Мудрый Юрист

Реорганизация юридических лиц

В.В. Долинская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА.

При правовом регулировании прекращения деятельности юридических лиц традиционно выше удельный вес норм, посвященных их реорганизации. На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, имущественная масса остается в обороте и ее судьба нуждается в четком регулировании, во-вторых, при реорганизации затрагиваются интересы более широкого круга лиц. Значение реорганизации подчеркивается тем, что ей и ее отдельным формам посвящены не только нормы общегражданского (и/или общеторгового - в странах с дуализмом частного права) законодательства, но и специальные правовые акты как национального, так и наднационального, международного характера, например Третья директива ЕС от 9 октября 1978 г. N 78/855/EWG о слиянии, Шестая директива от 17 декабря 1982 г. N 82/891/EWG о разделении <1>, Закон ФРГ о реорганизации (Umwandlungsgesetz) от 28 октября 1994 г. <2>, английский Кодекс Сити о поглощениях и слияниях (The City Code on Takeovers and Mergers <3>).

<1> См.: Journal Officiel des Communautes Europeenne. N L 295. 20 oct. 1978; электронный ресурс: www.europa.eu.int.
<2> См.: http://www.jusline.de/Umwandlungsgesetz_(UmwG).htm.
<3> См.: Code on Takeovers and Mergers. 7 edn. May 2002.

В России нормы о реорганизации рассредоточены по Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК), специальным законам об организационно-правовых формах юридических лиц, например Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <4> (далее - ФЗ об АО), законам о различных видах деятельности, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <5> (далее - Закон о конкуренции), иным источникам права, например Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. (протокол N 49) и рекомендованный к применению распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р <6> (далее - ККП). В результате нет единства представлений о понятии реорганизации, ее формах, процедуре и последствиях.

<4> См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с изм. и доп.).
<5> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499 (с изм. и доп.).
<6> См.: Вестник ФКЦБ. 2002. N 4.

Общая характеристика реорганизации

Мы традиционно рассматриваем реорганизацию с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <7>. Однако в литературе существуют и другие определения <8>. В Российской империи и в первые годы советского государства термин "реорганизация" не использовался, хотя сам этот процесс (за исключением выделения) рассматривался как один из способов прекращения юридического лица <9>.

<7> См., напр.: Долинская В.В. Акционерное право: Учебник. М.: Юрид. лит., 1997; Она же. Предпринимательское право: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательский центр "Академия"; Мастерство, 2004; Она же. Юридические лица: Гл. 6 // Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. А.И. Масляев, В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2003.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - Юридическая фирма "Контракт", Издательский дом "ИНФРА-М", 2005 (издание третье, дополненное, исправленное и переработанное).

<8> См.: Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права / Под общей ред. В.В. Залесского. М.: ИНФРА-М, 1998; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Рук. авт. коллектива и отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма "Контракт"; ИНФРА-М, 1998; Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица. Автореф. ... канд. юрид. наук, 2000; Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций. Автореф. ... канд. юрид. наук, 1995.
<9> См., напр.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права; Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний, 1914; Грибанов В.П. Юридические лица. М.: МГУ, 1961; Цитович П. Учебник торгового права. Киев; СПб., 1914; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2003.

Реорганизация тесно связана с универсальным правопреемством, производными основаниями возникновения и относительными основаниями прекращения права собственности и иных вещных прав. Ее существенные признаки: специфика субъектного состава, форм, содержания и правовых последствий.

  1. По российскому праву субъектом реорганизации может выступать только юридическое лицо.

Сути реорганизации и ее правовому регулированию в ГК противоречит установленная в ст. 41 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <10> возможность реорганизации сельскохозяйственного кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств (!). Неправильное расширительное толкование и необоснованные ссылки на п. 3 ст. 23 ГК подвергнуты в литературе серьезной критике <11>.

<10> См.: СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870 (с изм. и доп.).
<11> См.: Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица. Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. § 2.1.
  1. Для реорганизации характерен закрытый перечень форм.

По дореволюционному законодательству Г.Ф. Шершеневич называл слияние (фузионирование) в двух его проявлениях: слияние двух компаний с их прекращением и образованием третьей компании (fusion); поглощение одной компании другой (annexion) <12>. И.Т. Тарасов также выделял закрытие компании путем погашения (амортизации) ее акций, при котором предприятие остается с духовными и материальными элементами, а личный элемент устраняется - и капитал предприятия делается окончательно безличным <13>. В ст. 98 Положения об АО от 17 августа 1927 г. предусматривались четыре формы прекращения деятельности общества без ликвидации его дел и имущества: соединение, присоединение, разделение и преобразование <14>. Правовые акты, посвященные другим организационно-правовым формам юридических лиц, ввели также выделение, которое в литературе характеризовали как особый вид разделения, но являющийся способом возникновения субъекта права <15>. И далее в правовых актах предусматривались уже пять форм реорганизации, о которых мы будем говорить отдельно.

<12> См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 443.
<13> См.: Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. Ярославль, 1879. С. 593.
<14> См.: Сборник законов СССР. 1927. Отд. 1. N 49. Ст. 500.
<15> См.: Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 марта 1936 г.; Братусь С.Н. Указ. соч. С. 221.

Право корпораций США не знает аналога реорганизации в форме разделения или выделения <16>. ФЗ об АО ошибочно называет изменение типа АО преобразованием (ч. 3 п. 3 ст. 7 ФЗ) <17>.

<16> См.: Бернард Блэк, Рейнер Крэкман, Анна Тарасова. Комментарий Федерального закона об акционерных обществах / Под общей ред. А.С. Тарасовой. М.: Лабиринт, 1999. С. 219, 222.
<17> См. также: П. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19.
  1. При реорганизации происходит прекращение существующих и (или) создание новых юридических лиц (за рубежом обычно добавляют: в упрощенном порядке), и, следовательно, обязательна государственная регистрация.

За рубежом различается реорганизация с изменением правового статуса реорганизуемого юридического лица (в ряде случаев - с его прекращением) и изменение экономических отношений собственности, а также, соответственно, перераспределение власти в обществе с сохранением правового статуса АО <18>.

<18> См.: Долинская В.В. Акционерное право. С. 257 - 258, 260.

При слиянии и разделении ранее существовавшее юридическое лицо не сохраняется. В случае если реорганизация влечет прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении по общему правилу информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц <19>. Единственной формой реорганизации, которая считается завершенной не с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического (присоединенного) лица, является присоединение.

<19> См.: Ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ о гос. регистрации) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431 (с изм. и доп.).
  1. В результате реорганизации имеет место правопреемство.

Обычно оно характеризуется как универсальное: передаются как вещи, имущественные и исключительные права, так и имущественные обязанности. Однако в литературе высказано и иное мнение: универсальное правопреемство имеет место при всех формах реорганизации, кроме выделения. В последнем случае происходит сингулярное правопреемство, так как реорганизованное юридическое лицо сохраняет за собой часть прав и обязанностей, а выделяемой организации может быть передана как определенная совокупность прав и обязанностей, так и отдельное право <20>.

<20> См.: Мартышкин С.В. Указ. соч. § 3.2.

Правопреемство при реорганизации признается гражданским и налоговым законодательством, частично процессуальным, но исключено в административном праве <21>.

<21> См. подробнее, напр.: Ст. 32 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 591 (с изм. и доп.); Валеев Д. Правопреемство в исполнительном производстве // Российская юстиция. 2004. N 4.

Формы реорганизации

Реорганизация может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии два (или более) юридических лица прекращают существование - и возникает одно новое. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает существование и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение). При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических лиц переходят по передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались после присоединения или слияния.

Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а реорганизованные считаются прекратившими свою деятельность). Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое прекращает существование - и на его месте возникают два (или более). Выделение - антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое, при этом прежнее сохраняет свое существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях ("пропорциях"), закрепляемых в разделительном балансе, между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.

Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (а реорганизованное - прекратившим свою деятельность). Реорганизация в форме выделения - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК использованы два неравнозначных понятия: "преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида" и "изменение организационно-правовой формы". Первое понятие шире и представляется более удачным.

Организационно-правовая форма представляет собой совокупность определяющих структуру и деятельность юридического лица (шире - предпринимателя) признаков: имущественной и организационной обособленности, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, самого юридического лица, в ряде случаев - его структурных подразделений, трудового коллектива, их ответственности друг перед другом, контрагентами, потребителями, конкурентами, государством и обществом.

Она наряду с формой собственности, в рамках которой создается и функционирует юридическое лицо, соотношением в правах учредителей (участников) и самого ЮЛ на имущество последнего, правовым режимом имущества, целью осуществляемой деятельности и другими критериями выступает основанием классификации юридических лиц на виды.

При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридических лиц сохраняются в прежнем состоянии.

Реорганизация юридических лиц в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а преобразованное - прекратившим свое существование).

По различным основаниям эти пять форм разбивают на различные группы.

I. По субъекту - инициатору реорганизации и ее основанию:

  1. разделение, выделение - п. 2 ст. 57 ГК;
  2. слияние, присоединение, преобразование - п. 3 ст. 57 ГК.

II. По судьбе имущественной массы:

  1. слияние, присоединение (увеличивается);
  2. разделение, выделение (уменьшается);
  3. преобразование (остается без изменений) <22>.
<22> Речь идет об общей характеристике имущества, а не абсолютном количественном выражении активов. В результате реорганизации у юридического лица может оказаться больше имущественных обязанностей, "долгов", чем было до реорганизации. Как свидетельствует практика, такая возможность обычно используется для финансовых махинаций.

III. По факту сохранения ранее существовавшего юридического лица:

  1. присоединение, выделение, преобразование (сохраняется);
  2. слияние, разделение (не сохраняется).

IV. По оформляющему реорганизацию акту:

  1. слияние, присоединение, преобразование (передаточный акт);
  2. разделение, выделение (разделительный баланс).

V. По моменту реорганизации:

  1. слияние, разделение, выделение, преобразование (с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц);
  2. присоединение (с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

В ГК упоминается специфика реорганизации некоторых юридических лиц:

преобразование хозяйственных обществ и товариществ одного вида в хозяйственные общества и товарищества другого вида, а также в производственные кооперативы (далее - ПК) (ст. 68 ГК);

реорганизация обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) (ст. 92 ГК);

преобразование АО в ООО или ПК (ст. 104 ГК);

реорганизация ПК в хозяйственные товарищества или общества (ст. 112 ГК);

реорганизация государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст. ст. 114, 115, 294 - 300 ГК).

Существуют частные - по формам реорганизации - проблемы. Например, п. 2 ст. 17 ФЗ возлагает на совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого АО обязанность вынести на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта, в то время как при слиянии этот вопрос носит общий для юридических лиц характер. На наш взгляд, обществу, к которому происходит присоединение, целесообразно включать этот вопрос в повестку дня своего общего собрания акционеров, так как договор о присоединении не призван дублировать передаточный акт, подчиняющийся требованиям п. 1 ст. 59 ГК и содержащий весь комплекс обязательств реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а информация об этих обязательствах должна быть представлена в полном объеме высшему органу управления АО. В связи с вышеизложенным предлагается внести изменения в п. 2 ст. 17 ФЗ и, исключив 3-е, изложить 2-е предложение в следующей редакции: "Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения, об утверждении договора о присоединении и об утверждении передаточного акта".

Большинство же тенденций и проблем правового регулирования относятся равным образом ко всем формам.

Процедура реорганизации

Первая общая проблема, на наш взгляд, - отсутствие унифицированной по организационно-правовым формам юридических лиц и формам реорганизации процедуры. Представляется, что реорганизация, так же как и ликвидация, должна четко подразделяться на стадии. Например, слияние и присоединение в Законе о реорганизации ФРГ и немецкой литературе представляют как единство четырех этапов: 1) заключение договора о слиянии или присоединении (§ 4 - 7, 36, 37 Закона), 2) составление правлением отчета о слиянии или присоединении и проверка слияния или присоединения (§ 9 - 12, 36 Закона), 3) утверждение общим собранием каждого торгового общества (аналоги российских АО и ООО) договора о слиянии или присоединении (§ 13, 36 Закона), 4) регистрация слияния или присоединения (§ 16 - 20, 36, 38 Закона) <23>. Естественно, что все классификации преследуют определенные цели и поэтому отличаются друг от друга. Так, применительно к торговым (хозяйственным) обществам в Германии не выделяют в качестве самостоятельных этапов принятие совместным общим собранием акционеров сливающихся обществ устава нового общества и выборы наблюдательного совета, а при присоединении - утверждение устава общества в новой редакции; в России же не требуется составления исполнительным органом общества отчета о слиянии или присоединении и проверки слияния или присоединения.

<23> См. также: R. Becker. Die gerichtliche Kontrolle von Massnahmen bei der Verschmelzung // AG. 1998. N 8. S. 224; G. Krieger. Der Konzern im Fusion und Umwandlung // ZGR. 1990. N 3. S. 519; J. Luettige. Das neue Umwandlungs und Umwandlungssteuerrecht // N JW. 1995. Heft 7. S. 419; K. Schmidt. Gesellschaftsrecht. Verlag Dr. Otto Schmidt KG, Koeln, 1998. S. 392.

На примере АО как наиболее распространенной в мире и универсальной формы в результате анализа действующего законодательства и правоприменительной практики России с учетом принципов корпоративного управления предлагается выделять:

предварительную стадию - компетентные органы ведут переговоры о возможности, целесообразности и экономической эффективности реорганизации;

стадию оформления инициативы - совет директоров (или иные полномочные лица) выносит на общее собрание акционеров вопрос о реорганизации в конкретной форме, акционеры решают принципиальные вопросы реорганизации и обсуждают существенные условия договоров о слиянии, присоединении;

организационную стадию - совет директоров и иные компетентные органы и лица разрабатывают проект договора о слиянии или присоединении, подготавливают передаточный акт или разделительный баланс, разрабатывают устав или изменения и дополнения в него, иные необходимые документы, подписывают договор о слиянии или присоединении;

стадия утверждения - общее собрание акционеров утверждает договор о слиянии или присоединении, устав общества или изменения и дополнения в него, иные необходимые документы, передаточный акт или разделительный баланс;

регистрационная стадия - проходит государственная регистрация создания и прекращения юридического лица, с момента которой по общему правилу АО считается реорганизованным.

Такое деление логично и правомерно. Например, недопустимо утверждение передаточного акта и разделительного баланса как документов о правопреемстве одновременно с принятием решения о реорганизации. Невозможно их утверждение до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени, или, если такие требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. Ведь в этих документах должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества. Применительно к одной из форм реорганизации Г.Ф. Шершеневич писал: "Во всяком случае слияние предполагает договор между сливающимися товариществами, который заключается их правлениями НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩИХ СОБРАНИЙ" <24> (выделено авт.).

<24> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 443.

Итак, созыв общего собрания акционеров необходим дважды: на стадиях оформления инициативы и утверждения. Это не только средство реализации прав акционеров на участие в управлении, знак признания верховенства власти общего собрания акционеров. Доктринальная детализация реорганизации АО и ее легальное закрепление позволят решить как минимум два практических вопроса: о сроках уведомления кредиторов и о моменте возникновения у акционеров - владельцев голосующих акций права требовать выкупа обществом у них акций.

Современное гражданское и акционерное законодательство, соблюдая принципы неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1 ГК), уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридических лиц при его прекращении <25>. Сопоставление сроков уведомления кредиторов и предъявления ими требований, с одной, и сроков государственной регистрации - с другой стороны, наглядно демонстрирует, что "привязка" уведомления к решению второго собрания может привести к исчезновению должника - и кредиторам придется обращаться к его правопреемникам. Примечательно, что нормы о продаже и аренде предприятия (ст. ст. 562 и 657 ГК), аналогичные, на наш взгляд, по своей природе рассматриваемым, указывают на: а) необходимость уведомления до передачи имущества; б) право кредитора требовать признания договора недействительным.

<25> См. подробнее: Долинская В.В. Акционерное право. С. 256 - 257; Она же. Юридические лица: Гл. 6 // Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. А.И. Масляев, В.П. Мозолин. С. 174 - 175.

Само решение о реорганизации не является сделкой, но ее порядок и условия определяются в договоре о слиянии, договоре о присоединении. Передачу прав и обязанностей, конвертацию акций, обмен акций общества на вклады участников ООО или паи членов ПК также осуществляют посредством сделок. Признание их недействительными на первых же этапах существования новых юридических лиц в одном случае (например, при разделении) ставит под угрозу их имущественное положение и тем самым правовой статус. В другом случае (например, при слиянии) практически невозможно применить последствия признания сделки недействительной, так как заключившие ее субъекты уже не существуют <26>. При другом варианте прекращения юридических лиц - ликвидации - кредиторам предоставляется срок для предъявления своих требований до регистрации ликвидации.

<26> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 1998 г. по делу N А56-15664/97; Филиппова Л.В. Применение законодательства об акционерных обществах // Арбитражная практика. 2003. N 1. С. 84 - 85.

Схожая ситуация при определении момента возникновения у акционеров - владельцев голосующих акций права требовать выкупа обществом у них акций. Сюда следует также добавить, что неопределенная природа этого права ставит под сомнение возможность включения встречной обязанности АО в состав его имущества и, следовательно, возможность перехода этой обязанности к его правопреемникам. Кроме того, в литературе правильно отрицается наличие вещно- или обязательственно-правовой связи в их классическом понимании между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником <27>. Погашение акций осуществляется при их выкупе (п. 6 ст. 76 ФЗ об АО) и при реорганизации (п. 4 ст. 16, п. 4 ст. 17 ФЗ об АО), а не после нее. Наконец, вопрос о выкупе акций надо рассматривать в совокупности с нормами ч. 2 п. 3 ст. 18, ч. 3 п. 3 ст. 19 ФЗ об АО. Они устанавливают обязанность (!) акционера реорганизуемого в форме разделения или выделения АО, голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения или выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. На наш взгляд, такое навязывание акций, в том числе при негативном отношении акционера к реорганизации, вряд ли вписывается в систему мер обеспечения его прав (см., например, п. 6 ст. 28, ст. ст. 40, 41 ФЗ об АО). Возникающие на практике споры пока можно нейтрализовать только предложением АО и органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, следить за тем, чтобы срок организационных мероприятий от даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации до завершения реорганизации в форме разделения или выделения не был меньше 75 дней - срока для реализации акционерами права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций и для исполнения АО корреспондирующей обязанности (ч. 2 п. 3 и п. 4 ст. 76 ФЗ об АО) <28>.

<27> См.: Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. § 1.1. Правда, правовая квалификация существующих отношений не дается. Надеемся, что ответ на этот вопрос содержится в предложенном нами выделении в предмете гражданского и акционерного права статутных отношений.
<28> См.: Долинская В.В. АО: Общая характеристика и основные проблемы // Закон. 2004. N 9. С. 54.

Эти проблемы будут решены при условии легальной "привязки" начала течения сроков уведомления кредиторов и момента возникновения у акционеров - владельцев голосующих акций права требовать выкупа обществом у них акций к стадии оформления инициативы, к решению первого общего собрания акционеров.

Документальное оформление реорганизации

Основными документами при реорганизации являются:

решение компетентного органа о реорганизации (это может быть как орган управления реорганизуемого юридического лица <29>, так и полномочный представитель собственника <30>);

<29> По учредительным документам конкретного юридического лица устанавливаются орган управления, компетентный принимать такие решения, и порядок их принятия (кворум, если орган коллегиальный, и т.п.).
<30> См., напр.: Письмо Госкомимущества РФ от 20 июня 1996 г. N ВШ-19/4814 "О примерных распоряжениях о реорганизации федеральных предприятий" // Экспресс-Закон. 1996. N 30.

договор о слиянии или присоединении;

передаточный акт или разделительный баланс;

учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения в учредительные документы существующих или новая редакция таких документов;

акт государственной регистрации <31>.

<31> См. также: Родионова О.М. Документальное оформление создания АО // Закон. 2004. N 9.

В ГК и специальных законах особое внимание уделяется передаточному акту и разделительному балансу как документам о правопреемстве. Они должны отвечать ряду обязательных требований к оформлению и содержанию, частично содержащихся в ГК и специальном законодательстве о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, частично выработанных практикой <32>. Так, например, недопустимо утверждение этих документов одновременно с принятием решения о реорганизации. Невозможно их утверждение до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени, или если такие требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. В передаточном акте или в разделительном балансе должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества, в связи с чем составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц.

<32> О содержании передаточного акта и разделительного баланса см.: Приказ Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" // Российская газета. 2003. 2 июля.

Несмотря на прямое указание ст. 59 ГК, некоторые авторы критично оценивают значение этих документов. В.А. Рахмилович писал, что "вряд ли их можно считать правоустанавливающими документами в том смысле, что без этого документа нет перехода соответствующего права. Скорее они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников" <33>. Более того, принимая во внимание, что состав имущества и обязательств реорганизованного юридического лица может не соответствовать составу имущества и обязательств, которые должны перейти к правопреемнику в результате реорганизации, высказано мнение о необходимости отказа от составления и утверждения передаточного акта и разделительного баланса, а состав передаваемых имущества и обязательств определять в договоре о слиянии (присоединении) либо в решении о разделении (выделении) <34>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - Юридическая фирма "Контракт", Издательский дом "ИНФРА-М", 2005 (издание третье, дополненное, исправленное и переработанное).

<33> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 140.
<34> См.: Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран западной Европы. М., 2000. С. 37.

Подобные высказывания слабо сообразуются с действующим гражданским, налоговым законодательством и актами о бухгалтерском учете, игнорируют разную правовую природу этих документов и легально закрепленные различия в их содержании.

Принудительная реорганизация

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридического лица.

Добровольным основанием считается решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация с согласия уполномоченных государственных органов <35>.

<35> См.: П. 3 ст. 57 ГК; ст. 17 Закона о конкуренции.

Из анализа ст. ст. 113 - 115, 120, 294 - 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях и только в формах, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. п. 2, 3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. п. 1, 3 ст. 65 ГК).

Принудительная реорганизация применяется в российской практике весьма редко <36>, хотя соответствующие права предоставлены компетентным органам. Так, антимонопольные органы в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о конкуренции могут адресовать хозяйствующим субъектам предписание осуществить реорганизацию юридического лица в форме разделения или выделения, то есть только в формах, подразумевающих увеличение числа субъектов и уменьшение имущественной базы, доли на рынке и т.п. В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

<36> См. подробнее: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). Учебник. М., 2000. С. 245 - 247.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при совокупности следующих условий: 1) возможность организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; 2) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; 3) возможность юридического лица в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Больше мы не встретим такой четкой схемы. При отсутствии единого правового акта о прекращении деятельности юридического лица следует хотя бы конкретизировать в ГК основания и порядок принудительной реорганизации, дать закрытый перечень лиц, которые могут ее требовать, а также включить в ФЗ отсылочную норму.

Гарантии прав кредиторов

Современное гражданское законодательство, соблюдая принципы неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1 ГК), уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении.

Применительно к реорганизации они выражаются в комплексе следующих норм:

  1. субъект, принявший решение о реорганизации, обязан письменно уведомить кредиторов о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения;
  2. право кредитора реорганизуемого юридического лица потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должника;
  3. ответственность юридического лица по своим обязательствам всем своим имуществом;
  4. система субсидиарной ответственности у ряда юридических лиц;
  5. солидарная ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица вновь возникших лиц в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного;
  6. документ, оформляющий прекращение, должен содержать, в частности, сведения о заявленных кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения, правопреемстве (в случае наличия такового) по всем обязательствам ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Согласно п. 4 ст. 9 ФЗ о госрегистрации регистрирующему органу запрещено требовать представления других документов, кроме установленных этим Законом. Налоговые органы дают прямо противоположные разъяснения <37>, и это не случайно.

<37> Сравним письмо МНС РФ от 10 февраля 2003 г. N ММ-6-09/177@ // Финансовая газета. 2003. N 12; письмо МНС РФ от 22 октября 2003 г. N 09-1-02/5082-АМ492 (официально не опубликовано).

Согласно п. 1 ст. 60 ГК учредители (участники) или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Пункт 5 ст. 51 ФЗ об ООО, п. 6 ст. 15 ФЗ об АО, п. 7 ст. 29 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" отводят реорганизуемому юридическому лицу 30 дней с даты принятия решения о реорганизации, а при реорганизации в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из юридических лиц, участвующих в слиянии или присоединении, на письменное уведомление об этом всех своих кредиторов (ФЗ об ООО и "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" смягчили формулировку - "всех известных ему кредиторов") и публикацию в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении.

Кредиторы реорганизуемого юридического лица в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств ЮЛ и возмещения им убытков.

В ФЗ об ООО особо подчеркнуто, что государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном законом.

Доказательствами уведомления кредиторов, представляемыми при регистрации реорганизации, являются:

опубликование в органе печати необходимой информации;

копии уведомлений кредиторов.

Об отсутствии кредиторов представляется справка, составленная в произвольной форме.

Специфика создания юридического лица при реорганизации

В большинстве случаев реорганизация выступает не только способом прекращения деятельности юридических лиц, но и способом их создания наряду с учреждением вновь. Специфику создания юридических лиц при реорганизации составляют:

возможность образования в распорядительном порядке (п. 2 ст. 57 ГК);

наличие, как правило, ограничений в выборе организационно-правовой формы;

ограничения субъектного состава учредителей образуемой организации (только учредители (участники) реорганизуемого юридического лица);

производное основание возникновения права собственности и его документальное оформление (созданное юридическое лицо приобретает первоначальное имущество на основании передаточного акта или разделительного баланса).

В связи с последней особенностью возникают две проблемы. Во-первых, в литературе правильно отрицается наличие вещно- или обязательственно-правовой связи в их классическом понимании между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником <38>, но не дается правовая квалификация существующих отношений. Очевидно, результативным будет возвращение к идее О.А. Красавчикова о включении в предмет гражданского права организационно-имущественных, статутных отношений, которую на современном этапе развивают П.В. Степанов, автор этой статьи, и другие.

<38> См.: Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. § 1.1.

Во-вторых, в законодательстве неоднозначно решается вопрос о формировании имущественной базы возникающего юридического лица. Наиболее разработанными являются следующие способы: 1) обмен долей, акций, паев участников реорганизованного юридического лица на доли, акции, паи вновь созданной организации; 2) формирование уставного капитала за счет собственных средств учредителей; 3) смешанный способ (1-й и 2-й); 4) образование уставного капитала за счет активов реорганизованного юридического лица, переданных организации-правопреемнику.

Еще одна особенность связана с государственной регистрацией. Для регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, в регистрирующий орган в соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ вместе с учредительными документами вновь возникающей организации обязательно представляются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. В законе могут устанавливаться требования о необходимости представления для государственной регистрации таких юридических лиц и других документов (например, в соответствии с п. 5 ст. 51 ФЗ об ООО доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке).

У регистрирующего органа появляются дополнительные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица (ч. 2 п. 2 ст. 59 ГК) <39>.

<39> См. также: Гл. гл. V, VI и ст. 25 ФЗ о госрегистрации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется по общему правилу - регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц <40>.

<40> См. также: Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией, утвержденные Приказом ФНС от 30 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/141@ // Экономика и жизнь. 2005. N 1; Временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц. Приложение к письму ФНС от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц".

Смежные понятия

Реорганизацию традиционно рассматривают в первую очередь с точки зрения имущественных отношений. Например, М.И. Кулагин писал, что "это одна из форм, в которую облекается процесс централизации производства и капитала в экономике..." <41>. Экономические отношения собственности и право собственности не совпадают. Из сферы чисто имущественных отношений решение вопроса в акционерном праве подчас переносится в сферу отношений власти, управления. Владелец контрольного пакета акций получает возможность распоряжаться всем имуществом АО, расширяет свои возможности присвоения. Именно это, на наш взгляд, отражали нормы п. п. 143, 145, 148 Положения об АО, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 <42>.

<41> Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 131.
<42> См.: СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92.

В настоящее время в немецком праве признается так называемое экономическое слияние (die wirtschaftliche Verschmelzung): а) несколько обществ могут учредить новое общество, передав ему полностью или в части свое имущество, в том числе свои предприятия с относящимися к ним правами и обязанностями и получив взамен акции нового общества; или б) акционеры нескольких обществ могут обменять свои акции на акции нового общества <43>. В первом случае акции нового общества получают общества, передавшие свое имущество, а не их акционеры - и прекращения деятельности юридического лица не происходит. Во втором случае акционеры могут ликвидировать прежние общества, если обменяют все их акции. Считается, что это создает дополнительные трудности, так как нет универсального правопреемства и не допускается упрощенный порядок прекращения и создания юридического лица, свойственный только реорганизации. Но в принципе экономическое слияние разрешено. В США допускаются так называемые денежные слияния (cash mergers): в плане слияния можно указывать, что в качестве удовлетворения за передаваемое при слиянии имущество будут предоставляться "акции, облигации или иные ценные бумаги принимающей или любой другой корпорации либо... деньги или иное имущество..." <44>. В ст. 429 английского Закона о компаниях предусматривается право компании, приобретающей 90% акций (паев) другой компании, "установить контроль", или take-over bid.

<43> См.: H.-W. Neye, P. Limmer, N. Frenz, U.M. Harnacke. Verlag fuer die Rechts- und Anwaltspraxis GmbH & Co., Herne / Berlin, 1996. S. 26.
<44> См.: § 11.01 (b) (3) Модельного закона о предпринимательских корпорациях (Model Business Corporation Act), § 251 (b) Общего закона о корпорациях Делавэр (Delaware General Corporation Law), § 11.01 Общего закона о корпорациях Калифорнии (California General Corporation Law).

Еще в 1997 г. мы характеризовали подобные действия как форму финансового слияния и рассматривали практику поглощений, аквизиций и методы борьбы с ними в странах романской системы права, ЕС и США <45>. Сравним с англ. формулировкой: поглощение одной компании другой компанией является формой экономической концентрации и достигается путем приобретения акций, принадлежащих акционерам поглощаемой компании <46>. При скупке акций могут последовать реорганизация АО в любой форме и даже ликвидация. В то же время при провозглашенном принципе свободы замены акционеров в АО приобретение акций, пусть даже контрольного пакета, прямо не отражается на самом обществе. Возникает коллизия между экономической и правовой характеристиками процесса. В конце XIX в. П. Цитович отмечал, что если акционерам присоединенной компании вместо акций принимающей компании выдаются облигации, то слияния в этом нет, поскольку это - простое приобретение одной компанией имущества другой (ликвидированной), с уплатой покупной цены этого имущества облигациями и с принятием на себя покупщиком всего актива и пассива купленного имущества <47>. В то же время в результате покупки акций "предприятия сохраняют лишь юридическую (формальную), но не хозяйственную самостоятельность, ибо, обладая большинством голосов на общих собраниях, контролирующее предприятие всецело подчиняет их своей воле" <48>.

<45> См.: Долинская В.В. Акционерное право. С. 260. § 2. Гл. 3. Р. III.
<46> См.: Janet Dine. Company Law. Fourth edition. Palgrave Law Masters. 2001.
<47> См.: Цитович П. Учебник торгового права. Киев; СПб., 1891.
<48> Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. 1914. С. 5.

Представляется, что квалификацию этого комплекса отношений можно и нужно искать в понятии "поглощение" <49>. По Кодексу Сити, поглощение - это, во-первых, сделка (в отличие от реорганизации), во-вторых, сделка по приобретению 30 и более процентов голосующих акций компании. В английском Законе "О финансовых услугах и рынках" 2000 г. (Financial Services and Markets Act) было одобрено применение этого рекомендательного акта, что означает возможность принятия принудительных мер к его нарушителям. Закон ФРГ "О приобретении ценных бумаг и поглощениях", вступивший в силу с 1 января 2002 г., определяет поглощения через "оферту о поглощениях" - оферту, направленную на получение контроля над компанией - адресатом оферты, а "контроль" означает приобретение по крайней мере 30% голосов от общего количества голосов, предоставляемых всеми акциями компании (с учетом тех голосующих акций, которыми обладает оферент на момент оферты) <50>. В ККП под поглощением понимается приобретение 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества <51>. Несмотря на рекомендательный характер этого акта, сведения о поглощениях (но уже понимаемых как приобретение любого крупного пакета любых акций) входят в обязательном порядке в годовой отчет АО <52>.

<49> См.: Долинская В.В. Указ. соч.; Рид Фостер Стэнли, Лажу Рид Александра. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
<50> См. подробнее: Hengeler Mueler. A New Takeover Regime for Germany: German Act on Acquisition of Securities and Takeovers. In Takeovers in English and German Law. Edited by Jennifer Payne. Hart Publishing. Oxford and Portland, Oregon, 2002. Р. 178.
<51> См.: Распоряжение ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.
<52> См.: Методические рекомендации по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах АО, утвержденные распоряжением ФКЦБ от 30 апреля 2003 г. N 03-849/р.

Ни один из признаков реорганизации не свойствен поглощениям. Акции могут приобретать любые субъекты права. Законодательство и практика предлагают плюрализм договорных форм приобретения, не пересекающихся с формами реорганизаций как явлениями другой правовой природы. Статус АО может не изменяться. Государственная регистрация сделок не требуется. Правопреемство носит сингулярный характер. Таким образом, поглощения являются сделками, но в силу их объема, субъектного состава и последствий (возможно образование пар: основное - дочернее, преобладающее/участвующее - зависимое общества - ст. ст. 105, 106 ГК, ст. 6 ФЗ об АО) сделками экстраординарными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С 1 июля 2006 г. признана утратившей силу ст. 80 ФЗ об АО "Приобретение 30 или более процентов обыкновенных акций общества" (ст. 8 Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ <53>) и вводится в действие самостоятельная гл. XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества".

<53> См.: СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 172.

Ее название свидетельствует: а) о приведении в соответствие прежней редакции п. п. 1 и 2 ст. 80 ФЗ нормам п. 3 ст. 7 и п. 2 ст. 10 ФЗ об АО; б) о признании единой правовой природы за обыкновенными и привилегированными акциями; в) об упразднении существовавшего ранее смешения объектов крупных сделок и о приведении в соответствие друг с другом ФЗ об АО и ККП.

При том значении, которое имеет реорганизация юридических лиц для гражданского оборота, и при тех проблемах, которые порождают современное законодательство и правоприменительная практика, представляется необходимым унифицировать ее правовое регулирование и уделить ей больше внимания в ГК или в специальном законе <54>.

<54> Помимо немецкого опыта, в пользу такого варианта говорят работы по подготовке проекта закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций", возобновленные в 2006 г. См.: http://www.economy.gov.ru/progectreorg.html. Одновременно напомним, что с середины 30-х гг. ХХ в. в России также действовал акт общего характера. См.: "О порядке слияния, присоединения, разделения и ликвидации трестов и других хозяйственных организаций и выделения из их состава отдельных предприятий": Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 марта 1936 г. // СЗ СССР. 1936. N 18. Ст. 151.