Мудрый Юрист

Преступность несовершеннолетних как угроза общественной безопасности России

Сегодня "угрозы социумом" в России приобрели пороговый характер: происходящие в стране переломные процессы формирования новых духовных, социально-политических, экономических отношений, затрагивающие все социальные слои, группы, классы, само государство, что порождает все новые виды противоречия и опасности, с которыми сталкивается сегодня во всех сферах нашей жизни каждый человек. Обеспечение общественной безопасности - это система мероприятий, осуществляемых государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Проблема оценки уровня допустимости "угроз социумом" исключительно сложна и пока еще слабо разработана, реально применимых методов его измерения пока не существует. Так, А.Н. Позднышев справедливо замечает, что для решения данной задачи весьма актуальной является разработка определенного набора индикаторов, позволяющих с достаточной степенью достоверности создать систему заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз, оценить их уровень <*>. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, отмечается, что "Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств" <**>. Эта система мер в качестве своего непременного компонента должна включать группу уголовно-правовых норм, ориентированных на защиту от преступности несовершеннолетних. Трудно переоценить масштабы последствий данного вида преступности, которая разрушает личность подростка, а вместе с тем нравственные устои общества, делает жизнь родителей невыносимой из-за моральных и физических страданий, препятствует росту материального и духовного благополучия семьи.

<*> Позднышев А.Н. Государственная служба в сфере обеспечения общественной безопасности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. С. 40.
<**> Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).

Представляя собой сложное явление, преступность несовершеннолетних является результатом действия множества обстоятельств, факторов, социальных причин, влияющих на состояние, структуру, уровень преступности. Гражданско-правовые институты и соответствующие социальные структуры сегодня не в состоянии обеспечить надежные меры профилактики преступности несовершеннолетних. Преступления несовершеннолетних есть в первую очередь результат дурного семейного воспитания <*>. По мере большей ориентации массовой культуры на установки "нравится/не нравится", "хочется/не хочется", чем на традиционные ориентиры "правильно/неправильно", "нужно/хочется", жизнь по чувству, влечению сегодня начинает, по крайней мере внешне, преобладать над жизнью по разуму, по укладу, что особенно заметно в межличностных отношениях. Этим объясняется то, что родители не могут систематически заниматься ребенком - не хватает душевных и духовных сил заниматься этим постоянно.

<*> Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 1990. С. 40.

Противодействие преступности несовершеннолетних должно быть нацелено на расширение сферы контроля государства и общества над преступностью несовершеннолетних и предполагает: создание в обществе условий, при которых несовершеннолетние смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для плодотворной жизни в зрелом возрасте; устранение угрозы правам, свободам и законным интересам подрастающего поколения, их активную защиту; недопущение вовлечения в преступность несовершеннолетних новых социальных слоев, вытеснение таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, проституция, из сфер социальной жизни подрастающего поколения; ограничение неправовых методов регулирования межличностных и хозяйственно-экономических отношений, в которых участвуют несовершеннолетние; изменение общественного сознания и формирование позитивных ценностных ориентаций граждан (в первую очередь несовершеннолетних), понижение порога терпимости граждан к преступным проявлениям в обществе в целом и в отношении несовершеннолетних как наиболее слабозащищенной социальной группы в частности; создание полноценной системы реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в медико-психолого-воспитательно-коррекционном воздействии, в том числе на различных этапах реализации уголовной ответственности; повышение эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью несовершеннолетних и проявлениями преступной деятельности, направленной на ее самовоспроизводство; повышение эффективности и совершенствование деятельности органов, обеспечивающих противодействие преступности несовершеннолетних, в первую очередь усиление роли субъектов РФ и местного самоуправления; выработку действенного механизма практического осуществления государственных мероприятий в области детства, контроль и ответственность за выполнение принимаемых решений.

Сегодня комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит из сотрудников, работающих на общественных началах, что не позволяет достигнуть эффективности ее работы. Необходимо обеспечить функционирование этих комиссий на постоянной и профессиональной основе, которые должны возглавлять председатели - заместители глав администраций регионов, а заместители председателей комиссий должны быть освобождены от других обязанностей. В состав комиссий войдут ответственный секретарь и специалисты (инспектора). Количество последних будет зависеть от численности подросткового населения в регионе. На общественных началах и принципе добровольности в комиссии могли бы войти представители зарегистрированных общественных объединений, занимающихся проблемами несовершеннолетних. Целесообразно привлечение общественности к работе с трудными подростками, например студентов, обучающихся в юридических, педагогических и других вузах, организовав из их числа постоянно действующие волонтерские отряды. Перспективно на местном уровне создать службу "Защитника прав несовершеннолетних". В обязанности защитника должно входить: рассмотрение и разрешение жалоб несовершеннолетних, их опекунов, попечителей, а также иных заинтересованных лиц (групп лиц), организаций и органов на нарушения прав данной категории лиц, предусмотренных Конвенцией по правам ребенка, иными международными документами, внутригосударственными нормами права; рассмотрение жалоб на действия (акты) органов, в обязанности которых входит защита прав несовершеннолетних (трудоустройство, материальное обеспечение, реализация права на образование) и т.д.; контроль за соблюдением интересов несовершеннолетних, подвергшихся мерам воспитательного и административного воздействия, осужденных, досрочно освобожденных от отбывания наказания, возвратившихся из специальных воспитательных учреждений.

В решении проблем несовершеннолетней преступности важную роль играет создание специального суда для несовершеннолетних. Кроме того, необходимо образование семейных судов по делам несовершеннолетних. Наряду с районными (городскими) судами общей юрисдикции они должны действовать в каждом районе (городе). Прежде всего к компетенции новых звеньев судебной системы следует отнести рассмотрение всех уголовных дел в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, а также данными судами должны рассматриваться все гражданские дела, так или иначе затрагивающие интересы несовершеннолетних (например, о расторжении брака родителей, имеющих несовершеннолетних детей; о лишении родительских прав и т.п.), а также дела об административных правонарушениях, совершаемых лицами, не достигшими 18 лет. В семейный суд должна поступать вся информация о совершаемых несовершеннолетними правонарушениях в данном районе (городе), на основе которой можно принимать меры, направленные на устранение условий, способствующих совершению правонарушений. Деятельность предлагаемых судебных органов может не только способствовать более всестороннему и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления, но и выявлению в каждом конкретном случае внутренних механизмом, тех конкретных жизненных факторов, которые привели подростка к правонарушению, и содействовать их устранению. Необходимо, чтобы состав рассматриваемого суда качественно отличался от состава суда общей юрисдикции: наряду с профессиональными судьями в него должны входить педагоги, психологи, психотерапевты. Именно поэтому состав семейного суда по делам несовершеннолетних целесообразно увеличить до пяти человек. Судьями семейного суда по делам несовершеннолетних должны назначаться лица в возрасте от 30 лет, ранее проработавшие не менее пяти лет судьями районных (городских) судов и специализировавшиеся по делам несовершеннолетних, что обусловливается спецификой и особой сложностью дел. В системе профилактики преступности несовершеннолетних главенствующую роль должна играть ранняя профилактика социально-негативного поведения несовершеннолетних, а для обеспечения целостности и преемственности этой работы, отдельных ее звеньев в региональном масштабе следует сформировать единый комплексный субъект профилактики, способный оперативно реагировать и координировать деятельность всех социально-правовых элементов в системе профилактики.