудников на территорию страны местонахождения указанных представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;
  3. связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  4. предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Открытие и ведение счетов в банках, находящихся за пределами территории Российской Федерации, сопряжены с обязанностью резидентов (за исключением физических лиц) представлять налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по указанным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком РФ. Исходя из обычаев банковской практики, подтверждающими документами могут являться выписки движения средств по счету; копии платежных и расчетных документов, подтверждающие зачисление на счет (списание со счета) определенной денежной суммы, и другие документы.

В соответствии с Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819, отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.

Резидент обязан ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представлять в налоговый орган отчет по установленной форме с приложением документов, подтверждающих указанные в отчете сведения.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

По общему правилу вышеуказанные документы представляются непосредственно резидентом либо представителем резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

Днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:

В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.

Днем получения резидентом письменного уведомления налогового органа считается:

Однако из этого общего правила Закон N 173-ФЗ устанавливает определенные исключения. В частности, требования о порядке открытия счетов (вкладов) за пределами Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций и предоставления отчетов не применяются к субъектам, в отношении которых действует специальный режим - валютных бирж и уполномоченных банков. В настоящее время особый порядок открытия (закрытия) таких счетов действующим законодательством не предусмотрен <*>, а "особенности открытия счетов для банков вытекают из специфики статуса кредитных организаций и особенностей межбанковских отношений, в которых участвуют данные кредитные организации" <**>.

<*> Временный порядок выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Положением Банка России от 28 апреля 2004 г. N 256-П, утратил силу с 18 июня 2005 г. в связи с истечением срока его действия.
<**> См.: Алексеева Д.Г., Макарова Я.М., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. Комментарий к Федеральному закону N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 103.

Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, равно как и несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влекут наложение административного штрафа на граждан и (или) должностных лиц в соответствии с частями 2 и 6 ст. 15.25 КоАП РФ.