Мудрый Юрист

Связь религиозного и правового сознания

Зыкова С.В., преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

Рассмотрение правового сознания как формы общественного сознания наряду с религией, моралью, политикой и другими формами общественного сознания является традиционным для современной философской и юридической теории. При этом исследуются элементы правосознания (нормы, идеи, чувства, взгляды), его стороны (правовая идеология и правовая психология, теоретическое и обыденно-практическое правосознание), функции. Применительно к религиозному сознанию обычно рассматривают понятие, структуру, функции религии. Однако данные аспекты могут носить универсальный для всех форм общественного сознания характер (например, регулятивная функция присуща как правовому, так и религиозному сознанию) и не в состоянии дать представление об особенностях данных форм общественного сознания.

По нашему мнению, формы общественного сознания можно различать по степени развитости тех или иных сущностных свойств, черт. Соответственно, для определения механизмов и логики взаимосвязи правового и религиозного сознания необходимо более подробно рассмотреть основные их черты (свойства), которые и послужат основанием их дифференциации. Однако, изучая свойства и черты правового и религиозного сознания, необходимо понимать, что, говоря о наличии того или иного свойства, мы лишь указываем на то, что данной конкретной форме общественного сознания оно присуще в большей степени, чем другим, что вовсе не означает отсутствие этой черты у других форм общественного сознания. Поэтому характерные черты правового и религиозного сознания могут быть выделены лишь условно.

Анализируя свойства правового и религиозного сознания, сначала рассмотрим их общие свойства, однако особое внимание уделим "противоположным" свойствам, которые могут послужить основанием взаимного отличия данных форм общественного сознания, и по возможности сопоставим эти свойства друг с другом.

Прежде чем приступить к рассмотрению взаимосвязи правового и религиозного сознания, необходимо определить понятия "правовое сознание" и "религиозное сознание". В данной работе правосознание понимается как система идей, взглядов, чувств, переживаний и представлений отдельных людей, социальных групп, слоев и классов о действующем праве, правосудии и законности, а также о том, какими они должны быть. По аналогии религиозное сознание мы будем определять как совокупность идей и взглядов, чувств переживаний и представлений верующих о Боге (и шире - о трансцендентном, сверхъестественном), о мире и месте в нем человека.

Важнейшим свойством правового сознания является нормативность. На нормативность как черту юридического мышления указывает А.И. Овчинников <*>. О.З. Лейст отмечает, что некоторые ученые-юристы сомневаются в нормативном характере правосознания. Сам он утверждает, что правосознание не менее нормативно, чем право или мораль, а в нормативности последних не сомневается никто <**>. Правосознание отражает бытие через нормы как общеобязательные правила реализации воли субъекта. Правовое суждение представлено как сопоставление общей нормы конкретного случая и завершается выводом (оценкой с позиции правосознания).

<*> См.: Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов-на-Дону, 2002. С. 79 - 81.
<**> См.: Лейст О.З. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 195.

Религиозное сознание так же нормативно, как и правосознание. Религиозная нормативность проявляется в том, что в религиозных нормах сформулированы правила поведения людей, предусмотрена определенная ответственность за их нарушение, они имеют обязательный императивный характер, их исполнение обеспечивается мерами принуждения и определенными санкциями. Религиозные нормы, так же как и правовые, имеют логическую структуру "если - то - иначе". Если гипотеза и диспозиция религиозных норм почти всегда "видны", к примеру "и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали (гипотеза), так и вы поступайте с другими (диспозиция)", то санкция почти всегда "проявляется" логическим путем: за невыполнение религиозного предписания следует кара Господня. Примеры кар господних широко освещаются в источниках религиозных норм Библии, Коране и т.д. Среди мер религиозного наказания, предусмотренных данными источниками, которые должны были бы исправить грешника, специфическое место принадлежит покаянию. Религиозное покаяние выступало одновременно и как мера наказания, и как способ исправления человека, а в христианских государствах совершение покаяния предписывалось юридическими нормами. В России еще в прошлом веке церковное покаяние присоединялось к уголовным и другим наказаниям. Еще одним из наиболее сильных наказаний в системе религиозного регулирования, связанным с правом, было отлучение или анафема. Отлучение, даже неполное, временное, было наказанием чрезвычайно тяжким, поскольку оно приводило к изоляции отлучаемого. Прожить же в традиционном обществе вне своей микросреды было практически невозможно, человек, отлученный от церкви, фактически оказывался поставленным не только вне общества, но и вне закона.

Ценностно-нормативная иерархичность, всеобщая иерархичность как норм, так и ценностей является характерным свойством как правового, так и религиозного сознания. Иерархичность подразумевает систему со структурой взаимоподчиненных элементов. В этой связи справедлива мысль В.П. Малахова о том, что "связь правовых ценностей носит иерархический характер. Это значит, что система правовых ценностей, реализующихся правом, отражает некоторую совокупность предпочтений. Иными словами, в каждом отдельном случае правовое суждение, решение, действие не только представляют собой результат выбора более важных ценностей и целей, но и позволяют реализовать нечто более важное в ущерб или за счет менее важного" <*>. Однако здесь нужно пояснить, что правовые ценности правосознанием воспринимаются как обладающие "собственной ценностью", большей или меньшей, но независимой от ценности, стоящей на высшей ступени иерархии. Так, собственность с позиции правосознания есть ценность как таковая, а не постольку, поскольку ценна человеческая жизнь. Хотя ценность человеческой жизни стоит выше в иерархии правовых ценностей.

<*> Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001. С. 125.

Важной чертой правового сознания является его ретроспективность. Правовое сознание главным образом обращено на рассмотрение общественных отношений, уже имевших место, что является его характерной чертой. Само по себе оно не обращено в будущее и не является сознанием целеполагающим. Правовое сознание ориентировано на рассмотрение социальной действительности через призму некоего объективного порядка, представляемого носителем правового сознания. Конкретные интересы, линии перспектив индивидов и их групп правовое сознание не фиксирует. Таким образом, правовая норма, созданная, как правило, для будущего и содержащая должное, существует в настоящем и актуализируется в правосознании только в связи с некоей конкретной ситуацией, имевшей место в прошлом. Религиозное же сознание, напротив, телеологично (перспективно). Религиозное сознание человека всегда обращено своими помыслами в будущее, к своей цели, которая является его высшей ценностью.

Правовому сознанию свойственна внутренняя противоречивость. Оно самодостаточно ввиду того, что заключает противоречие в себе самом. Само правосудие не внушает мысль о стройном порядке, а, напротив, несет в себе идею конфронтации и конфликта, вмещаемых сферой правосознания <*>. Правовое сознание предполагает способность к рефлексии.

<*> См.: Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004. С. 55.

Внутренняя непротиворечивость, напротив, характеризует сознание религиозное. Сознание религиозного существа внутренне непротиворечиво, так как важным для него является высшая цель - связь с Богом. Все противоречия ценностей в нем являются мнимыми и воспринимаются как несущественные ввиду того, что у носителя определенного религиозного сознания, будь то индивид или группа, есть одна высшая цель, она же высшая ценность.

Компромиссность - еще одно свойство правового сознания. Правовое сознание ориентировано на компромисс воли различных индивидов, который создает временный баланс сил - временную парадигму права, на которой основан любой порядок и без которой была бы невозможна стабильность в обществе. Религиозное же сознание, напротив, конфликтно. Поскольку религиозное сознание внутренне непротиворечиво и экспансивно, любой компромисс с информационной системой вовне рассматривается как нарушение его цельной структуры и соответственно потеря его качества.

Важно отметить и некоторые сходства и отличия правового и религиозного сознания, вызванные спецификой правового и религиозного мышления.

Правовое сознание в большей степени дедуктивно. Оно, будучи нормативным, развертывается от общего (норма) к частному (поведение конкретного субъекта). Данное свойство правосознания в целом определяется спецификой логики правового мышления. Данная логика предполагает суждение о частном на основе общего. То есть "общая воля" (порядок), выраженная в норме, прилагается к воле частной (участников правоотношения) с приоритетом первой. Субъект правосознания не противопоставляет себя общему, а отождествляет себя с ним и мыслит с позиции общего, рассматривая частное. О дедуктивности юридического мышления В.П. Малахов пишет: "Юридическое мышление дедуктивно в трех смыслах. Во-первых, оно в своих познавательных актах и в оценках всегда исходит из некоторых утверждений общего порядка. Последние отражают определения и существенные для права закономерности и обобщения безусловного характера. Разумеется, и все другие способы логического рассуждения так или иначе опираются на общие знания, законы, безусловные утверждения, декларации и т.п. Но только в дедукции эти элементы не просто подразумеваются, составляя некий интеллектуальный "фон" обобщений, а выступают в явной форме, в виде ссылок или указания оснований для связи элементов рассуждения. Иначе говоря, юридическое мышление дедуктивно потому, что не обобщения являются целью логических процедур, а конкретизация, детализация, идентификация наших знаний об отдельных предметах, явлениях. Во-вторых, юридическое мышление дедуктивно в том смысле, что оно ориентируется на достоверность знаний, лишь в достоверности имеет гарантию верных решений. Там, где логический переход к достоверности практически невозможен или сильно затруднен (например, при исследовании следственных версий, при судебном доказывании), юридическое мышление устанавливает границы, которые и выступают критерием достоверности. В-третьих, юридическое мышление дедуктивно потому, что оно тяготеет к строгому в логическом смысле анализу, к рассуждениям, имеющим адекватный формализованный аппарат познания" <*>. Однако в отличие от континентальных юристов англосаксонский тип правового сознания скорее индуктивный, чем дедуктивный. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья "примеривает" конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении. Такой механизм лишь с большой натяжкой можно назвать нормоприменительным. А.И. Овчинников указывает, что правовое мышление не сводится к дедуктивному силлогизму, предлагая примеры правоотношений, где участники используют и логические операции, связанные с индукцией <**>.

<*> Малахов В.П. Логика для юристов. М., 2002. С. 267.
<**> См.: Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов-на-Дону, 2002. С. 110, 113 - 131.

Важной логической чертой правового сознания является аналитичность, которая ему свойственна в большей степени, чем сознанию религиозному. В.П. Малахов, говоря об аналитичности юридического мышления, указывает: "Юридические понятия и нормативные акты как бы "прикладываются" к действительности, а действительность как бы "узнается" в юридически заданных смыслах. Знания, обретаемые юридическим мышлением, в виде возможности уже заложены в исходных понятиях, принципах и нормах. Знания и оценки отдельных явлений есть конкретизация правовых (и юридических) понятий. В этом и заключена аналитичность мышления" <*>.

<*> Малахов В.П. Логика для юристов. М., 2002. С. 266 - 267.

Религиозное сознание также опирается на дедуктивный метод, при котором частные положения выводятся из общих, и является в большей степени синтетичным. Религиозное познание основано на Откровении Божества к человеку и воспринимается им как совершенная истина. При религиозном мышлении мысль идет от общего к частному, то есть рассматривается уже как данность, полученная в Откровении или созерцании, а в аналитическом, рассудочном мышлении мы видим противоположное: стремление построить общее на основах случайного и частного, материалом которого служат сходства и аналогии, а арматурой этих знаний - воображение и фантазия самого исследователя, построенная на субъективном чувстве достоверности, которое носит душевно-эмоциональный характер.

Еще одним логическим различием правового и религиозного сознания является применение по преимуществу в правовом мышлении процедуры аналогии. Аналогия как логическая операция характерна в большей степени именно для правового сознания. В России в отраслях частного права, например в гражданском праве, применяется как аналогия права, так и аналогия закона. В уголовном и административном праве аналогия запрещена, однако ранее также применялась. В странах общего права правовое мышление просто не может быть представлено без операции аналогии. Напротив, для религиозного сознания аналогия свойственна в значительно меньшей степени.

Можно выделить и иные свойства правового и религиозного сознания логического плана. В частности, наряду с аналитичностью и дедуктивностью можно выделить еще и такие свойства юридического мышления, как повышенная связность, точность, терминологичность, конвенциональность, формализм. Безусловно, вышеназванные свойства в меньшей степени присущи или вообще не присущи религиозному мышлению. Однако мы не будем останавливаться на них подробно, так как рамки настоящего исследования это не предполагают.

Таким образом, правовое и религиозное сознание имеют различные свойства и отличны по своему содержанию и логике. Свойствами правового сознания являются нормативность, ценностно-нормативная иерархичность, дедуктивность, аналитичность, внутренняя противоречивость, компромиссность, ретроспективность, а свойствами религиозного сознания являются синтетичность, телеологичность, внутренняя непротиворечивость и конфликтность.